Написать автору
За последние 10 дней эту публикацию прочитали
23.11.2024 | 1 чел. |
22.11.2024 | 0 чел. |
21.11.2024 | 0 чел. |
20.11.2024 | 0 чел. |
19.11.2024 | 0 чел. |
18.11.2024 | 0 чел. |
17.11.2024 | 0 чел. |
16.11.2024 | 0 чел. |
15.11.2024 | 0 чел. |
14.11.2024 | 0 чел. |
Привлечь внимание читателей
Добавить в список "Рекомендуем прочитать".
Урок МацистуДобавить в список "Рекомендуем прочитать".
-"Что ж, сынок, пойдем в бур" - устало и тихо промолвил Поддубный. Он только что прибыл дребезжащим поездом и изрядно вымотался после многосуточного пути. Его знобило, а чай, предложенный директором цирка, оказался жидким и чуть теплым. Ему пошел 54-й год и седеющие усы сейчас уныло обвисали (это был безошибочный барометр самочувствия).
По вызову директора зашел и премьер Харьковского чемпионата 1924 года Коло Квариани. Самовлюбленный двадцатилетний красавец афишировался как "чемпион мира, Мацист Кавказа, Тифлисский студент". Борец был прекрасный, фигура гармоничной красоты, очень сильный, очень ловкий и гибкий. И на предложение директора "подвалить" в финале, продемонстрировав красивую схватку на шике, отреагировал бурной сценой. Ему избалованному вниманием публики фавориту чемпионата подвалиться под старика?
-Никогда! В ответ лишь блеснуло что-то в глазах старого льва. Была это тень предательской слабости и обиды или обещание грозы?
... Наконец чемпионат подошел к концу. Лихо бросал своих соперников красавчик Квариани и уверенно раскладывал всех Иван Максимович. И вот
финальная схватка: Квариани - Поддубный.
Усы Ивана Максимовича уже грозно топорщились. Это был признак неминуемой бури. Все 130 килограммов его могучих мышц, сохранивших свою мощь благодаря жестокому режиму и фанатичным тренировкам жаждали схватки. А за его спиной опыт побед короля борцов, ревниво оберегавшего честь и славу своего имени и упрямо не желавшего уступать ни старости, ни новому поколению борцов.
Свисток арбитра. А здесь мы дадим слово свидетелю этой схватки цирковому артисту А.Шираю ("Советский цирк", 1960г. №12)
"Квариани самонадеянно "как орел", налетел на Поддубного. Он действительно был уверен в себе, но столкнулся как бы с каменной горой. Спустя полминуты он понял, что такое знаменитый "старик" и старался уйти от поражения. Поддубный уже не был неповоротливым медведем. Раз! Два! Три! Как неопытного мальчишку сбивал он Квариани с ног, даже не стараясь его класть. Премьер начал удирать от Поддубного за ковер, хватался за барьер. Квариани был ловок как кошка, но только кошка попала в лапы тигра. Через три-четыре минуты "старик" подгреб к себе извивающегося премьера, встряхнул его и резким движением бросил, как мешок, на землю". Вновь и вновь отдирал его от барьера, вздымал как мешок картошки над головой и со всего маху бросал на арену, Раз за разом Квариани грохался на ковер, пока его не унесли с арены на носилках. Арбитр лишь понимающе улыбнулся: "Батька давал урок".
Поддубный ...на подиуме
Случилось это в Москве летом 1924 года. Во Втором госцирке проходил борцовский чемпионат, занимавший все третье отделение цирковой программы. На афишах чемпионата сверкало немало звезд. В первую очередь сам Поддубный, затем Чуфистов, Буль Башкиров. Большой ажиотаж поднялся вокруг объявления, открытого для всех конкурса атлетического телосложения. Этому поспособствовали как афиши, так и объявления в газетах. Был объявлен хороший приз и заявки от желающих так и посыпались. В первую очередь это были цирковые атлеты, которые на бенефисах демонстрировали игру мышц. А во время представления борца на параде, зачастую сделав шаг вперед, атлет демонстрировал "двойной бицепс" или "широчайшую спереди" по современной терминологии. Было много участников и от любителей. Энтузиазм доктора Краевского дал свои плоды и атлетизм в конце 19 века и начале 20 был в большом почете. К тому же не только первый приз получал победитель, но вдобавок были объявлены еще три приза. Эта соревновательная острота, внесенная в конкурс, вызвала большой интерес зрителей. Ко второму отделению циркового представления, целиком отведенного конкурсу, зал был переполнен.
Заняло свои места авторитетное жюри конкурса, состоящее из всех известных знаменитостей: скульпторов, атлетов, художников. И вот парад участников – арбитр представил их публике. Предстало великолепное зрелище - строй атлетов, олицетворяющих собой силу и красоту.
Сейчас удивляет то, на каком высоком уровне проходил конкурс и насколько продуманно был организован. Участник поднимался на пьедестал, демонстрировал пластические позы, усиливающие впечатление от гармоничности и красоты тела. Сверху освещал софит, подчеркивающий рельеф мускулатуры. Благодаря ему, особенную выразительность приобретали фигуры и позы атлетов. Впечатление усиливал также и цирковой оркестр, чарующим вальсом сопровождавший выступления атлетов. И пусть не было привычной ныне хореографии бодибилдеров, зато пластические позы были навеяны скульпторами великих мастеров. Не забывайте, что серебряный век искусства в России был не сразу задавлен революционным мракобесием.
Арбитр Урин опытным глазом распределил состав участников по нарастающей - сначала менее заметные претенденты, затем все более яркие. Вот закончил свое выступление известный цирковой борец и атлет Борис Калмановский. Теперь он наблюдал за выступлением своего основного конкурента - Б.Свешникова, претендующего на первое место. Это был атлет с прекрасно развитой мускулатурой и классическими пропорциями тела. Но его выступление фактически было сорвано. Сначала раздался возглас одинокого зрителя: "Просим Поддубного!" А затем...
Здесь лучше обратиться к воспоминаниям непосредственного участника события - Б.Г. Калмановского. Всегда предпочитаю воспоминания очевидцев. Они не только передают дух эпохи, атмосферу времени и аромат события. Самое главное - мы видим событие глазами свидетеля, описавшего, как народ предпочел видеть настоящую Великую Силу, и как он жаждал ее увидеть.
"Арбитра Урина не было слышно. Его заглушал тысячеголосый крик. Кричал уже не один человек. Все зрители хором скандировали: "Поддубный! Даешь Поддубного!
