Написать автору
За последние 10 дней эту публикацию прочитали
23.11.2024 | 1 чел. |
22.11.2024 | 0 чел. |
21.11.2024 | 0 чел. |
20.11.2024 | 0 чел. |
19.11.2024 | 0 чел. |
18.11.2024 | 0 чел. |
17.11.2024 | 0 чел. |
16.11.2024 | 0 чел. |
15.11.2024 | 0 чел. |
14.11.2024 | 0 чел. |
Привлечь внимание читателей
Добавить в список "Рекомендуем прочитать".
Добавить в список "Рекомендуем прочитать".
СОПРОТИВЛЕНИЕ БЕСПОЛЕЗНО?
Мы живём сегодня в мире, где либерализм победил окончательно и бесповоротно. Всё-таки прав оказался Фрэнсис Фукуяма, его «конец истории» действительно наступает в наши дни!Судите сами: нет в мире ни одной страны, где либеральные ценности не находили бы своих почитателей, где не было бы людей с либеральными взглядами. Подавляющее количество стран на планете суть страны либеральной ориентации. А те страны, где либерализм ещё не победил окончательно, близки к принятию всех его предложений.
Более того, совершенно бесполезно сопротивляться дальнейшему распространению буржуазного либерализма, как бесполезно противодействовать распространению свободы и прогресса. Прогресс не остановить – это есть естественное течение жизни, учат нас либералы. Поэтому всему миру нужно просто смириться с победным шествием либерализма и безоговорочно принимать все его ценности.
Ну, кто, в самом деле, находясь в здравом уме, может сейчас отрицать значимость либеральных ценностей? Материальный прогресс, свобода совести, гуманизм, права человека и гражданина, свобода слова, частное предпринимательство, буржуазная демократия… Все эти понятия неразделимы с буржуазным либерализмом и используются повсеместно.
Вот, попытался, было, Советский Союз противопоставить себя мировому капитализму с либерализмом, да советские же люди сами и обрушили «государство рабочих и крестьян» в небытие.
Вот, упорствовал Каддафи в своём стремлении дать ливийцам хорошую жизнь вне западного капитализма, да народ ливийский, возжаждавший вдруг либеральных свобод, Муаммара же и зарезал.
Вот, не пожелал Башар Асад дать сирийцам свободу и демократию в европейской либеральной интерпретации, так сирийские «борцы за свободу» всю Сирию превратили в руины.
Вот, не хочет сейчас Россия легализовать гей-парады и внедрять ювенальную юстицию, упорствует в своих религиозных предпочтениях, отказывается признать себя ответственной за всё плохое на свете…
Почти все страны мира представляют собой сейчас страны либеральной цивилизации. Можно говорить лишь о специфике того или иного либерализма разных стран. Например, либерализм французский отличается от либерализма английского, или либерализма германского. Либерализм японский – это далеко не то же самое, что либерализм бразильский. Либерализм меняется от страны к стране так, что можно говорить о национальной специфике того или иного либерализма.
А в самом широком смысле, все современные идеологии, политические течения, партии и движения представляют собой варианты либерализма и либеральной идеологии. И это неудивительно, если учесть, что всё человечество является наследником освободительных (либеральных) идей эпохи Возрождения, и всё человечество пользуется понятийным аппаратом европейской философии Нового времени, разработавшей в XVIII-XIX веках либеральную идеологию.
Почти весь современный мир является либеральным – он живёт в соответствии с ценностями и понятиями либерализма. Причём, даже те редкие страны, кто пытается «идти своим путём», тоже используют либеральные решения. Освободительные идеи эпохи Возрождения, распространившись на сферу общественного производства, например, привели к становлению капиталистических производственных отношений, к становлению капитализма. И ныне подавляющее количество стран мира развивают свою экономику капиталистическим способом.
А в середине XIX века явился миру марксизм (научный коммунизм) в качестве альтернативы буржуазному капитализму. Но цели, провозглашаемые либеральным капитализмом и научным коммунизмом абсолютно одинаковы – полное удовлетворение материальных потребностей человека посредством прогрессивного развития общественного производства. При этом капитализм предполагает достигнуть этой цели стихийно с помощью свободы предпринимательства частной собственности, а научный коммунизм пытается достигнуть всеобщего благосостояния планированием прогресса после упразднения частной собственности.
Но если, при общности цели, единственным базовым отличием капитализма от научного коммунизма является отношение к частной собственности, тогда капитализм есть «правый либерализм», основанный на частной собственности, а научный коммунизм есть «левый либерализм», основанный на уничтожении частной собственности на средства производства. Так что сейчас все политические партии мира суть партии либеральные, правого или левого толка, в той или иной степени.
Либерализм консерваторов отличается, конечно, от либерализма социалистов, зелёных, или либерализма партий прогресса, например. И либерализм капиталистический отличается, конечно, от либерализма марксистского. Но в основе всех современных партий и движений лежат ценности гуманизма и прогресса. И какую бы программу разные партии ни предлагали избирателям, она в той или иной степени пользуется понятийным аппаратом либеральной идеологии.
