Написать автору
За последние 10 дней эту публикацию прочитали
22.11.2024 | 0 чел. |
21.11.2024 | 1 чел. |
20.11.2024 | 0 чел. |
19.11.2024 | 0 чел. |
18.11.2024 | 0 чел. |
17.11.2024 | 1 чел. |
16.11.2024 | 0 чел. |
15.11.2024 | 0 чел. |
14.11.2024 | 0 чел. |
13.11.2024 | 2 чел. |
Привлечь внимание читателей
Добавить в список "Рекомендуем прочитать".
Добавить в список "Рекомендуем прочитать".
Об искуплении
Христос называет обычных людей мёртвыми только потому, что они некомпетентны в Его учении (Лука 9:60). Получается, что без священного знания жизнь глуха, подслеповата, хромает, погрязла в фарисействе и требует если не оживления и воскрешения, то хотя бы исцеления и исправления. И НИЗВЕЛИ МЫ С НЕБА ВОДУ БЛАГОСЛОВЕННУЮ И ПРОИЗРАСТИЛИ ЕЮ САДЫ И ЗЕРНА ПОСЕВОВ, И ПАЛЬМЫ ВЫСОКИЕ - У НИХ ПЛОДЫ РЯДАМИ, - В УДЕЛ РАБАМ, И ОЖИВИЛИ ЕЮ МЕРТВУЮ СТРАНУ. ТАКОВ ИСХОД!(Коран 50:9-11, перевод и нумерация стихов Крачковского) А вот и другие переводы подобия бегства евреев из египетского рабства в землю, текущую молоком и мёдом: Порохова тоже называет это действо исходом, Османов — исходом из могил, Абу Адель — исходом и воскрешением, Гафуров, Кулиев и Османов — выходом смертных из могил, Саблуков — воскресением. Евреи-то, конечно, зациклены на обетованной Палестине, но под коррективой Корана взгляд на это преображение являет духовную метаморфозу, да и Евангелие называет его бегством в духовное горнее(Матфей 10:23; 24:16,20). И пророк Исайя превозносит бегущие к радости ноги, потому что фарисейка-голова неспособна к трансцендентности, только ноги транспарентны и транспортабельны: КАК ПРЕКРАСНЫ НА ГОРАХ НОГИ БЛАГОВЕСТНИКА, ВОЗВЕЩАЮЩЕГО МИР, БЛАГОВЕСТВУЮЩЕГО РАДОСТЬ, ПРОПОВЕДУЮЩЕГО СПАСЕНИЕ, ГОВОРЯЩЕГО СИОНУ: "ВОЦАРИЛСЯ БОГ ТВОЙ!"(Исайя 52:7) Это резонный повод ещё раз упрекнуть русскую православную церковь, считающую достоинством консервативное седалище в могилах(Исайя 65:2-5). Восстание и революция - ругательные слова в нашей церкви. А как же исайевское ВОССТАНЬ, ВОСПРЯНЬ!?(Исайя 51:9,17; 52:1; 60:1). В современных переводах этот революционный императив, как будильник, призывает пробудиться, проснуться, встать. БОДРСТВУЙТЕ, - наставляет и Христос, чтобы не оказаться в мерзости запустения(Матфей 24:42; 25:13; 26:41). И апостол Павел со слезами на глазах заявляет: Я ЗНАЮ, ЧТО, ПО ОТШЕСТВИИ МОЕМ, ВОЙДУТ К ВАМ ЛЮТЫЕ ВОЛКИ, НЕ ЩАДЯЩИЕ СТАДА; И ИЗ ВАС САМИХ ВОССТАНУТ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ БУДУТ ГОВОРИТЬ ПРЕВРАТНО, ДАБЫ УВЛЕЧЬ УЧЕНИКОВ ЗА СОБОЮ. ПОСЕМУ БОДРСТВУЙТЕ(Деяния 20:29-31). К сожалению, я не уполномочен будить инертную махину, потому с горечью отмахнусь: почивай, московская патриархия на лаврах, но лавры ли это!..