Прочитать Опубликовать Настроить Войти
Юрий Кубасов
Добавить в избранное
Поставить на паузу
Написать автору
За последние 10 дней эту публикацию прочитали
22.11.2024 28 чел.
21.11.2024 78 чел.
20.11.2024 103 чел.
19.11.2024 56 чел.
18.11.2024 63 чел.
17.11.2024 48 чел.
16.11.2024 64 чел.
15.11.2024 79 чел.
14.11.2024 49 чел.
13.11.2024 100 чел.
Привлечь внимание читателей
Добавить в список   "Рекомендуем прочитать".

О чём грустим, воспоминая…

Ругая или хваля советскую школу, надо понимать, о школе какого периода истории идёт речь, поскольку под именем СССР в разное время существовали два совершенно разных государства.

Мы привыкли считать СССР государством, существовавшим на протяжении семидесяти трёх лет под красным знаменем коммунизма. Нас, жителей советской страны, убеждали в том, что советская страна переживала на своём историческом пути сложные периоды, идя всё время неизменно «вперёд к победе коммунизма». И когда Советский Союз развалился, этот факт его гражданам и всему миру деятели перестройки и гласности объяснили, как крах коммунистической идеи, как доказательство того, что советский народ сам добровольно отказался от коммунизма.
Но советские либералы бесстыдно солгали, как либералы это делают всегда, обманывая всех на свете.

Как часто нам сегодня приходиться слышать прямо противоположные, и даже взаимоисключающие, мнения о Стране Советов!
Братский союз народов СССР, сплочённый идеей коммунизма, победил германский нацизм и построил вторую экономику мира. – Никакого братства народов никогда не было в Советском Союзе, и каждая союзная республика «гребла под себя».
Советский Союз был передовой промышленной державой, и советская промышленность обеспечивала советский народ всеми товарами широкого потребления. – Советский народ «гонялся» за товарами из стран социализма и капитализма, которые случайно «выкидывали» в советских магазинах, посещая «толкучки» и «чёрные рынки», считая эти товары более красивыми, качественными и надёжными, чем товары советские.
Коллективный труд в сельском хозяйстве Советского Союза надёжно обеспечивал страну продовольствием. – Дефицит продуктов питания в СССР был постоянным, вызывая очереди в магазинах и «колбасные электрички», поощряя делать запасы впрок и трудиться на приусадебных участках.
В Советском Союзе «общественно полезный труд» объединял всех людей и был почётной обязанностью советского человека. – В Советском Союзе каждый человек честно трудился только на самого себя, а к труду «на благо общества» относился спустя рукава.
Советская культура звала людей на труд и на подвиг, она была вдохновительницей наших побед, культура давала примеры героизма и самопожертвования на благо всех людей. – Культурные образцы советские люди брали из западной массовой культуры: музыка, кино, журналы, моды. А советская молодёжь даже старалась выглядеть как с западные рок-звёзды.
Образ жизни советского человека – это жизнь ради достижения коммунизма, ради правды, честности и справедливости, жизнь ради других людей. – Советский образ жизни становился похожим на западный образ жизни, где каждый сам за себя, где «своя рубашка ближе к телу».
Советский человек – это борец за счастье трудового народа, творец и честный труженик, коллективист, для которого общественное благо всегда на первом месте. – Советский человек – это совок, везде ищущий свою жалкую выгоду, «несун», мелкий воришка, «заяц общественного транспорта».
И так далее, и тому подобное…

А недавно, в одной из своих программ, Никита Сергеевич Михалков привёл две противоположные точки зрения по поводу оценки средней школы советского периода.
Точку зрения либералов представил Герман Греф, заявивший, что советская школа была абсолютно плохой, «напихивающей» сознание ученика ненужными знаниями и не нужно к ней снова возвращаться.
Противоположная точка зрения была представлена словами Джона Кеннеди, сказанными им по поводу космических достижений СССР. Президент США отметил советскую школу, как самую лучшую школу в мире, которая подготовила первоклассных специалистов, позволивших Советскому Союзу выиграть космическую гонку, с которой надо брать пример.
Так где же правда? Давайте разбираться.

