Прочитать Опубликовать Настроить Войти
Андрей Кружнов
Добавить в избранное
Поставить на паузу
Печатался в Литературных альманахах, в журнале «Страстной бульвар», в газетах. Спектакли по пьесам Кружнова идут в профессиональных театрах России и Ближнего зарубежья. Лауреат литературного конкурса "Бумажный ранет-2014". Является членом Союза театральных деятелей и Союза писателей России. Выпустил два сборника пьес и книгу "Юмористические рассказы об актёрах, о любви и глупости". Моб.: 8-962-233-33-02 E-mail: andrey6202@mail.ru
http://www.a6202.ru/ Написать автору письмо
Святые уроды

СВЯТЫЕ УРОДЫ
(Эпизоды из провинциальной жизни в 2-х действиях)

Действующие лица:

СВЕТА, 24-28 лет, миниатюрная девушка с блуждающей улыбкой и серь-ёзными глазами;
ЮРКА, её муж, 30-35 лет, задумчивый молодой человек с недовольным взглядом;
ЛИДИЯ ПЕТРОВНА, мать Светы, 45-50 лет, плотная энергичная женщина с открытым лицом и нервным тиком;
БАБКА АННА, мать Лидии Петровны, 70-76 лет, худощавая женщина с юркими глазами и уставшим выражением лица;
ИГОРЁК, худощавый, отёкший, с жидкими волосами, неопределённого возраста.

Место действия: трёхкомнатная квартира с лоджией и кухней.

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Ясное летнее утро. Большая зала трёхкомнатной квартиры в одном из провинциальных городов. В комнате висит несколько самодельных верёвочных кашпо, гипсовые разукрашенные маски и любительские картины в стиле постмодерн. Большое окно с выходом на лоджию открыто и занавешено марлей от кома-ров. Через лоджию видны верхушки берёз и небо – это третий этаж. За зелёной листвой проглядывают крыши деревянных домов – это окраина города: прилепившаяся сбоку деревенька, давно ставшая пригородом. На большом диване спят Света и её муж Юрка. Рядом детская кроватка, где спит маленький ребё-нок.
Слышен звонок в дверь.

СВЕТА (тяжело поднимая голову и глядя на часы). Озверели, что ли, в такую рань.
ЮРКА (не открывая глаз, уткнувшись в подушку). Пошли в баню…
СВЕТА. А вдруг эта ненормальная пришла.
ЮРКА. У неё ключи…

Звонок становится настойчивым и долгим.

СВЕТА. Блин, с больной башкой… спать хочу... (Поднимается, накидыва-ет халат. Облизывает пересохшие губы.) Юр, у нас газировка осталась?
ЮРКА. Не... Макс, по-моему, всё выдул.
02.07.2018
ВЛЮБЛЁННАЯ КОЗА
(Лирическая сказка в 14-ти картинах)

Действующие лица:

КОЗА МАРТА;
КОНЬ БАГРАТИОН;
ВОЛК ПАХОМ;
ПАШУША́НЯ
ОХОТНИК.

Места действия: лесная поляна с малиновым кустом; овраг с надломленным деревом; внутри волчьего логова; возле охотничьего сарая.

Картина первая

Лесная полянка в окружении осин и берёзок, в листве которых уже появились рыжие подпалины. Посреди поляны малиновый куст, рядом поваленное дерево и оставшийся от него пенёк.
Слышится лай собак, из леса выбегает перепуганная Коза с узелком в руках.

КОЗА. Ой-ёй-ёй, куда же спрятаться несчастной козочке?!.

Увидев малиновый куст, Коза прячется за него, и куст начинает мелко дрожать.
С другой стороны, из леса, выбегает Конь. Он испуганно с недоумением оглядывается и фыркает.

КОНЬ. И-и-и когда он закончится – этот охотничий сезон?! В лесу и так остались одни вороны да мыши!..

Из леса выбегает Волк и тоже испуганно озирается, на нём надет меховой треух и какой-то драный полушубок.

(Удивлённо.) Волк?!
ВОЛК (испуганно). Где волк? Какой волк?!
КОНЬ. Я вас имел в виду.
ВОЛК. Вы что-то спутали, любезный. Я пёс. Волкодав-охотник… Тут случайно волк не пробегал, а?
КОНЬ. И-и-и не знаю, что сказать.
ВОЛК. А собаки куда погнались?
КОНЬ. По-моему, туда. (Показывает куда-то в сторону.) Но я не совсем уверен.
ВОЛК. Это хорошо. Сейчас своих догоню и – волку конец! Крышка!..
КОНЬ. Надо быть немного добрее.
ВОЛК. Ишь ты – умник!.. (Оглядывается на дрожащие кусты.) А кто в кустах?.. Кто там, спрашиваю?!

Волк и Конь смотрят на кусты, которые мелко дрожат.

КОЗА (из кустов). Никто.
18.05.2018
ЛЮКС ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ
(Комиксы о «старой» Европе в 2-х действиях)

Сокращённый вариант пьесы
Dave Freeman “A Bedfull of Foreigners”.

Сокращение, перевод и адаптация –
Андрей Кружнов

Действующие лица:
КАРАК,
ХАЙНЦ,
СТЭНЛИ ПАРКЕР,
БРЕНДА ПАРКЕР,
КЛОД ФИЛБИ,
ХЕЛЬГА ФИЛБИ,
СИМОНА.

ДЕЙСТВИЕ I

Поздний октябрь. Отель во французской деревушке на границе с Германией. Спальная комната, оклеенная не с одним слоем обоев с двумя двуспальными кроватями. Кроме входной двери, дверь в ванную и окно, есть ещё потайная дверь, замаскированная обоями. Девять часов вечера.
Карак, главный швейцар, входит из прихожей. Он кряжист, словно вытесан из камня, ему около пятидесяти с половиной, говорит со славянским акцентом и умеет невозмутимо насмехаться. В руках у него сумка с инструментами, он подходит к лампе на стене над первой кроватью. Открыв банку пива, делает долгий глоток.
Телефонный звонок. Kарак идет к телефону с банкой пива.