Сразу задам вопрос: что такое хлеб и вообще пища да и утоляющая жажду водица? Едой мы заправляемся точно так же, как и автомобили бензином. А ведь есть ещё половая еда-едьба, что-то наподобие звериной охоты. И для души пища разнообразна: общение посредством янского языка и иньского уха, книги, театр, телевизор, интернет, красоты природы… Недаром же с древности это, казалось бы, разнородное требование объединялось — хлеба и зрелищ! А эксплуатация человека человеком — это ведь тоже еда, только здесь вклинивается зудящая от скорости буковка: е-з-з-з-да, езда. Но Евангелие утверждает: НЕ ХЛЕБОМ ОДНИМ БУДЕТ ЖИТЬ ЧЕЛОВЕК, НО ВСЯКИМ СЛОВОМ, ИСХОДЯЩИМ ИЗ УСТ БОЖИИХ(Матфей 4:4). Это сказано было Христом в сорокадневном посте, когда сатана предлагал ему камни в пустыне сделать хлебами и насытиться. Сатана ведь кроме плотского и буквального хлеба другого не знает. Благодаря же воздержанию от плотской пищи питающий Бог насыщает нас духовным хлебом — мыслительным словом и знанием. В русской православной церкви даже Христа едят как буквальный хлеб. У православных мясоедов коэффициент интеллекта(IQ) даже ниже чем у атеистов, довольствующихся вегетарианством. А между тем духовное знание ничем не отличается по способу получения от жнания, жатвы. НЕ ГОВОРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО ЕЩЕ ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА, И НАСТУПИТ ЖАТВА? А Я ГОВОРЮ ВАМ: ВОЗВЕДИТЕ ОЧИ ВАШИ И ПОСМОТРИТЕ НА НИВЫ, КАК ОНИ ПОБЕЛЕЛИ И ПОСПЕЛИ К ЖАТВЕ. ЖНУЩИЙ ПОЛУЧАЕТ НАГРАДУ И СОБИРАЕТ ПЛОД В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ, ТАК ЧТО И СЕЮЩИЙ И ЖНУЩИЙ ВМЕСТЕ РАДОВАТЬСЯ БУДУТ (Иоанн 4:35-36). Сеять - значит со скорбью и терпением поститься, а жать и жить означает пользоваться результатами поста — жнанием и знанием. Но жать надо на спелых, побелевших нивах и соответственно поститься спелыми, круглыми датами. Почему в приведённой цитате фигурирует четвёрка, казалось бы, незавидная десятичная дробь от сорокадневного поста Христова? Четвёрка — середина священной седмины, это о ней Соломон благожелательно высказался: СЛАДОК СВЕТ, И ПРИЯТНО ДЛЯ ГЛАЗ ВИДЕТЬ СОЛНЦЕ(Екклесиаст 11:7). Ведь светило сотворено в четвёртый день. Причём именно о посте здесь говорится, о духовном сеянии: УТРОМ СЕЙ СЕМЯ ТВОЕ, И ВЕЧЕРОМ НЕ ДАВАЙ ОТДЫХА РУКЕ ТВОЕЙ, ПОТОМУ ЧТО ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ, ТО ИЛИ ДРУГОЕ БУДЕТ УДАЧНЕЕ, ИЛИ ТО И ДРУГОЕ РАВНО ХОРОШО БУДЕТ(Екклесиаст 11:6). Но я успокою читателя: Бог, по Бхагавад-гите, никогда не рождается и не умирает(2:20), но является началом, концом, а также серединой всего сущего(10:32), поэтому и утро, и вечер — круглое, приспелое время. Круг — это виток спирали, когда начало соединяется с концом и одновременно является серединой, поскольку предыдущее отходит в историю, запустевает, а грядущее разворачивается. В 58-ой главе Исайи эти круглые числа и высоты поста, когда скудость братается с полнотой, когда богатство предоставляет свою территорию нищете и бесприютности, а силки, ловушки, темницы освобождаются, — эти витки собирания премудрости и любви описаны пророком как гимн Божьей милости. А что же зелёные, незрелые меры поста? Исайя их поругивает(Исайя 58:2-5). Даже поэзии известно, что пост от поста отличается:
Никто не может на земле разъединить
Природу с небом, их связующую нить,
Что на Покров напомнит вновь о снеге
Крупинкой, растворившейся в Онеге...
Она, как манна, к нам летит с небес.
