Прочитать Опубликовать Настроить Войти
Максет Базарбаев
Добавить в избранное
Поставить на паузу
Написать автору
За последние 10 дней эту публикацию прочитали
03.12.2024 2 чел.
02.12.2024 0 чел.
01.12.2024 0 чел.
30.11.2024 0 чел.
29.11.2024 1 чел.
28.11.2024 0 чел.
27.11.2024 0 чел.
26.11.2024 0 чел.
25.11.2024 3 чел.
24.11.2024 1 чел.
Привлечь внимание читателей
Добавить в список   "Рекомендуем прочитать".

Что такое информация

Что такое информация?

Эта статья является дополнением к статье Концепция мироздания "Программа эволюции".

В своей основе эта концепция опирается на гипотезу, что фундаментальной субстанцией, из которой образовалась и состоит Вселенная, является информация.
В настоящее время в мире ведутся активные исследования по изучению роли информации в природе и обществе, но особых достижений пока не наблюдается.
Хотя категория «информация» применяется, в той или иной степени, во всех областях науки, культуры и общественных отношений, ещё не сформулировано даже единого определения информации. Для восполнения этого пробела автор сделал попытку раскрыть сущность информации и ответить на вопрос, что же такое информация по своей сути.
В настоящее время одним из основных широко применяемых определений информации является следующее: «информация (от лат. informatio — разъяснение, изложение), — первоначальная — сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.); с сер. 20 в. общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (см. Генетическая информация); одно из основных понятий кибернетики». [2]
В определении сказано, что термин «информация» происходит от латинского informatio, означающее разъяснение, изложение. Непонятно, откуда взялись эти значения, если обратный перевод дает другие значения.
В латинско-русском словаре И. Дворецкого 1976 года приведен такой перевод: «informatio, onis f [informo] 1) разъяснение, изложение, истолкование (verbi С)». [3]
Здесь показано, что термин «informatio» образовано от термина «informo», что переводится как: «In-formo, avi, atum, are 1) придавать вид, форму, формировать, создавать, делать (ingentem clipeum V)». [3] Это означает, что понятия «разъяснение, изложение, истолкование» происходят от понятий «придача вида, формирование, создание».
Отсюда следует, что суть понятия «информация» сводится к тому, что имеется в виду разъяснение и изложение чего-либо, через придачу формы этому что-либо.
Проще говоря, это означает, что информация передается и принимается только через материальную форму чего-либо как носителя содержащейся в ней информации.
То есть через сведения (разъяснение, изложение) мы получаем представление о форме, а через истолкование этой формы мы получаем представление о содержании этой формы.
Из этого следует, что суть понятия информация сводится к тому, что у любого предмета или явления есть информационное содержание, которое познается через материальную форму, как разъяснение, изложение, истолкование этого содержания. Например, чтобы разъяснить суть, то есть информационное содержание этой концепции, автору приходится передавать ее через материальную форму этого текста из слов.
Выше мы увидели, что «informatio» образовалось от «informo». Это означает, что «formo» — «форма» трансформировалось в «formatio» — «формация». «Informo» означает придавать форму. Следовательно «Informatio» означает придавать формацию. Форма бывает у отдельного объекта, например у собранного в кучу хвороста. Формация бывает у процесса, например у горящего костра из этого хвороста.
Исходя из изложенного представляется логичным, что изначальный латинский смысл понятия «информация» имело философское значение как содержание того, что в форме, но затем этот смысл постепенно трансформировался в буднично бытовое значение как разъяснение, изложение, сведения. И если мы попробуем восстановить его первоначальный философский смысл путём лингвистического анализа структуры этого термина, то увидим, что термин «информация» означает — «то, что в форме» (внутри формы, содержание формы). На латыни информация — это informatio. Здесь in — означает «в», forma — означает «форма», tio — это окончание, уточняющее, что понятие «форма» здесь трактуется как формация. Отсюда следует, что информация — это то, что находится в формации. То есть в том, что имеет форму и находится в некоем процессе. Формация — это форма не только отдельного материального объекта, а форма любого явления, как системы (совокупности) материальных объектов, находящихся во взаимодействии. В понятие формация входит, в том числе и общечеловеческие, то есть социальные взаимоотношения.
Древние мыслители, которые ввели этот термин в обиход, уже тогда понимали, что если у чего-либо имеется форма, то у него обязательно должно быть образующее эту форму содержание. Не бывает формы без содержания. Такое толкование латинского названия информации подтверждается и тем фактом, что люди обычно называли вещи и явления тем смыслом, который они в него вкладывали, по принципу: как понимаю, так и называю.
А ещё в пользу этой версии свидетельствует тот факт, что этот термин в первозданном виде дошёл до наших дней. Такое бывает возможным только в том случае, когда термин понимается, принимается и поддерживается большинством представителей того общества, вследствие чего закрепляется в языке и сохраняется в неизменном виде на долгие века.
Следовательно, информацию надо понимать как то, что формирует любое материальное образование, то есть любое тело, любое явление и любое общественное образование, как, например семья, трудовой коллектив или капиталистическое общество.
Исходя из вышесказанного, автор предлагает следующее основное и универсальное определение: Информация — это суть и смысл всего, что существует, имеет соответствующее этой сути функциональное содержание и соответствующую этому функциональному содержанию специфическую материальную форму.

