Написать автору
За последние 10 дней эту публикацию прочитали
20.11.2024 | 0 чел. |
19.11.2024 | 2 чел. |
18.11.2024 | 0 чел. |
17.11.2024 | 1 чел. |
16.11.2024 | 0 чел. |
15.11.2024 | 2 чел. |
14.11.2024 | 1 чел. |
13.11.2024 | 3 чел. |
12.11.2024 | 1 чел. |
11.11.2024 | 1 чел. |
Привлечь внимание читателей
Добавить в список "Рекомендуем прочитать".
Силачи на аренеДобавить в список "Рекомендуем прочитать".
ХРОНИКИ СИЛЫ (СИЛОВОГО ЖАНРА)
Заморские гастролёры
Поначалу немного было русских артистов цирка. Церковь смотрела на циркачей неодобрительно, а дворянство раболепствовало перед всем иностранным. На всём пространстве России денежный урожай снимали хозяева иностранных цирков, представлявшие своеобразную сплочённую мафию.
Поэтому силачи и борцы в подавляющем большинстве были иностранного происхождения. Для иллюстрации объявление в «Московских ведомостях» от 1 февраля 1791 года: «Сильный человек Лейдлоф, выступавший при разных высоких дворах будет показывать опыты своей силы».
В 1818 году в Москве и Санкт-Петербурге выступала цирковая труппа Серафини. Всех удивляла мадемуазель Серафини, поднимавшая на плечах живую лошадь. Став на мост, удерживала на груди наковальню, на которой молотами ковали железо. Затем носила на плечах бочку весом в.80 пудов (1310 кг), согласно афише.
Карл Мекгольди - атлет, акробат и жонглёр, удерживал на плечах до 5 человек.
С 1829 года особый успех имел австриец Карл Раппо, ставивший «Опыты геркулесовой силы» в Петербургском театре-цирке. В подражание античному полубогу выступал в тигровой шкуре с 35-фунтовой палицей. Кроме демонстрации живых картин вызывал всех желающих на борьбу.
Был и «Северный Геркулес» - Жан Жак Шраус (по национальности не француз, а латыш). На то же поприще подвизались настоящие французы: Жан Федиани и Дюкре. Силачи выступали и в составе бродячего балагана Поциани. Из афиши: «Геркулесы братья Раппель Бадер обещают 100 рублей тому, кто повторит их номера». В амплуа силового жонглёра работает «Капитан Олдриж Роланд».
Несколько иная ситуация на Кавказе. В Константинополе, Тифлисе, Ереване, Нахичевани, Араксе, Тавризе - во главе труппы «Армян-Татрон» выступал «Новый Геркулес» - Ованес Гаспарян, исполнитель силовых номеров.
Новые времена приносили новые веяния и в демонстрации силы. Позднее в 1913 году в цирке Чинизелли показывают следующие номера: «Обуздатель автомобилей» Розе Маринно - взявшись за буфер, не давал автомобилю сдвинуться с места. Затем ложился на манеж, на него клали доску - по доске проезжал автомобиль. Силач Ленц Винкгарт - вися вниз головой, удерживал в зубах дирижабль с пассажирами.
Силовые номера стали привычной частью цирковой программы. Уже в 1864 году одесская газета «Антракт» отмечала, что каждый цирк, гастролировавший в Одессе обязательно имел атлетов.
Братья Никитины
Но вот в Пензе в 1873 году, наконец и русские предприниматели, содержатели балаганов братья Никитины открывают цирк-балаган, затем первый русский стационарный цирк. Сыновья крепостного шарманщика начали долгую и поистине героическую борьбу за место под солнцем. Непросто было выдержать конкуренцию с акулами-предпринимателями: В.Сурром, А.Саламонским, Г.Чинизелли, Г.Батистом.
Дмитрий Никитин показывал упражнения с гирями, боролся с быком. Петр Никитин выступал с отчаянно - рисковыми номером «Человек-птица».
Самородок Аким Никитин - оборотистый делец, не ведал страха в погоне за сенсацией в интересах дела. В дни бенефисов входил в клетку ко львам и поднимал с укротительницей по бокалу шампанского за здоровье почтеннейшей публики. Кураж его был безграничен. Из-за ненадёжности аппарата воздухоплаватель отказался лететь на своём воздушном шаре.
Аким Никитин полетел сам, чтобы разбросать рекламу над нижегородской ярмаркой!
Каждый цирковой номер - это своеобразный прорыв, победа человека над границами своих возможностей. А самый главный закон этой волшебной страны: в каждом номере должен быть блеск. Без блеска нет цирка. Самый труднейший аттракцион исполняется с улыбкой на устах.
Мы видим яркий прекрасный праздник, но не должны догадываться, какими усилиями он достигнут.
В своё время цирковые канатоходцы потрясли публику своей смелостью. В 1861 году Жак Блонден переходит по канату Ниагару, а следом Фёдор Молодцев покоряет водопад Иматру, Неву и Темзу.
Каков отклик Никитиных на эти события?
В его цирке жеребец по кличке Блонден под руководством д-ра цирка П.А. Никитина ходит по канату... на высоте 40 футов!
Этот труднейший трюк считается высшим успехом, конной дрессировки недостижимым в наше время.
С лёгкой руки Никитиных русские цирковые артисты покорили весь мир своим талантом. В 1949 году заграничный зритель в шоке - выступают «сумасшедшие русские жокеи. За безмерную удаль и лихость прессой прозван русским чёртом» наездник на неосёдланной лошади Николай Сычёв.
В 1946 году впервые в мире, тройное сальто в воздухе, пройдя в руки ловитора, исполнил воздушный гимнаст А.Морус. На отработку этого трюка ушло 12 лет.
Первым в мире сальто на ходулях выполнил Александр Саженов в номере Довейко, но вернёмся к силовому жанру.
Благодаря Акиму Никитину вышли на арену русские силачи: «Южный Самсон» - ростовский крючник Фаддей Михайлов, победивший на французской борьбе Поля Абса, на кавказкой борьбе. Кула Глданели, на швейцарской Пытлясинского; воронежский великан Проня Бесфамильный, «Русский Самсон» Кашин из Саратова, нижегородец Аббасов.
Аким Никитин помог найти своё место Павлу Ступину, ему же биографы приписывают заслугу открытия Ивана Поддубного и Ивана Заикина.
В 1886 году открыл в Москве Русский цирк на Цветном бульваре. На открытии выступал феноменальный силач Эмиль Фосс I. В Орловском балагане у Никитиных выступала девица-геркулес, удерживающая на спине 7 бочек с водой.
История цирковой борьбы
С древних времен неизменным зрелищем на всех народных праздниках была демонстрация силы и ловкости. Среди многих развлечений -соревнования в поясной борьбе и прочих разновидностях русской народной борьбы: в обхват, крест на крест, на ломки.
Сохранилась старинная лубочная картинка с изображением борцов. Под ней озорная надпись: «Удалые молодцы, добрые борцы, а хто кого поборет не в схватку, тому два яйца всмятку». А весь юмор в том, что рядом с борцами стоит блюдо с яйцами – идет пасхальное гуляние.
В старину обычно ряженые скоморохи тешили народ, водили медведей и боролись с ними. В 1585 году в Потешном чулане царя Михаила Федоровича проводились бои с медведем – смельчак выходил на медведя с ножом и рогатиной. А среди борцов с медведями прославились, как ни странно, два князя – братья Гондуровы. В царском дворце выступали и силачи. Стрелец Петр Новгородец 23 ноября 1634 года тешил государя, поднимая зубами бревно. И царям нравились азартные зрелища – и кулачные бои и борьба.
В каждой местности был свой самый сильный богатырь, а в каждой губернии свой непобедимый борец. Их имена бесследно канули в Лету.
В России самое первое сохранившееся объявление о борцовской схватке было напечатано 22 мая 1837 года. «В Санкт-Петербурге в зале Коссиковского у Полицейского моста состоится борьба силача И. Дюпюи с москвичом Марком Ивановым». Иностранные менеджеры уже захватили рынок цирковых развлечений.
В Одессе схватки борцов периодически проводились с 1870 по 1890 годы в цирке Вильгельма Сурра.