Гонимая, об щёки наши бьётся,
Чтоб в каждого из нас вселился бес,
Который ангелом однажды обернётся…
(Ирина Бойцева-Другая, Манна с небес)
И Тора, приберегая для человека округлости плодов, сеющих семя в вечность(Бытие 1:29), для скота же и другой живности определяет в пищу зелень и незрелость(Бытие 1:30). О скотах печётся Бог? - ставит риторический вопрос апостол Павел(1 коринфянам 9:9). Но Коран на него нелицеприятно отвечает: МЫ СОТВОРИЛИ ДЛЯ ГЕЕННЫ МНОГО ДЖИННОВ И ЛЮДЕЙ: У НИХ СЕРДЦА, КОТОРЫМИ ОНИ НЕ ПОНИМАЮТ, ГЛАЗА, КОТОРЫМИ ОНИ НЕ ВИДЯТ, УШИ, КОТОРЫМИ НЕ СЛЫШАТ. ОНИ — КАК СКОТЫ, ДАЖЕ БОЛЕЕ ЗАБЛУДШИЕ. ОНИ — НАХОДЯЩИЕСЯ В НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ(Коран 7:178, перевод Крачковского). ВИДЕЛ ЛИ ТЫ ТОГО, КТО СВОИМ БОГОМ СДЕЛАЛ СВОЮ СТРАСТЬ: РАЗВЕ ТЫ БУДЕШЬ НАД НИМ НАДСМОТРЩИКОМ? ИЛИ ТЫ ДУМАЕШЬ, ЧТО БОЛЬШИНСТВО СЛЫШИТ ИЛИ РАЗУМЕЕТ? ОНИ ВЕДЬ ТОЛЬКО - КАК СКОТЫ И ДАЖЕ БОЛЬШЕ СБИЛИСЬ С ПУТИ(Коран 25:45-46). ПОИСТИНЕ, АЛЛАХ ВЕДЁТ ТЕХ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ И ТВОРИЛИ БЛАГИЕ ДЕЛА, В САДЫ, ГДЕ ВНИЗУ ТЕКУТ РЕКИ. А ТЕ, КОТОРЫЕ НЕ УВЕРОВАЛИ, НАСЛАЖДАЮТСЯ И ЕДЯТ, КАК ЕДЯТ ЖИВОТНЫЕ, И ОГОНЬ — МЕСТОПРЕБЫВАНИЕ ИХ(Коран 47:13).
Христос в Евангелии неоднократно подразделяет человеческую жизнь на два этапа — созидательный и разрушительный, на пляски и скорби, с голосом жениха и невесты и оставленный, вдовый(Матфей 11:16-19; 9:15-17; 10:34). У Соломона таких противоположных процессов значительно больше, но фактически их не перечислишь(Екклесиаст 3:1-8). Здесь обобщённо лучше указать на фазы Луны, знаменующей жизнь: слабенькая, она растёт до полноты, до пика, а потом ущербляется, впадая в слабость. Да и в Коране это отмечено: АЛЛАХ — ТОТ, КОТОРЫЙ СОЗДАЛ ВАС ИЗ СЛАБОСТИ, ПОТОМ ПОСЛЕ СЛАБОСТИ ДАЛ ВАМ СИЛУ, ПОТОМ ПОСЛЕ СИЛЫ ДАСТ ВАМ СЛАБОСТЬ И СЕДИНУ(Коран 30:53, перевод и нумерация стихов Крачковского). А история евреев в Египте разве не такова! Благословенный Иосиф заслужил перед египетским фараоном такой авторитет, что тот фактически отдал ему бразды правления, оставив за собой власть лишь декоративную: БЕЗ ТЕБЯ НИКТО НЕ ДВИНЕТ НИ РУКИ СВОЕЙ, НИ НОГИ СВОЕЙ ВО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ ЕГИПЕТСКОЙ(Бытие 41:44). Иосиф перетащил из голодного Ханаана семейство своего отца Иакова численностью семьдесят душ, а фараон распорядился выделить им лучшие земли. Евреи размножились и усилились в Египте так, что новая власть, забывшая заслуги умершего Иосифа, обеспокоилась: как бы чужаки не присоединились к неприятелям египтян и не подчинили себе страну всецело. Евреев стали изнурять и привлекать на самые тяжёлые работы в каменоломнях, на рытье каналов, на призводстве кирпича. Фактически успешному народу был показан только рабский удел. Но евреи всё равно размножались и увеличивались. Тогда фараон распорядился топить новорождённых младенцев мужского пола, как котят. Новорождённому Моисею, будущему путеводителю еврейского народа, тоже выпала фатальная судьба: в корзинке его пустили в воды Нила, но красивого малыша увидела в тростнике фараонова дочка и сжалилась над ним. Имени своему он обязан воде: Моисей — вышедший из воды. Вода