Прочитать Опубликовать Настроить Войти
Виктор
Добавить в избранное
Поставить на паузу
Написать автору
За последние 10 дней эту публикацию прочитали
21.12.2024 1 чел.
20.12.2024 0 чел.
19.12.2024 0 чел.
18.12.2024 0 чел.
17.12.2024 0 чел.
16.12.2024 0 чел.
15.12.2024 1 чел.
14.12.2024 0 чел.
13.12.2024 0 чел.
12.12.2024 0 чел.
Привлечь внимание читателей
Добавить в список   "Рекомендуем прочитать".

Сила титанов



Об авторе
Подрезов Виктор Федорович родился 4 ноября 1947 года в селе Отрадное Таврического района Восточно-Казахстанской области. Отец, дед и прадед - уроженцы Усть-Каменогорска, землепашцы. Стихи Виктор начал писать в армии.
Служил в Амурской области на строительстве ракетных шахт
35 лет отработал в плавильном цехе СЦК. Он один из пионеров таких видов спорта, как атлетическая гимнастика, армрестлинг, силовое троеборье, гиревой спорт.
Кандидат в мастера спорта по пауэрлифтингу.
Печатал статьи по истории атлетики и силовых видов спорта не только в местной и республиканской прессе: «Sport-KZ», «PROспорт», «Караван-Регион», журнале «Иртыш», но и в российских изданиях: «Тюменская правда» , журнале «Спортивная жизнь России»,альманахах
”Богатыри”,”Братина”.
К 60-летнему юбилею Победы вышла в свет его книга: «Герои фронта – герои спорта».В 2007г.-“Атлеты Восточного Казахстана”.
.Сила титанов
История русской силы в очерках и рассказах






ГИМН СИЛЕ.

В течение долгого пути сквозь миллионы лет эволюции человечество испытывало самые жесткие нагрузки силового характера.
Были битвы с враждебными племенами, смертельные схватки с хищниками, преодоление всевозможных препятствий в дикой природе. Нужно было принести тушу убитого зверя в пещеру или бревно к костру. Метнуть тяжеленный камень в мамонта. Сила требовалась на каждом шагу. Она помогала выжить вместе с быстрой и точной реакцией, умением принимать правильные решения в доли секунды.
Богатыри были в великом почете у любого народа. Им завидовали и ими гордились.
Силу и красоту героев античных стадионов донесли до нас уцелевшие статуи великих скульпторов. А вот первые рекорды. В музее Олимпии выставлена большая каменная гантель весом 143,5 кг – экспонат IV века до нашей эры. На ней выбита надпись: «Вивон поднял меня над головой одной рукой!» Его современник Евмаст приподнял от земли каменный блок весом чуть-чуть меньше полтонны.
Мечта человека быть очень сильным стара как мир и запечатлена в древнем фольклоре. У каждой цивилизации среди самых первых литературных памятников – воспевание сильного и смелого героя, будь то подвиги Геркулеса, богатырские былины или батырлар жыры.
Даже у Жюля Верна множество героев наделено исключительной физической мощью. Вспомним, как он описывает телосложение Мишеля Ардана или Робура – Завоевателя. Не говоря уже о Джеке Лондоне с его культом силы: их герои под всеми широтами отличались силой и энергией.
Перечитайте «Мои скитания» Гиляровского – это настоящая богатырская эпопея, где над мраком и нищетой возвышается неукротимый богатырский дух. Сила и сноровка бойца многократно спасали ему жизнь. В погоне за материалом и сенсацией журналист Гиляровский попадал в рискованные переплеты в жиганских притонах. Сила помогла выбраться живым с Ходынской давки, довелось ему и тянуть лямку в бурлацкой артели.
К концу 19 века бурно развивается промышленность и торговля, а механизация запаздывает. Транспорт и судоходство требуют очень сильных физически людей для погрузки и выгрузки.
И в начале XX века сила была самым безотказным и верным помощником в повседневном труде. Не менее 75% работ во всех сферах жизнедеятельности проводилась мускульной силой человека и животных. Роль механизмов была еще ничтожна.
