Прочитать Опубликовать Настроить Войти
Юрий Кубасов
Добавить в избранное
Поставить на паузу
Написать автору
За последние 10 дней эту публикацию прочитали
23.11.2024 0 чел.
22.11.2024 0 чел.
21.11.2024 1 чел.
20.11.2024 3 чел.
19.11.2024 0 чел.
18.11.2024 0 чел.
17.11.2024 1 чел.
16.11.2024 0 чел.
15.11.2024 1 чел.
14.11.2024 0 чел.
Привлечь внимание читателей
Добавить в список   "Рекомендуем прочитать".

ПЕРЕБИРАЯ КУБИКИ…

Пытаясь представить себе образ будущего, мы, порой, напоминаем ребёнка, увлечённо перебирающего игровые кубики.
Каждый кубик имеет своё название: свобода, демократия, гуманизм, верховенство закона, права человека, прогресс, частная собственность, народ, капитализм, коммунизм, социализм, либерализм, терроризм, нацизм…
Кубиков много, и мы пытаемся снова и снова собрать из них сложную конструкцию, которая описывала бы текущую нашу жизнь и позволяла бы заглянуть в будущее земной цивилизации. Но как бы мы ни складывали кубики, всегда у нас получается одно и то же слово, не предвещающее нам ничего хорошего. Однако, мы опять и опять с детским упорством пытаемся из старых кубиков собрать новые конструкции.
Мы продолжаем играть понятиями, которые давно уже ничего не стоят и какие ничего не отображают в реальной жизни.

За пятьсот лет Нового времени на Земле сложилась либеральная цивилизация, построенная на освободительных идеях эпохи Возрождения, ставших основой идеологии либерализма, сформулированной европейской философией эпохи Просвещения. И европейская либеральная философия полностью определяет современную жизнь земной цивилизации.
Все научные понятия и термины, которыми мы пользуемся для описания общественных явлений, с помощью которых мы пытаемся описать будущее мира, сформулированы и определены однозначно европейской либеральной философией. Они и составляют понятийную основу, тот язык, на котором говорят все современные науки, на котором мы пытаемся сказать о будущем.
Все знания, какими мы пользуемся сейчас, были сделаны в Новое время в рамках философии либерализма. Политика внешняя и внутренняя, экономика, наука, законодательная система, система образования… – всё построено и функционирует на базе ценностей философии либерализма.
Мир погружён в либерализм и жизнь всех народов мира проходит сейчас на понятийной базе либеральной философии. И что бы мы ни говорили, и что бы мы ни предлагали, мы всегда остаёмся в рамках либеральных норм, ценностей, теорий, понятий, мы всегда остаёмся на понятийном поле либерализма. И оставаясь на понятийном поле либерализма, мы навсегда остаёмся либералами – неважно, понимаем мы это или нет.

Науки о природе открыли нам, что разумная жизнь планете Земля – событие весьма редкое во вселенной (если не единственное), и она может оборваться в любой момент по не зависящим от человека причинам.
Существованию земной цивилизации угрожает множество природных явлений – от комет и астероидов, землетрясений и извержений супер-вулканов до глобального потепления, повышения уровня воды в мировом океане, всемирного оледенения. Трагический конец человеческого существования может прийти и в виде смертельной пандемии, и в виде космического луча смерти из-за вспышки сверхновой звезды. Да мало ли из-за чего!
А готова ли либеральная цивилизация Земли к этим природным катастрофам? А готовится ли либеральное человечество к встрече с такими неприятностями? А сможет ли человечество выжить, если подобные события вдруг произойдут? Или либеральный мир живёт сейчас так, словно находится «у Христа за пазухой», словно застрахован от неприятных случайностей, совершенно не задумываясь о возможности катастроф?
Неужели человечеству так трудно понять, что природное явление, которое может произойти, рано или поздно обязательно случается, и если люди не будут к нему готовы, это может стоить им жизни?
Но сегодня все страны либерального мира увлечённо готовятся к очередной мировой схватке друг с другом, а не к защите человечества от какой-либо природной опасности. И из этого можно сделать печальный вывод, что ныне самым главным фактором, угрожающим погибелью земной цивилизации, стал сам либеральный человек, готовый воевать, но совершенно не готовый к защите людей от возможных природных катастроф.
Более того, либеральный человек активно создаёт возможности для тотального уничтожения человечества. Это происходит по мере дальнейшего развития науки и техники, по мере роста производительных сил общества, по мере того, как в руках человека оказываются всё более мощные средства созидания и разрушения. Уже сегодня горы накопленного всеми странами оружия позволяют нам уничтожить разумную жизнь на планете.

