Прочитать Опубликовать Настроить Войти
Владимир Ноллетов
Добавить в избранное
Поставить на паузу
Написать автору
За последние 10 дней эту публикацию прочитали
21.12.2024 0 чел.
20.12.2024 0 чел.
19.12.2024 0 чел.
18.12.2024 0 чел.
17.12.2024 0 чел.
16.12.2024 0 чел.
15.12.2024 1 чел.
14.12.2024 0 чел.
13.12.2024 1 чел.
12.12.2024 0 чел.
Привлечь внимание читателей
Добавить в список   "Рекомендуем прочитать".

Русские жены



Летом 1929 года молодой испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали, считавший себя гением и мечтавший покорить своим талантом мир, неожиданно был покорен сам. Он увидел Елену Дьяконову, жену своего друга, французского поэта Поля Элюара. И полюбил ее. Элюар, а потом и Дали называли ее Гала, с ударением на втором слоге. Она была старше Дали на десять лет. Гала со всей пылкостью своей натуры ответила взаимностью. Оставила мужа. Но Элюар по-прежнему относился к ней с теплотой и нежностью. «Я никогда никого не любил, кроме Гала», – говорил он. Для Дали она стала моделью и музой. Вдохновляла на создание картин, как раньше вдохновляла первого мужа на создание стихов. Взяла в свои руки рекламу и продажу его картин, проявляя при этом удивительную практическую сметку. Решала все бытовые проблемы. Беспомощный в житейских делах Дали мог всецело посвятить себя творчеству. Он писал: «Гала стала солью моей жизни, цементом моей личности, моим маяком, моим двойником, МНОЮ», «Если я не потерял рассудок, то потому, что она взвалила на свои плечи бремя моего существования». Они прожили вместе 53 года. И все эти годы он продолжал ее любить. Прощал измены. В конце жизни она жила в подаренном супругом замке. Дали не мог там появляться без письменного разрешения жены. После ее смерти в восьмидесятивосьмилетнем возрасте Дали прожил 7 лет, прожил в глубокой депрессии, граничившей с безумием.

Французский писатель Ромен Ролан говорил, что русские женщины – лучшие жены. Сам он был женат на Марии Кудашевой.

Русская жена могла быть у другого выдающегося писателя двадцатого века Герберта Уэльса. Он предлагал выйти за него замуж своей помощнице баронессе Марии Будберг (урожденной Закревской). Но получил отказ. Эта женщина прожила интересную, насыщенную, долгую жизнь. Родилась в помещичьей семье. Вышла замуж за прибалтийского дворянина Бенкендорфа. Во время первой мировой войны стала, как и многие другие патриотически настроенные дворянки, сестрой милосердия. В революцию мужа убили в деревне крестьяне. Она незадолго перед этим уехала в Петроград. Мура (так звали ее знакомые; здесь ударение на первом слоге) встретилась с английским дипломатом Локкартом. Между ними вспыхнула любовь. Красавицей она не была, но легко завоевывала сердца мужчин. Локкарт писал о ней: «Русейшая из русских, к мелочам жизни она относилась с пренебрежением и стойкостью. Ее жизнеспособность невероятна и заражает всех, с кем она общается… Я вижу в ней женщину большого очарования». Мура переехала к нему (квартиру у нее отобрали). Однажды ночью их арестовала ЧК. Однако скоро отпустила. Локкарт был обвинен в заговоре и выслан из страны. Мура, как и большинство «бывших», оказалась на грани выживания. Но ей повезло: она устроилась литературным секретарем Горького. Вышла замуж за эстонского барона Будберга. Вскоре тот уехал в Латинскую Америку и не вернулся. Выехав за границу, она жила в основном в Италии, у Горького. Бывала и в других странах. В Эстонии была арестована как советская шпионка, но отпущена. Когда Горький вернулся в СССР, она перебралась в Англию. После смерти Горького получала гонорары за все его произведения, издаваемые за рубежом. В Лондоне Мура стала секретарем и незаменимой помощницей Уэллса. Он влюбился в нее еще во время своего первого посещения советской России. Уэллс говорил о ней: «Ни одна женщина на меня так не действовала. Она пленяет своим магнетизмом». Выйти за Уэллса замуж она не согласилась, но оставалась с ним до его смерти. О Марии Будберг ходили разные слухи, в частности, ее считали двойным агентом, советским и английским, называли красной Матой Хари.

