Написать автору
За последние 10 дней эту публикацию прочитали
21.12.2024 | 1 чел. |
20.12.2024 | 0 чел. |
19.12.2024 | 0 чел. |
18.12.2024 | 0 чел. |
17.12.2024 | 0 чел. |
16.12.2024 | 0 чел. |
15.12.2024 | 2 чел. |
14.12.2024 | 0 чел. |
13.12.2024 | 0 чел. |
12.12.2024 | 0 чел. |
Привлечь внимание читателей
Добавить в список "Рекомендуем прочитать".
Неукротимый ШемякинДобавить в список "Рекомендуем прочитать".
К 130-летию со дня рождения
(1879-1953гг.)
Его называли, как и Поддубного гордостью русского спорта. Специалисты отмечали его исполинский рост, колоссальную силу, громадные рычаги. А вот и другие отзывы современников...
Дядя Ваня Лебедев: «Когда он выступал в Париже, то все парижане сбегались смотреть на русского колосса. Нет ни одного атлета, который с такой лёгкостью мог бы работать с живым весом. Ростом - 2 аршина 12 вершков (195 см), грудь и плечи как у библейского Самсона, а руки - что клещи... Был самым азартным из всех борцов,- чуть что, сейчас жарил вызов...»
Поль Понс, двукратный чемпион мира в Париже (1898, 1902 гг.) «Мало в мире найдётся борцов с таким, словно из стали отлитым корпусом».
Художник Николай Кравченко: «Громадный, без жировых отложений, стройный, с длинной мускулатурой рук, которые в рыцарские времена каждым взмахом двоеручного мяча направо и налево рубили врага. Это- Шемякин.
Происхождением Иван Васильевич был из крестьян Московской губернии. Рано остался без отца. Зарабатывать кусок хлеба устроился на завод в Петербурге, затем перешел на железную дорогу. Его судьба - яркий пример того, как у юношей вспыхивал интерес к спору под влиянием циркового искусства. Позже Шемякин вспоминал: «И вот лет с пятнадцати страсть у меня к силе появилась. Как лишние деньги в кармане - в цирк, на галерку. А там - Фосс, Ступин, братья Рассо.... Смотришь на них сверху точно на людей из волшебной сказки... Смотришь и душа кипит - хоть немножко сделаться на них похожим».
Впервые он приобщился к спорту в Адмиралтейском гимнастическом обществе. Но по-настоящему нашел себя в атлетическом кружке доктора Краевского, куда привел его гимназист Лебедев, будущий «дядя Ваня». Постепенно добился успеха в упражнениях с гирями. С 1899 года дважды выигрывает состязания Велосипедно-атлетического общества и III приз на Всероссийском чемпионате. Переходит в профессионалы, выбрав себе псевдоним «Россов» (поскольку был поклонником старой поэтической школы, особенно Державина и Тредиаковского) «Старый доктор» снабдил его реквизитом: штангой и «бульдогами».
Но вскоре призвали на службу. Как отборный экземпляр великанского роста попал в лейб-гвардию Преображенского полка в роту охраны царя. Занятия спортом и атлетикой там поощрялись, хотя в первую очередь приветствовалась стрельба и гимнастика, но к борьбе Шемякин приохотился именно во время службы. Позже брал уроки французской борьбы у Эжена де Пари. Поэтому, выйдя в запас в возрасте 25,лет, поступил в борцовский чемпионат в цирк Чинизелли. Здесь ему повезло - принял участие в первом чемпионате мира (цирковом, разумеется) на территории России.
Это был большой чемпионат - участвовало 30 борцов, из них 23 иностранца. Никогда Иван ещё не видел таких сильных людей и в таком количестве.
Шемякин выдержал 18 схваток: уложил Литцера, Штурма, Вебера; сделал ничьи с болгарским чемпионам мира Николой Петровым, чёрным великаном Анастасом Англио, королём гирь Петром Крыловым. Хотя до финала не дошёл - проиграл Полю Понсу и Поддубному, но очень понравился антрепренеру Дюмону.
Заключил с ним выгодный контракт на хороших условиях и в составе его чемпионата двинулся в годовое турне по Южной Америке. Сначала Шемякина выпускали под псевдонимом «Романов» и рекламировали «русским Медведем». В Буэнос-Айресе Шемякин вышел на третье место, вслед за Понсом и Буше. Высоченный статный красавец имел колоссальный успех у местной публики и афишировали его теперь как «русского колосса». В странах карнавалов интерес к спорту и зрелищам был громадный, болельщики чрезвычайно темпераментны, во время схваток стоял несмолкаемый рев. Наибольший успех, пожалуй, был в Рио-де-Жанейро.
Шемякину пришлось пройти весьма суровую борцовскую школу. Нравы у французских профессионалов были очень жесткие. Южно-американские любители, с которыми приходилось схватываться на арене отмечались взрывным характером - чуть » что не так, хватались за наваху. Шемякин всегда отличался азартом и спортивной злостью, а здесь, чтобы заставить считаться с собой, добавил особую агрессию и особую лихость.
Затем турне продолжалось по Италии, Испании, Франции. Шемякин и здесь имел большую популярность и получал 1200 франков в месяц. В Париже вышел инцидент с японским борцом. Юкио-Тани был невероятно изворотлив и проворен, как угорь ускользал от любых захватов. А когда противник в пылу погони забывал об осторожности, Юкио ловил его на прием. Писали, что однажды даже Рауля Буше умудрился поймать, таким образом и бросить его на лопатки.
Схватка с японским борцом началась зрелищно и остро. Но когда борьба переместилась на край сцены, Юкио-Тани коварнейшим образом столкнул Шемякина в глубокую оркестровую яму. Подлый маневр был встречен ревом восторга и воплями «Банзай» со стороны многочисленных японцев. Дело в том, что чемпионат проходил осенью 1905 года во время русско-японской войны. Устроители чемпионата воспользовались этим обстоятельством и чтобы сделать максимальные сборы по всему городу развесили огромные афиши: «Россия против Японии». И теперь к недоумению парижан - откуда в Париже столько японцев - в зале было множество японцев.
Шемякин получил сильный ушиб, ухмыляющемуся японцу сделали предупреждение, а схватку перенесли на завтра. На этот раз охота за юрким японцем закончилась очень быстро. Сгреб его Шемякин, поднял на высоту своего роста и швырнул в оркестровую яму. Взял, таким образом, реванш за вчерашнее - «долг платежом красен!» Как это не странно, но при совершенно аналогичном повторе не было слышно воплей - «Банзай!» и дикого рева восторга. Совсем наоборот: «Убийца! Зверь!» - взревели японцы и бросились на сцену расправляться с Шемякиным. Цирковая администрация спасла его, приказав накрыть большой, железной клеткой, об которую безуспешно билась рассвирепевшая японская диаспора. Вернуть ее в человеческий облик полицейским удалось только резиновыми дубинками.