Человек эпохи Возрождения получил возможность, деятельно участвуя в гонке за своим благополучием, максимально проявить свои творческие и интеллектуальные способности в научно-техническом прогрессе, чтобы сделать свою жизнь комфортной. Это человеку блестяще удалось!
Вопросы экономического развития в Новое время вышли на передний план, так как появилась возможность приобретать богатство и увеличивать своё благосостояние не только войнами и грабежом, но и развивая экономику для удовлетворения человеческих потребностей. Надо только постоянно создавать эти потребности, чтобы источник доходов не иссяк. Поэтому либеральная экономика – капитализм – не может существовать без рекламы, без пропаганды высокого уровня потребления.
Потребности человека, требуя своего удовлетворения, вызывают рост производства и приводят к появлению новых потребностей, которые, в свою очередь, требуют дальнейшего роста производства, дальнейшего развития науки и техники. Удовлетворение потребностей у данного поколения людей на уже достигнутой ступени экономического развития общества, вызывает к жизни новые потребности у следующего поколения, для удовлетворения которых требуется дальнейшее экономическое развитие общества.
Так машина научно-технического прогресса, запущенная эпохой Возрождения, привела в Новое время к резкому росту уровня жизни в европейских странах, к росту материально-технической мощи «передовой части человечества», которому удалось подчинить себе весь мир, создав крайне несправедливую либеральную цивилизацию на Земле.

И всё было бы хорошо и чудесно в Новое время, если бы с прогрессом науки и техники, с ростом экономического могущества государств, с ростом материально-технических возможностей человека, с ростом его потребления, с ростом возможностей удовлетворения своих потребностей, повышался бы и уровень интеллектуального развития человека, возрастал бы уровень его духовной нравственности и ответственности за происходящее в мире.
Однако, капиталистическая экономика никак не заинтересована в интеллектуальном и духовно-нравственном развитии человека. Она была построена только для удовлетворении постоянно растущих потребностей человека. Поэтому деньги вкладываются именно в развитие человеческих потребностей, а не на развитие интеллектуальных способностей. Либеральная система образования призвана лишь помогать детям осваиваться в мире, а не развивать их способности обучением и воспитанием.
Именно поэтому капитализм поощряет расцвет искусств, внешней (эстетической) культуры. Чем богаче красками, звуками, чувствами мир человека, тем больше он хочет новых впечатлений, которые ему услужливо предоставляет экономика удовлетворения потребностей. Тема гендерного разнообразия, например, чрезвычайно увеличивает потребности человека, именно поэтому экономика либерализма (капитализм) прямо заинтересована в этой теме. А высокий интеллект и нравственные нормы только мешают безудержному развитию потребностей, следовательно, и росту доходов.
И современный либеральный человек живёт не чуя под собой уже дрожащей под его ногами земли, не осознавая грозящей ему опасности.
Либеральный мир совершенно не готов к своей защите от возможных природных катаклизмов. Либеральный мир уже дошёл до возможности своего самоуничтожения из-за прогрессивной деятельности человека. А совсем скоро (уже завтра!) искусственный интеллект (ИИ) многократно усилит эти разрушительные для самой себя возможности либеральной цивилизации.
И дело вовсе не в «восстании машин», как пытаются запугать сейчас наивных людей киношными фантазиями! Просто, «обезьяна с гранатой и с ИИ» во много раз опаснее «обезьяны с гранатой». И если морально убогое либеральное человечество, ещё даже не овладев ИИ, уже поставило земную цивилизацию на грань своего самоуничтожения, то, получив в свои руки ИИ, западные либеральные олигархические элиты не преминут возможностью на следующий день попробовать окончательно и абсолютно подчинить себе весь мир – это и будет концом человечества.