И снова силачи в цене, народ восхищается ими. Отсюда и невиданная популярность цирковых борцов и атлетов…
Есть мнение: в эпоху компьютеров сила – это первобытный пережиток. Но мускульная система человека рассчитана на ежедневную энергичную работу. Не получая этой нагрузки организм приходит в состояние сбоя. Для многих пациентов поликлиник – корень зла и источник болезней – недостаток энергичной работы мышц. Вывод: для профилактики у нас один путь – в спортзал! Естественно, что современному среднему человеку не нужны подвиги силы Геркулеса и рекорды атлетов. Но движение, мышечная работа, а стало быть регулярные тренировки – именно сейчас нужны как воздух! Чтобы не деградировать, человечество должно оставаться сильным!
Школа богатырства
Какими же были наши предки в стародавние времена? В древней «Книге Велеса» встречается упоминание о битвах славян с врагами. Чтобы устрашить русичей одевали вороги-готы шлемы с бычьими рогами и звериной пастью, а чтобы защитить себя, снаряжались в громоздкие кожаные доспехи. В ответ русичи скидывали с себя всю одежду, чтобы показать свое презрение к врагу и к смерти, оставаясь с двумя мечами в руках. А кони обучены были к управлению одними ногами и коленями. И порою, враги приходили в ужас, когда бросалось им в глаза, насколько мощным было телосложение русичей.
Предвидя сомнения скептиков, предлагаю обратиться к старинным документам, чтобы взглянуть на русичей глазами заезжих путешественников. Из путевых впечатлений Ибн Фадлан Ахмеда – посла багдадского халифа к болгарам в 921 году: «Я видел руссов, когда они пришли со своими товарищами и расположились на реке Итиль, и я не видел более совершенных членами, чем они, как будто они пальмовые деревья…».
Теперь становится понятным, почему за славян, имевших несчастье попасть в рабство, на рыботорговых рынках Среднеземноморья назначали наивысшую цену. А немецкий дипломат С. Герберштейн в «Записках о московитских делах» за период с 1517 по 1526 год писал: «Московиты весьма сильны руками и мышцами».
Сама природа заставляла быть физически сильными – ведь славянам приходилось выживать в самых суровых климатических условиях по сравнению с другими народами Европы. Даже сейчас производство одной булки хлеба или одного кирпича обходится многократно дороже, чем в Италии или Германии. Зимой всегда нужно было заготавливать такое неимоверное количество дров для отопления, какого не требовалось ни в одной из европейских стран с мягким климатом. И это всего лишь одна из самых необходимых работ, требовавшихся в старину. Сила закалка и энергия требовались любому жителю, не говоря уже о пахарях и охотниках, каменщиках и плотниках. Энергичная мускульная работа не только вырабатывала физическую силу и выносливость, но и накладывала свой отпечаток на генетическом плане. Когда мы удивляемся, как природа одарила богатыря – самородка, то забываем, насколько огромные физические нагрузки перенесли поколения его предков: землепашцев, кузнецов, ремесленников. Поэтому телосложение русичей всегда отличалось своей мощью, особенно развитым плечевым поясом – вспомним былинные плечи во косую сажень и грудь колесом, на которую ставили полный лафитничек и ни капли не проливалось. Немало способствовали этому детские игры и забавы, сызмальства воспитывающие физическую силу, ловкость и сноровку. Из дневника Ф.В. Берхгольца, ставшего свидетелем кулачных боев уже с середины 18 века: «Бойцы, когда бьются разом и руками и ногами, и готовы кажется съесть другого…, а все – таки остаются лучшими друзьями, когда дело кончено. К подобным упражнениям они приучаются с юных лет. Мы видели такие бои и между самыми маленькими ребятами».