Государства, обычно, меняют свои названия, как только изменяется их суть, смысл их существования, изменяется идеологическая основа их жизни. Так, например, Веймарскую республику сменил Третий Рейх, как только германские нацисты получили власть в стране. Или, Российскую империю сменил Союз ССР, как только в стране победила Советская власть.
Но бывает и так, что одно и то же название относится к совершенно противоположным, по своей сути, государствам; что совершенно разные государства носят, как тёзки, одно и то же имя.
Например, существует пока что на земле государство под названием Украина. Когда-то, совсем ещё недавно, это было государство вполне себе успешное, поддерживающее нормальные отношения со всеми своими соседями. Но после февраля 2014 это государство исчезло и на его месте появилось другое государство с точно с таким же названием, только уже нацистское, начавшее войну со своим же народом.
Такой же случай произошёл и с государством под названием Союз Советских Социалистических Республик, которое существовало семьдесят три года. Однако, по сути, одно и то же имя носили два разных государства. Это были государства-тёзки, абсолютно не похожие друг на друга по смыслу, абсолютно разные по своей сути, по цели своего существования.
Одно государство реально стремилось построить и строило успешно коммунистическое общество, а другое фактически занималось медленной перестройкой страны с целью вступления её в «мировое сообщество», что на деле означало постепенную реставрацию капитализма.
Точкой, разделяющей одно государство от другого, когда СССР-прим сменил СССР-бис, стал день 5 марта 1953 года – день, когда не стало И. В. Сталина. И уже назавтра советские люди проснулись в другой стране.
Но подмену государства тогда почти никто не заметил, поскольку вся государственная атрибутика осталась прежней. Флаг, гимн, лозунги, слова, фразы оставались прежними, но резко сменилась направленность, цель исторического развития страны. Страна «перевернулась»: одна страна, шедшая успешно в одном направлении, сменилась другой, пошедшей в прямо противоположном направлении.

Иосиф Виссарионович Сталин – был идеолог коммунистического строительства. Он пытался вести советское государство по дороге, ведущей к обществу правды, честности и социальной справедливости. Это была очень сложная и трудная дорога первопроходцев, и на этом пути не могли не быть досадные и трагические ошибки. Но правильность выбранного страной пути развития подтверждалась грандиозными достижениями многонационального советского народа, строящего коммунизм.
Никогда в своей истории Россия не достигала такого могущества и успеха, никогда ещё российский народ не был таким монолитно единым, как в тридцатилетний период правления И. В. Сталина (разве что, ещё во времена Смуты начала XVII века). Никогда перспективы исторического развития Советской России и других союзных республик в составе СССР не были такими вдохновляюще грандиозными, как в сталинские времена.
Но всё резко изменилось весной 1953 года, когда к власти в стране пришли люди с иными взглядами на жизнь, совершившие переворот в понимании смысла существования страны, изменившие понимание того, ради чего существовало данное государство.