У многих еще людей искусства были русские жены. Одно время французский художник Пабло Пикассо очень увлекался всем русским. Именно тогда он женился на Ольге Хохловой, балерине труппы Дягилева. Она полюбила его безумно. Когда Пикассо ее бросил, она постоянно его преследовала, надеялась вернуть. У еще одного французского художника Фернана Леже супругой была Надя Ходасевич. Мексиканский художник Диего Ривера был женат на русской художнице Ангелине Беловой. Французский режиссер Жан-Клод Годар состоял в браке с Анн Вяземски́ – актрисой и писательницей из княжеского рода Вяземских. Австрийский актер и режиссер Максимилиан Шелл не был женат до 53 лет. И намеревался оставаться холостяком и дальше. Но встретил советскую актрису Наталью Андрейченко. Они прожили в браке 19 лет. На российской пианистке Оксане Григорьевой был женат английский актер Тимоти Далтон. В нее был влюблен Мел Гибсон, голливудская звезда.

Художники (в широком смысле слова) часто выбирают в жены русских, видимо, потому, что именно художественные натуры способны в полной мере оценить богатство и глубину русской женской души. Касаясь этой темы, итальянский поэт, писатель и сценарист Тонино Гуэрра и умилялся, и сетовал: «Все знают, что европейские художники очень любили русских женщин и женились на них. Я думаю, это справедливо. Метеориты, полные чувств, – так я называю русских женщин. Но! Потом русская жена начинает доминировать и руководить искусством мужа. Я понимаю, что это идет от сильно выраженного материнского начала и доброты. Она опекает мужчину, становится гидом в жизни, мамой, няней. Но это накладывает тень на свободу художника». Гуэрра знал, что говорил: его жена была русская, Элеонора Яблочкина. А Гала утверждала, что европейские мужчины обращены к внешнему, русские женщины – к внутреннему, и это порождает совершенный союз между западными творцами и северными музами.

Но не только творцы брали в жены русских. Но дочери Ярослава Мудрого Анне решил жениться король Франции Генрих Первый. По его словам, он «был очарован рассказом о ее совершенствах». Анна действительно была красавицей и умницей. Киевский князь дал согласие. Свадьба состоялась в 1051 году. Вначале Франция ей не понравилась. «В какую варварскую страну ты меня послал, – писала она отцу, – здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны». Но вскоре она становится активной помощницей мужа в государственных делах. На документах рядом с подписью короля встречается и ее подпись, кириллицей. После смерти мужа она вступила в тайный брак с графом де Крепи. Законную жену граф выгнал. Та пожаловалась папе римскому. Папа велел воссоединиться с супругой, пригрозив в случае непослушания отлучить графа от церкви. Де Крепи не испугался, не подчинился и прожил с Анной в любви до самой своей смерти. Две ее сестры тоже стали королевами, одна – Норвегии, другая – Венгрии.

Писатель Лев Разгон в рассказе «Принц» описал свою встречу в ГУЛАГе с двоюродным братом афганского короля Амануллы-хана. Принц поведал ему удивительную историю любви. Аманулла установил в 1919 году дипломатические отношения с РСФСР, провел прогрессивные реформы. Противники реформ подняли восстание. Аманулла и члены королевской семьи бежали из страны. Жена принца оказалась с детьми в Индии, а он сам – в Ташкенте. Его встретили с почетом, предоставили в его распоряжение богатый особняк. Принц влюбился в необыкновенно красивую русскую женщину, жену бухгалтера. Она ответила взаимностью, перебралась в особняк. Тем временем в Афганистане ставленник Великобритании Надир-хан подавил восстание и стал новым королем. Он потребовал, чтобы принц вернулся. Однако тот был не в состоянии расстаться с любимой женщиной. И увезти ее с собой не было возможности: на родине его ждали жена и дети. Он остался. В ответ Надир-хан лишил принца афганского гражданства и наложил секвестр на его банковские счета. Из ташкентского особняка принца выгнали. Он оказался без денег, без крыши над головой. Красавица вернулась к бухгалтеру. На этом беды не кончились. Его арестовали, обвинили в незаконном пересечении границы и отправили в лагерь. Но принц ни о чем не жалел. «Я был так счастлив с этой женщиной, – сказал он Разгону, – так необыкновенно, невероятно счастлив, что не могу считать слишком чрезмерной цену, которую я за эту любовь заплатил… За такое счастье нет достойной цены!..»

