Прочитать Опубликовать Настроить Войти
Виктор
Добавить в избранное
Поставить на паузу
Написать автору
За последние 10 дней эту публикацию прочитали
21.12.2024 0 чел.
20.12.2024 0 чел.
19.12.2024 0 чел.
18.12.2024 0 чел.
17.12.2024 0 чел.
16.12.2024 0 чел.
15.12.2024 1 чел.
14.12.2024 0 чел.
13.12.2024 0 чел.
12.12.2024 0 чел.
Привлечь внимание читателей
Добавить в список   "Рекомендуем прочитать".

Под черной маской.
«Жепито на рыло!» такую привычную команду ежедневно слышал Прокофий Долговяз, борец выступавший под маской. (повесть циркового борца и боксера П. Жеребцова «Черная маска») Что означало – пора натягивать осточертевшую маску и готовиться к выходу на арену. И в свободное время нужно быть начеку и не терять бдительности. По возможности избегать контактов с публикой, особенно с мальчишками. Вездесущие мальчишки представляли опасность не только для замаскированных борцов, но и для иллюзионистов. Их острого глаза и разоблачения трюков боялись все фокусники. Своей манерой держаться Черная маска демонстрировала аристократическое благородство или нагоняла зловещую жуть. Человек под маской обязан был и держаться соответственно. Упаси бог лузгать семечки или обмолвиться простонародным словечком. Амплуа черной маски вносило в борцовский спектакль атмосферу романтики и таинственности. Тут же рождались слухи – под черной маской скрывается не то аристократ, не то беглый каторжник.
А потом появились Красные Маски, следом белые, золотые, бронзовые. Романтические маски под названием «Знак Зорро», «Морской Волк», «Красный полумесяц». Маски со зловещим уклоном «Дьявол», «Сатана», «Маска смерти».
И отвечая духу времени появились маски пролетарского плана: «Металлист», «Радио».
Апостолы.
Весьма вальяжно выглядели представители другой группы борцов -
«апостолы». Всего у них в достатке - и роста, и веса, и внушительной
наружности. Дородные и солидные в параде они смотрелись настоящими
богатырями. Но борцами были никудышными - неуклюжие, сырые и рыхлые. Невзирая на огромные объемы, силой тоже не отличались. Конечно, для среднего человека из толпы они и были богатырями. А вот атлеты и спортсмены к ним пренеорежительно, даже с легким презрением.
Отметим, что далеко не каждый обладатель даже стальных мышц может стать борцом. Для того, чтобы освоить технику борьбы нужна хорошая координация движений, резкость, гибкость, хорошая выносливость при крепких эластичных мышцах. Не меньшую роль, а порою даже огромную играют тактика и стратегия поединка. Пример: проигрыш Гаккеншмидта Гочу при подавляющем физическом превосходстве Гаккеншмидта.