К сожалению, бурное тридцатилетие первого периода истории Советского Союза не оставило И. В. Сталину времени для дальнейшей творческой разработки теории построения коммунизма.
Восстановление народного хозяйства после завершения гражданской войны, НЭП, яростная внутрипартийная борьба взглядов на тактику строительства коммунизма, коллективизация сельского хозяйства, индустриализация промышленности, первые пятилетки, попытки очищения партии и страны от враждебных коммунизму сил, подготовка страны к обороне и четыре года непрерывных бессонных дней и ночей Великой Отечественной войны, послевоенное восстановление страны…
Трудно даже представить себе, как всё это смог вынести на своих плечах один человек, не сломавшись под тяжестью неотложных задач и неразрешимых проблем, твёрдой рукой ведя страну к «светлому будущему»! И это не вина И. В. Сталина, а его беда, что история не дала ему времени для работы над теорией коммунизма.
Но уже после окончания Великой Отечественной войны Сталин прекрасно осознавал исключительную важность решения двух назревших проблем для продолжения коммунистического строительства.
Необходимо было, во-первых, срочно заняться разработкой теории построения реального коммунизма, поскольку даже ленивый не мог не видеть ограниченность теории марксизма. И во-вторых, необходимо было провести кадровые перестановки, чтобы очистить руководящую верхушку КПСС от людей, успешно решавших вопросы военного строительства во время войны и успешно работающих по восстановлению народного хозяйства, но которые мало что понимали в коммунистической теории, а «без теории нам смерть». И Сталин уже наметил первые шаги к изменению кадрового состава руководящих органов партии…
И тут, как нельзя более кстати для партийных функционеров, верных исполнителей воли вождя, случилась неожиданно смерть И. В. Сталина, после которой вся власть в СССР оказалась в руках людей невежественных в вопросах теории построения коммунизма. И так как все эти люди были больше чиновниками, чем философами, то вся теория коммунизма была для них лишь набором цитат из работ Маркса, Энгельса и Ленина.
Конечно, новые руководители СССР не были тогда открытыми врагами коммунизма. Они были хорошими исполнителями, доказавшими свою верность к коммунизму своим самоотверженным трудом во время войны и после её завершения. Они по-своему продолжали «строить коммунизм», но, примитивно разбираясь в теории построения коммунистического общества, они просто не могли не свести все проблемы строительства коммунизма к вопросам экономического развития, в которых были спецами, считая коммунистическую риторику достаточной для построения коммунизма.

Теория коммунизма Маркса и Энгельса нуждалась в серьёзной переработке, и Сталин уже понимал после окончания войны, что коммунизм начинается не на «стройках пятилетки», а в сознании людей. Именно поэтому он ещё во время войны начал налаживать сотрудничество с религией в деле духовно-нравственного воспитания советского человека. Но после его смерти новые правители тут же начали антирелигиозную кампанию, повторяя атеистическую направленность «классиков марксизма-ленинизма».
Сталинские темпы роста экономики СССР позволяли надеяться на построение коммунизма «в основном» к 1980 году, как было провозглашено в документах ХХII съезда КПСС. Однако, новые руководители СССР, в соответствие со своими примитивными представлениями о коммунизме, стали самонадеянно и грубо, словно слон в посудной лавке, ломать всю систему управления народным хозяйством. И уже через десять лет в стране начались перебои с продуктами питания, и страна начала покупать хлеб за границей.
Советский Союз ещё по инерции, продолжая сталинский разгон в стратегически важных областях оборонной промышленности, создал царь-бомбу, запустил первый искусственный спутник Земли, вывел человека в космос, но разруха, начавшаяся сразу в управлении народным хозяйством, привела постепенно к падению темпов экономического развития.
А «достижение коммунизма» свелось к примитивной задаче по «построению материально-технической базы коммунизма». И под благовидными предлогами «удовлетворения постоянно растущих потребностей людей» и «мирного существования двух систем», новые властители СССР стали заискивать перед Западом, пытаясь встроить Советский Союз в мировую капиталистическую систему разделения труда.
В научных работах по истории СССР выдающихся российских учёных – Галушка А. С., Спицын Е. Ю., и многие-многие другие – очень подробно изложены последствия разрушительной деятельности некомпетентного партийного руководства, приведшие со временем к трагическому концу социалистическое советское государство.

Коммунизм – это общество, основанное не на стихии человеческих чувств, не на стихийном удовлетворении человеческих потребностей, не на стихии рыночного производства, а на рациональной организации жизни людей в соответствие с разумным отношением к человеку, обществу и природе. Следовательно, главным отличием коммунизма от капитализма является понимание предпринимаемых шагов в экономическом развитии общества, направленных не на слепое получение прибыли здесь и сейчас, а на рациональное для человека и мира использование природных ресурсов.
Капитализм варварски, не думая о последствиях, разбазаривает природные ресурсы планеты для удовлетворения часто бессмысленных, искусственно развиваемых, потребностей человека, загрязняя природную среду обитания. Наглядным примером стихийного капиталистического производства, направленного на удовлетворение любых, даже самых извращённых, потребностей человека, являются, например, гигантские мусорные острова в мировом океане, огромные свалки автомобилей, тотальное загрязнение окружающей среды.
Коммунизм призван покончить со стихийным процессом отравления планеты, а это означает планомерное развитие производства на основе разумного отношения к окружающему миру, обществу и человеку. А это означает, что коммунизм невозможно построить без непрерывного осмысления последствий человеческой деятельности, без разработки долговременных планов работ, без постоянно критического отношения к предпринимаемым шагам, без постоянного переосмысления теории строительства коммунизма, без неустанной работы по формированию духовно-нравственного облика человека.