В цирке братьев Рихтеров Марина Лурс вызывала на борьбу как мужчин, так и женщин.
В Петербурге борьба профессионалов на цирковой арене проводилась в 1887 году в цирке Чинизелли. Приз в 100 рублей оспаривают Кляйнер и Ломан.
Гастроли берлинского атлета послужили предлогом доктору Краевскому для открытия атлетического клуба. Так 10 августа 1885 года родилась тяжелая атлетика в России. Правда, почему-то забывают, что в кружке Краевского усердно боролись и разучивали приемы. Первые атлеты были настоящими силовыми многоборцами. Многие ученики доктора Краевского позже стали профессионалами – Лебедев, Елисеев, Шемякин. Другой ученик доктора Краевского – Георг Гаккеншмидт в 1898 году победил французского чемпиона мира Поля Понса, выиграл чемпионат Европы 1898 года в Вене и чемпионат мира в Париже в 1901 году. Получив выгодные контракты, боролся по всему миру, переселился в Лондон. Примерно в это же время - преждевременная смерть доктора Краевского.
Дальнейшая инициатива в развитии французской борьбы полностью переходит к Пытлясинскому и меценату спорта графу Рибопьеру. Многие напрямую связывают приезд Пытлясинского в 1892 году и зарождение классической борьбы в России. Авторитет Пытлясинского был огромен – он тушировал до него непобедимого Карла Абса, Кара-Ахмета, Огюста Робине (настоящего). Но не нужно забывать, что Пытлясинский открывал свои школы по борьбе и атлетике через 10 лет после доктора Краевского.
Между тем время вносило свои поправки. Вопреки церкви и аристократии в провинции успешно конкурирует с австрийцем Раппо ярославский мещанин Ляпин.
А в народе буквально гремела в 80-х годах девятнадцатого века слава первого поясного борца России – Павла Ступина. Молва утверждала, что он способен убить человека… одним щелчком пальца. Художник Кустодиев на одной из своих солнечных картин сохранил для нас не только красочность ярмарки и аромат блинной масленицы, но и стихийную удаль и здоровую румяную красоту Павла Ступина. Его описывают современники как былинного народного богатыря. Выступая в русском народном костюме (красной рубахе, шароварах и сапогах) играючи жонглировал двухпудовками и шаровыми штангами. Боролся с медведем, носил на плечах лошадь, рвал цепи, разгибал подковы. А на десерт дивил народ исполнением акробатических номеров. И это с собственным весом в полтора центнера (145 кг)! При огромном росте и весе имел красивое пропорциональное сложение.
Борцовские матчи в 1892 году проводит цирк А. Саламонского. Среди соискателей чемпионского титула: Кацапов, Щербаков, Штарков, Бесфамильнов, Папа Бруно, Лебедев. А вот и первая сенсация, раздувшая ажиотаж вокруг матча. Моор - Знаменский бросает вызов Дмитриеву-Морро. А на кон ставит 1 000 рублей – целое состояние!
В 1894 году и светское общество заболело французской борьбой. Пропив профессионалов выступил любитель – мясник с Лиговки Трусов. И уже ежегодно проводились матчи по французской борьбе. Пользовались ли они успехом? Отзыв фельетониста: «Пытлясинский или Робина? Этот вопрос интересует не менее половины Петербурга. Борются господа атлеты уже не одну неделю, публика во время борьбы поднимает невообразимый гвалт».
А в 1896 году Петербург вновь заинтересован противостоянием Пытлясинского и первой Черной Маски. Под маской скрывался воспитанник атлетического кружка Краевского, чиновник канцелярии Анатолий Мсо.
С 1895 года Георг Лурих колесил по России с небольшой борцовской труппой, вызывая на борьбу всех желающих. За несколько лет стал знаменитостью.
В 1895 году в севастопольском цирке М. Труцци гастролировали «железные люди – братья Злобины, готовые бороться с кем угодно, хоть с чертом» (Из афиши). Как видим, на арене появляются и российские борцы. «Московский листок» за 6 февраля 1898 года хвалит силовой номер братьев Медведевых. Медведев-Оттерштейн поднял 3-х человек на шаровой штанге весом в 62,3 кг.
Трудно отдать какому либо цирку пальму первенства. Повсеместно проводились борцовские схватки, отдельные борцовские матчи и даже небольшие чемпионатики. Но ещё очень далеко до настоящих цирковых чемпионатов.
Лишь в начале 1904 года в цирке Чинизелли антрепренер Дюмон проводит первый в России большой международный чемпионат профессиональной борьбы. Всего 30 участников, из них 23 иностранца – в основном французы во главе с Полем Понсом и Раулем Буше. Участвовал и болгарский чемпион мира Никола Петров и гастонец Эмабль де ля Кальмет, отличившийся головокружительным темпом. Примечательно, что это был дебют Ивана Шемякина на большой арене и дебют студента Ивана Лебедева в качестве арбитра. Здесь же Иван Поддубный взял реванш за своё поражение, точнее за победу, украденную годом раньше, в Париже. Припомнил Раулю Буше оливковое масло, которым тот был смазан и судейские махинации. Полчаса ломал его в партере, пока Буше не отказался от борьбы – стодвадцатикилограммовый любимец Парижа, шатаясь, удалился за кулисы, где рыдал навзрыд. (Бывает и сильные тоже плачут).
А в финале Поддубный швырял по арене двухметрового гиганта Поля Понса, двукратного победителя парижских чемпионатов. На 115 минуте сбив его в партер, перевернул на лопатки. Так закончилась абсолютная монополия французов во французской борьбе. Бурный восторг и аплодисменты трёх тысяч зрителей. Поддубный стал национальным героем, а не просто чемпионом. Когда на экипаже графа Рибопьера проезжал по Литейному – вдоль проспекта в два часа ночи его приветствовали толпы народа.
А ещё через год в Париже он разложит всех соперников и станет чемпионом мира.
Позже Заикин писал в своих воспоминаниях: «Я считаю, что Иван Поддубный, как борец – художник своей мощью и упорством прорубил окно в Европу для нас, его последователей».
7. На арене Дядя Ваня.
Соревнования по борьбе проводились в цирке и раньше. Были и арбитры. Чаще всего субтильные французики при фраках и цилиндрах или как подражатели с гундосым проносом. Мало кто слушал, что они там шепелявят.
Закончилось два отделения циркового представления 8 июня 1905 года. После антракта свет погас. И вдруг… словно зазвучала труба иерихонская с громовыми раскатами. «Маэстро, марш! Парад, алле!» - возвестил зычный голос, достигающий самых отдалённых закоулков цирка.
А на арене в свете прожекторов стоял арбитр – русский богатырь, сажень в плечах. Не только почётные ложи, но и галёрка вдруг замерла остолбенела и стихла в безмолвии. На арбитре поддёвка тончайшего сукна (в каких щеголяли и купцы и грузчики), зеркального блеска лакированные сапоги, студенческая фуражка с лакированным околышем. Своим тщательно продуманным нарядом он сразу же сразил наповал и покорил галерку и купечество. Но когда он в мёртвой тишине отвесил земной поклон во все четыре стороны, цирк взорвался бурей аплодисментов. Так с самых первых минут появлении на арене вспыхнула ослепительная слава Ивана Лебедева, признанного лучшим в мире арбитром профессиональных чемпионатов. Годом раньше он с успехом опробовал себя в роли арбитра в цирке Чинизелли. А теперь взял на себя роли организатора – антрепренера, арбитра-конферансье и режиссёра борцовских чемпионатов.
Многие считали безумной авантюрой со стороны 25 – летнего студента – организовать свой чемпионат мира, бросив, дерзкий вызов опытным антипренерам, контролировавшим цирковое искусство в России. Для начала он откровенно перебежал дорогу французу Дюмону. Но именно с первого самостоятельного выхода Лебедева на арену начинается история профессиональной борьбы в России. Все, что было до него уже не в счет, так как он не только организовал чемпионаты, а не матчи французской борьбы, но и сделал это на небывало высоком уровне.
Вальяжный красавец, мужественный усач, брюнет, нежно-матовый цвет лица, бездонные глаза с маслянистым блеском – дамы от него без ума. Жаль, немного ростом не вышел, но зато какой роскошный чудный глосс, особая задушевность и богатство интонаций, дикция. С первых слов – завоевана симпатия зала, возник и самый тесный контакт со зрителями.