КАРАК (по телефону, на ломаном немецком). Даз ист отель Хайнца!.. (Плохо слышно.) Што, ля франсе?.. (В сторону.) Черт вас разберёт, откуда вы?!.. (Тут же на ломаном французском.) Вуи, монсёр, одна комнатка в загашнике имеется... Што?.. (Переходит на ломаный немецкий.) О, йа, йа, дойчланд! Ванна работает зер гут!.. Сливается тут же, клянусь май мутер!.. Слушайте внимательно!.. (Делает большой глоток пива и булькает, полоща рот.) Слыхали — сливается в один момент… О, ю инглиш? (В сторону.) Шоб вам не спать три ночи! (В трубку.) О’кей, всё будет вери-вери гуд. Бронирую апартмент для вас... Орвуар, монсёр. (Спохватившись.) Э-э — гуд бай, сэ-эр. (Вешает трубку и идёт к кровати).
18.05.2018
ЛЮКС ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ
(Чисто европейская комедия в 2-х действиях)

Вольный перевод и адаптация Андрея Кружнова
пьесы Дэйва Фримэна “A Bedfull of Foreigners”.

Действующие лица:
КАРАК,
ХАЙНЦ,
СТЭНЛИ ПАРКЕР,
БРЕНДА ПАРКЕР,
КЛОД ФИЛБИ,
ХЕЛЬГА ФИЛБИ,
СИМОНА.

ДЕЙСТВИЕ I

Поздний октябрь. Отель во французской деревушке на границе с Германией. Спальная комната. Около девяти часов вечера.
Комната довольно стара: большая часть её прошлого обаяния, так же как и недостатков, тщательно заклеены не одним поколением энергичных обойщиков. Хотя кое-какие черты прошлых времён ещё видны. Вход находится в задней стене. Есть ещё две двери в комнаты. Одна, с левой стороны, ведёт в ванную; другая, справа, грубо замаскирована обоями и ведет к смежному гостиничному номеру. Возле двери ванной — встроенный шкаф-купе. Есть также туалетный столик с телефоном, две двуспальных кровати. Первая кровать в глубине сцены напротив задней стены, с правой стороны кровати первое окно с выступом (эркер), вверху поперёк окна старая резная перекладина затейливой работы с деревянными держателями. С другой стороны окна — вторая кровать, стоящая против угловой стены, на которой ещё одно окно выше кровати. Вокруг второй кровати может создаваться отдельная спальня, когда от стены, рядом с первым окном, разворачиваются ширмы. В ширмах имеется дверь. В течение первого действия эти ширмы сложены. Рядом с первой кроватью под окном старомодный радиатор.
Занавес открывает пустую сцену. После нескольких секунд Карак, главный швейцар, входит из прихожей.
18.05.2018
СПАСИТЕ МИГАЙ СВЕТОФОРЫЧА!
(Сказка-происшествие безо всяких правил дорожного движения –
одни опасности и нарушения!)

В спектакле занято всего 6 актёров! (3-е мужчин, 3-е женщин.)
Действующие лица:

МИГАЙ СВЕТОФОРЫЧ, главный дорожный светофор /большая кукла или просто голос за сценой/;
АВТОШКА, ремонтирует и конструирует автомобильчики и всякие другие механиз-мы;
ЗЕБРА ПЕШЕХОДНАЯ, хотя и мечтает стать цирковой;
ГОРЮ́ХА-АВАРЮ́ХА, сущность непутёвая – на все хулиганства готовая;
МОТОПИРАТ ТЫР-ДЫР, любитель шума и бешеной езды на мотоциклах;
КРАСНАЯ КОРОЛЕВА, Её Запрещательное Величество по прозвищу Кричалка-Запрещалка;
ЖЁЛТАЯ КОРОЛЕВА, Её Предупреждательное Величество по прозвищу Мигалка-Предупреждалка, сестра-близнец Красной королевы;
ЗЕЛЁНАЯ КОРОЛЕВА, Её Разрешательное Величество по прозвищу Скакалочка-Разрешалочка, сестра-близнец Красной и Жёлтой королев /все три короле-вы как два капли воды похожи друг на друга, поэтому их играет одна актриса/;
КРАСНЫЙ СТРАЖНИК, слуга Красной королевы, он же Дорожный Знак Въезд За-прещён;
ЖЁЛТЫЙ СТРАЖНИК, слуга Жёлтой королевы, он же Дорожный Знак Прочие Опас-ности, брат-близнец Красного Стражника;
ЗЕЛЁНЫЙ СТРАЖНИК, слуга Зелёной королевы, он же Дорожный Знак Пешеходная Дорожка, брат-близнец Красного и Жёлтого Стражников /все три Дорож-ных Знака – это братья-близнецы, как два капли воды похожие друг на друга, поэтому их играет один актёр/;
КОРОЛЕВСКОЕ ЭХО, голос за сценой.

Места действия: главная площадь сказочного города; Красное королевство; Жёл-тое королевство; Зелёное королевство.


ПЕРВОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ, НОЧНОЕ
19.10.2016
МАЛЬЧИК ТУМ-ДУМ И ШЕСТИГЛАЗОЕ ЧУДИЩЕ
(Невероятная сказка, скатившаяся с гор, в 14-ти картинах)

Действующие лица:

МАЛЬЧИК ТУМ-ДУМ;
СТАРАЯ ЗМЕЯ;
ШЕСТИГЛАЗОЕ ЧУДИЩЕ, оно же СТАРУХА, оно же ДЕРЕВО, оно же ОГНЕННЫЙ ШАР СУДЬБЫ;
ЦАРЕВНА ЛА-ЛУ.

Места действия: большой камень у подножия горы; горная тропинка вдоль озера; мандариновый сад у пещеры.

ПЕРВАЯ картина

По горной тропинке бежит Мальчик и радостно кричит.

МАЛЬЧИК (задрав голову вверх). Эге-гей, солнышко, здравствуй!.. Эге-гей, небо, рад видеть тебя!.. Эге-гей, эхо, рад слышать тебя!..

На большой камень выползает старая толстая Змея.