Шум все усиливался. От крика сотрясался воздух. Зрители свистели, стучали ногами. Поддубному в то время исполнилось 54 года. Несмотря на возраст он на борцовском ковре являлся еще грозным соперником для любого чемпиона. Но, увы, годы сказались на его мощной фигуре. Он располнел и выглядел далеко не Аполлоном. Ни у устроителей, ни у самого Поддубного не было и мыслей об участии его в конкурсе телосложения. Но так как шум все нарастал и грозил сорвать представление, то после совещания администрации с членами жюри было принято решение включить Поддубного в число соревнующихся. Объявление об этом встречено шквалом аплодисментов. Поддубный вышел на арену и стал медленно подниматься на пьедестал. От нервного напряжения меня сотрясает дрожь. На фоне стройных, с рельефной мускулатурой молодых гладиаторов, выступавших до него, пожилой Поддубный производил впечатление неуклюжего человека. Было страшно за него. А что, если этот величайший борец мира вызовет сожаление или хуже того - смех у зрителей?
Поддубный уже находился на пьедестале. В это мгновение прозвучало многоголосое "А-ах!" Как будто у всей массы зрителей от изумления и испуга, вызванного неожиданным устрашающим зрелищем, одновременно перехватило дыхание. По роду своей работы мне - профессиональному атлету и борцу приходилось постоянно общаться с людьми, обладающими мощной мускулатурой. Меня трудно было удивить бицепсами или шеей объемом в 50 и более сантиметров, но вид Поддубного ошеломил меня. При всем моем восхищении силой Поддубного я не мог предположить, что на шестом десятке жизни у него сохранилась такая фантастическая мускулатура. Поддубный медленно поворачивался по кругу на площадке пьедестала. Сначала я увидел его напряженную спину. Мышцы образующие длинные тяжи, расположенные вдоль позвоночника, огромные и выпуклые, производили устрашающее впечатление. Казалось, два удава пытаются прорвать кожный покров и вылезть наружу. Не менее поразительное зрелище представилось, когда Поддубный повернулся лицом: грудная клетка исполина и под ней прямые брюшные мышцы живота, выпирающие, как крупные булыжники, демонстрировали невероятную силу брюшного пресса.
На пьедестале Поддубный находился не более 1-2 минут. Потрясенная невиданным зрелищем публика не сразу пришла в себя. Затем последовал взрыв аплодисментов - естественное выражение восторга перед апофеозом физической мощи, так наглядно показанной Поддубным. Жюри единогласно присудило Ивану Максимовичу Поддубному главный приз как обладателю воистину геркулесовой мускулатуры. Трем молодым атлетам были вручены призы за наиболее гармоничное сложение.
Старый Свет против Нового
Решение Поддубного гастролировать по Америке было очень рискованным Александр Куприн в свое время предостерегал от этого шага Заикина: «Америка – это страна жулья» … В Америке борются как мясники»ю Под угрозой были не только слава и репутация, но и здоровье. О правилах вольно-американской борьбы можно было говорить лишь в очень условном смысле – скорее она напоминала современные бои без правил. Чем заканчивались обычно схватки чемпионов Европы в Америке?
В журнале «К спорту» Збышко-Цыганевич описывал как «Гаккеншмидт – кумир Европы, Геркулес наших дней захотел позолотить свою славу в Новом Свете. В начале он действительно покоряет Америку, играючи раскладывая ее сильнейших борцов, за 2-3 минуты. Но после очередной победы на арене появился Франк Готч и потребовал немедленной схватки. После отказа Гаккеншмидта, он устроил грандиозный скандал, обвинив его в трусости и объявив его предыдущие схватки фиктивными. Его речь вызвала бурную поддержку зрителей. Потеряв всю популярность, Гакк вернулся в Англию с подмоченной репутацией. А Готч семимильными шагами зашагал к вершинам славы. Он не имел каких-либо особенных физических данных. Не был и непобедимым борцом. Дебютировав в 1899 году в вольно-американской борьбе, за 12 лет имел 8 поражений. Но именно ему удалось лишить славы непобедимых борцов таких великих атлетов как Гаккеншмидт и Станислав Збышко. Готч был большим мастером болевых приемов, к которым европейцы не были готовы и отличался совершенно оригинальной манерой борьбы.
Через год, хорошо подготовившись, Гакк решил рассчитаться с обидчиком. Заключил контракт на 10 матчей за 20 тысяч долларов. Бросил вызов Готчу. Схватка состоялась в Чикаго при невероятном ажиотаже публики и колоссальных сборах. Считают, что Гакк совершил ошибку, не попытавшись в своей обычной манере свирепым штурмом добиться победы на первых минутах схватки. Придерживаясь выжидательной тактики он постепенно теряет свою мощь. Уже через полчаса Готч уверенно дает отпор. Развязка наступила через полтора часа, когда Гакк совершенно измотанный, еле стоит на ногах. Готч захватив его на задний пояс, бросает со страшной силой. Затем заплел ему обе ноги своими и взял ступню на излом. Когда послышался хруст сустава, Гакк все же вынужден был сдаться.
Резюме Збышко-Цыганевича: «Вся Англия ждала своего кумира с венком победителя. Но Гаккеншмидт прибыл посрамленным, разбитым и телесно и душевно. А Готч стал первым человеком в Америке». Со слов самого Готча: « Вот уже 9 лет я состою чемпионом Америки по свободной борьбе 13 лет выступаю как профессионал, но за все время я ни разу не заслужил такой чести и славы, как за 2 часа борьбы с Георгием Гаккеншмидтом в апреле 1908 года. Моя победа над этим непобедимым русским львом наделала шуму во всем мире.» (журнал «Сила и здоровье» 1912г. «За всю жизнь Гаккеншмидт поборол 258 борцов разных стран»).
В этом же году собралась целая экспедиция за долларами в Страну Желтого Дьявола. Это были знаменитые европейские борцы: бельгиец Стерс, турок Юсуф Махмут, немцы Зафт и Зигфрид. Теперь, чтобы добиться встречи с Готчем им предстояли долгие баталии на ковре с борцами менее классными. Только после победы над ними они добьются чести сразиться с Готчем.
Первым из европейской четверки выбыл Зигфрид. Он гастролировал к Канзас-Сити, где победил многих соперников. Затем нарвался на Джо Роджерса, который сломал ему нижнюю челюсть. Зигфрид вынужден был отказаться от схватки. После нескольких неудачных операций дома (у него оказался надлом нижней челюсти и загноение кости) пришлось отказаться от борьбы навсегда. Так закончилась борцовская карьера «тевтонского рыцаря» Зигфрида.