О возможности такого печального для земной цивилизации исхода ещё не мог знать, но уже догадывался, в далёком XVIII веке Жан-Жак Руссо, который предложил людям свои рассуждения о том, что расцвет наук и искусств в Новое время никак не способствовал смягчению их нравов.
Руссо, по сути, заявил о том, что наше поведение, человеческая нравственность, никак не зависят от экономического и культурного развития общества, что материально-техническое состояние общества никак не влияет на состояние его нравственности. Осознав эту мысль до конца, Руссо даже заплакал от огорчения. И было отчего заплакать!
Безнравственное общество, согласно рассуждениям Руссо, не становится более нравственным с расцветом наук и искусств, с развитием техники и культуры. Сколько бы научных открытий люди ни делали, сколько бы знаний материального мира у нас ни прибавлялось, сколько бы новых шедевров искусств ни рождалось, нравственность человеческая от этого никак не зависит. Человек не становится более нравственным с количеством приобретаемых им знаний и умений.
В своих последующих работах Руссо предложил единственную, по его мнению, возможность исправить нравы людей – для этого необходимо создать духовно-нравственную систему воспитания человека. Иного пути для смягчения нравов не существует!
И развивая рассуждения Руссо, можно сказать, что безнравственность в человеке и обществе не исчезает с введением всеобщего образования, если оно не направлено на духовно-нравственное развитие человека. И полная ликвидация неграмотности почти никак не влияет на общественную нравственность, так как даёт человеку только практические знания.
Нравственность общества совершенно не зависит от того, какими знаниями материального мира мы обладаем, насколько мы культурно развиты. Она совершенно не зависит от того, какими умениями и навыками мы владеем. Она совершенно не зависит от уровня нашего образования.
Нравственность человека зависит только от религиозных духовно-нравственных представлений человека об окружающем его мире, а не от полноты знаний о мире. Нравственность общества формируется только духовно-нравственной системой образования и воспитания человека.

Важнейшее значение открытия, совершённого Жан-Жаком Руссо, о котором постаралась намертво забыть европейская либеральная цивилизация, состоит в том, что оно полностью разбивает саму идейную основу Нового времени, заложенную во времена эпохи Возрождения. Именно тогда появилась мысль о том, что счастье человека всецело находится в его собственных руках и совершенно не зависит от помощи Господа Бога.
Именно «ради счастья человека и человечества» тогда был предложен путь освобождения человека от всех и всяческих условностей, в первую очередь – освобождения от религиозной нравственности.
Нравственность, основанная на вере в Бога, была заменена гуманизмом – нравственностью, оторванной от веры в Бога. Но нравственность гуманизма, не подкреплённая божественным авторитетом, оказывается объектом спекуляций – каждый человек теперь имеет право на свою собственную нравственность. А когда люди подчиняют своё поведение только своим интересам, общество становится безнравственным.
И наградой освобождённому от веры в Бога европейцу стал в Новое время научно-технический прогресс, ведущий к росту экономики, к повышению уровня жизни, приносящий материальное благополучие, удобства, комфорт, с чем и стали связывать счастье человека. Чем больше у человека жилище, чем больше пищи и одежды, чем больше машин, гаджетов, устройств, приборов в его распоряжении, тем, должно быть, человек более счастлив в жизни, тем больше «уровень счастья» в обществе.
Отказ от веры в Единого Бога во времена эпохи Возрождения, привёл к рождению капитализма, к научно-техническому прогрессу, к росту конкуренции между людьми и между странами, к колониальному разделу мира, к геноциду и грабежу покорённых европейцами народов.
Отказ от веры в Единого Бога привёл к расцвету наук, искусств и культуры в Европе, которая, обогатившись за счёт ограбления всего мира, заблистала уютом и комфортом, архитектурой и литературой, музеями и театрами. Этим внешним блеском и великолепием хвастают теперь развитые капиталистические страны, построившие своё «счастье» на несчастии других, подменяя счастье человека набором материальных благ.
И как же отвечает благоустроенное, богатое и красивое, весёлое и радостное, толерантное и гендерно разнообразное, но совершенно безнравственное либеральное общество на полученное им «счастье»?
Оно ВЫМИРАЕТ из-за низкой рождаемости, из-за нежелания «свободных» людей размножаться, из-за того, что им хочется только «просто жить и радоваться жизни». Либеральное европейское общество обречено сегодня к вымиранию – это достойная ему награда за его освобождение от Бога и Его нравственности во времена эпохи Возрождения.

И что возмущает больше всего, так это то, что, когда либеральные философы смотрят на мир, погрязший в несправедливости, в конфликтах и войнах, они ясно видят правоту Руссо, но стыдливо и подленько замалчивают его открытие, не смея применить его к безнравственному миру либерализма. Такая жалкая трусливая позиция либеральной философии и приводит современный мир к возможности его самоуничтожения.
Ведь, в своё время Руссо не мог даже представить себе, насколько могущественным, в научно-техническом смысле, станет человек XXI века. Руссо переживал за то, что безнравственность делает жизнь людей полной войн, конфликтов, горя, смертей и страданий. И он предлагал системой именно нравственного воспитания изменить к лучшему жизнь людей.
А в наше время речь идёт уже не просто о смягчении нравов людей – в наш век грандиозных научно-технических достижений речь уже идёт о возможности полного уничтожения разумной жизни на Земле!
Современный уровень безнравственности в либеральном мире не просто делает жизнь человечества полной бед и страданий – он грозит человечеству уничтожением.