А чемпионат продолжался. Даже смертельный случай не остановил бы его, а только добавил бы желаемой сенсационности. Для приманки зрителей и устрашения конкурентов был выписан десятипудовый турецкий великан Нурла. Страшных турков тогда боялись все. Все кроме Шемякина. Он вызвал Нурлу и уложил его на лопатки всего за девять минут! Чем нарушил планы хозяев, делавших ставку на пехлевана. Из-за своего неуемного азарта Шемякин убил козырную карту, на которую ставили организаторы в надежде на богатую выручку. Шемякин все чаще своевольничал. Он вырос в мастерстве и « силе, сам претендовал на роль премьера, не желая уступать гадкому и «подваливаться» по указке хозяев. Назревал конфликт.
А в финале чемпионата состоялись три упорнейших ничейных схватки Шемякина с Эмилем Верве. Оба были совершенно вымотаны. И во время четвертой решающей схватки у обоих сдали нервы - борьба перешла в кулачный бой. Шемякин всегда был не прочь подраться и изрядно поколотил Эмиля Верве. Антрепренеры давно дожидались такого случая, и хотя виновны были оба в равной степени, выгнали из чемпионата только Шемякина, даже не заплатив за последний месяц.
Два года спустя в Дюссельдорфе состоялся чемпионат мира. Это был не бутафорский липовый «чемпиопатик», а настоящий крупный чемпионат, организованный на престижном мировом уровне. Фаворитом шел чемпион мира Якоб Кох. Он пока еще не знал поражений в Германии, и у него была фантастическая слава.
И вот объявляют финальную схватку - Коха приветствуют оглушительно, а на Ивана никто и внимания не обратил и никто даже из вежливости не похлопал. А ведь всего день назад он одержал самую блестящую и самую короткую победу на этом чемпионате - за 4 минуты бросил на лопатки старого знакомого Нурлу.
Надо знать Шемякина с его чудовищным самолюбием и гордостью, чтобы представить, как он завелся после этого. «Я вас научу гостей уважать», - кипятился про себя Шемякин. Чуть пар не шел с бывшего кочегара паровоза: «У нас даже в Конотопе лучше чужаков принимают!» И то правда. В России даже чересчур уважительное отношение к иностранцам. Наш зритель гораздо доброжелательнее и вежливее и такого хамства себе не позволяет.
…После свистка арбитра Иван набросился на Коха голодным тигром. Швырял его в партер и бросал многократно то одним, то другим приёмом. Чемпион мира чувствовал свою полную беспомощность и под любым предлогом рад был бы удрать с ковра, но не получалось, попросту не успевал - один бросок следовал за другим. Уже дважды Шемякин уложил его на лопатки - но не засчитали. Схватка продолжалась. И только на третий раз судья был вынужден поднять руку Шемякина и объявить его победителем... Впервые Шемякин стал чемпионом мира среди профессионалов. Вы думаете сбылся замысел Ивана научить германцев вежливости? Вместо оваций -яростный гул возмущения. Спесивые чопорные аристократы во фраках и бриллиантах совершенно взбеленились, растеряв монокли, лезли на сцену, размахивая тростями. Толстомясые лавочники были ещё злее - Шемякину крепко досталось этими модными палками для ходьбы. Почувствовав, что могут забить и до смерти, расшвырял всех бесновавшихся вокруг него, метнулся к окну. Но, даже спрыгнув с высоты второго этажа, не избавился от погони. За ним гнались поджарые молодчики в спортивных серых пиджаках и тяжело топали сзади пузатые бюргеры, изрыгая на ходу: «Donnerwetter! Ferfluchte Schweinehund! Teufel!» Спасся Шемякин лишь захлопнув за собой железные ворота пожарного депо. Хулиганствующих болельщиков не смогла разогнать даже конная полиция. И лишь ледяные струи из пожарных шлангов охладили не в меру разгорячившихся любителей пива и шнапса. Вот такой результат получил Шемякин от своего воспитательного эксперимента. (Вывод: у немцев совершенно другой менталитет, нежели у русских. Их педантичность и пунктуальность ещё не говорит об их объективности и справедливости. Даже в спорте национальный престиж для них превыше всего.) Другой бы на этом успокоился, но ещё трижды неукротимый Шемякин становился чемпионом мира именно за границей - в Мадриде, Галле, Бреслау (1909, 1910, 1913 г.г). А в 1913 в Санкт-Петербурге выигрывает большой чемпионат в цирке «Модерн», победив лучших борцов России - Заикина и Вахтурова.
Но настоящее признание, скорее настоящий триумф ждал его в 1914 году в Париже. Не столько само собой разумеющийся успех в борцовском чемпионате, но и рекордные силовые трюки. Как свидетельствовал Дядя Ваня - все Парижане сбегались смотреть на русского колосса. Вот лишь несколько афиш из «Мулен Руж» «Страшный русский казак Иван Шемякин», «Феномен нечеловеческой силы», «Загадка сокрушительного могущества».
Если любому силачу, чтобы согнуть на нем домостроительную балку, укладывали её на спину, то Шемякин гнул балку с особым шиком через одно плечо. Виртуозно работал с живым весом и бытовыми тяжестями. Удерживал на одной руке 6 униформистов. Крутил на спине качели - 10 - 12 статистов на железнодорожном рельсе.
Наступил 1915 год - Шемякину 36 лет, он находится в расцвете своей силы и зените славы. В Москве в цирке Саламоиского в финале его ждала встреча с Поддубным. Поддубный не так давно вернулся на арену. Трёхлетний перерыв в борьбе и уже более чем зрелый возраст (ему исполнилось 45 лет) станут ему неважными помощниками в грядущем поединке.
Первую схватку можно назвать тридцатиминутной разведкой, а уж про вторую - длительностью 1 час 20 минут, никакой разницы во мнениях не существует. Это был «бур» во всей его непримиримой жестокости. Бросается в глаза дерзкое и вызывающее поведение Шемякина. Его считали мастером борьбы за детальное знание всех приёмов и «парадов» борьбы, известных только лучшим западно-европейским чемпионам. Но здесь он проявил себя не лучшим образом, ознакомив своего соперника и зрителей с целым арсеналом западно-европейских запрещённых действий, проводимых испод; -тишка. # Манера борьбы откровенно грязная. Имитируя срыв захвата, резкими ударами разбивает Поддубному нос до крови, инсценируя «макаронину», вместо шеи бьет по уху. Злоупотребляет множеством ударов головой снизу вверх в лицо противника. Это и есть западно-европейская школа борьбы?