Сибиряки

Раньше само слово «сибиряк» произносилось с чувством восторга перед могучими таёжниками, людьми ядрёными, крепкими, закаленными. Вслушайтесь, как мастерски обыгрывалась эта самобытность в характеристике Лебедева, словно ставилась последняя точка или звучал эффектно последний удар по шляпке гвоздя.
«Костя Кара Замуков. Девяти пудов весом, с бицепсами за 50 сантиметров, неимоверной ширины в плечах, красавец лицом, Костя Замуков ни в борьбе, ни в жизни не задумывался: на арене противников бросал о землю, как мешки с картофелем, в жизни – ворота вышибал. Силы через край, удали ещё больше.
Уроженец Сибири!»
За огромную силу назван Сибирским богатырём Фёдор Гурский. На ковре проявлял не только силу, был очень хитёр и техничен.
Классный борец Фёдор Колосов из Бийска отличался могучей фигурой, мощной мускулатурой, громадной природной силой. На профессиональной арене с 1935 года, сразу же проявил себя. Чрезвычайно смел и активен, но избыток темперамента даже мешал ему (190см, 107 кг).
Валентин Шевчук уроженец Красноярска (195см, 114кг). Имя его мало известно, поскольку работал под псевдонимами: Мортон, Стрейбо. На арене с 1925 года. Опасный противник даже для борцов высшего класса – знание борьбы, энергия, исключительные природные данные. Большой успех у публики – писаный красавец, антично сложённый колосс.
Борец – силач, восьмипудовый великан Кононов. Псевдонимы на арене: Кащеев – II, Демьян Длинный, Громобой.
Уроженец Омска Роман Норкин. По афише – чемпион мира, один из лучших поясных борцов. Борец очень техничный и очень сильный – поднимал на платформе 20 человек. В чемпионатах занимал призовые места. В 1915 году в Туле умудрился выстоять один час вничью против Вахтурова. Но увы в чемпионатах не мог иметь большой успех из-за небольшого веса, а у публики из за невзрачной фигуры.
Бывший колбасник из Омска Григорий Сафронов. На арене с 1909 года, манера борьбы ударная, остаток жизни провёл в Чимкенте.
Ещё один сибиряк – Чернокрылов. Больше специализировался в поясной борьбе, работал в чемпионатах Шульца, в Сибири и на Урале.
Родом из Иркутска был легковес Ангаров (Бузов) и Андреев. На арене оба с 1923 года. Ангаров закончил выступать в 1930 году, Андреев в 1940 году.
С 1918 года по всей Сибири, Казахстану и Забайкалью в амплуа комика работал Аренский. Смешил публику откровенной клоунадой без чувства меры.
«Эртнер – чемпион Сибири» - так афишировался опытный легковес Аверин, отличавшийся быстротой и красивой техникой.
Долго и успешно выступал в Сибире классный борец, эстонец Рааго (Эбергард). В 1933 году эмигрировал за границу.
Премьером цирковых чемпионатов был двухметровый «Колосс Сибири» Василий Ярков из Семипалатинска. Отличался исполинской силой, стремительностью движений, исключительной энергией. В послевоенные годы – несомненный лидер в цирковой борьбе. Трижды выигрывал первенство ВЦСПС, получил звание мастера спорта СССР.
Его младший брат Алексей Ярков выступал под псевдонимом Ракитин, на арене успешно отработал до самой пенсии.
Теперь о тех, кто не родился в Сибири, но получил здесь огромную славу.
Был особенно популярен в Сибири Терентий Савич Корень. В провинциальных чемпионатах всегда брал первые призы. Один из лучших в поясной борьбе
«Сибирским геркулесом» называли Клеменса Буля. Он родился в Латвии, а вырос в Сибири. К занятиям борьбой приступил в атлетическом кружке железнодорожного депо возле Красноярска, где устроился на работу. Дальнейшее борцовское образование получил в Омске и Кургане. Часто боролся не только в Сибири, но и в Средней Азии и на Кавказе.
Феофан Лавренов – любимиц публики, великолепный техник – пируэтчик, афишировался как чемпион мира. Много боролся в Сибири, на Дальнем Востоке. Заработав цирковую пенсию, в 51 год осел в посёлке Сагат Семипалатинской области. Там полностью предавшись своим увлечениям – охоте и рыбалке, прожил ещё 33 года.
Интересно, что за границей, на чемпионате мира 1913 года в Париже «бешеным сибиряком» назвали Ивана Спуля. А происхождением он был из бедной латышской семьи – 12 детей, с раннего детства подпасок, затем пастух. Закончив атлетическую школу Дяди Вани стал «железным Спулем – грозой чемпионов», чемпион мира 1912 года. Был чрезвычайно неудобным противником – феноменальная выносливость позволяла постоянно и резко атаковать.
«…Бешенства в борьбе хоть отбавляй: борется не на жизнь, а на смерть. Его имя в Париже и Мадриде – гарантия полных сборов. Силён бесконечно и точно отлит из стали. Его передний пояс – мёртвая хватка», - отзывы о нём Дяди Вани.
У сибиряков сложилась репутация людей феноменальных физических качеств, поэтому иностранные борцы приходили в шок, увидев тренировки Спуля. Он мог без вреда для себя переносить огромные нагрузки, они шли ему только на пользу, даже вес увеличил с 80 до 107 кг. «Дикий сибиряк, ты себя угробишь!» - кричали ему на разных языках.

Геркулес Сибири

А настоящий сибирский Геркулес родился в дремучей тайге 7 ноября 1948 года. Назвали его, как водится, Иваном. Рос в семье кузнеца Ярыгина седьмым ребенком. В школу ходил на лыжах, увлекался футболом, был отличным вратарем в школьной команде, позже в автошколе. Работал в леспромхозе. Вся юность прошла на Енисее, в деревне Сизой Красноярского края. Тайга наделила его силой и здоровьем настолько, что тренеры по борьбе не могли пройти мимо него. По неистовости нагрузок его подготовка превосходила даже тренинг Спуля. Раз в неделю бегал Ярыгинский марафон – 52 километра при собственном тренировочном весе свыше 100 кг. Делал по стадиону 35 кругов, каждый за 1,5 минуты. Пробегал стометровку за 11 секунд. Выполнил первые разряды по плаванию, велосипеду, лыжам. На пятиметровый канат поднимался на одних руках 15 раз подряд без передышки, отжимался от пола 150 раз. Это только общефизическая подготовка, без спаррингов и отработки техники, когда каждый прием шлифуется сотни раз.
Какие плоды принесла такая самоотверженная работа? Стал заслуженным мастером спорта по вольной борьбе, дважды олимпийским чемпионом – 1972 года в Мюнхене и 1976 года в Монреале. Чемпион мира 1973 года в Тегеране, пятикратный победитель лично-командного Кубка мира, трехкратный чемпион Европы, трехкратный чемпион СССР. Его неофициальный рекорд в борьбе на ХХ Олимпиаде в Мюнхене – 7 побед меньше, чем за 9 минут (вместо 63 положенных минут!).
Получил Орден Ленина, в 1981 году стал старшим тренером СССР по вольной борьбе.


Атлеты
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Заветы Луриха.