Рассмотрим старинный русский быт. Из седой древности пришли игрища, которыми забавлялись отроки с самых ранних ребяческих лет – санки, коньки ледянки, лапта, городки, бабки, чехарда, борьба и кулачки. Из них мы застали только городки, клёк и «круг осла». (Парадоксы истории: лапта наглухо забытая в России, победно обошла весь мир и вернулась обратно в Россию в форме бейсбола). В 3-4 года мальчишку сажали на коня, а с 4-х лет деревянный меч становился его любимой игрушкой. Но на особом месте всегда были любимые забавы – борьба и кулачные бои. Причем к борьбе также приучали с 3 – 4 лет. И богатырский дух и богатырскую силу приобретали выраставшие в такой атмосфере великолепные образцы мужества благодаря борьбе и кулачным боям. И под их воздействием вырастали молодцы, о которых с восторгом писал историк Д.А. Покровский: «Еще досель свежи предания о непобедимых рыцарях кулачного боя и мужественных вождях стенок. Это были, конечно, простые фабричные, искусившиеся в энергетических приемах русского бокса, блиставшие атлетическими формами, выделявшиеся непомерной физической силой, прямые потомки тех богатырей, что ломали червонцы, как мятный пряник, сгибали подкову».
Как уже говорилось ранее, борьба и кулачный бой были на особо почетном месте из других игр и упражнений. Летописец Нестор, опираясь на самые древние источники, упоминает о кулачных боях в «Повести временных лет». Историк Н.И. Костомаров писал: «Бои кулачные и палочные составляют для русских своего рода потеху, увеселения, начиная с глубокой древности до недавнего времени». Еще Ярослав Мудрый в древней «Русской Правде» (1016 год) устанавливает регламент кулачных боев.
К слову сказать, палочные бои практиковались в Смоленской и Тамбовской губерниях. В.Воронежской губернии палочные бои именовались «Дубинушки» Н.М. Карамзин в связи с судебником отмечал: «Бойцы сражались у нас ослопами и дубинками». Здесь видимо речь идет и о судебных поединках, которые практиковались при Иване III и были отменены Иваном Грозным в 1556 году. Но, невзирая на запреты, этот обычай дожил до XVIII века.
Церковь неустанно боролась с кулачными боями. Еще в 1064 году сетует высшее духовенство, что в Москве «безвестные попы и дьяконы у Фроловского моста (Спасского) и боролись и даже в кулачки бились». Но только в 1551 году церковь официально запретила бои «Как игрища эллинского беснования». Окончательный удар народным единоборством наносят петровские реформы. Уходят старинные самобытные обычаи, внедряются западные – дуэли европейского образца, употребление табака и крепких спиртных напитков.

Бои кулачные

Представления о кулачных боях сложились у нас под влиянием нескольких кинофильмов, где под резкие взвизги гармоники остервенело хлещутся пьяные ухари. Все это подчеркивало дикость отсталого деревенского быта при разложившемся самодержавии.
На самом деле корни этого явления восходят к таким традиционным понятиям, как восход и закат солнца, как смены зимы весной и летом, как посев и жатва. Именно от земледельческих культов Солнца, поклонению силами природы и памяти предков, от священнодействий с обрядовыми церемониями, подчиненными земледельческому календарю, и зародились ритуальные бои. Эти обряды служили развитию животворящих сил – в первую очередь не телесных, а духовных. И память крестьянская сохранила до исторические действа.
Поначалу бойцовские игрища были ритуалом во время поминок и тризн, затем стали частью древних славянских праздников: Масленицы, Красной Горки. (Красная Горка праздновалась весной – в первое воскресенье после Пасхи, позднее в первый понедельник после Фомина воскресенья). На Руси в Иванов день – 24 июня, день летнего солнцеворота, спускали в реку горящее колесо. А на Масленицу колесо поднимали на шесте. Предтечей свадебного обряда был Яр – бой – кулачное игрище за невесту. Этот «бой ярый» был не просто физическим упражнением, а имел энергетические основы. В Радуницкую неделю на Вьюнец боролись один на один. Народ постепенно трансформировал языческие праздники в Христианские. Праздник Перуна совпал с Пасхой, Коляда соединялась с Рождеством Христовым.
Из обрядового ритуального боя возникли и другие разновидности кулачных боев, совершенно отличающихся не только от ритуального боя, но и друг от друга. Повсюду были свои приемы и ухватки, свой устав и свои правила. Стеношный бой отличался от боя охотницкого, тот в свою очередь от судебного поединка. Свалку – сцеплялку нельзя путать с уличной дракой. Особняком стоит круговой бой – бой одного против многих. Его техника и приемы утеряны безвозвратно.