«Дядя Ваня» - так прозвали его в народе. Это было подхвачено прессой и цирковыми конферансье и стало настолько привычными, сто иногда сам Лебедев в официальных бумагах расписывался: «Дядя Ваня». Он был живой энциклопедией борьбы и атлетики. Представляя борцов во время парада выдает краткие характеристики, в которых не только невероятные параметры суперменов, блеск побед и величавые фанфары. Ошеломляли удивительные титулы, звания, прозвища. Порою никто не успевал осознать, что за парой слов его мгновенных импровизаций, блеснет молниеносная вспышка остроумия и наоборот, рвут душу драма и трагедия. Но зато откликались всей душой. Почтеннейшая публика оказалась в плену. Но как она жаждала этого плена. Снова и снова каждый вечер устремлялись в цирк. И не было у народа до сих пор более захватывающего зрелища, чем борьба на цирковой арене. Насилу дождались 3 отделения цирковой программы…
И наконец – борьба !!!
Сам торжественный выход борцов из-за кулис под бравурный и лихой «Марш гладиаторов» был уже зрелищем красочным и колоритным. Затем на сцене разворачивался величественный ритуал. В Древнем Риме выход гладиаторов на Смертный бой не обставлялся с большой помпой и торжественностью. Публика в состоянии близком к обмороку. Затаив дыхание, забыв обо всем на свете, во все глаза жадно впитывали каждую деталь церемониала и каждое слово.
Именно Дядя Ваня первым ввел парад участников. Театральная эффектность и красочность подчеркивались музыкальным оформлением. Могучему Вахтурову играли «Эй, ухнем». Великану Святогору чуть иронично «Среди долины ровныя». Откровенно разухабистая пародия «№По улице ходила большая крокодила» сопутствовала комическому номеру толстяка Дяди Пуда. Не зря когда-то студент Лебедев во время каникул сыграл 213 ролей в драматическом театре. Великолепный режиссерский талант. Лебедева породил феномен успеха, подобный урагану. Обозреватель «Синего журнала» писал: «Петербург осатанел от международных чемпионатов французской борьбы – именно осатанел – не подберу другого слова, если не все бывают на борьбе, то все следят за отчетами. Все почтенные сенаторы, гвардейцы, доктора, студенты, чиновники канцелярий, кокотки, приказчики, хулиганы». Были свои противники и из цирковой борьбы. Но вспомните, как зло высмеяли Ильф и петров в «12 стульях» эксперименты Мейерхольда в театре. Великолепному театру силы Мейерхольда балаган и в подметки не годился.
Лебедев стал своим человеком для всех слоев общества. А во время его гастролей в Москве фельетонист Влас Дорошевич иронизировал: «У нас теперь три достопримечательности – Царь-пушка, царь –колокол и Дядя Ваня.
8. Проделки Дяди Вани
Вначале века в России было множество знаменитостей во всех областях, но по¬пулярнее всех был любимец всех слоев общества, знаменитейший «дядя Ваня» Лебедев, неподражаемый арбитр-кон¬ферансье чемпионатов французской борьбы. Дядя Ваня, как бриллиант, блистал всеми гранями своих талантов. Образованнейший человек своего времени, библиофил, знал несколько языков: актер-любитель которому только вальяжно-приземистая внешность помешала стать великим трагиком.
Ученик и соратник отца тяжелой ат¬летики — доктора Краевского, основал и содержал школу борьбы и атлетики в Санкт-Петербурге, выпускал журнал «Геркулес», автор многих спортивных учебников, педагог и тренер, только к 1912 году подготовивший 10 тысяч учеников! Был силен не только в теории — хотя его небольшой рост не позволял ему стать вровень с титанами бор¬цовской арены, но зато в поднятии тяжестей был зафиксирован мировой рекорд, при-надлежавший И.В. Лебедеву. Дядя Ваня мог стать богатейшим человеком своего времени — миллионы рекой стекались к нему и так же легко уходили. Слишком щедр и широк душою был этот меценат в своей любви к спорту, цирку и театру. Замечательный ор¬ганизатор борцовских чемпионатов, вмиг покончивший с конкурентами-французами, зрелищность профессиональной борьбы поднял на небывалую высоту, современным болельщикам трудно даже представить себе, что борьба была популярнее футбола и хоккея, вместе взятых. Лебедев цирковую борьбу превратил в театр красоты и силы, ставил на арене захватывающие спектакли, где конфликт добра и зла достигал такой степени драматического накала, что не только галерка, а даже самые чопорные аристократы доходили до неистовства, колотили тростями по барьерам почетных лож с криком «Неправильно!», а порой, войдя в раж, в борца — исполнителя роли злодея - запускали золотым хронометром.
А еще дядя Ваня был незаурядным психологом, свои психологические этюды он разыгрывал на сцене жизни в виде неиссякаемых розыгрышей и блестящих мистификаций. Кто бы еще мог провести чемпиона мира, великолепного спортсмена.
Георга Лурика, носившего пышный рекламный титул «Эстонский бог» Лебедев побился о заклад, что заурядный, никому не известный любитель выстоит против Луриха. Было не так просто заставить отшучивавшегося Луриха принять вызов любителя, а затем обработать Луриха психологически. Дядя Ваня внушил ему. что любитель — страшный противник, знаток секретной борьбы с необычайно эффективными приемами. Обманутый Лурих решил, что под его ногами разверзлась пропасть — потеря чемпионского престижа, рад был бы отказаться от поединка, но все тот же престиж не позволял сделать этого. Вот как описывает свидетель эту схватку борьба состоялась. Противником Луриха был какой-то студент-весельчак, очень средний любитель Дядя Ваня подучил его, как вести себя во время борьбы Такой борьбы спортсмены и зрители никогда раньше не видали. Студент принимал какие-то невероятные позы и прямо-таки гипнотизировал чемпиона. Лурих. растерявшись, боялся попасться на «страшный прием», о котором его предуп¬реждал дядя Ваня. Двадцать минут борьбы истекло — Лурих не положил любителя, ибо и не пытался это сделать». Когда дядя Ваня признался ему во всем, «божественный» Лурих долго метал громы и молнии. Вдрызг разругавшись с Лебедевым, ушел из чемпионата сам, а позже увел своего друга Аберга.
«Я не изобрел телеграф, зато изобрел первую черную маску в России, Святогора. дядю Пуда, Ваньку Каина, Саракики и еще целый ряд других живых аттракционов», — говаривал дядя Ваня. История с Саракики была шедевром дяди Вани, великого комбинатора и мистификатора XX века, настолько она невероятна. Остапа Бендера сделали мелочной и жалкой пародией на свой прототип.
В тот период Россия переживала кризис после бездарно проваленной правительством русско-японской войны, что не могло не сказаться на доходах цирковых чемпионатов. И тогда дядя Ваня, учитывая настроение общества, решил: поднять сборы может только японское чудо — борец из Японии. Но после русско-японской войны найти японца ни в Петербурге, ни в самой глухой тараканьей норе было невозможно. Наконец удалось в петербургской прачечной найти обрусевшего китайца — Бориса Ивановича Жандорфу. Пытаясь выбраться из прачечной, тот открывал пивную и прогорел — пропали все деньги, заработанные неблагодарным трудом. После полного банкротства Боре Жандорфу было хоть в прорубь, хоть в петлю головой, поэтому он и ухватился за предложение Лебедева выступить на арене цирка под псевдонимом «Саракики Куцукума». Да вот незадача. На фотографии борцовского чемпионата дяди Вани Саракики — как бы грозно ни топорщил усы, локти и плечи — выглядит жалким цыпленком Даже Аберг, имевший сравнительно небольшой для профессионала собственный вес, смотрится рядом с ним монументальной громадой.
«В течение недели, — рассказывал Лебедев, — пробовал я его учить некоторым приемам, но вижу, что в схватках с ним самое главное — держать его самого, чтобы он не свалился нечаянно с ног». Тогда Лебедева осенило: как японские зубные врачи выдергивают зубы без всяких инструментов, голыми пальцами, так и Саракики будет побеждать, парализуя борцов болевым приемом «Гриф».