Человек, сойди со своего безумного пути, посмотри на нас: разве мы состоим не из той же плоти и крови, что и ты?! Ты можешь. Во всяком случае, мог, стать таким же сильным, как мы, но ты не захотел этого. Ты пренебрег серьезнейшими и ценнейшими заповедями здоровья и должен расплачиваться за это сокращением своей жизни, кровью и деньгами.
Стыдно становится, когда человек- царь природы, отступает от требований этой же самой природы. Мы должны жить до 120 лет, а в 30 лет никуда не годимся. Фигуры нет, здоровья нет, а без здоровья ничего нет.
Долг каждого человека – всячески заботиться о том, чтобы не стать бессильным, немощным и слабовольным, следить за тем чтобы его тело было достойно его духа.

Георг Лурих
Чемпион мира


«На вопрос, может ли всякий сделаться сильным, я отвечаю утвердительно…
все дело в том, чтобы быть господином своего дела. Если хотите сделаться сильными здоровым, то необходимо найти досуг на это, точно так же, как всякому приходиться находить время для еды»


Георг Гаккеншмидт
Чемпион мира.
2. Атлеты
Люблю я, грешным делом, пересматривать фотографии старых атлетов. Их излюбленная наполеоновская поза: руки скрещены на груди, и на первом плане их налитая мощь. Грудь раздута колесом до предела, хоть самовар на нее ставь! Талия изящно втянута – это подчеркивает массив и рельеф мускулатуры. Героические усы до предела выхолены и закручены. А вот выражение глаз… Как они все-таки отличаются от нас своей наивной горделивостью. И какой бы свирепый кураж не изображали – на первом плане – рыцарское благородство. И не поймешь, что же более преобладает – мощь богатырская или старомодная порядочность? Вглядитесь в снимки Поддубного, Крылова, Вахтурова. Где сейчас найти такое сочетание благородства с мужественностью, силой духа и силой мышц?