Зрители протестуют. Их симпатии целиком и полностью на стороне окровавленного Поддубного. Поэтому когда Иван Максимович переводит Шемякина в партер, долго не стихает овация.
Наконец схватка заканчивается с ничейным результатом. Время чистой борьбы, исключая перерывы - 1час 20 минут; из них 37 минут Поддубный продержал Шемякина в партере. К чести русской публики - болельщики Поддубного не бросились толпой линчевать Шемякина. (Наверное, в Москве другой уровень культуры, нежели в западной Европе. Просто не надо путать культурный уровень с уровнем жизни).
В 1916 году Шемякина призывают в действующую армию. Участвует в боевых действиях 1-й мировой войны, получает ранение в ногу. Когда кончается лихолетье -войны и революции, возвращается на арену. В 1923 году в Москве выходит победителем крупного чемпионата, оставив позади таких знаменитых борцов как Чуфистов, Посунько, Спуль, Шульц.
На арене он проработает до следующей войны до 1941 года. Выступал и под своим именем и под псевдонимом: Россов. Видимо поддерживать должную форму мешали возраст и ранение. В 1934 году в Херсоне «бур» преподнесет ему неприятный сюрприз. Квадратный крепыш Иван Крутц (Коротышка в 169 см!)бросит его на лопатки боковым поясом.
Учтем, что Крутцу - 30 лет, а Шемякину - 55. Тогда и вспомнится ему его «бур» с Поддубным двадцатилетней давности.
Иван Васильевич многое сделал для развития атлетического спорта в Полтаве. Занимался не только тренерской работой и судейством, но и всемерной организацией, агитацией и популяризацией спорта.
Но бесполезно искать в Полтаве его могилу. Шемякин свой скелет завещал Полтавскому институту для научной работы
Эстонский бог
На арену выходит Лурих, белокурый красавец, привыкший повсеместно срывать овации публики. За красоту телосложения удостоен пышного рекламного титула «Эстонский бог». Служил натурой для скульптур: Родена, Адамсона, Клингера, Бегаса, Вернера, Амандуса. Писателя Брешко-Брешковского вдохновил на создание романа «Чухонский бог».
Его называли пионером в деле агитации за повышение красоты и силы тела. А также образцом циркового борца, поскольку борьбу в цирке поднял до уровня искусства.
Георг Лурих, после успешных экзаменов в кружке Краевского, выбрал карьеру профессионального борца и атлета. Во главе небольшой борцовской труппы заколесил по России – турне началось с Малороссии, Таври, Бессарабии. В 1896-1897 гг. объявлял себя первым борцом России. Действительно, на какой-то момент пользовался громкой славой первого борца России и «чемпиона мира по поднятию тяжестей одной рукой». Открывал школу атлетики в Севастополе, обучая полсотне приемов французской борьбы. Позже с успехом выступал и на аренах всей Европы. А с 1912 года в течение четырех лет гастролировал по Северной Америке со своим неразлучным другом Абергом.
Силовые трюки, исполняемые Лурихом: поднимал спиной коня с всадником, стоя на борцовском мосту, удерживал четырех мужчин, а согласно афише - груз до пятидесяти пудов (530 кг), носил на вытянутой руке пять человек. Жонглировал гирей, успевая сделать оборот вокруг себя и поймать гирю. Обострённое мышечное чувство позволяло жонглировать двойником с завязанными глазами. Выполнял растяжку двух верблюдов, ухитряясь постромки захлестывать за кольцо, спрятанное на груди под трико. Публика устраивала овации, а верблюды, по сути, тянули друг друга без участия Луриха, который геройски изображал сверхчеловеческое напряжение мышц.
Сам Лурих насчитывал девятнадцать неофициальных мировых рекордов (многие из них гораздо точнее было бы назвать силовыми рекордами). Но некоторые действительно фигурируют в справочнике «Тяжелая атлетика». В 1896 году выполнил рекордное доношение: толкнул двумя руками 112 кг, перенес штангу в правую, а левой поднял гирю в 37 кг. В 1902 году толкнул правой 121 кг (штангу к плечу поднял двумя руками). Был у него и такой рекорд: «Толкнул лежа на полу штангу 201,4 кг с накатом через ноги».
Писали, что он мог выполнить борцовский мост даже на сиденье венского стула – и знаменитый своей крутизной мост Луриха зачастую украшал цирковые афиши. Тем не менее, многие называли его дутой величиной и рекламным борцом. Личность противоречивая – на арене это был благородный герой, ожившая античная статуя. А в жизни… Николай Разин, цирковой борец, работавший в его чемпионате, так характеризовал его: «Хозяин чемпионата, чемпион мира Георг Лурих имел крутой нрав и далеко идущие коммерческие замашки. Уважающие себя борцы не уживались с ним. В чемпионате процветали сделки. Со скандалом ушёл Поддубный. Недолго продержался и Кащеев». (Н. Разин «Полвека назад»).
Большой агитатор и популяризатор атлетики был в первую очередь коммерсантом от спорта. Следует отметить, что большинство жизнеописаний знаменитых борцов страдают некоторой однобокостью. Их авторы увлекаются описанием побед своих героев, забывая об их поражениях. Апологет Луриха О. Лангсепп называет его «не знающим поражения победителем чемпионов», забывая о том, что Лурих сам был хозяином чемпионата, в чём и был главный секрет его побед и шумной славы. (В любом случае перечисление побед Луриха над Гаккеншмидтом, Педерсеном, Збышко-Цыганевичем, Вебером и Полем Абсом вызывает больше сомнений, чем восторгов). В противовес ему А. Мазур приводит отрывок из спортивной хроники 1892 года, когда в Петербурге стал очень популярен Пытлясинский. (Пытлясинский победил страшного турка Кара-Ахмета, до него непобежденного Карла Абса, Огюста Робине–настоящего, в 1897 году начинающего Гаккеншмидта, и в 1898 году на традиционном чемпионате мира в Париже занял II место). «Лурих, очень ревнивый к чужой славе и рекламе, решил сбить эту популярность. Послал вызов через газету, в котором обещал положить Пытлясинского «любым приёмом в любую минуту». На арене ровно через четыре минуты Лурих был посрамлен Пытлясинским». В апреле 1897 года после I Всероссийского любительского чемпионата Лурих вновь вызывает Пытлясинского. Победил Пытлясинский через двадцать шесть минут. В 1900 году в Хемнице Лурих уклонился от вызова возмужавшего Гаккеншмидта. А ведь он только что получил титул чемпиона мира в Гамбурге. На чемпионате в Риге в 1901 году чемпионом стал Моор-Знаменский, бросив и Луриха, и Аберга. Потом роли меняются – Моора ставят на место, показав, кто в этом чемпионате хозяин.