такая стихия, что губит и оживляет, так что Моисей — избранный Божий. Далее надо продолжить историю еврейского народа как исход из рабства и бегство в новый обетованный предел, где снова будет звучать эйфорический голос жениха и невесты. Но я, честно сказать, Тору читал подробно и обстоятельно чуть ли не сорок лет назад, а потом только фрагментами. Но не беда, я на дереве покажу голос жениха и невесты и его векторное бегство, если оно опустошается, к благословенным весенним почкам(Матфей 24:32). Я сам всегда жду весну, как священную корову, хотя, казалось бы, благоприятное лето Господне бархатистей. А пример дерева я беру из Корана: ВИДЕЛИ ВЫ ОГОНЬ, ЧТО ВЫВОДИТЕ ВЫ ИЗ ДРЕВА ЗЕЛЁНОГО? ЭТО ВЫ СОЗДАЛИ ТО ДЕРЕВО ИЛИ МЫ СОЗДАЛИ ЕГО ДЛЯ ПЛАМЕНИ? МЫ СДЕЛАЛИ ЕГО НАПОМИНАНИЕМ О ГЕЕННЕ И ПРИПАСОМ ДЛЯ ТЕХ, КТО СТРАНСТВУЕТ КРАЯМИ ПУСТЫННЫМИ(Коран 56:71-73, перевод Шидфара). Шидфар видит в высекании огня из дерева путём трения зло, другие переводчики так не думают. Да, дерево — материал для растопки, для костра, но я бы хотел напомнить, что благодаря живительному внутреннему огоньку дерево расцветает, выпускает лист и образует плоды. Конечно, потом и то, и другое, и третье тем же огоньком обугливается и пропадает, и дерево выглядит болезненно опустошённым. Но вот слово «припас» обнадёживает. В Евангелии написано, что легче верблюду пролезть в игольное ушко, нежели богатому войти в царствие Божие. Что же такое «припас» или «запас», который может помочь болезному организму, оказавшемуся без голоса жениха и невесты? В Коране написано: лучший из запасов благочестие и богобоязненность(Коран 2:193, нумерация стихов по Крачковскому). Давайте разобьём слово «любовь» на две части: лю-бовь. Не совсем понятная разбивка… А если глагол «любить» раздвоить: лю-бить? Теперь понятны слова апостола Павла: ГОСПОДЬ, КОГО ЛЮБИТ, ТОГО НАКАЗЫВАЕТ; БЬЕТ ЖЕ ВСЯКОГО СЫНА, КОТОРОГО ПРИНИМАЕТ(Евреям 12:6). У всякой медали есть аверс и реверс, и у монетки — благословенный орёл и непрезентабельная решка. Дерево в страдании собирает небесную крупу, то есть снег, и это его боевое снаряжение под штамбом, чтобы по весне оказаться живой водой.
Учись у них — у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа. (Афанасий Фет)
Евреи тоже собирали небесную манну, а это фактически такой же пост, как и у дерева во время зимы. Вот что сказано у Иова о небесной манне: ВХОДИЛ ЛИ ТЫ В ХРАНИЛИЩА СНЕГА И ВИДЕЛ ЛИ СОКРОВИЩНИЦЫ ГРАДА, КОТОРЫЕ БЕРЕГУ Я НА ВРЕМЯ СМУТНОЕ, НА ДЕНЬ БИТВЫ И ВОЙНЫ? (Иов 38:22-23) А ведь битва эта не столько с внешним врагом, сколько с внутренним. У пророка Исайи тоже есть высказывание о небесной манне: КАК ДОЖДЬ И СНЕГ НИСХОДИТ С НЕБА И ТУДА НЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ, НО НАПОЯЕТ ЗЕМЛЮ И ДЕЛАЕТ ЕЕ СПОСОБНОЮ РОЖДАТЬ И ПРОИЗРАЩАТЬ, ЧТОБЫ ОНА ДАВАЛА СЕМЯ ТОМУ, КТО СЕЕТ, И ХЛЕБ ТОМУ, КТО ЕСТ, - ТАК И СЛОВО МОЕ, КОТОРОЕ ИСХОДИТ ИЗ УСТ МОИХ, - ОНО НЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ КО МНЕ ТЩЕТНЫМ, НО ИСПОЛНЯЕТ ТО, ЧТО МНЕ УГОДНО, И СОВЕРШАЕТ ТО, ДЛЯ ЧЕГО Я ПОСЛАЛ ЕГО(Исайя 55:10-11). То есть небесная манна увязана с Божьим словом, которое и есть истинная пища.