Отец тяжелой атлетики

В Петербурге был широко популярен врач Владислав Францевич Краевский. Замечательный специалист, дело своё любил. Хоть и занимался частной врачебной практикой, беднякам зачастую оказывал медицинскую помощь бесплатно. Его популярности немало способствовало и то, что человек он был обаятельный и дружелюбный, даже внешне внушал симпатию – высокий, статный, голубоглазый. Несмотря на то, что у него от пациентов отбоя не было, он всё же находил время для своего любимого увлечения – занятий атлетикой. Обожал физическую красоту и силу. В атлетике он черпал энергию, отличался кипучей активностью и жизнерадостностью.
Уже давно у него зрела идея – создать клуб силачей, любителей атлетики. Ему хотелось в роли наставника отдать весь свой опыт тренировок и знание медицины дальнейшему развитию сильнейших людей России. А главной задачей доктор Краевский ставил оздоровление общества и улучшение генофонда. Сначала подобрал единомышленников среди таких же энтузиастов атлетики. Несколько врачей также считали стимулом здоровья развитие человеческой силы.
Свой атлетический кабинет доктор Краевский открыл 10 августа 1885 года (по новому стилю 23 августа). Владислав Францевич оборудовал его, собрав лучшую в мире коллекцию фотографий сильнейших атлетов мира и атлетических снарядов. Толстый красный ковёр лёг на пол просторного зала. Под потолком вращался электрический вентилятор, была и ванная комната.
Каким увидел кружок Краевского впервые попавший в него Гаккеншмидт? Вот его впечатление: «В гимнастическом зале у доктора Краевского находились в громадном выборе многочисленные штанги, гири, а также разного рода аппараты для развития силы, словом, всё, что нужно атлету при тренировке. Это была превосходно устроенная школа физического развития».
На открытие Краевский пригласил известных петербургских силачей, медиков и репортеров. А поводом для открытия послужили гастроли в Петербурге профессионального берлинского атлета Шарля Эрнеста. Он обратил на себя внимание Краевского своими выступлениями на сцене зоологического сада. Краевский пригласил его в качестве живого экспоната, подтверждающего на деле все аргументы доктора. Мускулатура и силовые трюки атлета вызвали всеобщее восхищение – его выступление стало гвоздём программы вечера. Медики устроили ему небольшую комиссию, заинтересовавшись работой его сердца. В итоге состоялся целый научный сеанс. И здесь отзывы были восторженные – атлетика даёт не только силу, но и здоровье. Пропаганда атлетизма получилась великолепная! Затем устроили небольшой импровизированный конкурс. Испытанием сил стало притягивание на бицепс бульдога в 40 кг. Упражнение выполняли в самом чистом силовом варианте. Плечо, локоть и предплечье лежали на поверхности стола. Многие высказали пожелание учредить в Петербурге клуб атлетов. Используя подъем всеобщего энтузиазма, Владислав Францевич объявил об открытии «Кружка любителей атлетики», пригласив всех желающих укрепить здоровье «железными пилюлями». Благодаря журналистам все подробности этого удивительного вечера остались в памяти народной. Особенно смаковался момент, когда Краевский, знаменитый своим хлебосольством и гостеприимством, пригласил гостей к столу. Уж очень знатные ростбифы приготовил повар Ксаверий. Не менее знаменитые бифштексы Ксаверия также вошли в историю тяжелой атлетики. Но об этом чуть позже.
Постепенно кружок Краевского стал своеобразной Меккой для всех силачей и атлетов России. Немало русских богатырей свой путь к вершинам мировой славы начали в атлетическом кабинете Краевского. Многие профессионалы проходили курс в кружке Краевского с вручением соответствующего диплома после экзаменации. Некоторое время Лурих брал уроки у доктора Краевского. Краевский научил его владеть штангой, и Лурих удивил мир своим рекордом, толкнув одной рукой 121 кг. Старые профессиональные борцы С. Павлов и М. Яковлев в статье, посвященной двенадцатилетию Краевского, писали: «Пытлясинский часто говорил, что именно Краевский вывел его в люди, и что он обязан доктору всеми своими успехами». («Советская эстрада и цирк», 1960 г. № 7). Пытлясинский прославился своими победами в Париже над «Страшным турком» Кара-Ахметом, до него не побежденным кумиром Германии Карлом Абсом и знаменитым марсельцем Огюстом Робине (настоящим). Позже на традиционном чемпионате мира в Париже в 1828 году возьмет второй место. Ученик Краевского Гвидо Мейер считается пионером бокса в России. Тяжелая атлетика того времени, кроме поднятия тяжестей, включала борьбу и даже бокс. Мейер получил серебряную медаль за жим двумя руками в солдатской стойке на I личном чемпионате мира в августе 1898 года в Вене. Он же стал победителем I Всероссийского чемпионата в 1897 году. Затем чемпионами России по тяжелой атлетике становились самые известные ученики Краевского – Георг Гаккеншмидт и дважды - Сергей Елисеев.