В 1903 году состоялся большой чемпионат в Москве. Биографы отмечают вызывающее поведение Луриха по отношению к Поддубному. Иван Максимович ответил по-своему – в финальной схватке молниеносно бросил Луриха и мгновенно дожал на лопатки. С 1904 года Аберг постоянно побеждает Луриха (В Манхейме (Германия), в 1906 году в Петербурге, в 1917 году в Спрингфилде).
В своём чемпионате Лурих любил устраивать эффектные спектакли. Поочередно в каждый из углов ковра бросал огромного Циклопа и на десерт раскладывал его в центре. А на деле, нельзя же требовать, чтобы Лурих при весе в 90 кг всерьез соперничал с супертяжеловесами. Со своим спортивным талантом и мастерством он не имел шансов на успех в схватке с классным тяжеловесом. И даже не очень классным. Кто сейчас помнит немца Христова Турбана? Самая блестящая техника Луриха оказалась бессильна против его физических данных – рост 208 см, вес 164 кг. Проиграв ему, Лурих остался без приза в чемпионате Дяди Вани в июне 1905 года в Санкт-Петербурге. Побеждал Луриха в Берлине и десятипудовый Франц Кёниг. В 1906 году в Париже Лурих проигрывает и Станиславу Збышко, ставшему победителем чемпионата. Затем, в 1908 году проигрыш Франку Готчу. (Правда, потом взял реванш в Гаване).
В 1912 году в Петербурге в Михайловском манеже победителем чемпионата стал Иван Чуфистов, уложив не только Луриха, но и таких борцов, как Англио, Спуль, Туомисто, Шварц.
…Но в любом случае Лурих делал благородное дело – своим примером привлекал к спорту сотни юношей, восхищенных его красотой, силой и ловкостью.
Загадка ковра
Лурих любил играть на контрастах. Чтобы подчеркнуть своё изящество и подтянутость, фотографировался рядом с десятипудовой громадой – турецким борцом Нурлой. А в финале каждого чемпионата сияние неотразимой улыбки благородного красавца Луриха ещё больше подчеркивалось хмурой угрюмостью неразговорчивого эстонца Алекса Аберга.
Чтобы придать своему облику ещё большую звероподобность и утрированный бандитский шарм, Аберг брил голову наголо. Луриха могли называть дутой величиной, но никто не осмеливался сказать это про Аберга. Со временем он стал самым серьезным конкурентом любому из королей ковра. Но вот что удивительно. Чем опаснее как соперник становился Аберг, тем больше публика болела за Луриха. Они были почти неразлучны, но всю жизнь Аберг был в тени Луриха, хотя как борец стал гораздо сильнее своего учителя. Но публике больше нравился Лурих, и с этим нельзя было не считаться. Ведь сборы делала почтеннейшая публика. Суть в том, что цирковая борьба – понятие не однозначное. Это не спорт, а зрелище, в котором тесно переплелись и спорт и театр.
Аскетическим железным режимом и жестокими нагрузками Аберг фанатично повышал свой уровень, совершенствовал технику под жестоким диктатом Луриха. Вот выдержка из книги воспоминаний артиста Д. Альперова «На арене старого цирка»: «Мне часто приходилось видеть, как рано утром в саду, разостлав на дорожке ковёр, Лурих учил Аберга бороться, и если Аберг делал не то, что приказывал учитель, Лурих палкой бил Аберга».
Палочная муштра приносила свои плоды. На ковре Аберг был монстром. Многие борцы его действительно боялись. Его называли «Загадкой ковра», потому что многие именитые чемпионы проигрывали ему, хотя были и крупнее, и сильнее его. Смелости и наглости ему было не занимать. С безошибочной точностью компьютера выбирал момент, наиболее невыгодный для намеченного соперника, и слал ему вызов. С хладнокровием и беспощадной жестокостью палача казнил свою жертву на арене. Из всех его качеств, сравнительно с другими чемпионами, следует отметить спортивную злость. Это была даже не спортивная злость, а взрыв кипящего темперамента, как у борца-вулкана, именуемого Спулем.
Весь секрет «Загадки ковра» в психологическом настрое – в безграничной ненависти к сопернику он черпал силы. Холодное лютое бешенство помогало ему побеждать, а в сочетании с хладнокровным самообладанием позволяло соперничать с самыми могучими королями ковра при собственном весе около 100 кг. У него не было эффектных бицепсов, зато была самая надежная сила – громадная сила спины и ног. Выжимал ногами шестипудовый груз сто шесть раз. С весом 50 кг выполнял рывок правой пятьдесят раз. Выкручивал правой шесть пудов.
Биографию Алекса Аберга придется осветить немного подробнее. Во-первых, потому что в ней много спорных моментов. Во-вторых – после возвращения на ковёр Поддубного в ветеранском возрасте, противостоять ему могли только Аберг и Шемякин. И, в-третьих: в чемпионате Луриха, бок о бок с Абергом работал Мукан Мунайтпасов в роли японца Ямогато Мухануры.
Алекс с 14 лет тренировался в таллиннском клубе атлетов-любителей Андрушкевича. К двадцати годам стал чемпионом Эстляндии по борьбе. В Петербурге на состязаниях велосипедно-атлетического общества сделал ничьи с известными борцами Замуковым и Коссовским. Там же в 1901 году занял II место на Всероссийском любительском чемпионате. В двадцать лет, выиграв чемпионат прибалтийских республик, перешел в профессионалы. В Риге в цирке Мамчино 12 сентября 1901 года подведены итоги первого чемпионата с его участием. Аберг остается за флагом. Впереди по порядку занятых мест – Лурих, болгарский чемпион Никола Петров, Поль Абс – II, Моор-Знаменский. Через месяц в Любаве финал чемпионата выиграли Лурих, Абс, Аберг, Циклоп. Здесь Могр и Петров боролись вне конкурса. В 1902 году гастроли чемпионата Луриха в Праге, Кишиневе, Кронштадте. В Киеве Аберг проигрывает Циклопу. Призёрами чемпионата в Вильно становятся: Лурих, Петров, Янковский, Аберг. Как видим, Аберг уже в числе призёров, рейтинг растет. Но Рижский чемпионат, закончившийся в августе, несколько охладил его амбиции. Первое место занял, естественно, Лурих как хозяин чемпионата. А на втором месте Генрих Эберле – ученик Карла Абса I, кумир немецкой публики. Этот предмет воздыханий рижских дам, сбил и положил Аберга в считанные минуты.