У многолетнего лидера Монголии Цеденбала была русская жена, Анастасия Филатова. Она активно участвовала в политической жизни Монголии. Не всем это нравилось. Как-то во время застолья один высокопоставленный монгольский чиновник, разгоряченный алкоголем, крикнул ей: «Тебе достался слабый человек, ты им командуешь!» В пригороде Улан-Батора ей поставлен памятник. Сиамский принц Чакрабон был женат на русской.
Супруга Генриха Шлимана, раскопавшего Трою, – Екатерина Лыжина. Последней женой гениального кубинского шахматиста Капабланки была русская эмигрантка княгиня Ольга Чегодаева. Он влюбился в нее с первого взгляда. После смерти Капабланки, которого Чегодаева обожала, она вышла замуж за американского адмирала. Русская жена была у известного чехословацкого шахматиста Рихарда Рети. Чехословацкий гроссмейстер Сало Флор и венгерский гроссмейстер Андрэ Лилиенталь бежали от фашистов в СССР. Супругой Флора стала племянница Есенина. Лилиенталь женился несколько раз. И каждый раз – на русской. Всех своих знакомых он убеждал брать в жены только русских.
Два самых, пожалуй, завидных жениха на Иберийском полуострове – испанский певец Энрике Иглесиас и португальский футболист Криштиану Роналду – выбрали русских девушек. До встречи с российской теннисисткой Анной Курниковой Иглесиас говорил: «…я так и не нашел девушку, с которой мог бы пробыть больше недели». С ней он не расстается уже много лет. Правда, на постоянные вопросы журналистов о свадьбе прямого ответа они не дают. А вот бракосочетание Роналду и российской модели Ирины Шейк (настоящая фамилия Шайхлисламова; мать ее русская, а у отца татарские корни) было уже назначено, на 12 июля 2012. Но по каким-то причинам не состоялось. Шейк говорила, что хочет родить от Роналду ребенка. Однако в январе 2015 они расстались.

В Испании в год совершается более тысячи браков между испанцами и россиянками. В юго-восточной провинции Альмерия такие браки особенно распространены. Причем испанцы часто женятся на русских, бросая своих жен. Местные женщины в смятении. В городе Эль-Эхидо создана ассоциация «Испанские женщины против русских девочек». Охотно берут в жены русских другие западные европейцы, арабы, турки, американцы. У американцев даже есть пословица: «Рай – это американская зарплата, русская жена, английский дом и китайская кухня». Русская жена – это модно.

В СССР, естественно, браки между русскими женщинами и нерусскими мужчинами были еще чаще. Тут примеров великое множество. Сталин женился вторым браком на русской, на Надежде Аллилуевой. Натура гордая, ранимая, тонкая, она не вынесла совместной жизни с таким человеком и покончила с собой. Русская жена была у советского генерала, а затем врага России Джохара Дудаева. Она разделила его убеждения, оставалась с ним до самой его гибели. Русская супруга у второго президента Киргизии Бакиева. (На своей инаугурации он и почетный гость Назарбаев по-джентельменски уступили ей главную дорожку и скромно шли слева и справа от нее. Непосвященный мог подумать, что это Татьяна Бакиева проходит инаугурацию.) И Феликса Кулова, бывшего премьер-министром в первые годы президентства Бакиева, – русская жена.

Что же так привлекает мужчин других национальностей в русских женщинах? Все отмечают их красоту. Но еще больше, очевидно, покоряют их душевные качества. Прежде всего это женственность и чуткость. Это желание и умение жить жизнью любимого мужчины (Гала – яркий тому пример). Это душевная теплота. Постоянная потребность заботиться о ком-нибудь. Способность сильно и тонко чувствовать. Иностранцы отмечают образованность русских женщин, их умение поддержать разговор на любую тему. Впрочем, что-то им и не нравится. Вот высказывание дизайнера из Дрездена: «Русские жены – прекрасные хозяйки, хорошо и вкусно готовят, гостеприимные, но не экономные… Русские слишком сумасбродные, слишком непредсказуемые, любят, чтобы все шло по их сценарию, любят командовать мужчинами… непунктуальны, необязательны, капризны». Архитектор из Тулузы считает, что русские женщины «часто сами делают первые шаги, обидчивы, но отходчивы. С ними весело и легко, каждый день как праздник. Правда, праздник этот длится недолго, русские непостоянны». Некоторые – их явное меньшинство – считают русских женщин расчетливыми и коварными. Видимо, таким попадались лишь аферистки. Обжегшись на молоке, дуют на воду.

В заключение хочется привести слова одного жителя Женевы: «Русские умны и красивы, знают, как подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки. Русские женщины сильные духом, на многое готовы пойти ради любви и семьи, готовы многое простить, ранимы, чувствительны. Настоящие женщины, эталон женственности».

Лучше не скажешь.

2015
09.07.2021

Все права на эту публикацую принадлежат автору и охраняются законом.