А у карьеристов, присвоивших себе верховную власть в СССР, всё понимание коммунизма сводилось к экономическим показателям. Они не видели никакого принципиального отличия коммунизма от капитализма, кроме как: «коммунизм – общество с наивысшей производительностью общественного труда», поэтому и посвятили всю свою деятельность развитию народного хозяйства, совершенно не задумываясь о духовно-нравственном развитии человека и общества.
Эти чиновники в Политбюро и в ЦК КПСС были фактическими антикоммунистами, но не по призванию, а по незнанию. Провозглашая коммунизм целью развития советской страны, они понятия не имели о том, насколько противоположен коммунизм капитализму.
Так как они были производственниками и хозяйственниками, а не идеологами, то и решали все вопросы коммунистического строительства через показатели экономического развития, прикрываясь марксистской догмой «бытие определяет сознание». Поэтому работа над формированием коммунистического мировоззрения свелась просто заучиванию марксистских цитат, в надежде на то, что высокий уровень материального потребления автоматически сформирует коммунистическое сознание общества.
Не понимая значения идеологии в вопросах построения коммунизма, о чём предупреждали Ленин и Сталин, говоря об обострении идеологической борьбы по мере приближения к коммунизму, новые власти СССР начали проводить политику «мирного сосуществования двух систем» и «разрядки напряжённости», разругавшись при этом с коммунистическим Китаем по поводу «культа личности И. В. Сталина». И СССР второго периода своей истории стал, по сути, несмотря на всю коммунистическую риторику, строить капиталистическое государство, пытаясь встроиться в мировую систему разделения труда.
Сталинская страна победителей нацизма и строителей коммунизма исчезла после серии смертельных для её существования решений, произведённых новыми правителями страны. Мир капитализма перестал быть идейным противником, а стал лишь участником соревнования экономик между коммунизмом и капитализмом – кто выиграет эту гонку за благосостоянием, тот и будет исторически прав.
Но волюнтаристские решения в экономике привели к падению темпов экономического развития, что не позволило реализовать планы по «достижению коммунизма» и превращению СССР в первую экономическую державу мира. Наоборот, с каждым годом отставание от передовых капиталистических стран становилось всё более заметным для советских людей, что приводило к разочарованию в коммунистической идее.
Именно брежневский период истории СССР, несмотря на некоторые экономические достижения, стал называться «периодом застоя», когда советские люди уже теряли уверенность в правильности выбранного коммунистического пути развития страны. На смену советским людям постепенно приходили совки, для которых их жизнь должна быть такой, «как все люди на Западе при капитализме красиво живут».
У советских людей постепенно исчезало понимание принципиальной противоположности коммунизма и капитализма, ведь и на Западе, и в СССР строили, по сути, «общество потребления». И со временем советское общество даже внешне становилось похожим на западное. А так как на Западе показатели уровня потребления были выше, чем в странах социализма, это позволяло советским и заграничным либералам вести в стране, наукообразно и ненавязчиво, прямую агитацию в пользу капитализма.
За сорок послесталинских лет Советского Союза антикоммунистическая деятельность правящей страной партийной элиты сумела переформатировать сознание советского человека в сознание «больного капитализмом» совка, так что совковое общество уже с полным равнодушием приняло возвращение страны в капитализм. Со временем уже почти не осталось в СССР-бис настоящих советских людей, уже ничего не осталось от былого коммунистического мировоззрения в общественном сознании.
Фактически, Советский Союз периода Хрущёва-Брежнева стал считать себя догоняющей Запад моделью экономического развития. И с повышением уровня жизни в советском обществе всё более возрождалось буржуазное отношение к действительности. Самим ходом экономического развития СССР стал всё более напоминать обычную капиталистическую страну.
И когда началась перестройка с гласностью, советское общество стали уже открыто готовить к полному вхождению в мир капитализма. И к началу девяностых годов советское общественное сознание уже настолько было далеко от коммунистического мировоззрения, что граждане совершенно спокойно согласились с погибелью СССР и с переходом страны на рельсы капиталистического развития.