Краса и гордость Бельгии – Альфонс Стерс, работавший жестко и мощно, (его сравнивали с паровой машиной) разбросал всех на пути к чемпиону. Встретившись с Готчем, горячо начал угощать его рывками и «макаронами» европейского производства. На все рывки и толчки тот поддавался без сопротивления, лишь по-боксерски отплясывал вокруг. Стерс уверился в своем полном превосходстве и начал швырять Готча еще сильнее. Потерял бдительность и … «ровно через 6 минут от начала, как мешок с опилками был припечатан к ковру спиною. Случилось это с такой молниеносной быстротой, что я до сих пор не могу себе ясно представить, каким образом американец поймал меня. Помню только свой полет по воздуху через Готча и бешенный восторг сумасшедших в отношении к борьбе янки-зрителей».
Юсуф Махмут – из плеяды страшных турков, земляк Нурлы и Мадрали, но подданство болгарское. Также перебросал всех на пути к Готчу. Их схватка в Чикаго собрала огромное количество зрителей, сделав сбор в 64 тысячи долларов. Махмут был высококлассным борцом, выделялся и силой и ловкостью. Но вольно-американская борьба очень отличалась от европейских разновидностей вольной борьбы. Благодаря этому Готч бросил его дважды за 16 минут.
Немец Карл Зафт – был феноменален по силе, колоссальные размеры и вес. На пути к встрече с Готчем победил многих сильных противников. Бросил даже Пенгаля – постоянного соискателя титула на парижских чемпионатах мира. Его заранее считали победителем грядущего сражения. В схватке он сразу же начал рвать Готча за шею и мотать его во все стороны. Тот без сопротивления болтался, с виду расслабленный как тряпка. Затем улучив момент, когда Зафт ринулся вперед, ушел чуть вбок, к инерции движения циклопического тела Зафта добавил свое усилие, рванув его в свою очередь и слегка крутнул его книзу. Зафт был брошен в партер фактически собственным усилием. Так крепко приложился грудью о ковер, что был оглушен. Огромная гора мяса – даже не понять – стоит на четвереньках, или лежит на животе, настолько огромен его живот. А Готч злодейски гаркнул: «Ну теперь перекрестись!» Бросился на Зафта, заломил обе ноги сразу и проводит болевой прием.
Надо было видеть несчастного Зафта в этот момент. Почему-то зрителям показалось комичным это зрелище – раздался хохот. Лицо Зафта разъехалось в страдальческой гримасе, усы пиками торчат в стороны, глаза вылезают из орбит. А Готч продолжает злодействовать – надавил всем телом на ступни Зафта. От нового приступа боли ошеломленный Зафт истошно завопил в панике: «Meine Frau! Meine Kinder!». От всего этого публика окончательно пришла в дикий восторг. Половина от хохота сползла с сидений, другие уже не в силах смеяться, лишь стонали, визжали и топали ногами. Карл Зафт сдался, чтобы избежать переломов. На этом его злоключения не закончились. За кулисами на него негодующе напал собственный менеджер: почему сдался без сопротивления?
- Пошел к черту! – взревел возмущенный Карл.
А теперь на арене Нового Света возникает новый персонаж – один из
сильнейших борцов планеты, гора мускулов – поляк Станислав Збышко – Цыганевич.
- «Головокружительные успехи американца не давали мне покоя и желание встретиться с ним оказалось непреодолимым».
Мускульный монстр в Америке добился небывалого успеха. Удача на его стороне – он бросил целую галерею первоклассных американских борцов. Исключительный интерес и наплыв огромного числа зрителей вызвала его схватка с Готчем, состоявшаяся в Буффало в ноябре 1909 года. У Збышко был очень хваткий менеджер, поэтому условия контракта схватки были более выгодны для Збышко. Готч за один час обязан был дважды бросить Збышко, чтобы его признали победителем. А Збышко достаточно было бросить Готча один раз для победы. Призовой фонд – 30 тысяч долларов: 60% - чемпиону, 40% - побежденному.
Поэтому, в самом начале схватки, не прошло и минуты, как Збышко набросился на Готча, захватил задним поясом и высоко поднял его. Готч все же извернулся змеей, выскользнул вниз и зацепом ног рванул контрприем против заднего пояса. Но ему не удалось опрокинуть Збышко на спину – тот извернулся в свою очередь, избежав падения на лопатки. Все же борьба продолжается в партере – Готч загибает поляку ноги до самой шеи. И каждый раз Збышко ухитряется вывертываться – он не зря славился своей гибкостью, удивительной для человека с такой чудовищной тяжелой мускулатурой. Наконец, он перешел в стойку и продержался весь назначенный час. Никому из борцов не удалось бросить соперника на лопатки. Ничья. (По некоторым источникам, победителем был объявлен Збышко, поскольку продержался час против чемпиона). После схватки Готч посетовал, что Збышко чересчур тяжелый соперник, его невозможно уложить на лопатки. А менеджер Гоча, державший пари за него, проиграл 3,5 тысячи долларов.
Теперь звезда Збышко-Цыганевича вспыхнула с новой силой. Он получил признание в Америке, убедившейся в его высоком классе и в том, насколько он грозен для их кумира. На Збышко посыпалась масса предложений, ангажементов и контрактов из всех городов Америки. Менеджер Збышко пожинал плоды успеха, беспощадно эксплуатируя его. Во всех странах Америки зарабатывая на нем огромные деньги. С ноября 1909 года по июнь 1910, Збышко не знал никакого отдыха. Как бешенные мчались они экспрессами из города в город, и Станислав живет только в поезде или на арене. Он совершенно выдохся без отдыха, тренировок и системного поддержания формы. Внешне казалось, что его гастроли проходят довольно успешно, Збышко побеждает всех борцов, которых выставляют против него. Утверждают, что он поверг на лопатки свыше 250 американских борцов. Но Збышко не только выбился из формы, потеряв больше пуда веса, хуже того, он окончательно пал духом. Как ни пытался он избежать встречи с Готчем или перенести ее на будущий сезон – все было напрасно. «Маленький кулак моего менеджера с зажатым в нем контрактом связывал меня по рукам и ногам, и обязывал во что бы то ни стало выступить в матче» - говорил Збышко-Цыганевич в интервью журналу «К спору», 1910г.