Шумная реклама кричала: «Знаменитый японский специалист по борьбе «джиу-джитсу» Саракики Куцукума вызвал всех участников чемпионата и ставит против любого борца 1000 рублей!». Саракики побеждал всех зах¬ватом запястий, после которого борцы артис¬тически извивались, корчились от боли и в кон¬це концов падали на лопатки. Болельщики хлы¬нули толпами, а деньги потекли в цирковую кассу.
Вдруг грянул гром. Великий князь Константин Константинович, который, к несчастью для дяди Вани, шефствовал над петербургским атлетическим обществом заинтригованный таким чудом, решил выставить против японца сильнейшего борца-любителя. Угроза разоблачения нависла над самой прибыльной лошадкой чемпионата. Спасая положение, Лебедев в оставшееся до схватки время обрабатывает любителя психологически. Он расписывает, как жестоко оскорблена самурайская гордость вызовом какого-то наглого мальчишки-любителя. Японец в страшном бешенстве, жаждет крови и ждет, не дождется схватки с любителем, а пока срывает злость на тренировках. Ребром ладони ломает толстенные бревна, своими чудовищными пальцами выдергивает гвозди из стены, разрывает сразу по 3 колоды карт, сложенных вместе: сжимает сильнейшие пружинные эспандеры.
Любитель клял себя за то, что ввязался в эту историю. И вот настал судный день. При одном взгляде на черноземного мастодонта, стоявшего в противоположном углу ковра, поддельного японца разбирали дрожь и слабость в коленках. Ох уж эти чертовы броски - тур де теты и бра руле, — когда тебя так грубо хватают за руку и туловище, затем с тошнотворной скоростью меняются местами земля и небо, и нет ничего страшнее самого болезненного момента — кошмарного приземления о жесткий брезент арены, когда каждая из готовых рассыпаться от удара хилых косточек вопит и страждет от боли!
Итак, на арене сошлись два человека, каждый из них ничего так более не желал в этот момент, как быть подальше от лобного места! Единственное преимущество было у Жандорфу-Саракики — что над ним не поработал столь садистски душегуб от психологии, великий мистификатор XX века.
После свистка арбитра Саракики очертя голову бросился вперед и, как утопающий за соломинку, схватился за запястье противника - единственное, что он умел. ...Любитель позеленел и свалился в обморок... (Еще раз о силе внушения). Его долго отливали водой, а по арене и вокруг нее, соколом реял воскресший духом дядя Ваня, развивая кипучую деятельность Уверил всех, что только чудо спасло любителя, что. скорее всего, он инвалид на всю оставшуюся жизнь, демонстрировал на нем несуществующие синяки, призвал в свидетели присутствующее здесь медицинское светило.
Так взошла звезда «феноменального японского борца Саракики Куцукума» «Весь 1907 год прошел у меня под знаком Саракики». — вспоминал довольный дядя Ваня. Мистификацию Лебедев осуществил с таким блеском, такой талант вдохнул в своего персонажа, что и по сию пору образ коварного японца Саракики кочует из брошюры в книгу, из фильма в фильм.
И как бы заразительно хохотал дядя Ваня, узнав, что даже в толстенной энциклопедии его детище — Жандарфу-Саракики — фигурирует как чемпион Японии!
Конец этой истории не столь весел. Трудно сказать, что надломило Саракики — отсутствие призвания к цирковой борьбе, постоянная угроза разоблачения или непосильные схватки с динозаврами ковра. Случилась с ним беда — тяжелое психическое расстройство. Маленький китаец из петербургской прачечной тихо угас в сумасшедшем доме. Никогда не было кровавых битв на арене с его участием, как не было и зверского сдирания скальпа с живого Саракики на борцовском ковре. Все это на совести авторов, чья разбушевав-шаяся фантазия порождала чудовищные образы и столь милые им дикие сцены.
Кстати, Лурих, открывший собственный борцовский чемпионат, пронюхает обо всем и украдет саму идею у дяди Вани.
Вот реклама его японского чуда: «Сын Востока — японец Ямогата Муханура. Борец крепкого и редкого сложения, отличается дикостью и свирепостью в борьбе» Роль японского злодея в его чемпионате исполнил начинающий профессионал Мукан Мунайтпасов, ставший позднее легендой Казах¬стана, знаменитым Хаджи Муканом.
. Борцовская кухня
Настоящему чемпиону порою хватило бы и 5 минут, чтобы уложить любимца публики. Но если тот «тянул публику», то есть множество зрителей шли смотреть схватки с его участием, делая хорошую выручку кассе, то эта процедура затягивалась надолго. Сначала следовало несколько ничьих, затем разжигая страсти, поочередно наносили друг другу поражения, отыгрываясь в реваншных схватках. И наконец, следовала решительная и бессрочная схватка до окончательного результата.
Здесь уже всё ставилось на свои места. Побеждал сильнейший. Борьба шла не только за первое место, но и за остальные призовые места. Каждая схватка – новый конфликт, не спадало напряжение, продолжались интриги чемпионата. У многих борцов были свои болельщики. Поэтому такой примитивный вопрос: кто кого? – будоражил порой всю столицу, не говоря уже о провинциальных городах. А в целом зритель был доволен, потому что, получал великолепное зрелище и массу острых ощущений.
Первое время приманкой для зрителя были иностранные борцы. Вот фотография чемпионата Дяди Вани, ориентировочно за 1907 год. Количество участников стандартное – 20 человек. Из них всего известно два российских борца – эстонец Аберг и китаец Борис Жандорфу (Саракики). Полное преобладание иностранных фамилий: Констан ле Марен, Миллер, Андерсон, Затем экзотические персонажи: Тунисец Хаджи – Мурзак, турок Халиль Адали, перс Кара-Мустафа. (Под этим же именем боролся и выходец из Болгарии).
Имена ещё 6 участников не установлены.
Затем когда с лёгкой руки И.М. Поддубного выяснилось, что наши-то сильнее, стали больше внимания уделять собственным борцам, учитывая запросы публики.
Состав борцовских чемпионатов стал гораздо разнообразнее во всех отношениях, в том числе и нециональном.
В парадах появились не только русские богатыри.
Ведь приходилось выступать в самых разных краях и губерниях Российской империи. Законы рынка, а не пропаганды пролетарских идей делали борцовский чемпионат своеобразным интернационализмом. Для того чтобы хорошие сборы и заманить зрителя, угодить ему, учитывались и местный национальный патриотизм.
Борцовская кухня
Представьте зычный голос Дяди Вани ведущего парад борцов: «Анатэма!» Гибкость – змеиная, быстрота – молниеносная, храбрость – звериная. С берегов широкой Волги, из града Казани». Одна такая характеристика уже вызывала гром аплодисментов от многочисленных волжский татар, башкир, калмыков, чувашей.
Позднее в Поволжье пользовался популярностью чемпион Башкирии «Стальной Али Бурхан». Его настоящая фамилия – Владимиров. А под псевдонимом его 40 лет выдвигали в примеры.
До революции на Волге и Мунайтпасов выступал уже не в роли японца Мухануры, а как казанский татарин.
Затем (для разнообразия) выпускали настоящего татарского борца Хаджи-Мурата (Мусина).
На Волге очень кстати был Миша Боров – мордвин по национальности, свободно владевший башкирским и татарским языками. Его считаю волжским башкиром, поскольку афишировался «Чемпионом Башкирии». Порою бешеный успех сопутствовал ему и в Алма-Ате и других городах Средней Азии: Ташкенте, Фрунзе, Сталинабаде.
Если гастроли происходят на берегу Каспия, то ставка будет делаться на мощного азербайджанина Сали-Сулеймана, крушившего соперников грубой силой.
Он же – «Чемпион мира», Лев Дагестана» Шамиль.
Интересно, что он выступал в цирке до 67 лет, но уже как гиревик.
Выдвинут на передовые позиции и другого азербайджанина – Кара-Рустама (Геокчайли). На вся катушку задействуют бронзового широкоплечего красавца – ассирийца Айвазова, имевшего большой успех в матчах в Махач-Кале.