История страны под названием СССР состоит из истории двух прямо противоположных друг другу, по смыслу своего существования, государств.
В первое тридцатилетие её истории страна развивалась по пути строительства коммунизма – это был сталинский период её развития. Во второе сорокалетие её истории в общественном сознании советских людей происходила постепенная реставрация буржуазного отношения к действительности. И когда в советском обществе советский человек практически исчез полностью, когда советское общество стало обществом совков – совковым обществом, формальное возвращение страны в лоно капитализма произошло мирно и буднично, практически безболезненно. Страна уже была совершенно готова к реставрации капитализма.
Поэтому, когда мы вспоминаем СССР, мы всегда должны чётко понимать о каком периоде истории страны идёт речь.

А теперь вернёмся, понимая всю принципиальную разницу между СССР-прим и СССР-бис, к оценке советской системы образования.

Сейчас много разговоров в российском обществе ведётся по поводу средней школы. Сталкиваются две позиции по поводу того, что надо делать, чтобы повысить качество российского образования.
Первое мнение состоит в том, что российская школа должна вернуться к советской системе образования, так как она была самой лучшей в мире, что подтвердил даже президент США Джон Кеннеди, комментируя космические успехи Советского Союза. А второе мнение состоит в том, что к советской системе образования возвращаться нельзя, поскольку советская школа была совершенно не способна учить и воспитывать молодое поколение.
В этой дискуссии, как не сложно увидеть, происходит смешение двух государств: сталинского Советского Союза и Хрущёва-Брежневского СССР.
Когда Джон Кеннеди хвалил советскую школьную систему, речь шла о выпускниках сталинской системы среднего образования, которая резко отличалась от системы образования второго периода истории СССР.
И уважаемый Герман Греф тоже прав, ругая советскую школу. Но он прав с либеральной точки зрения! Для либералов путь улучшения работы системы российского образования означает не возвращение к достижениям советской школы сталинского периода, а наоборот – либеральное «улучшение» означает дальнейшее превращение школы в институт оболванивания людей. Либералам не нужна «всесторонне развитая личность» – умный, знающий и нравственный человек. Такой человек не будет вестись на либеральную ложь, не будет безропотным исполнителем воли либералов, считающих себя «достойными быть правителями мира».

Когда в Советском Союзе после смерти И. В. Сталина к власти пришли люди, для которых коммунизм был запредельным для их понимания понятием, они стали переделывать советскую страну по своим примитивным представлениям. И точно так же, как невежественные новые партийные руководители грубо сломали сталинскую экономику, была сломана и сталинская система среднего образования, готовившая патриотов, защитников родины и строителей коммунизма.
Но есть ли способ объективно сравнить и оценить школу сталинского периода и школу эпохи застоя? Конечно! Ведь было когда-то сказано: «По делам их узнаете их» (Евангелие от Матфея, 7:20) Давайте посмотрим на результаты работы советской системы среднего образования двух периодов истории СССР.
Каких успехов добились выпускники сталинской системы среднего образования?
Среди бесспорных достижений выпускников советской школы сталинского периода истории СССР индустриализация страны, победа над нацизмом, создание ракетно-ядерного щита и первый выход человека Земли в космос. Советский Союз и стал второй экономикой мира опираясь именно на достижения выпускников школы сталинского периода.
А каких результатов добились выпускники советской школы второго периода истории СССР?
Конечно, были свои достижения и у выпускников советской школы Хрущёва-Брежневского периода – школа, благодаря героическим усилиям советских учителей, продолжала давать глубокие научно-технические знания, столь необходимые для экономического развития страны. Однако, все эти прекрасные научно-технические и культурные достижения выпускников советской школы второго периода истории СССР полностью обесцениваются трагическим развалом советской страны и реставрацией капитализма.