С ужасом ждет Станислав неотвратимого часа реваншной схватки с Готчем и этот час пробил 10 июня 1910 года. В Чикагском Колизее собралось около 25 тысяч зрителей. Тотализатор работает как никогда, фиксируя пари на самые невероятные суммы, но, заметим, в пользу Готча – 10 к 4.
С небывалой помпой был обставлен сам ритуал схватки. Новый Колизей ждал своих гладиаторов. Вот прозвучали звуки музыки. Нет, это были не фанфары. Под национальный гимн «Ще польска не згинела» на арену медленно, как на эшафот вышел Збышко-Цыганевич. От неожиданности - он никак не ожидал услышать здесь родной гимн, - на глазах у него выступили слезы. Горячие овации со стороны польской диаспоры.
А вот раздаются рулады «Янки Дудля» и на арену пантерой выскочил Готч. «За свою жизнь я еще не видел такого восторга у публики, какой был ему оказан. Колизей стонал от бешенных криков и стука. Передо мной стоял идеально сложенный красавец, более похожий на изящного артиста балета, чем на профессионального борца. Готч полностью посвятил себя реваншной схватке, он последовательно и целенаправленно готовился к борьбе именно с Збышко. За полгода подготовки он вышел на пик формы, а сейчас выглядел как никогда свежим и отдохнувшим.
Звучит сигнал к началу схватки. Збышко выходит на середину, протянул руку для рукопожатия. Этот ритуал он проделывал тысячи раз. После него борцы должны развернуться, отойти на несколько шагов и повернуться друг к другу, начать схватку. Готч, в своем черном трико, действительно похожий на пантеру, из своего угла невесомо скользнул к Збышко. Попутно, легко и резко хлопнул по ладони Збышко, еще резче прошел в ноги и, рванув за ноги, моментально опрокинул его на лопатки. «Туше за 6 секунд!» - прозвучал голос арбитра. Попытки Збышко протестовать были бесполезны. Не только судьи против него, но и подавляющее большинство публики. После того, как прозвучал гимн, схватке придан характер не просто борцовского состязания, а скорее национального соперничества.
Так Збышко с вершин славы рухнул в бездну отчаянья. Горе побежденному – чашу позора испил он до дна. Пока не закончился контракт, ему невозможно было выйти на улицу. Уличные мальчишки устроили ему беспощадную травлю. В самой многолюдной толпе находят свой образ врага – поляка с чудовищной мускулатурой и не дают прохода. Над толпой стоит визг, свист и улюлюканье дьяволят-янки: «Збышко – 6 секунд! Збышко – 6 секунд!» А ведь Збышко не просто солидный господин весом в 120 кг и 30 лет от роду – у него университетское образование и знание десятка языков. От этого еще больше страдает оскорбленная гордость – до самых глубин души возмущен Станислав подлым коварством Готча (забывая, что сам не чист на руку – используя против «москалей» Поддубного и Заикина масляную смазку, считал себя умнее других). Взять реванш у него не получилось – какую бы сумму он не предлагал Готчу за схватку на будущий год, тот не соглашался. Готчу предлагали за эту схватку 60 тысяч долларов клубы Нью-Йорка, Канзаса и Питсбурга, но он отказывается категорически. Никак не желает рисковать своим чемпионским титулом.
А в остальном, Готч смело идет от победы к победе – им повержены все новые и новые соперники: английский чемпион Джимми Эссон, итальянский чемпион мира Джованни Райцевич. Причем побеждает за невероятно короткое время. В конце концов, американцам приелись его легкие победы. Теперь они жаждали сильных ощущений во время схваток соперников равного класса. Для поднятия сборов требовалась хорошая сенсация. Менеджеры сделали предложение Гаккеншмидту, от которого тот не смог отказаться – гарантировали ему гонорар в 25 тысяч долларов, независимо от исхода схватки. Утверждают, что Гакк не выступал уже два года. Ранее он отклонил вызов Поддубного и Аберга. Но сейчас загорелся не на шутку. Кровь закипела от желания взять реванш. В имении Гака на берегу моря начались интенсивные тренировки. Тренерами и партнерами он пригласил знаменитых борцов – Станислава Збышко, Якоба Коха, доктора Роллера. Вначале Збышко укладывает Гака за 2-3 минуты, но прошло всего полмесяца и уже в течение часа Гакк не поддается, невзирая на все усилия Збышко, Гакк работает как машина – отмечают его партнеры по борьбе.
Газетчики всю Англию взбудоражили предстоящим матчем. Ежедневно о нем печатают целые статьи, ведут постоянную хронику его тренировок. Удивительно, как фанатизм болельщиков тесно переплетается с национальным шовинизмом бриттов. На данный момент Гаккеншмидт уже подданный Великобритании.
Вся Англия жаждет реванша своего кумира и нового взлета его славы. Каждый день к нему приходят тысячи писем. При его появлении на улице полный восторг и самые восторженные овации со стороны горожан, как будто Гакк – супермен отправляется спасать все человечество. В ответ широкий рекламный жест со стороны Гаккеншмидта – во всех газетах пообещал англичанам вернуться победителем, принеся славу своей новой родине.
Через месяц Гакк вошел в прекрасную форму и со всей компанией партнеров и тренеров отправляется в Америку. Тренировки продолжаются во время всего пути на пароходе – то в каюте, то прямо на палубе. Все твердо уверены, что победа будет за Гаком. Беда пришла неожиданно – во время тренировки доктор Роллер выбил Гаккеншмидту колено. Ни о какой борьбе не может быть и речи. Гакк не встает с постели, он совершенно пал духом, не в силах справиться с нервами, порою рыдает как дитя. Отказаться от матча невозможно – по контракту огромный штраф грозит разорением. И с каждым часом пароход неумолимо приближает Гаккеншмидта к Америке, как к месту казни.
По прибытию, в какой-то момент, Гакк хотел даже сбежать, но его плотным кольцом сторожили те, кто сделал огромные затраты на проведение матча. И снова Колизей в Чикаго. Матч состоялся 4 сентября 1911 года. Георг Гаккеншмидт против Фрэнка Готча. Великобритания против Соединенных Штатов Америки. Колоссальный наплыв публики, давший сборы в 214 тысяч долларов.
….Готч терзал Гакка самыми беспощадными жестокими приемами. Экзекуция закончилась на 21-й минуте, когда Гакк был уложен во второй раз. Американская публика, как это ни странно проявила сочувствие к Гаккеншмидту. И даже мэр Чикаго за бесчеловечную жестокость Фрэнка Готча, навсегда запретил ему выступать в этом городе, даже занес его имя в «черную книгу».