Был и ещё один «Лев Кавказа» - бакинец Али Рашидов.
Пригодятся и Абдул Галям и Г.Амерханов и Кадыр-Гулям.
Своими силовыми номерами успешно отработает все II отделения тюркский атлет-рекордсмен Рашид Юсубов.
Большой успех у публики благодаря бешеному темпераменту имел «Турецкий пехлеван « Генджа Али (Хотя по национальности он был молдаванин). Был азартен и горяч до того, что кусал своих противников. Но обратите внимание, как тонко он учитывался национальный состав почтеннейшей публики по месту выступлений. Нюанс: там где было выгоднее, реклама преподносилась Генджа-Али как персидского борца, «Чемпиона страны Льва и Солнца».
А вот настоящий чемпион Персии - Кара Мустафа из Ирана. Победил всех персидских и кавказских борцов, затем боролся под чёрной маской и «Маской красного полумесяца», пока не заслужил право афишироваться «Чемпионом мира». Кавказ всегда был знаменит своими мастерами борьбы. Правда кавказцы, предпочитают разновидности вольной борьбы. Одно время слава лучшего борца Кавказа принадлежала титану Санднро Канделаки, выступавшему и в матчах французской борьбы. Кумиром Тифлиса был Кула Гладанели. Пользовались известностью Коста Майсурадзе и Михаил Курхули.
«Геркулес Кавказа» Мишико Мачабели был первоклассным борцом – очень техничный и темпераментный, ловкий и красивый. В 1927 и 1928 годах был премьером чемпионатов в Москве. ( А его сын Давид Цимакуридзе стал Олимпийским чемпионом в 1952 году и 7-кратным чемпионом СССР по вольной борьбе в среднем весе).
. Жестокость
Профессиональная борьба, в том виде, пришедшем в Россию с Запада, отличалась весьма жестокими нравами. В Париже на одном из чемпионатов 1870 года приемом «колье де форс» был задушен борец.
Самыми свирепыми борцами на профессиональной арене считались «страшные турки», наводившие ужас своей нечеловеческой яростью и силой. Первая турецкая волна прибыла в Париж в 1894 году - Юсуф, Нурла, Мениш-Эффенди, Кара-Осман. Когда окружающие удивлялись их жестокости в борьбе, они с гордостью отвечали: «Когда у нас в Турции мужчины борются - женщины плачут».
Самого злобного из турок, в прошлом атамана разбойников называли «Неистовым Юсуфом». Во время схватки сильно избил даже своего соотечественника Кара-Османа. Со стороны за ним нужен был самый неусыпный контроль – мог запросто задушить своего соперника – только сильные удары палками заставляли его разжать захват.
Рауль Буше у нас знаменит, как большой любитель оливкового масла. Но это было наименьшее из его прегрешений в конкурентной борьбе.
Используя связи с преступным миром, убрал своего более сильного соперника. Черный гигант Джеффри Абдаллы был выписан из Америки и имел неосторожность уложить Рауля на обе лопатки. Его неожиданно столкнули с поезда во время проезда по туннелю. (У других авторов это произошло раньше в 1888 году)
Дважды потерпев поражение от Поддубного, Рауль Буше решил устранить его, наняв для убийства парижских бандитов – «апашей». Но покушение не удалось - Поддубный, заподозрив неладное, в дверях гостиничного номера пугнул главаря бандитов револьвером. От такого неожиданного поворота событий вся пятерка «апашей» обратилась в бегство. По дороге подняли пальбу, перепугав и загнав под ресторанный стол турецких борцов – Пенгаля и Махмута. Дело получило дипломатическую огласку – консулы России и Турции потребовали обеспечения безопасности своих подданных. Французская полиция арестовывает всю шайку беглых каторжников причастных к покушению. Теперь разгорелся конфликт между Буше и уголовниками. Криминал требует денег, поскольку понесли урон из-за Буше, а Рауль отказывается платить, потому что его заказ не выполнен.
В результате Рауля подстерегли, когда он был в пьяном виде и забили насмерть резиновыми палками. Так нашел бесславный конец двадцатипятилетний любимец Парижа, «Тигр Франции», снискавший борцовскую славу на всех аренах мира.
В амплуа «зверя» работал польский борец Твардовский. Эта роль ему очень подходила по характеру. В отличие от Циклопа I (Беньковского) который только играл на арене роль злодея, а в реальной жизни был добрейшим человеком. Про него распространяли слухи, что он допотопный человек и за один присест он съедает одиннадцать фунтов сырого мяса.
Робин – II (Хасаева) принародно кормили сырым мясом и водили по городу на цепях. Он отлично вошел в этот образ, пользовался всеми запрещенными приемами. Нижегородца Турбаса так бросил головой о барьер, что того без сознания вынесли с арены на носилках. Костоломом арены считали и Ваньку Каина, отбывшего 4 года сахалинской каторги. Впрочем, каторжное прошлое вполне могло быть и рекламной цирковой легендой для приманки публики.
На чемпионате в Гаване брат знаменитого Станислава Збышко – Циганевича ослепил Ивана Заикина. Владек Цыганевич предложил свою помощь, когда у Заикина сильно кровоточила рассеченная в схватке бровь. Под этим предлогом смазал ему глаза медным купоросом и скрылся. Лишь через два года к Заикину вернулось зрение. Заикин поклялся убить Владека Збышко за эту подлость, но больше их пути не пересекались.
Впрочем и Владеку не поздоровилось. В 1916 году в Нью-Йорке Аберг вышиб из сознания Владека Збышко, бросив его об стол прессы. В Монреале (Канада) от его броска Чарли Кутлер приземлился за ковром без сознания.
Если Владек Збышко убирал своих конкурентов с холодным подлым расчетом, то другие борцы калечили своих соперников от избытка агрессии и азарта. В Рязани публика однажды преподнесла Михелю Майеру и Торквемадо по ошейнику – уж больно злы были! Некоторым борцам даже не нужно было играть роль злодея. В 1937 году Темир Казбек – II зарезал прямо на арене своего победителя – благородного красавца борца Князя (Не путать с Казбек Горой-I. Т. Кануков умер еще до революции).
В советском цирке борец по фамилии Голуб никак не отличался голубиной кротостью. Боролся грубо, под свист всего зала изнурял противника запрещенными приемами. Зато когда его укладывали, дружные аплодисменты публики переходили в овацию. Справедливость побеждала и зритель был доволен.
Всех борцов удивляла огромная разница в менталитете и культурном уровне между публикой русской и американской. Даже Поддубный – человек моральной несокрушимости, был шокирован разгулом низменных инстинктов американской толпы: «…Эти джентльмены прекрасно одетые, в хороших шляпах, цилиндрах, с пенсне на глазах, при моноклях, встают на ноги и с ярым темпераментом орут дикими голосами так, что у некоторых даже со рта появляется слюна: «Скорей! Скорей! Дожимай! Делай ключ! Ломай руку!...»
Александр Куприн отмечал разницу между уровнями прфессиональной борьбы в России и Америки: «В Америке борются как мясники».
А вот впечатления Ильфа и Петрова побывавших на матчах по кетчу: «Омерзение ещё больше увеличивается, когда через полчаса начинаешь понимать, что это глупейший обман».
А взять вульгарные псевдонимы современных героев рестлинга: «Хруст костей», «Грубиян», «Адская боль», «Мозголом» и даже… «Крутые яйца».
В России профессиональная борьба попала в хорошие руки. Усилия дяди Вани по театрализации цирковой борьбы придали ей захватывающий характер романтической таинственности. Величественные ритуалы поднимали её до уровня античных трагедий. Показательные схватки «на шике» доставляли зрителю истинно эстетическое наслаждение. «Звери» и злодеи тоже играли свою роль, но в финале неизменна была победа добра и благородства над злом и подлостью.
Бур.
Так назывались схватки принципиальные и бескомпромиссные, порою даже жестокие до уродливости. Проводились они гораздо реже, чем «ШИКЕ», поскольку требовали предельного напряжения сил и нервов. Никто не выдержал бы постоянных серьезных схваток на бур. Любой профессионал раньше времени вышел бы из строя. Поэтому большинство схваток были договорными и даже заранее отрепетированными.