ЗМЕЯ (недовольно). Што ты орёш-шь?! Што ты топочеш-шь как слон?! Как будто по голове кто стучит кулаком – тум-дум, тум-дум, тум-дум!..
МАЛЬЧИК. Ой, здравствуй, старая длиннобрюхая змея!
ЗМЕЯ. Как зовут тебя, мальчик тум-дум?
МАЛЬЧИК. О, наконец-то я узнал, как меня зовут. А зовут меня – мальчик Тум-Дум!
ЗМЕЯ. Какое точное имя. А откуда ты свалился? С луны?
МАЛЬЧИК. Нет, не с луны. Во-он с той высокой горы. Сначала покатился камень, потом зашумели птицы, следом закричало эхо, а затем появился и я!..
ЗМЕЯ. А куда же так громко и быстро бежиш-ш-шь?
МАЛЬЧИК. А бегу я, о крайнелюбопытная змея, совершать подвиги – только тогда я стану настоящим мужчиной, как пропел мне ветер! Кстати, нужен ли тебе какой подвиг от меня?
ЗМЕЯ. Нет. Мне нужна только тиш-шь и тепло, маленький торопыга.
МАЛЬЧИК. Может быть, ты знаешь кого-нибудь, кому нужны мои подвиги?
ЗМЕЯ (безнадёжно). Кому нужны подвиги в наш-ши тошные времена…
21.06.2017
ДВА БИЛЕТА В ЦИРК

(Шутливая драма в одном действии)
ОН, муж;
ОНА, жена.

Он и Она в комнате.

ОНА: (обнимая его). А знаешь, почему-то мне всегда хотелось иметь детей. И причём, много детей.
ОН: (листая газеты). Это очень по-женски. Это естественно.
ОНА: А по-мужски?
ОН: Всяко бывает. Часто и не знаешь толком, чего больше тебе надобно: то ли детей, то ли женщин, то ли денег, то ли свободы вообще. Парадокс души!..
ОНА: А если бы ты узнал, что у тебя появится ребёнок, что бы ты сделал?
ОН: Глупость бы сморозил какую-нибудь...
ОНА: Какую?
ОН: Ну, какую... Ну, сказал бы, что... Я не знаю: хорошо, поживём увидим, песенку бы спел про солнечный круг.
ОНА: А мы вот сейчас проверим, что ты скажешь на это!..
ОН: Чёрт, почему у нас так душно в комнате?! Не могу понять, кончилась зима или нет?
ОНА: Уже апрель.
ОН: Вот видишь, на дворе уже апрель, а у нас все окна позаклеены да позаконопачены!.. На дворе же нет лютых морозов?!.. (Пытается открыть форточку, но безрезультатно.) А мы не можем даже открыть форточки! Не можем почистить стёкла! Сплошная грязь на стёклах!..
ОНА: Где ты увидел грязь? Просто они запотели... А форточка открывается в другую сторону.
ОН: Правильно, снаружи запотели, потому что на улице теплее, чем у нас в доме. Заруби себе, я не выношу неаккуратности! Особенно, у женщин!
ОНА: Если хочешь, я запишу это себе в тетрадь. (Лезет за тетрадью.)
ОН: Вот и запиши. Не-ак-ку-рат-ность! А слово «неаккуратность» пишется с двумя «ка».
ОНА: (аккуратно записывая). С двумя «ка».
ОН: Ответь, пожалуйста: почему я всегда точно стараюсь донести свою мысль? Почему я всегда говорю не расплывчато, а конкретно и по существу?
ОНА: Почему?
19.10.2014
САМАЯ СТАРАЯ СКАЗКА

(Сказка в пяти картинах с малюсеньким прологом)

Действующие лица:

СТАРИЧОК-МОХОВИЧОК, добрый леший;
СТРАШУХА-ЗЕЛЕНУХА, лешачиха со стажем;
ЗВЁЗДОЧКА, хрустальная гостья с неба;
ЦВЕТОЧЕК, вполне может быть кукольным персонажем.

Действие происходит на лесной полянке в старом лесу в далёкие-далёкие времена.

Пролог

На сцену выходит Актёр и Актриса, которые будут играть Моховичка и Страшуху.

АКТЁР: Здравствуйте, дорогие дети!
АКТРИСА: Здравствуйте, мальчики и девочки! А вы знаете, что такое те-атр?..
АКТЁР: Театр – это место, где вам показывают сказки и разные весёлые ис-тории. Сейчас прямо здесь мы вам покажем сказку, а значит, это уже театр – правда?..
АКТРИСА: А сказку вам показывают артисты! Артисты это мы – я и он! А вы наши любимые зрители.
АКТЁР: А чтобы артисты были похожи на сказочных героев, они должны одеть сказочные костюмы!..

Актёр надевает шапку и курточку Моховичка, а Актриса кос-матый парик Страшухи на глазах у зрителей.

АКТРИСА: А кого мы играем, вы скоро узнаете.
АКТЁР: Это самая старая сказка на свете, она случилась в давние-давние времена, когда на земле ещё не было людей и городов… (Актёр уже в роли Моховичка сжимается в комочек и прячется на полянке в траве.)
АКТРИСА: Когда умели разговаривать даже цветы и облака, а в лесу жили только звери, птички и лешие!.. Хе-хе!.. (Посмеиваясь уже в роли Страшухи, она прячется в лесу.)

Картина первая

Солнечная поляна в лесу, возле которой растёт старое раскидистое дерево с большим дуплом в стволе. На самой поляне стоит пенёчек и кочки. Возле одной из кочек растёт цветочек.
18.10.2014
КРАСНАЯ ШАПОЧКА И ИНОПЛАНЕТЯНЕ

(Кибер-комическая сказка в 9-ти картинах с прологом)

Действующие лица:

КРАСНАЯ ШАПОЧКА, девочка, честная и вежливая;
КИБЕР-ШАПОЧКА, девочка-робот, домашняя хозяйка, двойник Красной Шапочки, как две капли воды похожая на неё (Красную Шапочку и Кибер-Шапочку играет одна актриса);
БАБУШКА КАПИТОЛИНА, бабушка Красной Шапочки, активная и современная;
СЕРЫЙ ВОЛК, лесной зверь, ироничный и «себе на уме»;
ТОЛСТЯК ОХО-ХО, космический пират, иногда мечтательный и часто трусоватый;
ЗЛОБНОЗУБЫЙ СИНЕУХ, капитан звездолёта и космический пират, вспыльчивый, но отходчивый;
ЛЕШАК, леший, а по совместительству охранитель, простоват и доверчив.