Развивая мысль, высказанную Руссо, можно сказать, что научно-технический прогресс даёт со временем в руки человека такие мощные средства созидания и разрушения, что только высокая духовная нравственность человека может уберечь человечество от погибели.
Безнравственное общество, своим экономическим, научно-техническим развитием, обречено, рано или поздно, к самоликвидации – это есть, по всей вероятности, НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН ВСЕЛЕННОЙ, объясняющий, возможно, и парадокс Ферми.
Получается, что человечество не умеет жить в ладу со своими же научно-техническими достижениями, что человечество не достойно своих открытий, если поставило себя сейчас на грань своего самоуничтожения. Человечество просто не доросло нравственно и интеллектуально до того, чтобы на благо себе пользоваться своими достижениями.
Человек эпохи Возрождения явно поторопился объявить себя взрослым и самостоятельным, чтобы обойтись без веры в Бога. И если человечество ещё не уничтожило себя, так это только потому, что ещё сохраняются, несмотря ни на что, остатки религиозной нравственности у отдельных людей и народов.
А мы всё продолжаем играть в кубики, перекладывая их с места на место, перетасовывая придуманные за пятьсот лет либеральные термины. И уже должно быть всем вполне видно, что путь, выбранный людьми в Новое время, ведёт к смерти человечества. Но инерционное мышление никак не может прекратить либеральный эксперимент, начатый эпохой Возрождения, обрекая человеческую цивилизацию к погибели.

Перекладывание либеральных кубиков ничего не даст – мы так и останемся на либеральном понятийном поле, никогда не вырвавшись из либерального понимания мира.
В поисках новой идеологии развития речь должна идти о переходе человечества на иные – не либеральные духовно-нравственные основы, на которых можно было бы построить мирную цивилизацию на Земле.
Всем хорош либерализм (и всем хорош капитализм, построенный на базе применения либеральных идей в экономике), кроме того, что он непримиримо разделяет людей и народы в вечной конкуренции друг с другом за лучшие условия для жизни. В результате создаётся крайне несправедливое мироустройство, где война становится естественным средством общения.
Люди в либеральном мироустройстве вынуждены хитрить друг с другом, обманывать друг друга, подписывать ничего не значащие договоры, пытаясь выторговать себе лучшие условия за счёт других. Правда исчезает из общения людей, все подозревают друг друга в обмане, доверие пропадает и страны активно вооружаются друг против друга.
Гонка вооружений становится самым главным движителем научно-технического прогресса и развития экономики, и постепенно переносится в космос. И с появлением искусственного интеллекта он постепенно начинает играть главную роль в противоборстве людей друг с другом, многократно увеличивая их возможности в конкурентной борьбе.
Ружьё на стене в спектакле висит не просто так – рано или поздно оно выстрелит, повинуясь желанию человека. Современное термоядерное «ружьё» может убить человечество уже без желания человека, повинуясь техническому сбою в сети, или ошибке в программных инструментах ИИ.

Человечество, безрассудно отдав себя в Новое время стихии рынка и научно-технического прогресса, должно вернуть свою судьбу в свои руки, чтобы остаться жить. Но для этого нам необходимо отказаться от либерализма, по духовно-нравственным нормам которого мир живёт последние пятьсот лет. Необходима иная духовно-нравственная основа для жизни земной цивилизации, чтобы она могла успешно существовать дальше.
Мы должны признать, что в эпоху Возрождения был выбран неверный путь развития человечества, который и привёл мир ко всем сегодняшним проблемам. Именно в тот период были заложены духовно-нравственные основы человеческого существования, определившие дальнейшую судьбу человечества. Именно эти основы нуждаются нынче в переосмыслении, поскольку без такого переосмысления невозможно изменить существующий порядок в мире. И человечество должно обратиться вновь к осмыслению самых важных вопросов своего существования.
Это вопросы о мироустройстве, о природе, об обществе. Это вопросы о человеке, о его разуме, о его сущности, о его предназначении. Это, наконец, самый главный вопрос, от которого зависит всё остальное, зависит сама судьба человечества – это вопрос о Боге.