Сам Гаккеншмидт вспоминал: «Мне было восемнадцать лет, когда я впервые переступил порог гимнастического зала Краевского. Он ощупал меня, потрогал бицепсы, заставил выжать попеременно то правой, то левой рукой многопудовые гири, затем посмотрел мне прямо в глаза и сказал: «Молодой человек, если вы не будете лениться и доверитесь мне, я сделаю из вас самого сильного человека в мире». И Краевский сдержал своё слово. Но сначала ему пришлось выкупить все кабальные контракты, которыми Георга опутали антрепренеры и, освободив из рабства, взять его на полное содержание. Под бдительным оком и руководством Краевского Гакк развил феноменальные мышцы, которые при параметрах среднего человека дали ему силу невероятную. Когда рассматриваешь его фотографии, не оставляет впечатление, что через века доносится звон стали от его чудесной мускулатуры. Всплывает в памяти лозунг старинных атлетов: «Сила – в красоте, красота – в силе». И скульпторы не обошли его своим вниманием – он им послужил моделью для статуи «Скованного Прометея».
Краевский установил ему железный режим и особый рацион питания, и росла сила Гакка не по дням, а по часам. Уже через несколько месяцев штурмует рекорды – сначала России, затем мира. В 1898 году выжмет правой 118,5 кг, на 17 кг превысив мировой рекорд Е. Сандова, затем улучшить это достижение до 123 кг. В Вене станет III призёром первого чемпионата мира по тяжелой атлетике и чемпионом Европы по французской борьбе. Он буквально ворвался в историю мирового спорта под громким титулом «Русский лев». Так его прозвали за исключительно смелую штурмовую манеру борьбы. На чемпионате Европы молниеносными атаками поверг на лопатки четырех соперников за три с половиной минуты. В 1901 году в Вене и Париже станет чемпионом мира. При сравнительно небольшом весе (93-100 кг) в период своего расцвета побеждал могучих колоссов: Шмеллинга, Поля Понса, Халиля Адали, Педерсена, Коха, Эберле, Буше, Ахмеда Мадрали. Трижды тушировал ирландца Тома Канона, весящего 320 кг. Затем окончательно переключается на вольную борьбу. В 1904 году Гакк покоряет Австралию, Америку, Канаду, а в Лондоне завоевывает титул чемпиона мира по вольной борьбе. К этому времени он окончательно переселился в Лондон, принял английское подданство. Считался непобедимым борцом до проигрыша Готчу в трех схватках в январе 1906 года (затем в апреле 1908 года и в апреле 1909 года).
Второй Всероссийский чемпионат преподнёс любителям атлетики множество сюрпризов. Победитель предыдущего чемпионата Гвидо Мейер оказался на последнем месте. Не спас Мейера и установленный им рекордный жим России. Даже Тимоша Липанин, большой любитель пива, весом в 140 кг опередил Мейера. Спортивный азарт захватил кружковцев Краевского настолько, что И. Лебедев писал в своих воспоминаниях: «Если бы тогда каждому из нас предложили на выбор министерский портфель или новый крупный рекорд, никто из нас не выбрал бы портфеля. Кружковцы всерьез заболели тяжелой атлетикой, и конкуренция разгорелась нешуточная. Поэтому успех неизвестного провинциала из Уфы Сергея Елисеева, уступившего только Гаккеншмидту, стал полной неожиданностью. Вдобавок он был легче Гаккеншмидта на двенадцать килограммов, а по сумме девяти упражнений уступил ненамного. А вне конкурса выполнил удержание в горизонтальном положении гири в 62,5 кг – этот мировой рекорд удерживался до 1912 года. Елисеев быстро набирал опыт в соревнованиях. За дебют получил малую золотую медаль. В том же месяце на соревнованиях велосипедно-атлетического общества – большая серебряная медаль. И снова блеснул вне конкурса – продемонстрировал крест с двумя гирями в 32 и 34 кг. Немного времени спустя, на третьем соревновании завоевал I место и большую золотую медаль. И ещё три золотых медали – за мировые рекорды в трёх движениях.
Самородок Елисеев происходил из семьи простолюдинов. Денег на проживание в столице у него не было, и его, так же как Гаккеншмидта, взял под свою опеку старый доктор. Под покровительством и руководством Краевского Сергей тренировался целый год. В феврале 1899 года Краевский отправляет его в Милан на всемирный турнир тяжелоатлетов. И настал звёздный час Елисеева! Впервые чемпионом мира стал русский атлет. При весе 92,5 кг он побеждает дюжину тяжеловесов, большинство из которых весят на полцентнера больше. Соревновались в пятиборье, и Сергей показал отличные результаты для того времени: толчок 153 кг, жим 133,5 кг, крест с гирями 37 и 35 кг. Затем два года подряд – в 1899 и 1900 - побеждает на третьем и четвертом всероссийских чемпионатах. Среди его соперников такие известные силачи, как Гвидо Мейер и Иван Шемякин.