Места действия: пульт управления инопланетного звездолёта; лесная поляна; домик бабушки Красной Шапочки.

Пролог

Пульт управления инопланетного звездолёта, так называемой «летающей тарелки». За пультом сидят космические пираты: Злобнозубый Синеух и Толстяк Охо-хо. Толстяк, выпучив глаза, вглядывается в темноту, словно увидел там что-то необычное.

ТОЛСТЯК: (говоря на непонятном языке, показывая пальцем в темноту). Буль-пыль-мыль! Сон-жуть-муть!..
СИНЕУХ: (тоже отвечая на непонятном языке, угрожая). Дура́шки-бамба́шки! Карра́мба-шмакадя́мба!..

Толстяк тянет на себя рычаг на пульте управления, звездолёт начинает трясти, а пульт мигает яркими индикаторами. Раздаётся электронный голос Робота-пилота.

ГОЛОС РОБОТА-ПИЛОТА: Внимание. Мы приближаемся к планете Земля. Злобнозубый Синеух и Толстяк Охо-хо, приказываю перейти на земной язык. Включаю языковый трансформатор-запоминатель.
18.10.2014
ЁЛКА И БЕЛКА

(Новогодняя сказка в 10-ти эпизодах)

Действующие лица:

ЁЛКА, девочка 11 лет;
БЕЛКА, девочка 10 лет, её сестра;
КАПИТАН ИЩЕЙКИН, капитан полиции;
СНЕЖАНА ИЗОЛЬДОВНА, воспитатель детского дома;
СТАРУХА-СНЕГОВУХА, лесная бабка, помощница Деда Мороза;
ЛИСА-РЫЖАЯ КРАСА, гламурная лисица;
ПЕНЬ КОЛОДЫЧ, лесной пень и по совместительству Леший;
ДЕД МОРОЗ, тот самый.

Места действия: заснеженная поляна Лешего, изба Старухи-Снеговухи, зимний ночной лес.

1 эпизод

Зимний лес. Деревья, усыпанные снегом, обступили пушистые сугробы на лесной поляне. На одном таком высоком дереве на суку висит старенький телевизор с оленьими рогами вместо антенны. Под этим же деревом расположился Пень Колодыч, он что-то усердно выцарапывает обугленной веточкой на куске берёзовой коры и бубнит себе под нос.

ПЕНЬ КОЛОДЫЧ: «Ды-а ды-ра гы-ой Ды-и-ды-и Мы-а ры-а о-о-осс!..» (Читает.) «Дорогой Дед Мороз»! Фух ты, прямо руки задеревенели… (Со скрипом пытается разогнуть спину.) Фух ты, спину скрючило!.. Р-раз-два!.. Три-четыре!.. (Разгибается.) Фух ты, как же мне написать-то Деду Морозу, ммм… «Подари мне, пожалуйста, друга». Нет, просто как-то… «Хорошо бы, если бы ты бы подарил бы друга бы». Нет, мудрёно как-то… Фух, тяжёлая это наука письма сочинять.

Пень Колодыч тянется к телевизору, включает его, сначала оттуда раздаётся шипение, он грозит телевизору кулаком и тогда начинает звучать красивая мелодия. Пень Колодыч подпевает.

1)
Мне качает берёза ветвями,
И скрипит под ногами снежок,
Ах, в холодном лесу вечерами
Даже в праздники я одинок.

Припев:
Пусть трухляв я, и похож на пенёк,
Пусть живу я в дремотной глуши,
03.08.2013
ЯСПЕР-ЛЕСНОЙ ОХОТНИК
(Сказочная фантазия в 2-х действиях с прологом)

Импровизация на темы мордовских народных сказок: «Куйгорож» и «Вирява», а также на темы мокшанских легенд и преданий.

Действующие лица:

ЯСПЕР, лесной охотник;
КАРАГОЖ, сказочное существо, хозяин корчмы, отец Яспера;
ОВТАЙ, друг Яспера, из «лесного народа»;
ХАН МУРУХТАН, великий хан воинственной страны;
Э́КСТАЛЬ, она же БЕЛЯНА, приёмная дочь хана Мурухтана;
МУРЗА БАБАЙ, военачальник, подданный хана;
ВИРЯВА, колдунья, хозяйка леса;
а также: Лесные духи, Русалки, Деревья – всё, на что хватит фантазии, людей и средств. В противном случае, всё это можно свести к минимуму, оставив как звуковое и световое оформление.

ВСТУПЛЕНИЕ:
Эта сказочная и героическая история произошла в давние-давние времена: когда вода во всех реках была чистой и прозрачной и в эти реки захаживал осётр, на берегах водили хороводы русалки, а в лесах жили сказочные духи и хозяйкой этих лесов была колдунья Вирява. Это были очень давние времена, потому что рядом с духами и русалками жили лесные люди – они называли себя «мокша». Их небольшую деревушку окружала густая, непроходимая чаща. Иногда на праздниках у лесных людей появлялся древний старик-жрец по имени Яспер. Он знал много сказочных историй: про коротышку Карагожа, про свирепое ханское войско, что рвалось сквозь чащу во владения русского царя. Но самая волшебная история случилась с самим Яспером, когда он был ещё безусым юношей…

ПРОЛОГ

Древняя лесная чаща. Огромные кряжистые ветви вековых дубов и вязов держат небо. Исполины вздыхают от неземной тяжести и слышится, будто они зовут кого-то: «Вирява… Вирява… Вирява!..»
03.08.2013
В ТРЁХ СОСНАХ
(Происшествие в одном действии)

Действующие лица:

СТАРИК;
МАЛЬЧИК;
МАЛЬЧИК В БЕЛОМ.

Середина августа. Опушка в сосновом бору. Посреди опушки три сосны, у одной из них сидит Старик, немного поодаль валяется его сумка. Солнце ещё не зашло, но день уже клонится к закату. Трава за лето успела размахаться в человечий рост. Из кустов появляется белобрысая мальчишечья голова и снова исчезает.