Но интересен следующий поворот событий. Парижское спортивное общество и французский «Спортивный журнал» предложили Санк-Петербургскому атлетическому обществу прислать своих борцов на чемпионат мира 1903 года. Следует отметить, что это был едва ли не единственный спортивный турнир среди великого множества коммерческих. Президент Петербургского атлетического общества граф Георгий Рибопьер, великий меценат – «кормилец русской атлетики», после отъезда Гаккеншмидта, давно подыскивал борцов, достойных представлять Россию. В первую очередь выбор пал на непобедимого борца на поясах, могучего богатыря Ивана Поддубного.
Алексу Абергу было всего двадцать два года, но он мужал с каждым днём в схватках на ковре. Именно его, а не Луриха или Циклопа и выбрали вторым номером. Не взирая на всю шумную славу Луриха, более серьезным кандидатом всё же сочли Аберга.
И вот Париж. Чемпионат мира проходил в «Казино де Пари». Первая схватка. Аберг моментально поймал француза Де Вриендта на приём «задний пояс» и поверг на лопатки. Де Вриедт попытался уйти на мост, но Аберг сломал его «боковым поясом». Схватка закончилась так быстро, что даже не успели зафиксировать время. Вес Де Вриендта 120 кг, Аберга - немногим больше 90 кг. Он продолжал соревнования с температурой из-за внезапного фурункулёза.
Во второй схватке жребий свёл его с двадцатилетним Раулем Мюссоном, выступавшим под псевдонимом Буже (в переводе – мясник). Он действительно работал на бойне, профессиональным борцом стал в шестнадцать лет, а в восемнадцать уже призером мирового первенства. Физически он был гораздо сильнее и крупнее Аберга (188 см, 121 кг). Железными захватами ломал он Алекса так, что у того лопались нарывы на пояснице. Но ловкий Аберг выстоял – ничья. Схватку перенесли. Сразу же после борьбы Абергу стало очень плохо – невыносимо болела спина, сильно тошнило. Фурункулёз перешёл в сепсис – заражение крови. Вместо соревнований Алекс на две недели попал в госпиталь.
Больше никогда он не попытается участвовать в традиционном Парижском чемпионате. Возможно, в этом повинен кошмар воспоминаний.
Вернувшись домой, Аберг совершил беспроигрышное турне по провинции, победил известных борцов Прусика, Андерсона и Янковского. Затем снова Европа. Успешное выступление в Гельсингфорсе и гастроли в Англии. Здесь отметим особо его ничьи со знаменитыми борцами – датчанином Педерсеном и немецким чемпионом Зигридом. Аберг стал классным борцом.
Крупное событие в спортивной жизни России состоялось 8 июня 1905 года. По образцу Парижского спортивного турнира, Дядя Ваня Лебедев под эгидой «Иллюстрированного журнала атлетики и спорта» организовал свой чемпионат мира в Санкт-Петербурге. Был подчеркнут спортивный характер чемпионата – проигравший выбывал сразу же после первого поражения, никаких реваншей и контрреваншей.
Лурих одержал двадцать побед, но проиграл гороподобному немецкому борцу Христову Турбану (208 см, 164 кг) и выбыл из чемпионата.
На сорок восьмой день чемпионата десятипудовый поляк Циклоп-Беньковский терпит поражение от Поддубного за шесть минут. Аберг разложил Оттерштейна, Риссбахера, Розенблюма, Мильхталера, Глинкина, Евстафьева, Турбана. Только он и Поддубный прошли весь турнир без поражений, и теперь вышли на финишную схватку. Сразу же последовала мощная атака Поддубного, он сбил с ног и уложил Аберга, но за пределами ковра, прямо под ногами судейского жюри. Их подняли и решили начать схватку сначала. Но Аберг отказался от борьбы, поняв бесполезность дальнейшего сопротивления. На всё это ушли чуть больше пяти минут, и Абергу засчитали поражение.
Итоги Петербургского чемпионата мира 1905 года. I место – Поддубный. Большая золотая медаль и 1500 франков. II место – Аберг. Малая золотая медаль и 1200 франков. III место – Христов Турбан. IV – Циклоп-Беньковский. V место разделили «Папаша» Янковский, Беллинг, Бау.
В мае 1906 года в Петербурге в том же саду «Фарс» начались представительные международные соревнования, продолжавшиеся семьдесят два дня. В отсутствии Поддубного Аберг выступил более удачно. Сделал ничьи с Лурихом, Лораном Беккеруа, Нурлой. С трудом побеждает Пытлясинского в третьей схватке. Впечатляет список побежденных им противников: Коста Майсурадзе, Вандер Берг, Шнейдер, Констан Ле Марен, Штренге, Гицлер, Хаджи Мурзук, Фаддей Михайлов, Соловьев, Петр Крылов, в финале Лурих.
Итоги чемпионата, продолжавшегося семьдесят два дня. I место Аберг, приз 2000 франков. II и III место разделили между собой Лурих, Пытлясинский, Хаджи-Мурзук. IV – Лоран Боккеруа, V – Констан Ле Марен.
На экзамене в атлетической школе Дяди Вани Лебедева Аберг выкрутил левой шесть пудов, правой шесть пудов десять фунтов. За одну минуту тушировал Манько-Райкевича.
И снова международный чемпионат в петербургском саду «Фарс». Здесь два основных конкурента на чемпионский титул – Станислав Збышко и Аберг. Алекс делает ничьи с Лурихом и Пытлясинским, побеждает Елисеева, Вебера, Лорана Бокеруа, Петковича, Мартынова, Густава Фриштенского. Збышко также повержены сильные борцы: Боккеруа, Констан Ле Марен, Хаджи Мурзук. В финале у Аберга и Збышко две ничьих – первая за двадцать минут, вторая за один час сорок пять минут. В третьей схватке Аберг получает сильную травму колена – схватка прекращена. Судьи могли засчитать ему поражение, но оказались более благосклонны. В результате I место разделили Збышко и Аберг, получив по 1750 франков каждый. II – Мурзук. III – Г. Фриштенский. IV – Петкевич.