… Гаккеншмидт поклялся больше никогда не выступать на соревнованиях по борьбе. На следующее утро под чужим именем бежал из Америки на пароходе. А сбежал в Россию – в Англии ему теперь лучше не показываться после столь опрометчивых рекламных авансов. А в России уже забыли о его предательстве в качестве судьи на матче Збышко - Поддубный в 1908 году. Зато хорошо помнили ученика Краевского, «Русского льва» Георга Гаккеншмидта. Его тепло принимают в Киеве, Москве, Санкт-Петербурге. Ему пошел уже 34-й год – это окончательный конец его борцовской карьеры. К борьбе он испытывает только отвращение, не может приступить даже к тяжелоатлетическим тренировкам. Настолько велики его разочарования и психологическая усталость.
Не прошло и года, как всех облетела новость о Фрэнке Готче. Победитель непобедимых, лишивший этого звания многих сильнейших борцов планеты: Гаккеншмидта и Збышко, сыграл роковую роль не только в их биографиях, он сокрушил целую плеяду сильных европейских конкурентов.
«Русский спорт» в 1912 году публикует интервью с Готчем. В его признаниях горькое отчаянье и ненависть к публике. Фрэнк бросает арену из-за переутомления.
- «Я с ужасом думаю, что опять должен заняться борьбой. Дрожь пробегает по телу при мысли, что придется работать над своей формой. Я никогда не забуду тех мучений, которые мне пришлось испытать при тренировке. Людям кажется, будто я имею призвание к борьбе и поэтому слава
досталась мне без всяких забот. На самом деле вряд ли кому успех доставался столь тяжкой ценой».
… И ему тоже исполнилось 34 года – возраст расцвета сил, особенно для тяжеловесов. Беспощаден большой спорт с его неминуемыми перегрузками на износ и стрессами.
Вместо Готча лидером вольно-американской борьбы стал «Душитель» Эд Льюис. Так был прозван, за то, что добивался побед над соперниками удушением – своим любимым захватом головы.
Позднее, кумиром американцев на добрый десяток лет станет Джо Стечер, прозванный «Небрасскими ножницами», за свою манеру борьбы. Любого противника он парализовывал, захватывая его ногами. Действовал крайне однообразно, но с большим эффектом. Его ноги поражали всех невероятной силой, цепкостью и толщиной. Особенно по контрасту с его маленькой плюгавенькой головкой и сутулостью завзятого курильщика.
Поддубный в Америке
Как Поддубный попал в Америку? Однажды во время бесконечных гастролей Иван Максимович оказался в Ростове. Был в гостях у молодого циркового борца Ивана Машошина. Там и познакомился с его матерью – еще не старой вдовой Марией Семеновной, работавшей булочницей. Женщина пришлась ему по душе – и добрым положительным характером, и хозяйка хорошая. Кроме общей положительности Мария Семеновна отличалась набожностью – выйти взамуж согласилась только при непременном венчании в церкви. Старушки-богомолки испытали легкий шок, когда из автомобиля, остановившегося у церкви, выгрузились целых три горы в человеческом обличии – Поддубный со товарищами.
Не в характере Ивана Максимовича было ютиться где-то и жить кое-как. По его масштабу, уж если женился, то подавай жене просторный дом и хозяйство. Новую семейную жизнь начал с того, что поехал за большими гонорарами в Германию. Здесь он столкнулся с неприятным обстоятельством. Хотя приглашение и исходило от немецкого спортивного общества, но непременным условием хозяев цирковых чемпионатов было то, что борцы должны «подваливаться» под их фаворитов.
- «Вы что, совсем Поддубного позабыли? Кто меня сам положит, под того и лягу!
- Это ваше дело, но тогда поищите другой чемпионат».
И заколесил Иван по Германии – чемпионат за чемпионатом, город за городом, цирк за цирком. Так прошел весь 1924 год и еще два месяца. Хозяева борцовского треста, хотя и конкурировали беспощадно, но в отношении к борцовской строптивости проявляли солидарность. Неудача не смутила Поддубного. Характер его был непреклонен – уж если решил стать хозяином и добытчиком для новой семьи, то он попытает счастья и в Старом и Новом свете. Его не испугала репутация бандитов Дикого Запада, которую унаследовали американские борцы, а также неудачи его европейских предшественников во главе с Гаккеншмидтом и Збышко.
Заключив контракт с менеджером из Чикаго Джо Пфефером, в конце 1925 года пароходом из Гамбурга Поддубный прибыл в Нью-Йорк. Теперь отступать было некуда – контракт подписан, его ждут схватки на ринге по правилам вольно-американской борьбы, больше похожей на борьбу без правил. Пришлось переучиваться – за короткий срок интенсивной подготовки Иван Максимович сбросил целый пуд веса.
Организаторов борцовского бизнеса привел в смущение его возраст – 54 года. В Америке в борцовских соревнованиях, имея возраст старше 38 лет можно выступать только после разрешения специальной медицинской комиссии. На то были основания – поединки на ковре отличались чрезвычайной жестокостью. Врачи провели тщательное и всестороннее обследование Поддубного и сделали заключение, что по всем показателям его здоровье соответствует возрасту около 40 лет, но не старше! Очень удачная получилась реклама.
Следом, он лукаво попросил газетчика подержать свою тросточку. А сам полез за чем-то в карман. Репортер выронил эту тросточку из чугуна пудового веса. Вся остальная толпа газетчиков пришла от этой сцены в неописуемый восторг – американцы обожают сенсации. Пресса назвала Поддубного «Иваном Грозным».
«И пошло как журавель, ноги как ходули» (из любимых изречений Поддубного).
При самом первом выступлении его представили как самого сильного борца в мире и советского подданного. Поднялся страшный шум, раздались крики немедленно убираться из Нью-Йорка. Пришлось бороться не только с соперниками, но и с американским шовинизмом. Тем не менее, Иван Максимович раскланивался публике с улыбкой, как до схватки, так и после. Пресса характеризовала его как джентльмена и самого культурного борца.
Надо сказать, что американская публика принципиально отличалась от русской. Во время матчей стоял страшный вой, на ринг летели бутылки, а зрители дрались между собой. В острые моменты схватки роскошно одетые джентльмены с пеной у рта орали дикими голосами: «Ломай руку!» (какой гуманности вы хотели от нации, основанной беглыми каторжниками и ссыльными путанами?). Поддубному сразу же бросилось в глаза это существенное отличие.