СТАРИК: (окликая). Эй, кто там?!.. (Прислушивается.) Я же слышу всё, чего за моей спиной прятаться… Ну, кто такой, чего молчишь? Я же чую, не зверь ты. Может, больной какой или с тюрьмы бежал, так у меня у самого рыло в пуху – выходи, покалякаем. Может, помогу чем, пожевать угощу. Чего в прятки играть-то?
МАЛЬЧИК: (в кустах). Больно надо.
СТАРИК: Ну, выходи, раз надо, чай, не укушу.
МАЛЬЧИК: (в кустах). А чего выходить-то, мне и тут не дует.
СТАРИК: Ну да. Раз не дует, чего выходить-то… Места у вас тут, слышь, прямо нарисованные… (Прислушивается.) Думал, вот грибков насобирать, а тут, слышь-ка, заблудился. Дурак старый. Беда у меня с ориентацией.
МАЛЬЧИК: Я не местный, сам из города за грибами приехал.
СТАРИК: Да вот и я не особо местный, помню, где-то овраг тут рядом – не знаешь?.. Ну, спасибо за подсказку… (Прислушивается к кустам. Потом пытается встать, опираясь на сосну. Встаёт на правую ногу и тут же корчится от боли.) Эта, малый, слышь-ка, ты не ушёл ещё?.. (Про себя.) Засранец. (Мальчику.) Слышь, малый, не подмогнёшь мне через этот овраг перелезть – отблагодарю. А то я хрен старый – наверх полезу, мослы переломаю.

Молчание.

Ну что ж, потопал я тогда, может, сам выберусь.
03.08.2013
ПРИНЦЕССА-РУСАЛОЧКА
(Романтическая сказка в 2-х действиях)
По мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

Действующие лица:
РУСАЛОЧКА, принцесса подводного королевства;
ФЕЯ, воспитательница Русалочки;
ПРИНЦ;
КОРОЛЬ, отец принца;
СОВЕТНИК, подданный Его Величества;
ИЗАБЕЛЛА, принцесса соседнего королевства;
ЭЛИЗА, камер-фрейлина принцессы Изабеллы;
ВЕДЬМА, морская, гнусная тварь;
УСТРИЦА;
1-Й ИСПОЛНИТЕЛЬ,
подданные Его Величества;
2-Й ИСПОЛНИТЕЛЬ,

А также: Бродячие музыканты, Дочери воздуха и Морские ужи.

МЕСТА ДЕЙСТВИЯ: королевская гавань; морское дно; морской берег в королевстве Изабеллы; логово морской Ведьмы; королевская оранжерея; дворцовые покои; садик во дворце.

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

I эпизод

Морской берег рядом с городской стеной. Из воды выныривает Русалочка и смотрит вверх на городскую стену. Со стены слышны голоса глашатаев: «Сегодня женится наследник короля! Каждый житель королевства обязан веселиться! Праздник в честь свадьбы Его Высочества! Праздник на городской площади!» На берегу появляется Фея-воспитательница с длинной тростью-палкой.

ФЕЯ: Вы опять здесь?.. Всё рыбье царство сломало жабры, все готовы встретить молодую королеву. А их божество пялит глаза на городскую стену!
РУСАЛОЧКА: Я хочу в последний раз посмотреть на людей. Ведь морской королеве нельзя подплывать к берегу.
ФЕЯ: Закон суров, но это закон! Золотая моя рыбка.
РУСАЛОЧКА: Я приношу семьсот пятьдесят второе извинение, дорогая Фея.
ФЕЯ: Правило А! (Цитирует.) «Королевский сан обязывает иметь…»
РУСАЛОЧКА: (продолжая). «…холодный рассудок и железную волю!»
ФЕЯ: Правила Бэ и Цэ!
03.08.2013
СОВЕТСКИЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ, ИЛИ ИСПОВЕДЬ ЛУЗЕРА
(Моно путешествие за океан в стиле лайт-фарс)

Действующие лица:

РАССКАЗЧИК.

I.

В темноте сцены стоят два стула.

РАССКАЗЧИК: (оглядывая реквизит на сцене). Так. По-моему, всё на месте. Не богато, конечно, но зато самое нужное… (Даёт отмашку осветителю и убавляется свет. Кланяется в зал.) Добрый вечер всем, как говорится. Итак, я вышел на эту сцену, дабы рассказать вам о путешествии в Америку… (На секунду задумывается.) Нет. Как-то пресно… Вот! История о бегстве из России в Америку. История странная – на первый взгляд… Я бежал из России или не я бежал из России не суть важно. Вернее, я вообще никуда не бежал. А то ведь некоторые умники спрашивают после спектакля: «Так ты что, из-за своей жены, из-за её любовника в Штаты дёрнул?! С ума сойти!» Конечно, нет. Если я говорю «я там был», значит, я говорю о ком-то другом, но от своего имени. Самое главное, чтобы вы поверили, будто бы я там, действительно, был. Вот такая вот чехарда…
Один маленький вопрос. Просто рассказывать о бегстве скучно, важнее понять, отчего оно случилось. Поэтому вопрос: кто знает, зачем неудачнику родина?.. (Что-то отвечают из зала.) Нет, я понимаю, когда ты депутат. Сытый. Довольный собой, недовольный другими. Охрана, неприкосновенность даже. Родина его бережёт. Куда ему без неё? Или там президент. Ну что президент такое без родины, а? Даже подумать страшно, просто некий Дмитрий Анат…ич и всё!.. (Как бы подхватывая вопрос из зала.) Творческий человек?
03.08.2013
ОГНЕННЫЙ ЛЕВ
(Сказка для драматического театра и театра кукол об опасности игры с огнём в 5-ти картинах с прологом)

Действующие лица:
САНЕЧКА, озорной мальчик;
ЛЯЛЕЧКА, непослушная девочка;
ОГНЕННЫЙ ЛЕВ, он же РЫЖЫЙ ЛЬВЁНОК;
МАЭСТРО ДЫМУЧЧО, мастер огненных фокусов;
ИСКРЫ-ЭКВИЛИБРИСТКИ, помощницы Дымуччо;
ФЕЯ ДОЖДЕЛИНА, добрая фея дождя;
ПОЖАРНЫЙ СЛОН, пожарник;
БАБУШКА АГАПА, бабушка Санечки и Лялечки;
ОБЛАКА, помощники феи Дожделины;
КОЛОКОЛЬЧИКИ;
ДОМ.