Не всем такая жизнь нравилась, потому как цыплят по осени считают, и результат от надоевшей манны сразу не прочитывался. Скитальцы требовали от Моисея, чтобы он воззвал к Богу, и народ бы побаловался привычной египетской пищей — овощами, кабачками, чесноком, чечевицей и луком. НЕУЖЕЛИ ВЫ ПРОСИТЕ ЗАМЕНИТЬ ТЕМ, ЧТО НИЖЕ, ТО, ЧТО ЛУЧШЕ? - это возмущение Моисея(Коран 2:58, перевод и нумерация стихов Крачковского). У апостола Павла тоже есть подобное предостережение: НЕ ХВАЛЮ [ВАС], ЧТО ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ НЕ НА ЛУЧШЕЕ, А НА
ХУДШЕЕ(1 коринфянам 11:17). Хотя Павел сам предлагает христианам вкушать за вечерей плоть Христа, но ведь зелень и мясо как зелень — пища скорее скота, нежели человека(Бытие 1:29-30, 9:2-3). И ещё раз Тора квалифицирует мясо перепелов, как пищу вечернюю, несовершенную, а манну, как пищу утреннюю, совершенную,(Исход 16:11-14) ведь по Библии вечер предшествует утру(Бытие 1:5). На ропот еврейского народа, что они сидели в Египте у котлов с мясом, Бог поднял ветер от моря и набросал на становище столько перепелов, что земля кишела ими почти на два локтя от поверхности(Числа 11:31). Ещё мясо из зубов не было выковырено, гнев Господень поразил ропотников язвою(Числа 11:33). Да и за другие жестоковыйные дела сорокалетнего странствия по Синайской пустыне поредели порядки пилигримов, так что через Иордан немногие смогли перейти. Почему же в Коране написано: МЫ ПРОСТИЛИ ВАС ПОСЛЕ ЭТОГО, - МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ БУДЕТЕ БЛАГОДАРНЫ!(Коран 2:49, перевод и нумерация стихов Крачковского) — это когда народ вылил тельца, чтобы ему поклоняться, пока Моисей получал на горе скрижали Писания. Или были поражены молнией, так как хотели видеть Аллаха открыто, потому что не верили Моисею, - МЫ ВОЗДВИГЛИ ВАС ПОСЛЕ ВАШЕЙ СМЕРТИ, - МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ БУДЕТЕ БЛАГОДАРНЫ(Коран 2:52-53, нумерация стихов Крачковского). Или отвращение от завета с Богом, - ЕСЛИ БЫ НЕ БЛАГОСТЬ АЛЛАХА К ВАМ И НЕ ЕГО МИЛОСТЬ, ТО ВЫ БЫ ОКАЗАЛИСЬ ПОТЕРПЕВШИМИ УБЫТОК(Коран 2:61). Почему же такое существенное различие между Торой и Кораном? Да и Христос как бы удостоверяет Тору: ОТЦЫ ВАШИ ЕЛИ МАННУ В ПУСТЫНЕ И УМЕРЛИ(Иоанн 6:49). Суть в том, что собирание небесной манны процесс циклический. Шесть дней собирай, в седьмой — отдых, - таких седмин надо насобирать семьдесят, а ведь каждая семёрка — это семерть, смерть, которую следующий цикл собирания воскрешает. То есть смерть — одновременно рождение. Даже переход через Чермное море как посуху и обращение Иордана вспять — это начало новых витков еврейской житухи. Конечно, мне бы хотелось, чтобы читатель это отнёс к накоплению знания и интеллекта посредством поста, а не только к числу еврейского населения. Но ведь и выводить из египетского рабства два-три миллиона евреев, чтобы их вскоре погубить — вряд ли эту версию стоит рассматривать. Христос, между прочим, сам нацеливает своих учеников на собирание небесной манны: КТО НЕ СО МНОЮ, ТОТ ПРОТИВ МЕНЯ; И КТО НЕ СОБИРАЕТ СО МНОЮ, ТОТ РАСТОЧАЕТ(Лука 11:23). Потому что если не поститься, тебя одолеют бесы, духи низшего порядка(Лука 11:20-26; 9:38-42). О ТЕ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ! ПРЕДПИСАН ВАМ ПОСТ, ТАК ЖЕ КАК ОН ПРЕДПИСАН ТЕМ, КТО БЫЛ ДО ВАС, - МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ БУДЕТЕ БОГОБОЯЗНЕННЫ! - НА ОТСЧИТАННЫЕ ДНИ(Коран 2:179-180, перевод и нумерация стихов Крачковского). Пост посту разница, и если его ослаблять… - ПО ПЛОДАМ ИХ УЗНАЕТЕ ИХ. СОБИРАЮТ ЛИ С ТЕРНОВНИКА ВИНОГРАД, ИЛИ С РЕПЕЙНИКА СМОКВЫ?