В 1903 году в Париже на Всемирном чемпионате профессиональных тяжелоатлетов Елисеев занял II место. Ему не повезло. В программу соревнований были включены несколько упражнений (всего их было одиннадцать), к которым он не готовился. Вдобавок он попал в самый пик борьбы между сторонниками немецкой и французской школ тяжелой атлетики. Сергей готовился к поднятию тяжестей по немецким правилам, как это было в Милане, но в Париже правили бал под французский оркестр. Поэтому Сергей и недобрал по двадцать килограммов в заключительных движениях. Ему так и не удастся зафиксировать в соревновательных протоколах свои личные рекорды: жим 152,7 и толчок 174,4 кг. Но, спустя века, жива память о его силовом рекорде – железный человек оторвал от помоста штангу в 502 кг при собственном весе 93 кг. Установив шесть мировых рекордов, он слишком рано ушёл из спорта. Связался с революционным подпольем и это определило всю его дальнейшую судьбу… И только после 1910 года 170-килограммовый австриец Карл Свобода превысит достижения Елисеева.
Но вернемся к Старому Доктору. «Вот вы-то мне и нужны!» - восклицал Краевский, с удовольствием оглядывая очередного крепыша и без проволочек приглашал в спортзал. Там и происходило обстоятельное и всестороннее знакомство. Бодрящие поговорки Краевского живут до сих пор «Ходу, Ходу! Энергии массе!» – подбадривал он кружковцев во время разминки. Вошло во всеобщий обиход его любимое изречение: «На вас вся Европа смотрит», - говорил он, указывая на стены, сплошь увешанные фотографиями лучших атлетов мира. А когда на славу разогревал свои питомцев и они начинали азартно штурмовать рекорды, то частенько говаривал, довольно потирая руки: «Застучали гири, и пошло веселье».
Сам Краевский не ограничивался ролью наставника и не стоял в стороне от железной игры. Для начала, сообразуясь со своим возрастом, выбрал малые тяжести, а именно, гантели в десять фунтов. Дальнейший рост его результатов отмечают С. Павлов и М. Яковлев: «Он хорошо работал с весовыми двухпудовками. В возрасте пятидесяти пяти лет толкал двумя руками более ста килограммов. Краевский говорил, что занятия тяжелой атлетикой укрепляют его здоровье и в 58 лет он чувствует себя лучше, чем когда ему было сорок лет». А в Риге в 1898 году на глазах у Гаккеншмидта в помещении атлетического клуба Краевский – тогда уже в весьма преклонных летах – выжал много раз подряд шаровую штангу в 154 фунта, а затем совершил ещё целый ряд трудных упражнений. Все были поражены. Гаккеншмидт отмечает специально, что Краевский начал свои физические упражнения на сорок первом году жизни и достиг таких успехов, что ещё двадцать лет спустя выглядел гораздо свежее и здоровее, чем когда ему было сорок лет. Вспоминает ученик Краевского – И. В. Лебедев: «Двойники выжимали на разы все отлично. Даже шестидесятилетний Краевский выжимал двойники десять раз подряд, чем страшно гордился». (Подчеркнем, не один двойник, а два сразу!).
Свою систему физического развития Краевский изложил в рукописи «Катехизис здоровья. Правила для занимающихся спортом», утверждённую цензурой 9 декабря 1899 года. Разработал даже методику преподавания спорта и подготовку педагогических кадров. И в развитии мышц его метода была передовой. Краевский огромное значение придавал развитию мускулатуры спины и ног. «Бицепсы рук – говорил он – дело второстепенное. Накачать их особого труда не составляет. Спина и ноги – вот ось силы и залог победы».
Труд Краевского высоко оценил старший научный сотрудник ЦНИИФК Г. П. Тэнно. Отец советского атлетизма утверждал: «Изощрённый ум Краевского дал всем методические основы силовой системы». Многие, ставшие самыми привычными, основные стандарты тренировок внёс Краевский. К примеру, разумный регламент: три тренировки в неделю. После каждой тренировки день отдыха для восстановления сил. Обязательная разминка без веса. В первую очередь жимовые упражнения, затем темповые (рывки и толчки). Завершают тренировку тяги, приседания, всевозможные наклоны. Доктор строго контролировал нагрузку атлетов. Пока атлет не осиливал дважды определенный вес, не позволял осваивать следующий.
«Краевский основатель атлетики у нас
Он гирь изобретатель – мерси ему от нас».
Такие незамысловатые, но зато сердечные куплеты исполняли атлеты, веселясь на своих вечеринках-капустниках. Был даже сочинён гимн атлетов «Арена Геркулеса». Не удивляйтесь, единомышленниками Краевского, членами его клуба были многие актёры, певцы, художники – люди творческих специальностей. А изобретателем его назвали за то, что разборную штангу внедрил именно Краевский.
Положив начало всем видам тяжелой атлетики в России, кружок Краевского просуществовал шестнадцать лет, до самой смерти его основателя и руководителя. Незабвенна память об отце тяжелой атлетики, великом организаторе и первопроходце, добром и великодушном человеке. Вот задушевный отзыв Дяди Вани Лебедева: «У старых атлетов воспоминание о Краевском всегда вызовет самое тёплое чувство и много хорошего и доброго вспомнят они, когда светлым облачком промелькнёт в их памяти тень старика доктора».
Гладиатор
Любимец москвичей, профессиональный силовой атлет Моор-Знаменский, отличался привлекательной внешностью и мощной фигурой. Описывая его, журналисты не скупились на эпитеты: гордая осанка, на редкость красивое сложение, классическая фигура, великолепные плечи, крутая рельефная грудь, тонкая талия - точеная мускулатура римского гладиатора.