Места действия: цирк маэстро Дымуччо; полянка перед домом бабушки Агапы; полянка феи Дожделины.

Пролог
Под звук фанфар появляется маэстро Дымуччо, укутанный чёрным плащом. Вокруг него, поблёскивая, переливаясь и искрясь в необычном танце, кружатся Искры-эквилибристки.

МАЭСТРО ДЫМУЧЧО (торжественно объявляя начало представления).
Уважаемые дети,
Впервые на всей планете –
Абсолютно бесплатно,
Для каждого и полезно, и приятно –
Будет дано единственное представление!
Гарантируем восторг и восхищение!
Ни шутки, ни розыгрыш, ни блеф –
На арену выйдет настоящий Огненный лев!
ИСКРЫ (хором).
Всех, кто скукой и грустью измучен,
Приглашаем в цирк маэстро Дымуччо!
МАЭСТРО ДЫМУЧЧО. Уно моменто. (Достаёт большой коробок спичек.) Удивительная вещица – только чиркнешь и она дымится! Чиркнешь – раз, два, три – и она уже горит! (Зрителям.)
Нас взрослые пугают,
Все шуточки с огнём
Кончаются плачевно –
Мол, загорится дом.

Мол, загорится в поле
Засохшая трава,
А сами поджигают
Зимой в печи дрова.

Не верьте им, ребята,
Слова их ерунда,
Играть с огнём приятно –
Везде, всегда, да, да!
03.08.2013
КУДЫКИНА СТЕПЬ
(Фантастическая быль в четырех действиях)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

ЧЕЛОВЕК В ШЛЯПЕ, он же ЗОДЧИЙ;

СМОТРИТЕЛЬ;

СТЕПНОЙ УШАН;

СТАРУХА;

МИЛЯ.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

К а р т и н а п е р в а я

Бескрайняя степь под открытым ночным небом. Неподалеку железнодорожная будка с косыми полосами по краям стен и шлагбаум. Вдали отгремел уходящий состав и снова – тишь. На сложенных шпалах возле насыпи сидит Старуха с клюкой и что-то жуёт. Появляется Человек в шляпе, в руке у него кожаный портфель.

ЧЕЛОВЕК В ШЛЯПЕ: (напевая). Степь да степь кругом, путь… куда-то там лежит… Странно, а где же у нас огни большого города?.. Бабушка, не в курсе, в какой стороне у вас… э-э… (Вспоминает.) Станция… как же её?!.. Название какое-то идиотское!.. Распра… Пропка… Опка… чёрт!
СТАРУХА: Распоповка, поди? Да вроде как и рядом отсюдова, а вроде и далёко.
ЧЕЛОВЕК В ШЛЯПЕ: Так, значит, слез не по станции… Чёрт, надо же было так надраться!
СТАРУХА: Далёко ж ты из столицы забрался.
ЧЕЛОВЕК В ШЛЯПЕ: А вам откуда известно?
СТАРУХА: А я всё про всех знаю, кто в кудыкину степь попал. Тебя ж послали в Распоповку про камушки узнать, про алмазы. Ты думаешь, наобещаешь людям новый город построить, ещё чего, а сами-то из земли всё богатство повытаскаете да и плюнете на всех, не так ли?
ЧЕЛОВЕК В ШЛЯПЕ: Ну, во-первых, меня послали как депутата, как члена... мм, ну и прочее. Интерес идёт от правительства, так сказать, с самого верха. Не думаете же вы, что оно обманет вас?!.. Кстати, когда у нас следующий поезд?
03.08.2013
СКАЗКА ПРО ВЭЛСА, ЛЕНИНА И НЛО
(Фантастическая сказка)

Жил-был на свете один несчастный человек: всю жизнь мечтал увидеть летающую тарелку, монстров каких-нибудь, а утром проснётся, рядом жена храпит вот с такой бородавкой на носу, кислыми щами на весь коммунальный коридор воняет – просто спасу нет! Ну, и тогда этот несчастный человек вздыхал, садился за стол и начинал писать. Нет, не жалобы по поводу того, что ему вся эта тряхомудия уже в печени сидит, он садился и писал книжки про этих самых монстров, про людей невидимых, ну, про всю ту чушь, что у него в башке сидела. И так ему вроде как спокойнее становилось. Включит керосинку, примостырится поудобнее и скрипит себе пёрышком, мечтает, когда же он на этой самой «тарелке» от жены-мегеры улетит. Звали этого несчастного человека Герберт Вэлс, и все соседи считали его писателем, так прямо и говорили: «Эй ты, писарчук!» А жена даже за человека не считала.
И услыхал он как-то по радио или по телевизору, не помню, что есть такая страна Задумляндия, мол, чего в этой стране не задумаешь, всё сразу же исполняться должно, вроде как... Рассказывали там в радиопередаче про одного человека, у которого жена была с огромными кулачищами, как саданёт мужу в лоб, тот сразу кубырк из-за стола – на полу лежит, бедолага, весь в капусте и шевельнуть чем боится. Ну, так-то мечтал он, конечно, втихаря избавиться от этой асфальтоукладчицы, жениться на какой-нибудь баронессе или графине, чтобы хрупкая была, слабая, да вот что-то не выходило... И вот в этой самой Задумляндии появился великий чародей по имени Ленин, мол, все народные пожелания исполняет в тот же миг.
03.08.2013
СКАЗКА ПРО НЕОБЫЧНОГО ЧЕЛОВЕКА ПО ИМЕНИ ЛЕНИН
(Сказка-небылица)