В чемпионат подбирали людей исключительных физических данных. В своей округе они были первыми силачами. Многие отличались чемпионским комплексом и психологией первого парня на деревне. Неизбежны были столкновения характеров, конфликты. Тем более, когда кипят задор и силы молодости, а так же эгоизм молодости, то никакие доводы рассудка не могут примириться с тем, что нужно по сценарию чемпионата « подваливаться под другого борца – «Чем он лучше меня!?»
Вот здесь схватки «на бур» срабатывали как дополнительный клапан и как воспитательная пилюля. Бур проводили как в рамках чемпионата, так и в утренние часы без публики, в присутствии одних борцов. Так и выясняли, кто сильнее на самом деле. Во время схватки «на бур» элемент непредсказуемости присутствовал всегда и мог преподнести неприятный сюрприз. Так в 1934 году в Херсоне колосс Шемякин был брошен на лопатки квадратным коротышкой Иваном Крутцем, ростом в 169 см.
Во время схватки « на бур» Поддубный вывел своего ученика Заикина на месяц из строя. Бросил его с такой силой, что раздробил плечо. Позднее и сам вышел весь окровавленным из схватки с Шемякиным.
Но чаще всего схватки «на бур» были зрелищно неинтересны. Моор-Знаменский и Матюшенко начав бур на вечернем представлении, всю ночь безуспешно таскали друг друга по арене. Во время утреннего обхода полицмейстер разогнал их совершенно обессиленных, но не смирившихся. Была ли публике интересна такая схватка? В цирке осталось только три зрителя.
Бур все таки был необходим для выяснения кто есть кто в борцовской иерархии и кому какую ставку платить. Только за один выход в парад Поддубный получал 100 рублей, а «яшка» за весь вечер борьбы пятерку.
Шике.
Схватка «на шике» - полная противоположность «буру», в самой увлекательной форме пропагандировала красоту спорта. Показательная схватка демонстрировала чудеса ловкости и силы, великолепную борцовскую технику. Прием и контрприем следовали друг за другом в головокружительном темпе. Стремительный каскад приемов создавал на арене зрелище изумительной красоты. Весь свой талант и богатство приемов классической борьбы борцы могли продемонстрировать только в показательной схватке на «шике». Именно от «шике» публика ревела от восторга и отхлопывала себе ладони аплодисментами.
Находились и недовольные, непонимающие специфики циркового искусства. У спортивных любительских соревнований одна цель, а у циркового чемпионата другая – создание увлекательного зрелища. Отметим главное – заранее отрепетированные показательные схватки на «шике» покоряли своей красотой молодежь, зажигали ее любовью к спорту.
После гастролей циркового чемпионата в любом городе среди молодежи вспыхивал бум борьбы и атлетики.
. Великаны.
Каждый борец чемпионата работал в своем амплуа. Каждая труппа имела своего великана. Появляясь в параде они подавляли публику допотопными размерами. Свыше 2-х метров ростом были гиганты: Святогор, Варяг, Муромец, Быков. Среди этих великанов были и истинные богатыри.
«Проня Бесфамильный из Воронежа!». На арене появлялся древний былинный богатырь -огромный рост, широкие плечи, тонкая талия. Внешность экзотическая: длинные черные волосы, борода лопатой. От природы досталась ему действительно стихийная сила. В поясной борьбе не было равных. Случайно попал в цирк и, впервые выйдя на арену, этот крестьянин развенчал полубога в зените славы - самого Моора - Знаменского. Перед ним открылось великое будущее в мире борьбы и атлетики. Но... невзирая на устрашающую внешность, характер имел добродушный и безотказный. Поэтому не мог противостоять поклонникам, которым лестно было посидеть в ресторане с таким богатырем. Главный рекорд Прони - хвастовства ради выпивал четверть водки. Мог стать сильнейшим человеком в мире, но спился, быстро сошел с арены и умер.
Григорий Кащеев силой превосходил всех иностранных великанов. Рост- 218 см, вес- 164 кг. И по всей Вятской губернии, откуда он был родом, долго-долго ходили легенды о силе богатыря-исполина. В сани обсчитавшего его подрядчика Григорий положил 40-пудовую (655 кг) бабу для забивки свай. Свободно расхаживал со связкой из 12 двух пудовых гирь на плечах (393 кг). Открыл Кащеева атлет Федор Бесов, а настоящим учителем стал Иван Заикин. А на Парижском чемпионате мира 1908 года, шесть мучительно долгих часов понадобилось Ивану Поддубному, чтобы сломить невероятную силу титана Кащеева. Один за другим взлетали в Гришиных руках на высоту второго этажа, а затем приземлялись на лопатки иностранные чемпионы: Чая Янош, Карл Корнацкий, Мурзук, Фриц Мюллер, Карло Милане. Дядя Ваня писал о нем: «Саженного роста, сильный как пещерный человек, прогремел он одно время не только в России, но и за границей, где на него смотрели как на небывалое чудо. Но больше всего на свете любил Кащеев свою мать - сыру землю и от самых выгодных ангажементов отказывался, если наступала пора деревенских работ. Бесконечной силы и простоты душевной был этот исполин-пережиток Руси стародавней».
Многие директора заграничных цирков вербовали Гришу к себе на гастроли. Но не позарился Гриша ни на великую славу, ни на большие деньги. (Была и оборотная сторона. Очень уж нравились публике эффектные победы ее любимчиков над великаном. Пусть даже для пользы дела, т.е. хорошего гонорара, но никак не хотелось «подкладываться» Грише под красавчиков -фаворитов. На этой почве произошел разрыв с дядей Ваней, затем с другим организатором чемпионатов Петровым, попозже с Лурихом и Абергом.) И как только Гриша скопил денег на обзаведение хозяйством - прощай борьба, скорее в родные Салтыки. Любил Кащеев беззаветно свою деревню и крестьянский труд. Построил дом на загляденье, хозяином стал другим на зависть, женился, родилась дочурка. Только добился всего, о чем мечтал и наступили светлые дни, как судьба сыграла злую шутку. Умер Григорий от разрыва сердца в 40 лет.
Поистине сказочный великан вырос в крестьянской семье в горах Осетии. Звали его Темирболат Кануков. К 15 годам его рост достиг 227 см, а вес 214 кг. Доброта и бесхитростность были ему свойственны. В 1904 году в возрасте за 30 лет попал на цирковую арену, профессиональным борцом отработал около десятка лет. Носил на афишах рекламный титул «Казбек-Гора» и слыл непобедимым. Побеждал Петра Янковского, Яна Яго, Оно Окитару, Бамбулу, Миллера, ему приписываются победы даже над двукратным чемпионом мира в Париже Полем Понсом и пятикратным чемпионом мира датчанином Педерсоном. Но Бола не любил гастрольной шумихи и выездов за пределы Кавказа и скоро вернулся в родное селение.
(Кстати, отец олимпийского чемпиона Сослана Андиева - Петр Ахметович Андиев при
росте 218 см весил 166-185 кг и был абсолютным чемпионом Северного Кавказа по борьбе).
В 1902 году в цирке Изако дебютировал вологодский силач Иван Лобанов. Рост- 210 см, вес - 160 кг., утверждали, что пароход не мог сдвинуться с места, когда он, ухватившись за причальную тумбу на пристани, удерживал его. Поднимал 30-пудовую копровую бабу для забивки свай. Не знал поражений. Не уступил даже ученику Поддубного Никандру Вахтурову - ничья. И его подвел добродушный нрав, споили купцы. Борьба несовместима с алкоголем. Даже у такого богатыря организм не выдержал - умер на 33-м году жизни.
«Крошка Зот» был назван так за свои более чем скромные размеры: рост 222 см, вес 173 кг. Этот феномен благодаря своим физическим данным одерживал победы, фактически не умея бороться. В 1927 году в Курске состоялась битва титанов. Зота вызвал на схватку и проиграл ему Громобой (он же Демьян Длинный, он же Кащеев II). Зот - Руденко из-за болезни сердца прожил всего 30 лет.