Это определение обосновывается и подтверждается следующими аргументами и фактами:
1. Как было показано выше, это определение вытекает из самого первоначального смысла понятия информация и той её сути, которая была заложена самим автором этого термина.
2. Сам термин оправдывает это её определение, потому что у этого термина есть специфическая материальная форма — слово «информация», которая соответствует её функциональному содержанию — «то, что в форме (формации)», которая соответствует её информационной сути — истинному смыслу этого понятия.
3. Из определения понятия «Суть — самое важное, главное и существенное в чём-нибудь, сущность» [4] вытекает, что в любом предмете или явлении есть самое главное и существенное, что отличает его от других предметов и явлений. А познаётся эта суть только через материальную форму. Как, например только через форму мы отличаем яблоко от груши или дождь от снега. Форма предмета или явления — это его внешние материальные атрибуты и свойства, как геометрическая конфигурация, цвет, запах, вкус, твёрдость, влажность и др. А суть предмета или явления — это его функциональное содержание, то есть то, для чего этот предмет вообще существует. Функциональное содержание нематериально, а идеально потому, что представляет собой именно идею, предназначение предмета. Например, идеальная суть как функциональное предназначение утюга — предмет для глажения изделий из ткани, определяет его специфическую материальную форму отличающую его от, скажем, пылесоса. И для того, чтобы постичь эту идеальную суть, как функциональное содержание предмета или явления, необходимо получить сведения (разъяснение, изложение, истолкование) о его материальной форме, и, только полностью изучив эту форму, мы можем сказать, что получили информацию об этом предмете или явлении. При этом те первичные сведения о предмете как железный, блестящий, тяжёлый, продолговатый, горячий и прочие, не являются информацией в полном смысле этого слова. Информацией является только полная совокупность этих разрозненных сведений, которая раскрывает нам суть этого предмета — утюга. Доказательством того, что суть, как формообразующее функциональное содержание, бывает только информационной, а форма только материальной, является тот факт, что суть — это описание того, какую функцию выполняет данный предмет или явление, а форма — это соответствующая материальная структура, образованная и предназначенная для выполнения заданной функции этого предмета или явления.
4. В словарях понятие «смысл» трактуется как «внутреннее содержание, значение чего-либо, то, что может быть понято». [5] Здесь не совсем понятно, чем смысл отличается от сути, если внутреннее содержание — это и есть, то самое важное, главное и существенное в чём-либо, которое приводилось как определение сути. По мнению автора и в рамках рассматриваемой концепции, смысл отличается от сути тем, что смысл — это субъективная интерпретация предмета или явления, а суть — это объективное, формообразующее содержание этого предмета или явления. То есть смысл зависит от интерпретации субъектом предмета или явления, а суть не зависит от интерпретации, а характеризует сам предмет или явление как его функциональное содержание, как его идеальный атрибут.
Информация как суть – это объективное, формообразующее функциональное содержание предмета или явления. Информация как смысл – это субъективная интерпретация предмета или явления на основе получаемых сведений.
Суть у каждого явления – одна, а смыслов может быть много. Например, суть утюга – это предмет для глажения изделий из ткани. При этом каждый субъект может по своему восприятию, придать утюгу свой субъективный смысл. Например, плотник, впервые увидевший утюг, может сказать, что это предмет для забивания гвоздей, а повар сказать, что это предмет для приготовления яичницы.
5. Из пункта 4 вытекает логическое предположение, что информация бывает непроявленная, частично проявленная и проявленная. Непроявленная информация, как идеальная суть, находится не в самом предмете или явлении. В самом предмете или явлении, кроме атомов и молекул, составляющих их материальную форму (структуру) ничего нет. И сколько бы не ковыряться в этих атомах, расщепляя их на составные элементарные частицы, никогда не понять информационной сути предмета. Она находится в информационном поле системы, функциональной частью (элементом) которой является этот предмет или явление. Например, информационная суть утюга, как творения человека, находится в информационном поле