Жил-был на свете один необычный человек и ни шута про себя не знал. Ну, бывает так, живёт-живёт человек, а кто он, зачем он, ему даже в голову не придёт, живёт себе и всё. А звали этого человека Ленин. Почему так звали? Потому что его жену, нет, вру, полюбовницу Ленкой звали. И все сначала говорили: «Вона, глянь, ленкин топает». А потом до мозгов-то дошло, что «ленкин» как-то не интеллигентно звучит, и ласково так стали говорить: «Вона, ленин хахаль чешет». И вот как-то во вторник, нет, вру, в пятницу сидит он на кухне, жуёт пересоленные котлеты, ну, ленкины и думает: «Фортепьяно мать! Это, значит, пока я буду с какой-то дурой жить, меня все только чьим-то хахалем считать будут!» То есть хоть звезду вбей себе в лоб, а всё равно ты ленкин хахаль и всё! Ленин по этому поводу сильно кручинился, год кручинился, второй – оно понятно, без бабы тоже нельзя – потом бросил кепку оземь и полез на Александрийскую колонну, он сам в Питере тогда жил. Вот, залез, значит, на эту колонну и как заорёт благим матом: «Я есмь вождь народа!» А народ идёт себе мимо и только семечки поплёвывает. Почему? Так народ-то тёмный был, несознательный, я бы даже сказал тупой… Да, стадо баранов, а не народ.
Очень тогда Ленин на весь народ обиделся и сбежал в Германию или во Францию, не помню. Точно помню, что от своей этой обиды стал он очень злой. Идёт, бывало, по Елисейским полям, потом ра-аз! – штаны скинет и давай гадить посреди этих полей!.. Да, злой он был на темноту народную…
03.08.2013
КЛАДБИЩЕ ДЛЯ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ЛИЦ
(Фантастический рассказ)

Жило-было одно значительное лицо. Было оно так значительно, что не верило никому даже самому себе; так было значительно, что даже не могло расслабиться и вздремнуть на заседании, как иной раз позволяли себе более мелкие особы. Лицо было значительным, и позволяло себе жить, как в раю и могло устроить ад кромешный любому своему недругу.
Плохо ли хорошо ли, но время пришло и как-то на одном из заседаний значительное лицо вдруг возьми да и умри. Успело только нажать на кнопку для голосования и тут же испустило дух.
Лица, что были помельче, схватили умершего и, как муравьи гусеницу, потащили на улицу. Для таких случаев там возвышался гранитный постамент с каменным гербом и всегда со свежими цветами. Дружно втащили тело на прохладный гранит, обступили его и стали по очерёдности говорить серьёзные вещи, вот мол, какой это был распрекрасный человек, и как все его любят, и как без него встанут все дела, словно заклинали его душу вернуться в тело, хотя… Хотя всё это может быть и лукавство, и они таким образом отпевали его и гнали прочь несчастную душу – поди разбери этих чиновников, их души столько раз выворачиваются наизнанку, словно цилиндр у фокусника, что не разберёшь где изнанка, а где лицо.
А солнце как назло дышало жаром так, что одно из лиц не выдержало, качнулось от общей толпы – и со всего маху влепилось головой в горячий асфальт! Лицо тут же от асфальта отклеили, потащили и подложили рядом к покойному, правда, не успели и рта раскрыть, как упавший очнулся и змейкой вильнул промеж леса ног… Говорят, в газетах утром написали, мол, коллеги так любили покойного,
03.08.2013
САМОГОН НА МАНДАРИНОВЫХ КОРКАХ
(Юмористический рассказ)

Вячеслав имел удивительную особенность – вкусно, смачно говорить. Замечательный актёр – и с этим мало кто спорил, но когда им произносились слова, ему не было равных. Каждое слово становилось осязаемым, имело свой вкус и запах, казалось, он не говорит, а вылавливает пельмени из кипящего душистого бульона и аккуратно укладывает их в тарелку, приправляя сверху жирной сметаной и ароматной зеленью. Даже когда он читал сонеты Шекспира или рубаи Омар Хайяма, философская глубина текста окрашивалась какой-то гастрономической загадкой.
Работницы театрального буфета Славу просто обожали, в день, когда он играл обжору и выпивоху Фальстафа, буфет за время антракта пустел, как привокзальный ларёк у вагона с дембелями. В первом акте зрители просто исходили слюной, глядя, как Слава смачно пил закрашенную под вино воду и закусывал это варёной курятиной, а если он ещё и начинал смаковать свои вкусовые ощущения, то, казалось, зритель стонал от обилия желудочного сока. Это было начало девяностых годов, когда даже водка и макароны продавались по талонам и никаких гастрономических излишеств люди позволить не могли, видимо, это только обостряло любовь к его таланту.
Вячеслава пустые прилавки магазинов нисколько не беспокоили, он ходил на рыбалку, за грибами, засаливал капусту с огурцами в смородиновых листьях и гнал отличнейший самогон, который настаивал на мандариновых корках и ласково называл «мандариновкой». Иногда Слава приносил в театр солёных маслят и мандариновой самогонки, как он говорил «на пробу». «Душа человек! Эпикуреец!
03.08.2013
ЛЮСИНА ЛЮБОВЬ
(Рассказ порядочного человека)

Люся Напиткина была дурочкой. Когда она смотрела телевизор, то закидывала ноги на журнальный столик и сорила на пол семечки. Но не это главное. А главное то, что Люся не чтила свою мать. Мать у Люси была порядочной женщиной и, если ей вдруг хотелось выпить в компании таксиста Паши, она всегда закрывалась с ним в комнате, чтобы не травмировать свою дочь. Но Люся вдруг закатывала истерики, ломилась в материну комнату и грозилась вызвать милицию. Один раз она даже хлопнула об дверь дорогим китайским чайничком. Вера Николавна с достоинством вышла из комнаты и хлопнула Люсе по лицу. Люся, конечно, могла бы попросить у мамы прощения или, по крайней мере, урезонить её, мол, зачем вам нужно закрываться в комнате, когда я уже не ребёнок и прекрасно понимаю чем вы там занимаетесь. Но Люся Напиткина была дурочкой, поэтому она схватила пальто и убежала из дому. Естественно, что к Вере Николавне тут же закралась мысль, что дочь ревнует её к таксисту Паше. Или наоборот. Но не это главное. Главное, что Вера Николавна поступила, как порядочная женщина, она перестала встречаться с Пашей и познакомилась с негром. Негр был абсолютно чёрный и не мог вызвать симпатий у молоденькой девушки, значит, и скандалов, решила мать, больше быть не могло. Но она глубоко ошибалась. В первый же вечер Люся обозвала негра обезьяной и, видимо, назло всем влюбилась в своего школьного учителя.
Вообще-то с учителем история была занимательная. Когда Люся, закрыв лицо руками, рыдая, бежала из дома в соседний ресторан, чтобы хоть чем-то перебить своё паскудное внутреннее чувство, её остановил Валерий Николаич.
03.08.2013
МАЛЕНЬКАЯ СТЕРВА
(Юмористический рассказ)