Либеральные философы, пытаясь создать сейчас «новую идеологию», заняты исключительно перебиранием кубиков – терминов философии либерализма, не в силах понять, что всё равно остаются либералами. Для того, чтобы действительно создать новую идеологию, необходимо иное понятие, чем «свобода», лежащее в основе либерализма. И такой основой для новой идеологии может быть только понятие «Единый Бог Всех Людей».
Вопрос о Едином Боге – это вопрос, понимание которого либерализм, отделив церковь от государства, оставил на усмотрение мировым религиям. Так науку Нового времени оторвали от религии, сделав её «служанкой» либерализма. Наука была отделена от религии, а либеральная церковь узурпировала право человека рассуждать о понимании Единого Бога.
Но «неисповедимы пути Господни». Сегодня наука постоянно сталкивается с вопросами, ведущими её к осмыслению сверхъестественного. Это происходит в естественных науках, когда мы приходим к пониманию принципиальной невозможности объяснить существующий мир. Это происходит в общественных науках, когда возникает и растёт понимание необходимости духовной нравственности для сохранения человечества. Наука не может дать ответ на вопрос как мыслит, как думает человек. И чем глубже наука погружается в изучение сознания человека, тем всё явственнее приходит к пониманию невозможности обойтись без сверхъестественного.
Современная наука должна вернуться к философским дискуссиям, чтобы переосмыслить, но уже на гораздо более высоком уровне познания мира, основы человеческого существования. Наука, освободившись от либеральных представлений, не должна продолжать противопоставлять себя религии. Наоборот, именно в союзе с религией наука должна найти такое объяснение действительности, которое избавило бы человечество от лжи, обмана, насилия, преступности и войны. В этом союзе – единственная возможность спасения земной цивилизации от погибели.
(Только речь идёт не о продажных европейских религиях либерализма Нового времени и, конечно, не о язычестве. Речь идёт о религии всеобщего братства людей, вытекающей из Учения Иисуса Христа, которое, к сожалению, до сих пор так и не было до конца воплощено в жизнь.)

Религия, как сейчас становится всё более очевидным, это слишком сложное явление, чтобы можно было отмахнуться от неё, обозвать выдумкой, «опиумом для народа». Это примитивное отношение материалистов к религии и стало камнем преткновения «научного коммунизма», что привело, в конечном счёте, к обрушению страны «развитого социализма».
Разум не может существовать без веры в сверхъестественное, без Бога. И когда разум отказывается от веры в Бога, он отказывается от самого себя, от своей мистической сути – он добровольно ограничивает себя в познания существующего мира.
И отказываясь от веры в Единого Бога, разум постепенно приходит к обожествлению самого себя, что порождает представления индивидуализма, приводит к росту эгоизма и, в конечном счёте, ведёт к «атомизации» и к распаду общества. И тогда никакой гуманизм не в силах остановить падение общества в бездну конфликтов, уничтожающих его.
Руссо в своих рассуждениях показал беспомощность безбожного гуманизма в деле смягчения нравов, в работе по нравственному воспитанию – на основе безбожного гуманизма нравственное воспитание человека просто невозможно. Руссо показал безбожный гуманизм бесполезной выдумкой – благим, но совершенно бессильным пожеланием, прикрываясь которым безнравственная либеральная цивилизация движется к своей погибели.
Цивилизационный закон Вселенной, о котором когда-то предугадал Жан-Жак Руссо, можно сформулировать следующим образом: если с ростом научно-технической мощи человечества не возрастает уровень развития его духовной нравственности, человечество неотвратимо приближается к моменту своей самоликвидации.

Перебирая кубики либеральных понятий, играя потерявшими свой смысл названиями, составляя из них одну комбинацию за другой, мы остаёмся в замкнутом пространстве либерализма, отдавая мир с его неразрешимыми проблемами на волю трагической случайности.
Настало время прекратить играть в кубики из понятий, за которыми спрятана ложь. Настало время избавления от лжи либерализма – надо наполнить научные понятия новым – анти-либеральным – содержанием. Новая идеология развития мира начинается с переосмысления всех основ человеческого существования.
Либеральная цивилизация, основанная и существующая на лжи, обречена к погибели. Единственная возможность сохранить разумную жизнь на Земле заключается в отказе от лживого либерализма и в переходе человечества к идеологии всеобщего братства людей, стоящей на ценностях правды, честности и справедливости.

Если с ростом материальной мощи человечества не возрастает уровень его духовной нравственности, человечество обреченно погибнуть.
21.07.2024

Все права на эту публикацую принадлежат автору и охраняются законом.