Чем же так покорил пресыщенную столичную публику Моор-Знаменский, что стал её любимцем?
Усиленной тренировкой добился невероятного физического развития. Попробуем описать его уникальный номер «Чертово колесо», после которого публика долго бесновалась от восторга. В начале номера Знаменский выполнял стойку на руках, с опорой на ручки двух двухпудовок. Галерка реагировала возмущенным свистом и хохотом: «Что это за силач такой!» Дальше начиналось удивительное - Моор медленно, чтобы публика могла понять и оценить суть происходящего на ее глазах, переворачиваясь через голову, становился на ноги, а гири при этом оказывались в поднятых руках кверху телом! Затем гири снова на полу. Моор на них в стойке на руках, снова опрокидывался вперед, а гири вырывал кверху. Темп нарастал, Моор кувыркаясь, шел по арене колесом.
Этого не мог повторить никто. Очень редкие единицы выполняли одно-единственное сальто - мортале с двухпудовками в руках. Были у него и другие рекордные силовые трюки. Выжимал правой рукой две двухпудовки, поставив одну на другую (одну удерживал в руке дном кверху, а на нее ставилась другая - и ухитрялся выжимать это шаткое сооружение общим весом в 64 кг). Стальная спина позволяла ему носить пианино вместе с играющим тапером, удерживал на груди платформу с целым оркестром, выжимал с борцовского моста 132 кг. Присев на корточки, брал с пола на ладони два двойника и подтягивал их к груди силой только напряженных бицепсов. Крестился 2-х пудовой гирей, но не как все остальные силачи, а удерживая ее за ручку вверх дном. На спине удерживал лодку, у которой сидело 7 человек.
В искусстве толчка не знал себе равных - этот покоритель железа толкнул двумя руками шаровую штангу в 154 кг. Для сравнения: результат Морро-Дмитриева - 150 кг, Гаккеншмидта - 144 кг, Крылова - 130 кг. В феврале 1897 года толкнул 389 фунтов при официальном мировом рекорде 385 фунтов. А в 23 году вытолкнул на спор 10 пудов. В то время это был наивысший неофициальный рекорд.
В азартном Знаменском и вправду было что-то от странствующих рыцарей. Вот самая первая сенсация борцовских матчей: Моор-Знаменский бросает вызов Дмитриеву - Морро. А на кон ставит 1000 рублей - по тем временам огромное состояние.
В «Иллюстрированном артистическом обозрении» дает объявление о своей победе над всеми силачами атлетического кабинета доктора Краевского в поднятии тяжестей. Улучшил мировой рекорд баварца Ганса Бека в толчке на 11 фунтов. Официально получил звание и диплом первого и сильнейшего силача в мире, выданный в атлетическом кабинете доктора Краевского. «И, - подчеркивает Знаменский, - засвидетельствованный специально у нотариуса». В 1896 году 12 и 13 марта победил до него непобежденного борца В. Пытлясинского в швейцарской борьбе в 2 минуты, а во французской в 1 минуту 37 секунд, чем стяжал себе звание первого борца России. А далее шлет вызов всем желающим, обещая 100 рублей каждому, кто поднимет его тяжести или» победит в какой бы то ни было борьбе.
«Я к вашим услугам, господа!»
(В. Пытлясинский считается основоположником французской борьбы (любительской) в России. Имел ряд побед над борцами мировой элиты: Кара-Ахметом, Карлом Абсом, Огюстом Робине (настоящим), начинающим Гаккеншмидтом, Лурихом. В 1898 году - 2 место на традиционном чемпионате мира в Париже - проиграл по очкам только Полю Понсу).
В августе 1901 года Знаменский выигрывает чемпионат мира в Риге, бросив на лопатки Луриха и Аберга. Затем миновал пик его славы «первого борца России». В тяжелой атлетике воцарился С. Елисеев, а вершину борцовского Олимпа заняли настоящие богатыри - тяжеловесы: Поддубный, Заикин, Вахтуров. А Моор по-прежнему доводил публику до шока «Чертовым колесом».
«Громадный человечище, огромная треугольная глыба» - так вспоминает даже богатырь Заикин борца Матюшенко, с которым Знаменский схлестнулся в принципиальной жестокой схватке «на бур». Всю ночь напролет шла упорная борьба. Миновал рассвет. Огромная глыба так ничего и не смогла поделать с человеком весьма средних параметров. Во время утреннего обхода полицмейстер разогнал борцов. Спор остался неразрешенным.
Под занавес о главном. Невзирая на отпущенные природой скромные размеры - рост 170 см., вес 84 кг - великой гордости и великой силы духа был атлет Знаменский. И всегда, и во всем стремился стать первым, воплощая в себе сам дух спорта и спортивной борьбы. Публике особенно импонировало, что благодаря этим качествам он зачастую побеждал на арене огромных великанов.
Великолепная спортивная техника, необыкновенная точность движений, отвага и хладнокровный расчет приносили победу, а малейшая ошибка грозила поражением. Благодаря Знаменскому и зародился самый первый персонаж цирковых чемпионатов - «Гладиатор». А самым ярким представителем этого амплуа и остался Моор-Знаменский.