На смену ему с 1934 года на арену выходит дагестанский великан Осман Абдурахманов. Параметры: рост 216 см, вес 150 кг, 58-й размер обуви. Также при невысокой технике умел успех благодаря большой физической силе и высокому росту. Иногда преподносил пренеприятнейшие сюрпризы даже великим борцам. Его можно увидеть в старом черно-белом фильме «Остров сокровищ», где он, подавляя бунт на корабле, поднимает пиратов над головой и швыряет как котят. Прожил 54 года (1915-1969 гг.), на фоне предыдущих великанов просто долгожитель. Все же у большинства гигантов недолгий век - первыми вымирают динозавры.
И ещё один гигант так и остался неизвестным. В Костроме братья Никитины откопали великана ростом 2 метра 45 см, который якобы жил в лесу в шалаше. Афиша пугала обывателя: «Силач великан, лесной дикий человек. Питается исключительно сырым мясом». Номера демонстрировал обычные: гвоздем с размаха пробивал вершковую доску, рвал цепи, поднимал гири.
10.1 Великаны – 2
Интересно, что великаны имели успех в профессиональной борьбе, в отличии от бокса, где по общепринятому мнения великаны не имеют превосходства. Специалисты критикуют гигантов за недостаток быстроты и двигательной координации и даже за… неполноценность психики, не отвечающей требованиям профессионального бокса с его долгими раундами жестоких боев.
Хотя есть и исключения из правил. Трон чемпиона мира в тяжелом весе среди профессионалов в течение 8 лет занимал великий негритянский боксер Джек Джонсон. В Гаване 5 апреля 1915 года его карьеру прервал бывший техасский ковбой Джесс Уиллард, нокаутировав в 26 раунде. Его рост 198 см, вес 110 кг.
А вот гигант, ставший абсолютным чемпионом мира - итальянец Примо Карнера. С 17 лет выступал в бродячем чемпионате борьбы. Афишировался как «Великан страшный Джованни, чемпион всех Испаний». В 20 лет его рост достиг 206 см при 57-м размере обуви, вес 125 кг. Выступал и с силовыми номерами, пока не был замечен боксерскими менеджерами. Так оказался на профессиональном ринге. После его нокаутирующего удара боксер Эрни Шааф скончался в госпитале, не приходя в сознание.
В 1932 году, нокаутировав Джека Шарки в 6-м раунде, Карнера стал абсолютным чемпионом мира. На троне продержался 2 года – подвела болезнь ног. В дальнейшем зарабатывал себе на хлеб в матчах по реслингу. Ничуть не разбогател – век доживал в нищете в родной деревне.
Старшее поколение помнит его по фильму «Козленок за два гроша», где он снялся в роли кетчера Питона.
11. Толстяки
А теперь о следующем персонаже борцовского шоу-спектакля. Большое оживление у публики вызывали толстяки. В этом амплуа в России был популярен Дядя Пуд (Авдеев). Сколько весил самый толстый борец России? То худел, бедняжка, до каких-то 11 пудов 23 фунтов (189,5 кг - по воспоминаниям В.Катаева); то, стремясь стать самым тяжелым борцом в мире набирал 16 пудов (262 кг по Н. Жеребцову). А Дядя Ваня называет его обычный вес - 13 пудов 27 фунтов (224 кг) и характеризует его так: «В борьбе проявлял такую игривость и такое добродушие, что во многих городах его противников отливали водой. Теперь выступает как арбитр и на бенефис входит в клетку к диким зверям, который при виде его падают в обморок». Дядя Пуд был излюбленной жертвой карикатуристов, затем жуликоватым антрепренером.
Следующая одиозная фигура - Николай де Фосс П. Заикин называл его самым ярким представителем плеяды « апостолов»- с огромным туловищем, с длинными сильными руками и не менее длинными жидкими ногами, он как борец ничего не стоил. Перед борьбой насыпал в трико опилки, чтобы ноги казались пропорциональными туловищу. Выглядел исполином, но в самый напряженный момент борьбы трико лопалось сзади, а из прорехи обильной струей сыпались опилки. Великан спасался бегством, комично фонтанируя опилками, а цирк чуть не разваливался от гомерического хохота зрителей. Он был лихой не только на выдумку, но и славился своими буйными скандалами. Позже, когда неимоверно растолстел, в рекламных целях садился сразу на три стула. Со временем его невероятное обжорство превратилось в болезнь. Перед борьбой на потеху публике съедал поросенка под четверть водки. «С ужасом слушал я рассказы взрослых о личности колоссальной толщины и огромного сказочного аппетита - вспоминает Валентин Катаев, - ... а потом пришел Фосс и все съел...» Появление в кондитерской или колбасной сопящей слоноподобной туши вызывало ужас владельцев, как стихийное бедствие. Срочно запирались съестные лавки на две версты в округе. Вся Одесса знала, что насытить эту утробу невозможно. Однажды в кондитерской он съел целый противень пирожных и 50 свежих эклеров, а следом отправился на вокзал, где слопал в буфете все пирожки с мясом, приготовленные к поезду. Он никогда не расплачивался, потому что был беден, как церковная крыса, а буфетчиков отпугивал массивной тростью в огромных ручищах. Полиция ничего не могла с ним поделать - держать в кутузке не было смысла, из-за его нищеты и прожорливости, которая могла разорить полицейский участок. Да и как прикажете квалифицировать его преступление? «А потом пришел Фосс и все съел?...»
Большое удовольствие доставлял зрителям комический номер - борьба двух толстяков - обычно Пауля Шмидта и Кунцельдорфа, выступавшего под псевдонимами: Дядя Леший и Иван Буйволов. Леший - Кунцельдорф весил 12 пудов (196,5 кг) и был очень силен.
Но этим толстякам было далеко до турецкого борца Эмиля Науке - собственный вес 286 кг. при росте 183 см. Самой выдающейся частью его тела была «талия»- окружностью 166 см. Грудь была чуть поменьше- 156 см., а обхват бедра - одного!- 100 см.
А вне конкуренции в этом амплуа был ирландец Том Канон- вес 20 пудов (327.6 кг)!
И не только у Фосса был аппетит Гаргантюа. После тренировки немецкий чемпион Карл Зафт уничтожал гору сосисок, запиваю ящиком пива.
11.1 Толстяки-Штангисты
До сих пор речь шла о борцах. А что творилось у штангистов того времени! Краеугольным камнем немецкой школы тяжёлой атлетики было неограниченное увеличение собственного веса, которому предавалось исключительное значение. Немецкие штангисты – эти славные «карапузики» нагуливают вес 150 – 170 кг. И это без всяких анаболиков, гормонов и стероидов! Иные тяжеловесы начинали тренировку с приятного приёма солидной порцией пива. Повеселев и придя в игривое настроении брались за шаровую штангу. В частности, эта метода разминки приписывается Иосифу Штрассбергеру (вес 145 кг при росте 174 см), чемпиону Европы, мира и Олимпийских игр 1928 года.
На грудь штанга поднималась в пять темпов (пять приёмов). Сначала взваливали на согнутые колени, затем на специальные крючки-пряжки штангистского пояса. Далее начиналось самое интересное. С пояса по толстенному животу, штанга в несколько приёмов закатывалась на грудь. (Вариант: поочерёдно на одно плечо, затем на другое). Как видим, при немецком стиле подъёма тяжестей толстый живот имел особенно большое значение – без него никак не обойтись! Затем следовал натужный медленный подъём вверх на вытянутые руки. С той поры, и с нелёгкой руки атлетов немецкой школы в сознании масс укоренился штамп – штангист представляется в виде малоподвижного бегемота. Этакий человек-дирижабль!
Ещё один пример – пивовар из Баварии Ганс Бек. Первый чемпион Европы, мировой рекордсмен среди любителей. Ростом чуть повыше пивного бочонка – 166 см и сам как пивной бочонок – весил 112 кг. Установил и довольно оригинальный силовой рекорд. Без всякий приспособлений умудрился поднять с полу на прямые руки полную бочку пива.
Более прогрессивные были: французская школа, где штанга поднималась сразу на грудь одним темпом и российская – доктора Краевского.
Комики
В этом амплуа работали Дядя Пуд, Иван Леший и большинство толстяков, «огородник Мнтрофаньгч» и Али-Бурхан.