В 1907 году в Санкт-Петербурге большой международный чемпионат в саду «Фарс». Аберг одерживает двадцать четыре победы. Побеждены известные борцы: Карл Зафт, Г. Риссбахер, Шевалье де Риддер, П. Беллинг, Д. Осипов, Кара-Мустафа, Ван Крамер, Фриц Бадер. Сделал ничьи с Абсом, Мурзуком, Збышко, Лурихом. Но ему часто не везёт в схватках с тяжеловесным и неподатливым Циклопом. И сейчас Аберг получает травму и выбывает из чемпионата. В итоге I и II места разделили Збышко и Лурих, на III месте Поль Абс (ученик Карла Абса I ).
В 1907 году в Кёльне (Германия) Аберг принял участие в международном чемпионате. Боролся вне конкурса, был награждён специальным призом. Победители чемпионата: I – Вебер, II – Зауэрер, III – Мустафа (под этим псевдонимом «Мустафа» боролись болгарский и турецкий пеклеваны, а с 1914 года – Кара Мустафа, персидский чемпион). По утверждению Буркитбаева, в этом чемпионате не только принял участие, но и выиграл его Мунайтпасов. Но А. Суханов в книге «Алекс Аберг – загадка ковра» даёт совершенно другой состав победителей.
Лурих в журнале «Спортивная жизнь» делает Абергу явную рекламу: «Аберг за последние четыре года боролся по всей Европе и не был никем ни разу побежден». Хотя налицо явное поражение от Поддубного за шесть минут в Петербурге 8 июня 1905 года и проигрыши из-за травм Збышко и Циклопу.
В 1908 году на чемпионате в излюбленном саду «Фарс» Аберг после двух ничьих туширует Луриха, дважды побеждает Мурзука, трижды бросает десятипудового турка Нурлу. Затем вместе с Лурихом гастролирует в Нюрнберге (Германия) – вне чемпионата Аберг побеждает всех. На чемпионате в Варшаве Аберг завоевывает I место при тринадцати победах, на II месте – «Папаша» Янковский. В 1909 году на чемпионатах в Лодзи и Риге Аберг занимает I место, побеждая всё тех же Мурзука и Фриштенского в финале.
А вот как «Петербургская газета» освещала зарубежные гастроли чемпионата Луриха: «В Гётеборге (Швеция) в ноябре 1909 года I приз получил Алекс Аберг, который был в прекрасной форме и чисто победил Луриха в сорок пять минут. На II месте – Лурих, III – Бек Ольсен, IV – Густав Фриштенский, V – Циклоп. Индус Саид Кахута бросал многих противников, но был побеждён Абергом и Лурихом». (Эту же информацию приводит коллекционер атлетической старины писатель А. Суханов в книге «Алекс Аберг – загадка ковра» (стр.70). Интересен следующий факт – в чемпионате Луриха с 1905-1908 года постоянно работает Мукан Мунайтпасов под псевдонимом «Муханура». Но пока он остается за флагом, в тени других призёров. Затем, в 1910 году в Москве в цирке Труцци прошел крупный международный чемпионат. На I месте Аберг – получает звание чемпиона мира, почётный пояс, золотую звезду. На II месте – сильный немецкий борец Карл Карнацкий, получивший золотую медаль.
А после чемпионата последовал вызов Заикина Абергу. Борьба состялась 28 марта – ничья. В 1910-1911 годах успешные гастроли Аберга в Санкт-Петербурге в цирке «Модерн», Михайловском манеже, театре «Фарс». Ряд побед над Вейландом-Шульцем, Соловьевым, Шварцером, тиганэ, Розенгольдом. А 25 марта 1911 года на своём бенефисе Аберг легко выиграл у чемпиона Индостана Кахуты. Затем демонстрировал свою силу перед почтеннейшей публикой в упражнениях с гирями. Выполнил жим лёжа с весом 152,5 кг, лёжа поднял на грудь через голову 150 кг и лёжа выжал ногами штангу в шесть пудов десять фунтов тридцать шесть раз подряд. Вытолкнул правой 50 кг двадцать пять раз подряд и толкнул правой штангу в 108 кг. Демонстрируя силу мышц брюшного пресса, поднимался в положении сидя с гантелью 16,5 кг за головой. Атаковал всероссийский рекорд – пытался выкрутить правой семь пудов, но рекорд устоял. Затем на чемпионате в театре «Фарс» одерживает ряд громких побед. Только вслушайтесь, какие имена! Чемпион Голландии Ван-Риль, чемпион Кавказа К. Майсурадзе, Иван Чуфистов, чёрный исполин Англио, Рауль де Руан, Г. Калотин, десятипудовый Франц Кениг из Берлина, побеждавший Луриха и Рауля де Руана.
В 1911 году в Вене – триумф на чемпионате мира. I – Аберг, II – Омер де Бульен, III – Г. Фриштенский, IV – Штренге. Остались за флагом такие известные борцы, как Рауль де Руан, Лассартес, Хаджи Мурзук, Риссбахер.
Но на список блестящих побед бросает тень одно обстоятельство. Упрямый великан Григорий Кащеев никак не хотел подкладываться под Аберга. В трех схватках Аберг безуспешно атаковал его. А у Гриши фактически были связаны руки – никак нельзя укладывать на лопатки собственных хозяев. И нельзя ответить контрприёмом, остается только оборона. Всё же Лурих с Абергом уломали его: в четвертой схватке Кащеев одержал победу. Вскоре он уйдёт из их чемпионата.
Гастроли продолжаются. В 1912 году Аберг одерживает победы над Иваном Чуфистовым, Юханом Тигане, чёрным исполином Англио. Затем чемпионат Луриха гастролирует в Гельсингфорсе (Финляндия). Вне чемпионата Аберг одерживает победы над финнами Туомисто и Ярвиненом.
В 1913 году в Санк-Петербурге с большой помпой проходит чемпионат мира. Первый приз и звание чемпиона мира получает Алекс Аберг. В финале одержал победы над другими призёрами: Корьевым, Раулем де Руаном, Ярвиненом. А вот с Поддубным у него ничья. Здесь очень интересный момент. Выход Поддубного после трёхлетнего перерыва. Ему уже сорок три года - в таком возрасте большинство уже не борются. Теперь много найдется желающих развенчать чемпиона чемпионов и получить славу победителя Поддубного. В первую очередь в этом заинтересованы Лурих и Аберг – хозяева чемпионата. Очень хотелось бы взять реванш за прошлые поражения. Поэтому каждая схватка любого борца с Поддубным будет идти «на бур», то есть всерьез. Никаких показательных схваток, никакого спектакля, никакой игры в поддавки. Каждый претендент будет стараться если не уложить Поддубного, то хотя бы максимально измотать его. Таков жестокий и яростный мир профессиональной борьбы.