В России смотрят на спорт с добродушным восхищением, к борцам вполне лояльны, а публика гораздо приличнее и культурнее.
Несмотря ни на что, борется Иван Максимович с большим успехом. Победным маршем проходят его турне в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Филадельфии, Чикаго. Технику бросков он показал классическую и препечатал к ковру лучших американских борцов: Фогеля Мартинсона, Тосалпоса, Гешта, Колофа, Томпсона, Тормаши. Его пытались вывести из строя теми же способами, которыми покончили с борцовской карьерой немецкого чемпиона Зигфрида. Джо Гешт (Канада), когда Поддубный бросил его, пытаясь избежать поражения, чуть не оторвал ему усы, но безуспешно, Иван Масимович применил к нему свой метод укрощения. В Кливленде Мартинсон пытался противостоять ему, применяя запрещенные приемы, пускал в ход кулаки и царапался ногтями, за что Поддубный ему чуть шеи не своротил. Говорят, что он уважать заставил себя, когда несколько грубиянов-соперников вынесли с арены без сознания. У всех остальных разом пропало желание испытывать его терпение.
По контракту 18 января 1926 года, Поддубному предстояла схватка с самым отъявленным негодяем борцовского ковра – младшим братом Станислава Збышко, Владеком Збышко-Цыганевичем. Незадолго до этого он чуть не оторвал ухо Ивану Заикину. В следующий раз, когда Заикин был травмирован, под предлогом оказания ему помощи, ослепил его медным купоросом. Американцев ничуть не смущали такие обстоятельства, на подобные шалости они смотрели сквозь пальцы. Ведь Владек Цыганевич считался одним из лучших американских чемпионов – лидером вольно-американской борьбы.
Рекламные тексты взывали к американцам: «Не пропустите крупнейшую встречу все времен…», «Збышко окажет Поддубному самое упорное сопротивление в своей жизни. Именно Збышко встал на пути известного Заикина в его марше к титулу, именно он осилил немецкого борца Зигфрида, когда этот тевтонский завоеватель грозился увезти с собой мировую корону». Збышко-младший расхвастался в газетах, что и со стариком Поддубным расправится за 10 минут.
…Он попытался применить к Поддубному прием «железный ошейник» (удушение пережиманием сонной артерии). Но Иван Максимович был начеку, сразу же пресек эту попытку и припечатал его на лопатки за 44 секунды!
Была встреча и со старшим Збышко-Цыганевичем, закончившаяся вничью (хотя биограф Поддубного Я.Гринвальд писал, что совершенно выдохшийся Збышко просто умолил Поддубного не класть его). Во время этого поединка Поддубному минуло 56 лет, а Збышко – 46. Для сравнения: Гаккеншмидт и Фрэнк Готч закончили свои выступления в 34 года.
На очереди была встреча с «Душителем» - Эдом Льюисом, побеждавшим всех своими вариантами удушений, в которых он действительно был большим мастером. Но прежде состоялась схватка, в которой Збышко-старший придавил «Душителя», но, к сожалению, Збышко не удалось развить
свой успех далее, потому что затем последовали несколько проигрышей далеко не самым сильным борцам.
А Поддубный находился уже на самых верхних ступенях вольно-американской борьбы. Здесь уже 10 лет купался в лучах славы чемпион мира по вольно-американской борьбе Джо Стечер. Прозвали его «Небрасские ножницы» за своеобразную манеру борьбы. Боролся он в основном ногами, которые были у него невероятной силы, гибкости и цепкости. Против его «ножниц» не мог устоять ни один соперник, разжать их было просто невозможно. Но Поддубный сделал это и начал бросать Стечера. Джо не дал провести практически ни одного броска, всякий раз срывая приемы обхватами ногами. После получасовой схватки Поддубный был признан проигравшим.
По опыту схватки Стечера с Иваном Заикиным видно, что и Поддубному в любом случае не дали бы победить Джо Стечера. Так оно и случилось. Победил ли Стечер на самом деле? Победил по очкам или чисто? Зачем в случае проигрыша Поддубному все равно дали титул «Чемпион Америки»? Сейчас уже никто не даст ответов на эти вопросы. Полной ясности здесь нет. Почему-то старые авторы, в частности И.Борисов («Книга о силачах», «Славой увенчаны») писали однозначно: «Стареющий чемпион чемпионов (ему шел уже шестой десяток) совершил поездку по городам Соединенных Штатов Америки, встречался с лучшими борцами Нового Света и, вопреки предсказаниям спортивных оракулов из желтой прессы не проиграл ни одной схватки».
Что ж, в самом худшем случае, Иван Максимович за полтора года американских гастролей проиграл всего одну схватку чемпиону мира по вольной борьбе, который был на 22 года моложе его.
Американской публике уже приелся аттракцион: «Душитель» Льюис против «Небрасских ножниц». А вот схватка «Русского медведя» с «Небрасскими ножницами» собрала огромное количество публики. Ажиотаж был небывалый и хозяева борцовского бизнеса быстро намотали это на ус. Если разжигая страсти, проводить с попеременным результатом встречи Поддубного и Стечера, то можно получить с этого очень хорошие барыши.
Но Поддубный отказывается продлить контракт даже на полгода. Ему предлагали и американское подданство и золотые горы. Шантажировали и придумывали разные махинации, чтобы не выплачивать причитающуюся ему по контракту огромную сумму. И даже на это богатство Поддубный готов был махнуть рукой, потому что с неодолимой силой потянуло его на Родину. Затосковал он на чужбине, соскучился не только по яблоням и черемухам в цвету, но и по черному хлебу и черной редьке. А главное – по русским людям, по родной речи (Куприн с Заикиным бежали от Совдепии, а он из всех сил рвался в Россию).
В конце концов, собрал Поддубный «отвальную» в Нью-Йорке, утверждают, что отдать ему дань уважения явилось свыше тысячи человек. Поддубный все-таки покорил Америку. Но не променял Иван Максимович Родину на доллары – прощай Америка!
В Ленинграде его встречали как триумфатора. Гремел духовой оркестр. Публики собралось видимо-невидимо. Слушая приветственную речь, обычно суровый Иван Максимович тихо таял от счастья. Затем в его честь организовали спортивный праздник на стадионе имени Ленина. Здесь собрался весь спортивный мир Ленинграда. Соревновались велосипедисты, легкоатлеты и борцы. Увенчали праздник показательные соревнования по вольно-американской борьбе. Был устроен ринг, на который вышли Иван Максимович и сильный ленинградский борец, чемпион РСФСР Петр Лютов. Поддубный бросил Лютова на лопатки уже через 9 мин. Пять минут перерыва и Поддубный вновь укладывает Лютова, теперь уже через 7 минут. В этот момент толпа зрителей прорывает все милицейские заслоны и прижимается вплотную к подножию ринга. Поддубному был преподнесен приветственный адрес от лица всех ленинградских спортсменов. Излишне рассказывать об овации публики, в памяти очевидцев остался «оглушительный рев толпы».