(Матфей 7:16) Да, библейские посты, которыми постились ессеи, сегодня в забвении. https://proza.ru/2017/11/19/950 https://proza.ru/2015/12/14/1756 А между тем сорокадневный пост Иисуса Христа я бы приравнял к собиранию манны, ведь еврейский народ тоже сорок лет собирал манну: здесь важно приглядываться к числу. А болевший тридцать восемь лет бедолага, ведь Христос его излечил близ купальни Вифезда только благодаря близости к круглому числу «сорок»!(Иоанн 5:2-9). Когда евреи перешли Иордан, манна перестала падать с неба, и народ уже питался естественной пищей(Иисус Навин 5:12). Христос пост подразделяет на манну, которая только-только позволяет выйти на границы благословенной земли, и означает Синайский завет, а вот вояж на Сион в Иерусалиме требует добавки, чтобы насобиралось семьдесят седмин. Именно семьдесят седмин — это как раз то древо жизни, семя с которого и есть новый завет(Даниил 9:27). Танах называет его ещё вечным, потому что какие бы перетурбации не происходили с семенем, с Божьим остатком, закончится оно не должно(1 коринфянам 13:8). Да и Христос, как Слово благовестия, свидетельствует о себе, как источнике вечной жизни(Иоанн 4:14,36; 5:24,39; 6:54; 10:28). Впрочем, мы привыкли, что завет привязан к Сиону и Иерусалиму. ТРУД ГЛУПОГО УТОМЛЯЕТ ЕГО, ПОТОМУ ЧТО НЕ ЗНАЕТ [ДАЖЕ] ДОРОГИ В ГОРОД(Екклесиаст 10:15). Так сказано про Иерусалим, цикл которого семьдесят седмин, и глупый сюда не вписывается. Ученикам же своим Христос наказал дождаться и дотерпеться до полноты цикла, чтобы заключить завет: Я ПОШЛЮ ОБЕТОВАНИЕ ОТЦА МОЕГО НА ВАС; ВЫ ЖЕ ОСТАВАЙТЕСЬ В ГОРОДЕ ИЕРУСАЛИМЕ, ДОКОЛЕ НЕ ОБЛЕЧЕТЕСЬ СИЛОЮ СВЫШЕ(Лука 24:49). Но вообще в Библии символов полноты множество: пальма, смоковница, лоза, гранат… ВМЕСТО ТЕРНОВНИКА ВЫРАСТЕТ КИПАРИС; ВМЕСТО КРАПИВЫ ВОЗРАСТЕТ МИРТ; И ЭТО БУДЕТ ВО СЛАВУ ГОСПОДА, В ЗНАМЕНИЕ ВЕЧНОЕ, НЕСОКРУШИМОЕ (Исайя 55). Но особенно много символов полноты в Песне песней. То есть завет рассчитывает на любовь между Богом и человеком. А дары Святого духа, что предполагает Павел в коринфской общине, ведь они были и у язычников(1 коринфянам 12:2-3). Фактически это лишь залог, задаток, аванс, данный Богом для искупления, и апостол Павел напоминает это верующим(2 коринфянам 1:22; 5:5; Ефесянам 1:14; 2 Тимофею 1:14). Искупление — это синоним избавления, спасения. Ну какое может быть спасение, когда коринфская церковь кишит грехами, и апостол выделяет один из них: ЕСТЬ ВЕРНЫЙ СЛУХ, ЧТО У ВАС [ПОЯВИЛОСЬ] БЛУДОДЕЯНИЕ, И ПРИТОМ ТАКОЕ БЛУДОДЕЯНИЕ, КАКОГО НЕ СЛЫШНО ДАЖЕ У ЯЗЫЧНИКОВ, ЧТО НЕКТО [ВМЕСТО] [ЖЕНЫ] ИМЕЕТ ЖЕНУ ОТЦА СВОЕГО. И ВЫ ВОЗГОРДИЛИСЬ, ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ ЛУЧШЕ ПЛАКАТЬ, ДАБЫ ИЗЪЯТ БЫЛ ИЗ СРЕДЫ ВАС СДЕЛАВШИЙ ТАКОЕ ДЕЛО!