общественной системы, функциональным элементом которой он является. А информационная суть природного предмета, например, яблока, находится в информационном поле системы «Яблоневый сад», функциональным элементом которого оно является. То есть, информационная суть отдельного предмета или процесса, является частью информационной сути системы, составным элементом которой он является и познаётся только через проявление (получения сведений) информационной сути этой общей системы. То есть чтобы понять суть яблока, мы должны понять суть яблоневого сада. Частично проявленная информация – это разные сведения, получаемые о предмете или явлении через изучение его материальной формы во взаимосвязи с другими взаимодействующими материальными формами как элементами системы, которые постепенно раскрывают его смысл. Полностью проявленная информация – это совокупность всех сведений, осмысление которых раскрывает суть этого предмета или явления. Весь человеческий опыт познания мира вещей и явлений свидетельствует о правомочности такого разделения информации. Таким образом, смысл совпадает с сутью только при полном проявлении информации о предмете или явлении как составной части функциональной системы.
6. Из пункта 5 вытекает логическое предположение, что информация и энергия — это, по сути, две стороны одного и того же феномена. Потому что, как известно, энергия (как мы выше обосновали и информация), бывает потенциальной (непроявленной), кинетической (частично проявленной) и полной (полностью проявленной). Информация, являясь идеальной, то есть нематериальной субстанцией, не может существовать без носителя. Следовательно, информация для своего существования и распространения нуждается в носителе. И поскольку мы воочию везде и всюду имеем дело с вездесущей информацией, то, естественно, возникает вопрос: что же является носителем информации? Науке давно известно, что в материальном мире носителем информации является материальное тело или явление. А что является носителем информации в квантовом мире, где нет привычных нам материальных тел и явлений, а есть только энергия в различных проявлениях? В квантовом мире элементарные частицы не являются материальными в классическом понимании, поскольку могут находиться в нескольких местах одновременно, исчезать и вновь появляться, проходить через две щели одновременно, проявлять свойства то корпускулы, то волны и вытворять прочие выкрутасы. Хотя наука, на основании закона эквивалентности энергии и массы считает их материальными, по факту они являются чисто энергетическими телами. И поскольку в квантовом мире есть только энергетические поля и элементарные частицы как энергетические субстанции, то, следовательно, именно эти энергетические сущности и являются воплощением и носителями информации. Согласно, выше сформулированному нами определению информации, что суть всех вещей и явлений есть информация, у этих энергетических элементарных частиц тоже имеется своя информационная суть, определяющая и формирующая их энергетические формы. То есть и в квантовом мире именно идеальная информационная суть, как информационная субстанция, формирует свою энергетическую форму в виде той или иной элементарной частицы, которая и становится носителем этой информационной субстанции как её энергетическое проявление (поле).
7. Из предыдущих пунктов следует, что если существует какое-либо материальное или энергетическое тело, или явление, имеющее некую физическую материальную или квантовую элементарную структуру, то оно обязательно имеет свою информационную структуру. Которая, как функциональное содержание и формирует эту внешнюю материальную или энергетическую оболочку (тело) как своего носителя и исполнителя заданной этим информационным содержанием функции, для исполнения которой и осуществляется образование этого тела или явления. Как, например, функциональным содержанием яблока, как составной части яблоневого сада, является осуществление переноса созревшего семени яблони на земляную почву, чтобы из этого семени выросла новая яблоня для продолжения своего рода. Этот процесс осуществляется под управлением программы эволюции, подробнее о которой будет изложено дальше в основных тезисах предлагаемой концепции.
Думается, что приведённых обоснований достаточно для принятия определения информации, предлагаемой автором:
информация — это суть и смысл всего, что существует, имеет соответствующее этой сути функциональное содержание и соответствующую этому функциональному содержанию специфическую материальную форму.