После успешного турне по Америке Иван Максимович не собирался почивать на лаврах. Одолев Лютова, в Таврическом саду он борется с молодым москвичом Александром Калишевичем и побеждает его.
В сентябре следующего 1928 года он участвует в матчах французской
борьбы в Курске. Уже первая его схватка проходит в переполненном цирке. Подивиться на восьмое чудо света пришло множество желающих. Ему уже без малого 60 лет, а он борется и побеждает далеко не посредственных борцов.
Елисей Жилин считался одним из лучших профессионалов того времени. Высокий, стройный, он снискал большую популярность, выступая за спортивные общества «Динамо» и «Металлист». В афишах он рекламировался как «изумительный по технике борец». Но ни кураж, ни техника его не спасли. В конце первой двадцатиминутной схватки Поддубный перевел его в партер и приемом «рычаг» перевернул на лопатки. Спортивный репортер писал: «Этой первой борьбой с крупным борцом, Поддубный показал, что «батька» еще не сдает, несмотря на возраст, а находится в хорошей форме. Когда медведь насядет на человека, когда последнего начинают ворочать чудовищно сильные лапы – страшно становится за человека».
А самая шумная популярность фаворита цирковых чемпионатов была в то время у Клеменса Буля. Борец был великолепный именно для цирковой арены – яркая акробатическая манера борьбы, феноменальная ловкость, изумительно красивое телосложение. Только все старания Буля поймать Поддубного на прием были безуспешны – Поддубный легко стряхивал все захваты Буля. Попытка Буля провести свой блистательный тур де тет с прыжком закончилась тем, что Поддубный придавил Буля. Затем перевернул любимца публики на лопатки, но второпях использовал работу ногами из вольной борьбы, что в классике запрещалось. Туше не было засчитано. Борьбу продолжили в стойке. Теперь Буль, осознавший всю опасность своих попыток, использует всю свою ловкость, чтобы спасаться от атак Поддубного. Через час схватка закончилась с ничейным результатом. согласно новым правилам Лебедев объявил победителем Буля, как более легкого по весу. Булю еще раз повезло – его объявили победителем Поддубного второй раз! Правда, эти победы никто из профессионалов всерьез не принимал.
В Америке не забыли про Поддубного – прислали пакет документов, так называемую шеф-карту. В бланке контракта спортивный антрепренер Рудольф Миллер из Нью-Йорка предлагал ему 65 процентов со сборов за гастроли в Америке. Предложение более чем выгодное. Иван Максимович не соблазнился, предложил шеф-карту двум богатырям – Михаилу Борову и Данило Посунько, но и те отказались. Это обескуражило Ивана Максимовича и он высказал свое осуждение в адрес Борова: «К такому туловищу да еще бы голову!» По иронии судьбы приглашением воспользовался тот самый «Мацист Кавказа» Коло Квариани, которому Поддубный дал урок в Харькове. В Америке Квариани разбогател и остался навсегда.
Самому Ивану Максимовичу уже незачем было ехать в Америку – он добился главной цели, ради которой и ударился в гастроли по США. Он свил гнездо для своего нового семейства: Марии Семеновны и приемного сына Ивана Машошина. В небольшом курортном городке Ейске Иван Максимович купил просторный двухэтажный дом с садом. Стоял он на перекрестке улиц Сенной и Керченской, под его окнами шелестели акации, а неподалеку простирались лиманы Азовского моря. После бурь и штормов, пережитых в море житейском, он давно мечтал о такой тихой гавани. Место было спокойное и благодатное, множество южных фруктов, а про рыбу самых различных видов и говорить нечего. В саду хватило места и для гирь, штанги, и мячей, упражнениями с которыми он поддерживал форму. Жили они с Марией Степановной душа в душу, порядок в хозяйстве поддерживали образцовый. Обстановка у них была простая, но прочная. По вечерам угощали гостей чаем из тульского самовара.
Несмотря на выгодные предложения, за границу Ивана Максимовича больше не тянуло. Принимал приглашения на гастроли из самых разных городов Советского Союза. Конец двадцатых годов стал началом серебряного века цирковой борьбы, который продолжался все тридцатые годы. По всей огромной стране выступали около 12 цирковых чемпионатов (для сравнения: в золотой век цирковой борьбы, в 1913 году только в одном Петербурге одновременно проходило такое же количество «чемпионатов мира»). И повсюду: в Сталинграде и Одессе, Баку и Астрахани, Челябинске и Воронеже, Архангельске, Семипалатинске и Кзыл-Орде публика приветствовала его восторженными овациями.
А Поддубный преследовал свою цель, ставшую для него главной. Сразу же после возвращения из Америки в ленинградской прессе прозвучало следующее заявление Поддубного:
«Я, борец Иван Поддубный, возвратившись из Америки в СССР, считаю своим долгом оповестить всех спортсменов, что ввиду своих солидных лет решил оставить свою профессию борца, проработав еще короткое время лишь для того, чтобы найти себе среди русских борцов настоящего преемника и передать ему звание настоящего чемпиона мира, которое я сумел до сих пор удержать, а потому предлагаю молодежи подтянуться и потренироваться, чтобы выступить со мной в борьбе….».
Придирчиво Иван Максимович отбирал претендентов на титул. Данило Посунько – «Сила у него як у быка, ловкость есть, техника есть, а башки нема». Имелось ввиду не только борцовское мышление, но и несоблюдение спортивного режима, неумение устоять перед соблазнами. Михаил Боров – «Строен, сух, высокого роста, необычайно силен и вынослив; по-моему он и сам это не понимает, не осознает свою природную силищу. Ну, а недостатки: очень спокоен, даже чуточку флегматичен в борьбе, нет бойцовской злости, а это так важно, когда надо дать отпор».
Петр Чуркин – «кураж слабоват, недоработки в технике. Избыток массы (140 кг) говорит о недостаточно интенсивной тренировке.
Затем был Александр Мазур – «Из этого хохла выйдет толк, но сердца у него не хватает». Подразумевалось отсутствие спортивной злости, куража.