(1 коринфянам 5:1-2). В русской православной церкви грешат и исповедуются, но считается важным покаяться перед смертью, чтобы не нагрешить и таким образом спастись, - полагаю, что это чудовищная ложь. ВОТ НАСТУПАЮТ ДНИ, ГОВОРИТ ГОСПОДЬ, КОГДА Я ЗАКЛЮЧУ С ДОМОМ ИЗРАИЛЯ И С ДОМОМ ИУДЫ НОВЫЙ ЗАВЕТ, НЕ ТАКОЙ ЗАВЕТ, КАКОЙ Я ЗАКЛЮЧИЛ С ОТЦАМИ ИХ В ТОТ ДЕНЬ, КОГДА ВЗЯЛ ИХ ЗА РУКУ, ЧТОБЫ ВЫВЕСТИ ИХ ИЗ ЗЕМЛИ ЕГИПЕТСКОЙ; ТОТ ЗАВЕТ МОЙ ОНИ НАРУШИЛИ, ХОТЯ Я ОСТАВАЛСЯ В СОЮЗЕ С НИМИ, ГОВОРИТ ГОСПОДЬ. НО ВОТ ЗАВЕТ, КОТОРЫЙ Я ЗАКЛЮЧУ С ДОМОМ ИЗРАИЛЕВЫМ ПОСЛЕ ТЕХ ДНЕЙ, ГОВОРИТ ГОСПОДЬ: ВЛОЖУ ЗАКОН МОЙ ВО ВНУТРЕННОСТЬ ИХ И НА СЕРДЦАХ ИХ НАПИШУ ЕГО, И БУДУ ИМ БОГОМ, А ОНИ БУДУТ МОИМ НАРОДОМ. И УЖЕ НЕ БУДУТ УЧИТЬ ДРУГ ДРУГА, БРАТ БРАТА, И ГОВОРИТЬ: "ПОЗНАЙТЕ ГОСПОДА", ИБО ВСЕ САМИ БУДУТ ЗНАТЬ МЕНЯ, ОТ МАЛОГО ДО БОЛЬШОГО, ГОВОРИТ ГОСПОДЬ, ПОТОМУ ЧТО Я ПРОЩУ БЕЗЗАКОНИЯ ИХ И ГРЕХОВ ИХ УЖЕ НЕ ВОСПОМЯНУ БОЛЕЕ(Иеремия 31:31-34). Увы, из-за отсутствия должного поста и неисполнения Евангелия с нами завет не заключён.
В каждой религии свои мифы и образы достижения полноты. Для иудеев это историческая панорама исхода. Для христиан — ожидание второго пришествия Христа в качестве Святого Духа, которое вместо аванса сулит полную награду, жаль только верующие не усердными трудами этого добиваются, а ждут с открытым ртом, когда что-нибудь в ленивое зево упадёт. Коран киблой и безопасным местом покоя для странствующих кочевников определяет Каабу в Мекке — древний храм, выстроенный Авраамом и Исмаилом. На сотом году Аврааму обещано семя завета — рождение Исаака, на сотом году Авраам и обрезался в знамение завета. Но Коран считает семенем завета и Исмаила. Потому к высокочтимому столетнему ханифу Аврааму и привязка поста уже не в семьдесят, а как минимум в сто седмин: ТЕ, КОТОРЫЕ РАСХОДУЮТ СВОИ ИМУЩЕСТВА НА ПУТИ АЛЛАХА, ПОДОБНЫ ЗЕРНУ, КОТОРОЕ ВЫРАСТИЛО СЕМЬ КОЛОСЬЕВ, В КАЖДОМ КОЛОСЕ — СТО ЗЁРЕН. И АЛЛАХ УДВАИВАЕТ, КОМУ ПОЖЕЛАЕТ(Коран 2:263, перевод и нумерация стихов Крачковского). Небесную манну евреи собирали по будням, а в субботы отдыхали, но, думаю, что из-за аравийской жары Мухаммед облегчил своим сородичам пост — воздержание от еды, воды, секса только днём, хотя сам он, когда постился, постился днём и ночью. Лунный календарь у арабов не привязан к солнечной эклиптике, да и зима у них отсутствует, так что нет необходимости выбираться из сезонной мерзости запустения. Потому сам пост иносказательно зовётся сражением с неверными, но фундаменталисты буквально это понимают и учиняют теракты. Да и подавляющее большинство мусульман считает вожделенной целью не накручивание поста в спираль до ста седмин, а седмижные обходы Каабы во время хаджа. То есть человечество далековато от Бога.
Сознаюсь, что во всех своих статьях, так или иначе я пишу о посте. Человек — это пирожок с определённой начинкой, и я с ней, видимо, и умру. Женщине важно припудриться, подкраситься, а мужчине — умудриться. А ещё посты против злых духов действенны, как и давнишний советский дихлофос против тараканов. Но во всяком явлении есть положительная и отрицательная сторона. Если какой-то орган не нагружается, он отрафируется. При периодических длительных голоданиях в печени зарастают протоки, и она становиться неспособной бороться с ядами. Хотя фиброзы, гепатозы, циррозы происходят и по многим другим причинам. Да и посты в зависимости от возможностей человека различаются. Есть «сухое» голодание, есть «мокрое». Некоторые при пониженной температуре, как медведи, впадают в анабиоз. Православные говеют на вегетарианской пище. Эскимосы при почти вечной зиме постятся юшкой из отваренного мяса. Престарелый Михаил Пришвин подсаживался на яблочные дни. А псалмопевец Давид по свидетельству пророка Мухаммеда постился через день, да и псалмы сами говорят о его усердии. А печени, я думаю, на наш век хватит.