Можно проверить это определение на конкретном примере, например, кирпича.
У кирпича есть своя специфическая материальная форма — прямоугольный параллелепипед из глины. Эта материальная форма соответствует функциональному содержанию кирпича как стенового строительного материала, которое и выражает информацию «кирпич» как суть и смысл кирпича. Никто и никогда не постигнет суть кирпича как непроявленную информацию «кирпич», сколько бы ни расщеплял его на молекулы и атомы, пока не узнает функциональное содержание, то есть его предназначение как стеновой строительный материал. Думается, что это правило можно отнести к любому предмету или явлению как естественного, так и искусственного и общественного характера.
Потому что материальный предмет или явление само по себе, как материальная структура, пассивно и нефункционально. Активным и функциональным предмет или явление делает его функциональное содержание, как его информационная суть.
Относительно к любому явлению (процессу), информационной сутью этого явления как функционального процесса, является программа, как заданный алгоритм последовательности (порядка) необходимых операций для осуществления этого процесса.

Теперь, когда, думается, разобрались с главной составляющей предлагаемой концепции — информацией, можем перейти к рассмотрению основных её тезисов.
Но сначала попробуем разобраться в механизме, способствовавшем развёртыванию мира от Большого взрыва (БВ) до настоящего времени, чтобы принять это за основу для дальнейших рассуждений.
В результате БВ произошло следующее: из первичной субстанции образовались элементарные частицы, из них образовались атомы, из них — молекулы, из них вещества и клетки. Из веществ — звезды и планеты, из клеток — растения и живые организмы, из них животные и человек. И в результате имеем оптимально функционирующий современный мир Вселенной. Такое последовательное и целенаправленное развитие мира от простого к сложному, от несовершенного к совершенному, может происходить только под управлением некоего механизма и только по заранее выработанному плану. Потому что вероятность случайного зарождения жизни, как подсчитали ученые Фред Хойл и Дмитрий Чернавский, равна 1 к 10 с 40 тысячами нулями, [6] что фактически означает, равна нулю. В природе всё функционирует чётко и слаженно на любом уровне и без никакого хаоса, как составные части единой функциональной системы. Единственным известным механизмом, способным управлять и осуществить такой сложный процесс, как последовательная эволюция Вселенной от БВ до нынешнего оптимально функционирующего состояния, является программа, как заранее заданная последовательность (порядок) исполняемых действий (операций). Единственным и известным, потому что во всех наблюдаемых нами управляемых процессах, управляющим механизмом является программа. Никто еще не наблюдал, чтобы процессом стирки в стиральной машине управлял всевышний или ее работа была самоорганизованной. А значит, сам БВ запустил запрограммированный процесс развёртывания и эволюции Вселенной из точки сингулярности. А из этого следует, что программа целенаправленной эволюции уже была записана в этой самой точке сингулярности.

Максет Базарбаев г. Алматы Казахстан

Перейти к статье Концепция мироздания "Программа эволюции" http://pomidor.com/q/8898
07.07.2024

Все права на эту публикацую принадлежат автору и охраняются законом.