Его бывшие ученики, Вахтуров и Заикин, в свое время ярко блеснули на борцовском небосклоне, но сейчас их слава стала воспоминанием прошлого. Были у Ивана Максимовича и другие ученики, но никого из них он не назвал своим преемником. Трудно сказать, была ли виновата в этом начавшаяся Вторая мировая война… Когда-то Первая мировая помешала утвердиться на пьедестале Шемякину – после полученного ранения он уже не смог вернуться к прежней форме.
Физически сильных борцов было много, были богатыри и сильнее самого Поддубного, но среди них не нашлось еще одного такого же
фанатически преданного борьбе, ставшего бы воплощением духа борьбы.
Взять хотя бы его ученика Николая Жеребцова (Вердена), вроде бы все при нем: ловкость, гибкость, техника – про силу и говорить нечего. Уйдя из борьбы в силовые аттракционы, он запросто на платформе поднимал двух быков. По внешности картинный голубоглазый красавец, фигура античной статуи. Что помешало ему стать королем ковра? Излишняя горячность или отсутствие борцовского мышления, способности молниеносно принимать единственно правильное решение? Как-то потерялся он среди премьеров, по сравнению с ним совершенно неказистых, таких как Мазур, Кожемяка, Ян Цыган.
Большие надежды возлагал Поддубный и на другого своего ученика – двухметрового «Колосса Сибири» Василия Яркова. Но Ярков все же не смог полностью раскрыть свои возможности. Помешала этому война или его излишняя скромность и нехватка честолюбия?
Поддубный продолжил выступать на арене до 70 лет. Про этот период А.Г. Мазур, довольно ревниво относившийся к славе Поддубного писал: «Порой авторы мемуаров вспоминают о своих будто бы удачных поединках с Поддубным, когда тому уже было под 70 лет. Право стоит ли всерьез писать о таких поединках? Поддубный действительно выступал на арене цирка до старости. Но это были скорее почетные выступления, чем настоящие поединки».
Невольно, перед глазами возникает образ немощного старца, по какому-то недоразумению ковыляющего на борцовский ковер. В противовес этому А.А. Сенаторов в интервью «Советского спорту» за 19 февраля 1971 года сообщил следующее: «В 1939 году я выиграл звание чемпиона страны в тяжелом весе… Я участвовал в цирковых чемпионатах. Вот тогда мне и довелось встретиться на ковре с Поддубным. Ивану Максимовичу было 67 лет, но мне молодому и сильному стоило немалого труда свести схватку вничью. Я понадеялся на свой коронный прием – обратный пояс в партере, но удачно провести бросок не удалось…».
Цирковой чемпионат гастролировал в Челябинске. Местная газета «Челябинский рабочий» за 22 марта 1937 года писала: «…перед публикой в парадном строе встали борцы. Судья знакомит зрителей цирка с участниками матча:
- Ярков…
- Боров…
- Франк Гуд…
и, наконец:
- Иван Максимович Поддубный – сильнейший борец мира.
Зрителям хорошо знакомо имя Поддубного, и они громовым рукоплесканием приветствуют чемпиона французской борьбы. Имя этого человека десятки лет украшало афиши в различных странах мира: в Германии, Франции, Алжире, Тунисе. Америке. Высокая мускулистая фигура, мужественный вид. Несмотря на свои 67 лет, Иван Максимович выглядит молодо. В каждом его движении чувствуется продуманность и абсолютная точность. Поддубный непревзойденный техник борьбы. Он владеет неиссякаемым арсеналом рывков, швунгов, непостижимой работой ног. Излюбленные его приемы – броски через бедро и полусуплесс. Во всех приемах он пользуется одинаково как левой стороной, так и правой».
Тысячи противников вставали против него на арене, только к моменту его гастролей в Америке, авторы английской монографии «Короли ринга» насчитали две тысячи побежденных им соперников. Не устояла бы перед ними и самая страшная сила. И она, и нервная устойчивость имеют свои пределы – побеждал Иван Максимович гибкой тактикой и мудрой стратегией.
Старые тренеры борьбы рассказывали следующий курьезный случай. Однажды, на чемпионат выписали сильного иностранного борца. Схватка с ним обещала быть очень тяжелой для Поддубного – далеко позади остался пик расцвета его силы. По утрам борцы выходили разминаться в парк около гостиницы. И однажды, раскуражившись, Поддубный взял и вырвал с корнем растущее там дерево. Иностранец был просто шокирован и поспешил отказаться от схватки с Поддубным. И невдомек ему было то, что накануне Иван Максимович подкопал это дерево, тщательно замаскировав следы подкопа.
Побеждать Поддубному помогало и знание самых потаенных секретов борьбы. Вот он неспешно выходит на ковер против молодого атлета. Ему уже далеко за 60, все его движения нарочито неуклюжи и замедленны. Очень лениво вяжет руки своего соперника.
- Спит старик на ходу» - с досадой бросает темпераментный болельщик. А старик всего лишь усыпляет бдительность. Вкрадчиво, словно невзначай, одна его рука ложится на шею противника. И никогда никто из публики не успевал уловить по какой такой причине вдруг этот силач-тяжеловес вонзается носом в ковер. Вот такая взрывная сила была у знаменитых рывков Поддубного. А в запасе у него были еще и швунги, от которых Збышко, в свое время, просто вылетал за пределы ковра. Мог также Иван Максимович заплести своими руками бицепсы самого могучего богатыря. Да так, что тому не оставалась ничего другого, как, превозмогая боль опуститься на лопатки. Все это происходило в рамках правил – суставы на излом не брались.
Коллекционер и автор многих публикаций о русских богатырях Ю.В. Шапошников в юности неоднократно встречался с Поддубным. Он вспоминал, как во время гастролей Ивана Максимовича наблюдал за его разминкой с гирями во дворе дома, где тот снимал квартиру: «Поддубный с небывалой легкостью жонглировал двухпудовыми гирями, выжимал их на мизинцах. Ему в это время было 70 лет». Шапошникову довелось наблюдать двадцатиминутные схватки Поддубного с чемпионом Советского Союза Александром Сенаторовым и гигантом Михаилом Боровым. Никак увиденное не увязывается с нашими представлениями – мы привыкли считать 70-летнего человека немощным и убогим старцем. Поддубный нисколько не вписывался в эти привычные рамки, он долго не сдавался старости. Тележурналисты даже утверждали, что в это время он мог удивить окружающих – сплести косичку из 200-миллимитровых гвоздей.
Все права на эту публикацую принадлежат автору и охраняются законом.