Вся политическая палитра мира сейчас суть палитра либеральная. Все политики, все властвующие элиты во всех странах в той или иной мере являются деятелями либеральными, поскольку все они рассуждают о проблемах, используя понятийный аппарат либерализма. Все политические институты мира, все законы и термины, используемые в политике, насыщены либеральным смыслом.
Либерализм за 500 лет Нового времени установился на планете окончательно и бесповоротно. И какую бы идеологию ни пытались сейчас создать, она неизменно будет лишь ещё одним из вариантов идеологии либеральной. И когда некоторые россияне критикуют буржуазный либерализм и его ценности, так или иначе проникающие в российскую действительность, они делают это, порой, даже не замечая этого, с либеральных позиций и с помощью либеральных же понятий.
И когда кто-то вдруг заявляет о необходимости новой идеологии, понимает ли он, что в настоящее время альтернативная либерализму идеология невозможна в принципе, если сначала не отказаться от понятийного аппарата либерализма, отказаться от либеральной парадигмы, заданной эпохой Возрождения. Если этого не делать, то все изыски новой идеологии будут оборачиваться лишь ещё одним вариантом либерализма. Либералы, рассуждающие о новой идеологии, используя либеральные понятия и ценности, не смогут придумать ничего, кроме ещё одного варианта либерализма (как это случилось с научным коммунизмом Карла Маркса, например). «А вы, друзья, как ни садитесь…»
Процесс поиска нового смысла подменяется сейчас в российском обществе процессом «перетряхивания старых одежд». Рассуждения о русской идеологии, о русской идее ведутся в терминах и понятиях идеологии европейской – идеологии либерализма. Люди не всегда понимают, что нельзя строить новую идеологию, рассуждая в терминах идеологии уже известной. Новая идеология требует нового понятийного аппарата, новых базовых идей, новых ценностей, на основе которых и следует вести рассуждения. Как можно найти новый смысл в понятиях чуждой идеологии, весь понятийный аппарат которой придуман как раз для того, чтобы дать исчерпывающее с её точки зрения объяснение действительности!?
Россия стала активно впитывать европейские либеральные идеи с XVIII века, поэтому все рассуждения о русской идеологии ведутся сейчас в терминах идеологии либеральной, зародившейся в Европе во времена эпохи Возрождения и полностью сформировавшейся в Новое время. За это время либерализм «въелся» в менталитет не только европейцев, но и большинства народов земли. Сейчас либерализм, представленный в различных формах и вариантах, является господствующей идеологией на планете. Либерализмом пронизаны все наши рассуждения, и понимаем мы окружающую действительность исключительно в понятиях либерализма.
Европа за последние века научила весь мир понимать действительность в терминах идеологии либерализма. Вся наука Нового времени развилась на основе либеральных идей эпохи Возрождения и любой современный философ прежде, чем начать строить новую идеологию, должен отказаться от либеральной системы ценностей, иначе он просто не выйдет за рамки либерализма, и любая его «новая» идеологическая конструкция останется по существу новой формой либерализма. Таким образом, новая идеология для своей формулировки требует, прежде всего, создания нового понятийного аппарата, основанного на иных духовно-нравственных ценностях.
Отказ от либерализма должен быть не эмоциональным, как это происходит сейчас у многих яростных критиков буржуазного либерализма, а логическим, основанным на строгом научном анализе. Поиски новой идеологии не смогут дать ничего нового, новое идейное качество никогда не появится, если перед этим не произвести тщательное исследование событий мировой истории. От исследователей требуется понять либерализм – его генезис, его становление и развитие. И только на основе этого понимания может родиться новая идея, как альтернатива либерального выбора человечества. Только на этой основе и возможна успешная разработка альтернативной либерализму идеологии.
В фильме «Укрощение огня» есть такая сцена: где-то на юге, на какой-то великой стройке социализма в далёких 30-х годах, достойный представитель советской науки (Зиновий Гердт) читал всем желающим повысить уровень своего образования лекцию о космических полётах. И будущий строитель космических кораблей, будучи тогда молодым человеком (Кирилл Лавров), был потрясён нарисованной лектором картиной. И в нетерпении он спрашивает лектора: «А в какой пятилетке у нас запланирован первый полёт в космос?» Лектора аж перекосило: «Да вы понимаете, молодой человек, что для этого необходимо сделать!? Нужно построить тысячи заводов, нужна научная база, нужны тысячи специалистов!» И действительно, понадобилось долгих 30 лет, чтобы построить вторую по мощи экономику мира, выиграть самую разрушительную войну в истории человечества, создать великую научную школу и запустить первыми в мире человека в космос.
И вот, в наши дни, когда речь заходит о разработке альтернативной либерализму идеологии, кто-то всегда нетерпеливо задаёт вопрос: «Ну, сколько можно говорить? Напишите уже эту идеологию!»
И хочется ответить таким нетерпеливым:
- Да вы хотя бы понимаете, что значит сформулировать альтернативную либерализму идеологию!?
Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу понадобилась вся их жизнь, чтобы сформулировать идеологию научного коммунизма.