И если быть действительно честными в оценке советской системы среднего образования, то необходимо признать, что именно школа сталинского периода истории СССР была школой восхождения человека, школой всесторонне развитой личности, духовно-нравственной школой коммунизма. Это была школа патриотов страны, школа её защитников и строителей, школа «страны героев, страны мечтателей, страны учёных».
А послесталинская школа стала школой совка – бездуховного человека без твёрдых знаний, не разбирающегося в политике и в экономике, в реальной жизни, человека наивного и доверчивого ко всему, что идёт с Запада, пресмыкающегося перед всем иностранным. Совок уже не видел угрозы, идущей от проникновения идей либерализма в сознание. Совок безоглядно полюбил Европу, Америку, вообще весь Запад, ничего не понимая в нём.
Конечно, не только школа виновна в переделке советского человека в совок – этой трансформацией сознания занимались и средства массовой информации, этим занимались и общественные институты, поскольку идея переориентации Советского Союза шла с самого верха – она исходила из руководящих органов коммунистической партии. У советского человека просто не осталось выбора, как постепенно превращаться в совок после резкого слома сталинской модели развития страны.

И наконец, зададим себе прямой вопрос: плохой или хорошей была система среднего образования в СССР? Можно ли оценивать качество работы системы школьного образования, например, по количеству медалей, завоёванных школьниками на различных международных олимпиадах? Или по оснащению учебного процесса техническими средствами? Или по благоустройству школьной территории?
Ответ, мне кажется, очевиден.
Советская школа была ХОРОШЕЙ во времена И. В. Сталина, поскольку её выпускники – советские люди – создали великий и могучий Советский Союз. А советская школа Хрущёва-Брежневского периода истории СССР была ПЛОХОЙ, поскольку её выпускники были совками, допустившими погибель своей великой Родины.
И это СОВЕТСКАЯ СИСТЕМА СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ во времена Хрущёва-Брежнева была плохой, А НЕ УЧИТЕЛЯ ЭТОЙ ШКОЛЫ!
Советский учитель – это самоотверженный честный труженик, всегда пытавшийся нести детям «разумное, доброе, вечное». И не его вина, что некомпетентное коммунистическое руководство Союзом ССР лишило учителя всякой возможности образовывать и воспитывать детей.
Советские учителя всегда стремились дать ученикам прекрасные знания. И не их вина что ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ система среднего образования в послесталинский период истории СССР не позволяла учителям полностью реализовать свои желания.

Школу сталинского периода истории СССР можно назвать школой восхождения – школой строителей коммунизма, а брежневскую школу – школой возрождения буржуазного либерализма. А у либеральной школы не может быть иных выпускников, кроме заражённых либерализмом людей. Именно эти люди, которых стали пренебрежительно называть совками, и стали теми, кто равнодушно наблюдал за тем, как проходимцы, оказавшиеся во власти, шаг за шагом разрушали их великую Родину.
Правители Хрущёва-Брежневского периода истории СССР сделали всё, чтобы героический советский человек превратился в равнодушный к собственной судьбе совок. Они подготовили население Советского Союза к принятию буржуазных ценностей, к переходу советской страны на рельсы капиталистического развития. А местом, где выращивались совки, и стала советская средняя школа времени застоя.
И это не советский человек отказался от построения коммунизма – советского человека сначала превратили в совок, а затем уже совок равнодушно согласился с реставрацией капитализма.

PS:
О чём грустим, воспоминая
События прошедших дней,
Что ищем мы в далёком прошлом
Решения судьбы своей?
Там множество примеров чудных
Служить готовых нам всегда,
Но только те на пользу будут,
Что были пользой и тогда.

PSS:
Поздравляю всех уважаемых читателей с днём Великой Октябрьской Социалистической Революции, 7 ноября 2024 года, Юрий Кубасов.
06.11.2024

Все права на эту публикацую принадлежат автору и охраняются законом.