В театре актрису Сонечку Подрезкину считали стервой. Отчего так случилось, все уже забыли, но мнение осталось. Старый театральный парикмахер Самсон припоминал, будто лет десять назад Сонечка во время репетиции укусила заезжего премьера за то, что тот поцеловал её прямо в губы. «Другая бы радовалась, – качал головой Самсон, – а эта!..» Кто-то говорил, что у неё абсолютно стервозный подбородок в виде такой длинной пимпочки. Кто-то рассказывал, как она отбрила вахтёра, который спросил, зачем она пришла в выходные: «Потому что я люблю театр и хочу быть с ним всегда!» – заявила она, высокомерно задрав нос. Слухов было много.
Внешность у Сонечки была обманчивой, и это всех ещё больше настораживало и отпугивало, с первого взгляда этакая маленькая девочка с пухлыми губами и голубыми глазами, как говорится, повесь ей на голову большой капроновый бант и – перед вами школьница. Правда у этой «школьницы» дочь училась в восьмом классе и ростом уже обогнала свою мать. В общем, Сонечка была травести и большей частью прыгала в сказках: то зайчиком, то мышонком, то ещё какой-нибудь козявкой.
Уборщица Капа, глядя, как Сонечка на очередной репетиции прыгала рыжей обезьянкой, громко цокая языком и вереща, как это делают мартышки, сокрушённо покачала головой и сказала:
– Господя, бабе уже сорок лет, а она всё трещит да скачет. Не приведи бог такую жисть! – Капа перекрестилась и пошла в фойе, что-то бормоча под нос.
Кстати, некоторые считали, что Подрезкина и стала-то стервой благодаря такой вот горемычной жизни, хотя сама она убеждала всех, что играть в сказках ей нравится, мол,
03.08.2013
ДОБРЫЙ ДИРЕКТОР
(Юмористический рассказ)

Эдуард Баянович Пустовидов работал директором областной филармонии уже третий год. В глубине души он был очень добрым человеком, правда, сам об этом не знал. Ну, бывает так, живёт-живёт человек, а про свои таланты и добродетели даже и не подозревает. Вот и Эдуард Баянович так… Зайдёт к нему какой-нибудь скрипач или пианист: «Эдуард Баянович, ну, повысьте зарплату, ну, что я как дурак работаю-работаю!..» А Эдуард Баянович ему спокойно так, без нервов: «Не работайте». «Как это так?» – удивляется музыкант. «А вот так, не работайте!» После такой железной логики музыкант уходил, глубоко задумавшись, и больше уже не входил в кабинет директора по пустякам.
Что делать, Эдуард Баянович не любил музыкантов и музыку не любил, особенно, классическую, да и к искусству холодновато относился. Но так как был назначен указом сверху на пост директора филармонии, нёс этот крест с достоинством и терпением. Он ни разу не накричал ни на одного музыканта, хотя поводов было хоть отбавляй. Ну, например, начнёт какой-нибудь тромбонист на собрании глупости говорить, мол, вот маленькая зарплата, инструментов нету, искусству надо помогать – и всё в таком духе. Эдуард Баянович ему отвечает без крика и мата: «Не нравится – уходите». И сразу же на собрании тишина, ну, что после такого скажешь, мол, не нравится жить – умирайте.
Конечно, тут доброты особо не сыщешь, тут больше интеллект и справедливость, но вот однажды эта доброта вылезла в неожиданном месте. Заходит как-то к Эдуард Баяновичу молодая флейтистка Лерочка Пирожникова, она ещё и месяца не работала, выпускница недавняя, и начинает плакать, мол,
03.08.2013
СМЕШНАЯ ЖЗЛ
(Жизнь Замечательных Людей)
(Анекдотические истории)

Авторское предисловие
В своё время я зачитывался историческими анекдотами Даниила Хармса на вечеринках вместе со своими друзьями-актёрами, про Пушкина, Льва Толстого, Герцена… Я считаю его великим мастером абсурда, который мог одним рассказиком раскрыть смысл целой эпохи и нисколько не стыжусь признаться, что люблю и ценю его талант. В своих маленьких анекдотах он выказал столько, сколько не смогли показать целые романы. Моя любовь к произведениям Хармса вылилась в такое вот продолжение…
И ещё: вокруг великих людей и событий всегда возникало множество легенд и мифов. Есть мифы хорошие, а есть мифы злые, которые мешают обществу жить и развиваться. Очень хочется, чтобы их количество несколько поубавилось, потому надеюсь этому поспособствовать своими историями.

МИХАИЛ ПУГОВКИН

Был такой известный киноактёр Михаил Пуговкин. Однажды он как-то подошёл на улице к неизвестному прохожему и щёлкнул его по носу, мол, здрассьте, это я Михаил Пуговкин!.. Но прохожий попался неразговорчивый, он сразу же развернулся и заехал Пуговкину в ухо – хрясть! После этого случая Пуговкин понял, что ещё не настолько известен, чтобы щёлкать по носу кого попало, и вернулся на съёмочную площадку.

ВИЛЬЯМ ШЕКСПИР

Шекспир был очень туманной личностью, оно и понятно, потому как жил в Англии. То он скрывался под именем Френсиса Бэкона, то королём прикидывался, говорили, что даже переодевался в женское платье, и бросал с балкона воздушные поцелуйчики! И никто никак не мог понять, зачем он этой дурью мается!
03.08.2013