А Поддубный ставит перед собой противоположную задачу – заканчивать схватки в максимально короткий срок. С борцами среднего уровня он расправляется как Гулливер с лилипутами. А теперь о схватке Аберга с Поддубным. Непрерывные атаки Поддубного не дали результата. Аберг выдержал натиск Поддубного, уйдя в глухую оборону. Один раз Поддубному удаётся перевести Аберга в партер, но ловкий Аберг уходит из опасного положения. К концу схватки, когда Поддубный устаёт, он даже пытается перехватить инициативу, но уже заканчивается время схватки.
А болельщикам бросилась в глаза пикантность ситуации. Аберг, находившийся в расцвете сил – ему тридцать два года, не проиграв ни одной схватки, получает особый приз, так как боролся вне чемпионата. Кто же из них истинный чемпион мира?
А далее чемпионат гастролирует в Москве в зоологическом саду. Состав всё тот же, кроме Луриха, который вероятнее всего отбыл на разведку в Америку. Всех и на этом чемпионате бросал Поддубный. Всех, кроме Аберга. После своего второго пришествия, Поддубному уже не удаётся победить Аберга ни за пять минут, ни за гораздо больший срок. Снова ничья в двух схватках. Правда, после особо мощного швунга Аберг вылетал в оркестр, нанеся немалый ущерб трубам и турецкому барабану. Хотя Поддубный по своему классу по-прежнему выше всех на голову, но возраст неумолимо берёт своё. Нет уже былой подвижности и выносливости. Поэтому и старается добиться победы, ломая соперников в первые же минуты схватки. В среднем за пять-шесть минут бросал на лопатки Мухануру (Мунайтпасова), польских чемпионов Шмарковского, Собесского, Урса и – к всеобщему удивлению коюсса Янковского («Папашу»). Всё это привело в немалый шок репортёров – всего тридцать минут на пятерых! Итоги чемпионата: На I месте Аберг, на II месте Лука Копьев, а на III месте японец Ямогата Муханура, роль которого исполняет Мукан Мунайтпасов. В ходе чемпионата Муханура терпит пять поражений – от Поддубного, Аберга, Копьева, Ярвинена, Белова. У двух последних берёт реванш и выходит на III место, поскольку Поддубный снова борется вне конкурса. Эта закономерность наводит на некоторые размышления, поэтому Поддубному в утешение вручают почётный приз – золотую звезду. Отметим, что за флагом чемпионата остались такие известные борцы, как Эмабль де ля Кальметт, сильный негр Чемберс Ципс, Урзус-Янковский, Ярвинен.
Примечательно, что пик пышного расцвета популярности цирковой борьбы пришёлся на 1913 год. Проводится множество чемпионатов мира. «Так, к примеру, в 1913 году только в Петербурге таких чемпионатов состоялось за одну неделю сразу шесть» («Советский спорт» за 28 августа 1987 года). Сытый обыватель жаждал зрелищ и получал их в полной мере. И, как следствие, неимоверно выросло число чемпионов мира.
Лурих к тому времени нашёл своё золотое дно за океаном. По его примеру Аберг тоже заключает очень выгодный контракт на десять тысяч долларов с гарантией на два года. Компанию в этих гастролях им составит Юхан Тигане. Приходилось читать, что вместе с ними за океан ангажировали и Мунайтпасова. Это не так. После их отъезда Мукан в 1913 году выступает в Троицке. Затем след его отыскивается на чемпионате 1915 года в Казани, где он в числе призёров. Впереди его Мартынов и негр Джоэ Моро. А вот итог Московского чемпионата в цирке Никитина в том же году. I - польский чемпион Збышко-Цыганевич, затем негритянские борцы Джоэ Моро и Чемберс Ципс, и на четвертом месте Муханура (Мунайтпасов). Забавно, что при таком интернациональном составе победителей Никитина обвиняют в славянофильстве.
Тем временем Аберг уже в Америке. Его вызов Гаккеншмидту отвергнут – уже миновал звёздный час Гакка. Затем делает вызов Френку Готчу, лишившему репутации непобедимых борцов Станислава Збышко, Гаккеншмидта. Гарантирует в случае победы Готча выплату ему 100 тысяч долларов, но вызов не принят. Позже его вызов отвергнут чемпионы вольноамериканской борьбы Джо Стечер и Юсуф Махмут. А пока одержал победы над Дугласом, Мак-Грегором, Литовским. В Бостоне в конце 1913 года Аберг принял участие в турнире тяжеловесов по вольноамериканской борьбе. Выиграл по две схватки у Франца Эрмлера, у чеха Карла Лемле и у своих соотечественников: Луриха и Ивана Мамутова.
А 26 февраля 1914 года Аберг встречается со Станиславом Збышко. В первой встрече побеждает Збышко-Цыганевич за один час две минуты сорок пять секунд. Во второй Аберг берёт реванш за тридцать семь минут. А в третьей схватке всего за сорок пять секунд Збышко доказывает своё несомненное превосходство. Общий счёт 2:1 в пользу Збышко.
Надо сказать, что Збышко в погоне за долларами освоил Американский континент ещё раньше Луриха. Гастроли в Америке он начал с 1909 года, выиграл 350 матчей, проиграл одному лишь Ф. Готчу.
Аберг продолжает свой маршрут по Америке – мелькают города Хартфорд, Спрингфилд, Миссури, Сент-Луис, Канзас-Сити. Наиболее значительными из его побед стоит назвать победы над Джоэ Роджерсом и чемпионом мира в полутяжёлом весе Америкусом.
В этот период Аберг стал грозным соперником для любого чемпиона. Настал его час. В мае 1915 года в Нью-Йорке тридцать три дня продолжался чемпионат по французской борьбе. На первое место вышел Алекс Аберг, получив приз в десять тысяч долларов, а на второе – младший из Цыганевичей Владе Збышко. Самое интересное, что ньюйоркцы заинтересовались столь экзотической для них борьбой, как французская. В конце года в течение трёх месяцев с успехом прошёл крупный чемпионат французской борьбы. Чистота её приёмов, по сравнению с вольноамериканской, всё же оказала своё воздействие. Хотя и это спорно. Если первое место выиграл Аберг, то на втором – Эд Левин, по прозвищу «Душитель». А по окончанию чемпионата состоялась матчевая встреча, в которой Аберг победил Владека Збышко за один час четыре минуты.