2.2 Непревзойдённый «Король гирь».

Польский борец Твардовский выступал в амплуа «злодея». Эта роль была его призванием от природы – в отличие от Циклопа, в жизни бывшего добрейшим человеком. Твардовский подавлял своих противников злобной агрессией и запрещёнными приёмами. Публика, возмущённая такой несправедливостью, порою метала в него огрызки яблок, калоши и даже зонтики, но его это ни чуть не смущало. Вот и сейчас, он внаглую, так звонко заехал по уху своему противнику Крылову, что аж душой возрадовался. Причём, даже не потрудился замаскировать эту затрещину «по макаронину» - разрешённый в профессиональной борьбе удар предплечьем по шее.
Но не долго длилось его ликование. Петр Федотыч только на секунду опешил… Это к нему, крутому морскому волку, королю гирь такое непочтение? Ярость вспыхнула не шуточная. «Зверь» Твардовский оказался беспомощнее младенца в железных лапах матёрого атлета. Уж так приземлил его Федотыч об судейский стол, некстати подвернувшийся, что от стола осталась груда щепок. Публику это привело в полный восторг и с тех пор в иных чемпионатах это стало непременным гвоздём сезона. Борцы переворачивали судейский стол, судьи бросались врассыпную…
Этот фанатик и романтик силы оставил море ради тяжелоатлетической арены. Штурман дальнего плаванья, повидавший полмира, в 1895 году стал профессиональным атлетом. Начинал силовым актёром в балагане Лихачёва – до 15 сеансов в день! Труд чуть легче каторжного – рвал цепи, поднимал гири и штанги, разбивал кулаком камни, ломал подковы, гнул монеты.
Слава о нём разнеслась повсюду. Через два года на более выгодных условиях работает в цирках Камчатского и Боровского. Здесь он прославился как новатор, постоянно изобретая всё новые трюки и аттракционы. Именно он первым лёг на помост, по которому проехал сверкающий автомобиль с людьми. Он первым подставил свои плечи под рельсу, на которой повисли два десятка человек, сгибая рельсу книзу. Лошадь вместе с всадником поднимал на своих плечах, а затем, чтобы больше удивить зрителей поднимал сверху со стоек на верёвках. Лёжа на спине, удерживал руками и ногами два вагонных ската и 6 мужчин в придачу – общий вес 70 пудов. Одним небрежным движением разрывал полную колоду карт. На цирковой платформе поднимал оркестр из 20 человек – а это самый минимум полторы тонны живого веса, не считая самой платформы и инструментов. Ухитрялся поднимать и носить на одной руке 5 человек. Выполнял растяжку с 4-мя лошадьми, жонглировал тремя (!) двухпудовками! Никто так и не смог повторить его «коронку» - поднять двухпудовку на вытянутой руке.
Титул «Король гирь» был заработан им за 16 лет странствий по городам России в роли живого подъёмного крана. Повсюду он вызывал на состязание всех знаменитых силачей и выигрывал всегда. Был вне конкуренции и как силовой актёр, потому что все силовые трюки выполнял мастерски чисто и честно, с элегантной красотой и лёгкостью.
В 1903 году в Лодзи его упражнения взялся повторить сильнейший атлет Европы Збышко – Циганевич. Но потерпел конфуз.
В 1917 году настоящий геркулес Никандр Вахтуров проиграл ему поединок в упражнениях с гирями и штангой (да, это тот самый Вахтуров, ученик Поддубного, который имел мировой рекорд в рывке шаровой штанги 116 кг и перекидывал двухпудовку через железнодорожный вагон).
И у Петра Крылова к 1912 году было 2 мировых рекорда, вошедших в таблицу рекордов Всемирного союза тяжёлой атлетики. Так и остался непревзойдённым его рекорд – жим двухпудовки левой 86 раз. Имеется в виду силовой вариант жима – не сгибая корпуса, который так и остаётся в прямом положении (в солдатской стойке). Другие достижения: толчок – 130 кг, жим с борцовского моста штанги 134 кг несколько раз, жим штанги левой – 114,6 кг, выкручивал одной рукой 116 кг. Удерживал крест с гирями по 41 кг.
Писатель А. Елисейкин утверждает в повести «Разорванный круг» (стр. 66), что Крылов усовершенствовал трюк Знаменского. Выжимал одной рукой две гири, поставленных на попа (одна гиря удерживается за ручку дном кверху, а другая ставится на неё сверху), но не двухпудовые, как Знаменский, а трёхпудовые!
С 1906 года участвует Федотыч в борцовских чемпионатах. Несравненный художник тяжёлоатлетического помоста оказался менее убедительным на борцовском ковре. Поздновато, в 36 лет приступил к изучению техники французской борьбы. Но тем не менее стал классным борцом, афишировался как чемпион мира, занимал призовые места в крупных чемпионатах, а в небольших и провинциальных был премьером.
Манера борьбы, как и подобает просоленному морскому волку, была у него ударная, преобладал кураж и геройский дух, не стихали возгласы в адрес противника.
Сделать золотой дубль – показывать результаты мирового класса на помосте и на ковре удавалось немногим: Гаккеншмидту, Лурику, Крылову.
«Король мышц Пётр Крылов!- так объявляли его выход в конкурсах на лучшую атлетическую фигуру, где он постоянно получал первые призы. «Я сам себя создал» - за этой горделивой фразой, скрывался многолетний кропотливый труд атлета – фанатика, вылепившего из себя скульптуру совершенную. Это было великолепное зрелище – мускулатура феноменальная по объёму и рельефу, заключённая в эффектную рамку широченных плеч. Шея невероятной мускулистости – 56см, предмет особой гордости Федотыча. На некоторых фотоснимках – шея толще головы. Колоссальный массив грудных мышц придавал ему особую богатырскую статность, подчёркнутую ногами стройными и рельефными. Всё было на месте – эполеты дельтовидных, могучие бицепсы и трицепсы. Последние аккорды в богатырской симфонии - чёткие рельефные квадраты брюшного пресса. Он намного опередил своё время, ведь к 1895 году он уже накачал уникальную мускулатуру по своей собственной системе, которой предвосхитила методику современного бодибилдинга. В одном упражнении - пять подходов по десять повторений – это же классический культуризм! Но не зря же писал о Крылове спортивный журнал: «Будь он немец или француз, слава его гремела по всему миру». Крылов, как автор великолепной системы развития мышц остался в неизвестности. А много позже объявится Сандов, быстренько опубликует свою методику и станет первооткрывателем и отцом системы строительства тела.
Сейчас сложно сравнивать фигуры Крылова и Сандова. Сандов выше ростом на 5 см, у него от природы очень большая разница между обхватом груди и талией, что создаёт удачный визуальный эффект и придаёт его фигуре изящество – типаж Апполона. А вот по мускулатуре, судя по фотографиям, подавляющее преимущество за Крыловым – тип Геркулеса. Далеко не хилый человек, цирковой борец и писатель Пётр Жеребцов описывал Крылова так: «Матерой атлет Федотыч, перегруженный сверхчеловеческой мускулатурой». Максимальный объём бицепса у Сандова – 44 см, у Крылова минимальный – 46см, максимальный – 50 см. (в разные периоды жизни).
Сандов не любил чрезмерных усилий и проявления максимальной силы. Он был одним из 6 атлетов, приглашённых на чемпионат мира по поднятию тяжести, проведённый в Нью–Йорке в 1893 году «Полицейской газетой». Он стал единственным, кто отказался от попытки поднять огромное ядро весом 1200 фунтов – 544 кг. (по другим данным около 600 кг).
Федотыч на его месте умер бы, но не отступил. Сандов, окончательно забросив тяжёлую атлетику (а в прошлом имел и мировые рекорды), стал салонным атлетом, обожавшим позировать и демонстрировать себя под вздохи женщин. Реклама преподносила его как самого сильного человека в мире – и он зарабатывал тысячи долларов в неделю. Красивое и гармоничное телосложение позволяло ему фотографироваться с фиговым листком, изображая античную статую. Окружающие, имевшие ложное представление о его силе спровоцировали его вытянуть автомобиль из обочины одной рукой. Так Сандов получил кровоизлияние в мозг, от которого вскоре умер.
А Крылов за свою атлетическую карьеру тысячи раз проделывал подобные силовые номера. Счастливая в спортивном отношении судьба была у этого колорийнейшего представителя атлетической старины. Королём гирь он стал на тяжёлоатлетическом помосте, чемпионом мира его называли афиши борцовских чемпионатах, «Королём мышц» его короновали на конкурсах атлетического телосложения.
29.05.2013

Все права на эту публикацую принадлежат автору и охраняются законом.