В заключение статьи я насобирал стихи о манне. Хотя они и незамысловаты, но главное, что о манне поэзия говорит в переносном смысле, а не как о буквальном чуде. То есть я подстраховываюсь, чтобы легковерные фанатики не взвыли, что я отнимаю у них бабьи басни.
* * *
Обещает месяц ночь лихую.
Из-под фонарей иду во тьму.
Ветер разметал листву сухую,
А потом взметнулся в вышину
И задул на небе звёзды-свечи.
Снежная посыпалась крупа -
Видно, бог расщедрился под вечер
И послал крупы нам с высока.
Только этот божий дар нежданный
Не сварить и в дом не занести.
Предстоит заносы снежной манны
Утром ранним дворникам грести. (Александр Чаев, Манна снежная)
* * *
Утро опускается как манна.
Снег... Ладонь скорее подставляй!
Минус шесть,но рань ещё туманна,
И сурова горизонта даль.
Чувствую озноб: похолодало,
И ветра студёные уже.
...Вновь сверкать, искриться снова стало,
Словно от изделий Фаберже… (Надежда Блинкова)
* * *
Опять пустые разговоры,
С концами не свести концы…
Нас учат честной жизни воры
И — благородству — подлецы.
1986г Даниил Чкония
Нас учат те, кто рвётся к власти
Смириться с участью раба.
Ах, как натужны эти страсти,
И как внимает им толпа –
Как будто шёлк по ихней коже,
Как будто сладость леденца…
Рабы хотят того быть может,
Чтоб их учили без конца
Как жить, что делать, чем питаться,
Какие мысли думать впрок?
Ведь те жалеют их – страдальцев,
И время тратят на урок…
И льются новости-помои
Под ноги «праведной» толпы.
Лишь единицы после моют -
Те, кто на веру ту скупы,
Кто глух к трезвону слов песочных,
Кто думать сам во всём привык…
Не верь губам мерзавцев сочным,
Живи лишь тем, что сам постиг.
Не подаётся ум на блюде,
И манны нет на небесах…
Концы с концами сводят люди,
Кто не боится подлеца…(Ирина Артюхина, Ум на блюде)
* * *
Город дремлет в коконе тумана,
От дождя промокшие дороги,
Это осень снова на пороге,
Это с неба льется ее манна.
Пусть дожди, но осень так желанна…
Золотыми шапками листвы,
И рябинок алые костры
Будоражат мысли неустанно.
И стихи ложатся в мой блокнот…
Самые удачные из строчек,
Это осень, это ее почерк,
Это песня из душевных нот. (Лариса Кузьминская 6)
* * *
простодушие сгубило, главное -
удержать не получилось у меня
те твои движения, все плавные .
на иные вряд ли, веришь, променять ?
простота и мягкость у характера ,
и улыбка, что наивней не найти.
я прошёл любви безумной практику.
боль узнал, чем жизнь свою подсократил.
Альтруист, я разбазарил манну ту,
что с небес тогда получена была.
за сто вёрст я приезжал (Хм… странный ты,
говорила) просто пальцы целовал.
пусть наивный, но зато я искренний.
обмануть тебя - навечное табу...
странно всё же, побыла ты близкой мне.
далека теперь, до смерти не пойму. (Андрей Нейман, Манна)
* * *
Успокоились слова –
Не клокочут, не курлычут,
Спящего не будят льва,
В рёбра пиками не тычут,
Как восставшая толпа,
Возжелавшая свободы…
С неба выпала крупа,
Освятившая невзгоды
И смятение весны,
И случайные несчастья
Благодатью тишины,
Молчаливого причастья…(Екатерина Щетинина, Манна)
* * *
Наверное, я взял перо
ещё невыразимо рано,
но так случается порой:
ты ощущаешь эту манну,
что падает тебе на грудь
и вопиет о воплощенье,
и не даёт тебе уснуть,
и делает стрелой, мишенью,
и снова отправляет в путь
за мыслю, рифмой, верным словом,
за тем, что отражает суть
чего-то важного, большого...
И лебедь белого листа
лишаешь девственности свежей,
а мысль... поверхностна, пуста.
Идеи, перлы — где вы? Где ж вы?!
И я сминаю грязный лист —
мне требуется чистый, новый,
я знаю, путь творца тернист,
а манна сыплет снова, снова...
Наверное, я взял перо
ещё до мыслей, слишком рано,
но так случается порой.
И варишь стих на каше манной… (Neivanov, Манна)
Все права на эту публикацую принадлежат автору и охраняются законом.