Наступил 1916 год. В Нью-Йорке на крупном международном чемпионате Аберг победил шведа Карла Эриксона и Луриха. Непонятно, то ли потому, что в этот период ему не находится достойного противника, или по другим причинам, но Аберг свирепствует как никогда. «Белобрысый бандит с белесыми бровями» (так отзывалась о нём американская желтая пресса) и в стране Дикого Запада с его дикими нравами оказался на высоте. Так приголубил Владека Збышко об стол прессы, что вышиб его из сознания. Владек отказался от продолжения столь приятных процедур и ему засчитали поражение. Буквально следом в Монреале (Канада) швырнул Чарли Кутлера с такой «нежностью», что тот приземлился за границей ковра, надолго застряв между жизнью и смертью. Довольно жестокой была и победа над В. Роллером.
В феврале 1917 года Аберг побеждает Карла Лемле. Затем в Буффало победил Карла Штурма и Геовнию. Владек Збышко, памятуя предыдущий урок, от вызова отказался. В Спрингфилде в марте Аберг снова побеждает Луриха в двух схватках.
И, наконец, закончились американские гастроли, длившиеся с 1913 по 1917 год. Аберг, Лурих и Тигане через Китай возвращаются в Россию. В Первую мировую войну они благополучно отсиделись от всех проблем на другом континенте, но никто не знает, что ждёт их теперь здесь, в эпоху революционной перестройки.
В 1917 году в Петрограде состоялся чемпионат в цирке Чинизелли. На первое место вышел могучий поляк Станислав Збышко-Цыганевич. Здесь не грех бы освежить память биографам Аберга – они усиленно избегают щекотливого момента – двух проигрышей Аберга Цыганевичу в 1914 году. И здесь непонятно, была ли у них встреча на этом чемпионате, и каким был исход.
Затем прошёл новый чемпионат в саду «Олимпия». Аберг, стремясь к реваншу, делает вызов Збышко Теперь уже ничья. Далее Лурих и Аберг позволили себе короткий отдых в родной Эстонии, где их ждала триумфальная встреча.
И снова Петроград. Пришлось привыкать к такому звучанию северной столицы. Всё же для них привычнее был Санкт-Петербург. Здесь они заново сколотили небольшой чемпионат и двинули его по городам и весям России.
В 1919 году след их обнаруживается в Екатеринодаре. Здесь в цирке Злобина вместе с ними выступают известные борцы: Иван Муромец, Захар Ялов, Хаджи Мурзук, П. Загоруйко, А. Рогенбаум. Состав чемпионата всё увеличивается. В Армавире с ними выступают: Франц Спивачек, Роман Норкин, Кара Мустафа, Ибрагим Сулейманов, Саид Кахута, Клеве, Карл Мозин.
И жизнь улыбнулась, наконец, озлобленному на неё хмурому Алексу. Пройдя полсвета, он нашёл в Армавире свою суженную. Впервые женился в тридцать восемь лет на Эмме Луузенбург. Добился всех жизненных благ (в его понимании) – славы, богатства, семьи. Но сколь коварна порою бывает улыбка фортуны. В Армавире они попали в центр эпидемии – сыпной тиф разгулялся здесь не на шутку. Профессионалы, соблюдавшие железный режим и обтиравшиеся спиртом с головы до ног, после каждого представления, считали себя неуязвимыми от любой инфекции. Но не тут-то было. От сыпного тифа 22 января 1920 года умер Лурих. А через три недели от последствий тифа – крупозного воспаления легких – скончался Алекс Аберг, так и не испивший до дна сладость медового месяца.
Один из биографов горько сетовал – могучие атлеты, покорившие полмира, лишились жизни из-за укусов ничтожных насекомых (Д. Жуков).
Теперь о спорных моментах, часто встречающихся в биографии Аберга. Лурих в журнале «Спортивная жизнь» в 1907 году писал: «Аберг за последние четыре года боролся по всей Европе и не был никем ни разу побеждён». А как же явное поражение от Поддубного за пять минут в Санкт-Петербурге 8 июня 1905 года? Затем Лурих повторяет эту рекламу и в 1910, и в 1911 годах : «Аберг за последние семь лет нигде не побеждён» и ему вторит О. Лангсепп. Дальше ещё больше. Историк спорта А. Суханов в книге «Алекс Аберг – загадка ковра» усугубляет ошибку: «В течение 18 лет до его смерти не нашлось борца, который смог бы его победить» (стр.160). Это явный перебор. На профессиональной арене Аберг действительно боролся восемнадцать лет – с 1901 по 1919 год включительно. А вот относительно его непобедимости факты дают несколько иную картину. Вот проигрыши Аберга «навскидку», без всяких архивных раскопок, основываясь только на общеизвестных фактах и общедоступных источниках.
1901 год – поражения от Марта Лийва, Мора-Знаменского, Поля Абса, Луриха. 1902 год – проигрыши Циклопу, туше от Эберле за считанные секунды. 1903 год – проигрыш Раулю Буше. 1905 год – поражение от Поддубного за пять минут. 1914 год – два проигрыша Станиславу Збышко, причём в последней схватке туше на сорок пять секунд. И в 1917 году в Петрограде чемпионат выигрывает Збышко. Здесь неясный момент – как закончилась встреча Збышко и Аберга. Ничьей или проигрышем Аберга? И хотя, «навскидку» мы нашли добрый десяток победителей Аберга, около девяти лет фортуна была к нему благосклонна – он не проигрывал никому. В любом случае – это показатель высокого класса.
Какое место занимал Аберг в борцовской иерархии? В 1915 году журнал «Русский спорт» опубликовал список «Короли ковра» в следующей последовательности: Поддубный, Гаккеншмидт, Лурих, Понс, Педерсен, Станислав Збышко, Аберг.
Время шло и вносило свои коррективы. У кого-то были другие мнения и свои симпатии. Журнал «К спорту» в 1915 году выдал Клеменсу Булю диплом «Лучший борец России». В 1916 году редактор журнала «Спорт», известный знаток борьбы Б. М. Чесноков пишет: «Лучшие сейчас борцы, по-моему, сам Поддубный, Станислав Збышко, Аберг, Буль, Шемякин, Яго». А по мнению других, чуть раньше на второе место после Поддубного могли претендовать только Заикин и Вахтуров.
…Упрямо борются во мне два человека. Один – беспощадный педант, судья по спорту, превыше всего ставящий протокол. Другой – поэт Силы и Красоты. Как их примирить? А может и не стоит всё и вся препарировать на предмет извлечения на свет божей истины в её беспощадной наготе? Пусть же и останется в суровом и яростном мире профессиональной борьбы неразгаданной драматическая и зловещая фигура «Загадки ковра» - Алекса Аберга.
Все права на эту публикацую принадлежат автору и охраняются законом.