Бамбуда II всегда работал в амплуа комика, боролся выкатывая белки глаз. Негритянский борец перед борьбой для разминки выпивал залпом бутылку коньяка. И, как следствие выпитого, строились комические ситуации последующей схватки.
Устраивалась комическая схватка двух толстяков. Обычно Леший (Кунцельдорф) против П.Шмидта. С той же целью ставили бороться Петра Загоруйко рост чуть выше 160 см, против Османа Абдурахманова (216 см ростом). Для начала Загоруйко окидывал гиганта взглядом и утрированно писклявым голосом восклицал: «Ну, ты хоть пригнись чуть-чуть!» и эта разница в росте обыгрывалась во многих трюках во время схватки.
Иногда случай помогал создать комическую ситуацию. Подгулявший молодец из публики лез на арену - бороться. Против него ставили самого неказистого) борца, проигрывающего всем в чемпионате - «яшку» на борцовском жаргоне. Но этот «яшка», владеющий техникой борьбы ока-зывался неуловимым и неуязвимым от захватов. От смешков публики гуляка горячился ещё больше, и бросался вперед на соперника с еще большей яростью и азартом. И, попадая на приёмы многократно взлетал и обрушивался па ковер. Под дружный хохот зала ему устраивался «день авиации».
Победил. ... зелёный змей.
Заикин в своё время жаловался: «В некоторых чемпионатах было много пьяниц, любителей разгульной жизни, но они мало и плохо тренировались. Только Иван Максимович. Поддубньгй умел держать в руках недисциплинированных борцов».
Пословицу «Нет молодца против винца» можно проиллюстрировать примерами многих богатырей и чемпионов.
Воронежский великан Проня Бесфамильный — главный рекорд которого из хвастовства вылить четверть водки - быстро сошёл с арены и вскоре умер. Мог войти в историю спорта как самый сильный человек планеты.
Вологодский титан Иван Лобанов пе знал поражений, сделал ничью с Вах- туровым. Споили поклонники - не прожил и 33 лет.
Сам Вахтуров, по мнению многих по физической силе превосходил Поддубного, но никак не мог выдерживать спортивный режим. Поэтому выступал нестабильно: то задавал" на ковре изрядную трёпку Абергу и даже Збышко, Шемякину, то проигрывал им. И преждевременную смерть в аварии связывают с его широкими разгулами. А в Москве спился и умер под забором феноменальный богатырь Митрофанов.
Дикой силе Богатырёва. - десятипудового семинариста удивлялся даже «Король железа» Занкин. Но на арене Богатырев продержался недолго - помешали невоздержанность и излишества.
С чувством стыда и горечи вспоминает Александр Вертинский эпизод из жизни эмигрантов в Константинополе: «А посреди базара широко раскинув руки, лежат без памяти пьяный великан и атлет - наш русский борец матрос Сокол. И никто не смел к нему подойти. Турецкая полиция, маленькая и щуплая боялась его как огня. Один раз у Сокола уже было столкновение с полицией. И двадцать полицейских летели от него в стороны, как собаки от дикого кабана. Больше его не трогали».
Невероятные физические качества получил от природы непобедимый в период своего расцвета Данило Посунько. Но сначала его подкосила коллективизация. Но призванию он был крупным фермером, а пришлось сдать в колхоз множество волов и даже трактор. Затем нелепая смерть любимого младшего брата. Стал искать утешения и.. «его талант поскользнулся на деспотизме поклонников» (В.Пнвкин).
Затем быстро вышел из формы, в системе Госцирка, с ним уже мало считались. Трагический конец жизни в 50 лет.
А вот баловень судьбы и любимец публики Ян Цыган (Куксенко). Все у него было - шумная слава, премьера цирковых чемпионатов, толпы поклонников и поклонниц, ресторанное веселье. Пожалуй, последнего было сверх меры. Погиб в аварии - гнал автомобиль в нетрезвом виде.
Не стоит считать, что слабость к алкоголю свойственна, только русским силачам. Дядя Ваня отвечает: на вопрос зрителей о борце Бамбула с острова Мартиника: «Бамбула. Первый (настоящий) уже много лет, как умер во Франции, был очень мускулист, очень силён, но погубил себя при помощи абсента». Заикин работал вместе с ним и утверждал: «по своей силе и технике Бамбула уступал в нашем: чемпионате лишь Поддубному и мне. Он так и шёл третьим в чемпионате Ярославцева.»
Кумир Германии Карл Абс I имел на родине фантастическую славу как непобедимый борец (пока не был повержен Пытлясинским). Спиною поднимал лошадь, а на платформе слонёнка в 75 пудов (1230кг). В Гамбурге держал винный погребок, что и сыграло роковую роль - умер в 44 года от злоупотребления алкоголем.
Ох, уж эти друзья-собутыльники...
Конечно, нельзя сбрасывать со счёта и те чрезмерные напряжения и перегрузки па износ, выпадавшие на их долю и невзгоды кочевой жизни циркового артиста.
Чемпион мира Иван Романов сетовал на недолговечность борцов-профессионалов, утверждая, что жизнь им надо считать не годами, а месяцами , как участникам Севастопольской обороны.
Не хотелось бы заниматься банальной пропагандой в пользу здорового образа жизни, но позволим себе немного статистики о продолжительности жизни борцов, уважавших спортивный режим.
К.К. Шульц (Вейланд) умер на 103 году жизни. Сали Сулейман (Махтуласв) и Опарин (Северский) прожили по 93 года, а Г.Гаккешмидт - 90 лет. Далее: 86 лет - С.Збьпшко-Цыганевич и П.Петреско (Григорьев); 84 года - Ф.Ливренов, М.П. Белов, В.Ярков, С.Сутягин, С.Пугачёв; 83 года - И.Чуфистов. Бредихин, Ян Спуль - 79 лет. Поддубный прожил 78 лет, И.Шемякин - 74 года, В.Пытлясинский - 70 лет. Мунайтпасов прожил 77 лет (но относительно его года рождения нет единого мнения).
А.Ракитин (Ярков) - 78 лет, Хаджи-Мурат (Мусин) - 75 лет, И.Айвазов - 72 года.
Черные Гераклы.
Иван Заикин писал в своих воспоминаниях: «Публика доходила до экстаза, когда на арене черный и белый борцы. Это несомненно было более красивое зрелище, чем борьба двух белых или двух черных борцов… Ярославцев в угоду публике выписал из Лондона негра Бамбулу и выпускал его не иначе как в шитом золотом трико. Черный до блеска, статный, богатырского вида, Бамбула, весь словно облитый золотом производил на публику сильнейшее впечатление. Боролся он легко и красиво, напоминая во время схватки гибкого хищного зверя… По всей силе и технике Бамбула уступал в нашем чемпионате лишь Поддубному и мне. Он так и шёл третьим всё время пребывания в чемпионате Ярославцева.
Большую известность имел Хаджи – Мурзук – чемпион Туниса, мавр красивого сложения. Большая сила с хорошей техникой делали его одним из лучших цветных борцов
Кубинец Джоэ Мора рекламировался как «Чёрный Геракл». Начинал как борец лёгкого веса, был изумительно красиво сложен и невероятно лёгок в движениях. В России негритянские борцы имели большой успех. (Особенно после «Хижины дяди Тома»). В 1915 году в Казани первый приз разделили Джоэ Мора и Мартынов. На втором месте Хаджи Мукан. В Москве в цирке Никитина в 1915 году первое место взял Збышко – Цыганевич, второе – Джоэ Мора, третье – сильный негритянский боец Чемберс Ципс, четвертое – Муханура.
С 1934 года в чемпионатах выступал Фрэнк Гуд, родственник Поля Робсона. Всегда занимал призовые места, хотя на самом деле не мог продержаться против любого борца более пяти минут. Постепенно вошёл в форму и улучшил свой класс. Но до 1952 года его приходилось для кассовых сборов постоянно «раздувать» до уровня призёров. Так использовалась и обыгрывалась исключительная симпатия русского народа к угнетённым неграм.
Популярность негритянского борца Чемберса Ципса пережила его самого. Мальчишки продолжали страстно болеть за него, когда он боролся уже на экране в кинофильме «Приключения Артёмки», снятом по одноимённой повести Василенко.
Все права на эту публикацую принадлежат автору и охраняются законом.