Идеология либерализма разрабатывалась на протяжении столетий Нового времени.
Надо быть очень наивным человеком, чтобы считать, что возможно сформулировать идеологию развития, альтернативную либерализму, с помощью пары-тройки броских фраз.
Люди обычно путают идеологию с программой, с «дорожной картой», с набором хотелок. Программы придумывать легко – осуществлять, порой, бывает невозможно. Идеология как раз и необходима для того, чтобы понимать, какая программа нужна и как программа будет осуществлена.
Идеология – это логически непротиворечивая система научных взглядов, понятий, ценностей, доказательств, необходимых для обоснования смысла жизни и лежащая в основе общественного устройства. И, чтобы создать такую систему, необходим многолетний напряжённый труд.
Важность идеологического обеспечения для успешного развития государства и общества трудно переоценить. Идеология научного коммунизма (марксизма), существенно переработанная Лениным и Сталиным, позволила СССР выиграть Вторую мировую войну. Она же позволила создать мощную экономику, впервые в истории поставив нашу страну на вторую позицию в ряду сверхдержав.
Но что-то произошло после преждевременного ухода из жизни И. В. Сталина. Коммунистическая идеология превратилась тогда в неприкасаемую догму, сковывающую интеллектуальную жизнь советского общества. Невозможность активной широкой научной дискуссии относительно путей развития советского общества привела коммунистическую партию к полному идейному разложению. После чего стало естественным перерождение партийно-хозяйственного актива Советского Союза в сторонников либерализма и капитализма.
Помнится, в советских ВУЗах преподавалась «Марксистско-ленинская философия», после знакомства с которой у многих студентов возникал недоумённый вопрос: «А зачем вообще нужна философия, если марксизм уже всё объяснил?» И это мнение было вполне естественным! После бессмысленного заучивания тезисов, никак не относящихся к текущему историческому моменту, иного и быть не могло.
Гибель Советского Союза произошла именно потому, что некомпетентность, непрофессионализм и попросту интеллектуальное убожество захватили власть в стране после смерти Сталина. Советский Союз погубил кадровый вопрос, когда в правящую элиту страны попадали далеко не самые достойные люди. О каком развитии марксистской идеологии они могли говорить, когда и понятия не имели о том, что это такое. Проще, как им казалось, было запретить всем советским людям думать и говорить.
Но когда людям затыкают рот, или попросту игнорируют их мнения, тогда философия становится правящей элите не нужной, и она перестаёт отвечать на исторически вызовы. Но тогда и страна становится лишней, не нужной, страна оказывается в положении рыбы, выброшенной на берег – вроде и воздуха много, а всё равно дышать нечем.
Кажется, про отсутствие у современной России собственной идеологии развития не говорит только ленивый. В любой дискуссии о положении России в мире обязательно всплывает вопрос о необходимости идеологического обеспечения российского движения в будущее. Куда и как движется Россия – этот вопрос всё чаще задают себе россияне.
Да, в России нет собственной идеологии развития, но страна развивается, худо-бедно. Куда-то идём, что-то строим, и вроде «с каждым днём всё радостнее жить». Но мы ещё помним, как без едино выстрела развалился могучий Советский Союз, несмотря на все его 50 тысяч танков. И что-то говорит нам, что если даже коммунистическая идеология оказалась бессильной предотвратить распад Союза, то победа либеральной идеологии капитализма делает будущее России ещё более проблематичным.
Либерализм победил на Земле окончательно и бесповоротно. И история земной цивилизации сейчас движется к закономерному финалу, поскольку духовно-нравственная поляризация современного человечества не может не закончиться, рано или поздно, всеобщей катастрофой.
Либерализм ведёт мир к трагической развязке потому, что развращает человека вседозволенностью, одновременно давая ему в руки всё более мощное оружие разрушения. Либерализм разъедает общество преступностью и коррупцией, заставляя человека забыть о честности и справедливости. Либерализм разрушает семью, приговаривая либеральное общество к вымиранию из-за низкой рождаемости. Либерализм озлобляет народы, стравливая их друг с другом, повсеместно создавая неравенство и сея раздоры. Либерализм необратимо губит природу, поскольку обречён к вечному прогрессу ради удовлетворения растущих человеческих потребностей, который не остановить, как не остановить частное предпринимательство ради получения прибыли. Так созданное либерализмом мироустройство обрекает мир к самоуничтожению.
Либеральный мир обречён исчезнуть.
Единственное, что осталось человечеству, это попытаться не исчезнуть вместе с либерализмом. И спасти мир может только переход на позиции иной, альтернативной либерализму идеологии, благожелательной к человеку, обществу, государству и природе Земли.
Единственное условие сохранения земной цивилизации заключается в том, сможет ли человек разумный понять и принять ценности альтернативной либерализму идеологии развития, которую ему ещё предстоит сформулировать. А пока что бесполезно и бессмысленно сопротивляться распространению либерализма, если не заниматься вопросом разработки альтернативной либерализму идеологии развития.
Все права на эту публикацую принадлежат автору и охраняются законом.