Бой ритуальный обрядовый отличался своеобразным психологическим настроем. Полностью отсутствовала агрессия, злоба, негативные эмоции. На Руси физическая сила всегда опиралась на высокую духовность. Работа над духом, победа над страхом достигалась игровыми приемами – плясками, специальными песенками, частушками, скороговорками, импровизациями.
Песни, которые были подготовкой к поединкам, считают своеобразной коллективной медитацией, оказывавшей духовное влияние. Более того пение было очень важным феноменом – звуковой резонанс объединял своих в единое целое и мешал нападавшим. Кроме того, декламация и пение бойцов во время боя помогали вырабатывать свободное дыхание. По своей сути обрядовый бой – это боевой танец, где присутствуют элементы самовнушения и даже гипнотической техники. Здесь полное отличие от стенового боя – совершенно другая техника и тактика, другой репертуар приемов, даже пластика движений совершенно иная. Стойка – называемая специалистами сгрудкой, своей расслабленностью отличается от боксерской.
Ломание, буза – своеобразный танец перед боем и даже во время его снимал стресс и усталость пахаря. У «ломающегося» после полного расслабления наступал прилив сил и удали. Сама собою и грудь колесом выкатывалась, и озорство выливалось в частушку. Утверждают, что даже вид ломающегося оказывал гипнотизирующее действие – у чужих подгибаются коленки, свои переполняются отвагой.
А вот беременным женщинам запрещалось смотреть кулачные бои.
Традиционный сценарий ритуального поединка – после обмена частушками следовало танцевальное «ломание». Затем соперники трижды сшибались грудью, на этом разминка заканчивалась, и начинался бой. Пение продолжалось непрерывно и во время боя. После поединка непременное братское объятие. Жесткий устав запрещал биться «по увечному» - все оговаривалось специальными правилами.
Гораздо более суровым был вольный охотницкий бой один на один (сам на сам). Перед единоборством бойцы троекратно целовались. Потом звучали такие «поцелуи», от которых кости хрустели и чертям тошно становилось. Тут уж было не до частушек. Здесь особое значение имело искусство защиты и ухода от ударов. Бились до крайнего изнурения, пока на ногах держались. Зачастую в упорном поединке увечили молодцы друг друга, а порою платили жизнью за потеху. Хотя свято соблюдались главные правила: лежачего не бить. В русских кулачных боях всегда отсутствовал принцип добивания, характерный для восточных систем. Был жесткий запрет и на всевозможные закладки в рукавице. Пойманного со свинчаткой свои же учили так, что могли и жизни лишить. Рыцарский кодекс соблюдался неукоснительно. Очень редко в поединках «сам на сам» разрешались удары ногами.
Вольный охотницкий бой описан Лермонтовым в песне про купца Калашникова. За свою оскорбленную честь бился удалой купец на поединке. Да вот только сразил царского любимца Кирибеевича запрещенным ударом в висок. Удары в висок и в «Жабру» (кадык) считались смертельными и были запрещены на кулачных поединках. За это его и пожаловал плахой грозный царь Иван Васильевич. Кулачные бойцы обладали тяжелой рукой с ударом поистине смертоубийственным. Гигант Семен Трещало с одного маха выбил кирпич (изразец) из печи. Но в драке за бильярдом он был убит другим кулачником Ботиным – тем самым ударом в висок.
Имело место и сокрушение твердых предметов – разбивание кулаком деревянных плах и колод. На Троицу староверы русского Севера ломали грудью жерди, закрепленные между двух берез.
Бойцы «один на один» ценились выше других и в стенке обычно не участвовали. Лучшими бойцами считались туляки: Алеша Родимый, Никита Долговяз, Тереша Кункин, братья Походкины, семейство Зубовых. В Москве при Екатерине славился трактирный половой Герасим, выходец из Ярославия. В Санкт – Петербурге сильнейшими бойцами были фабричный Соколик и приказной чиновник Боткин. Историки с удивлением отмечают, что оба были довольно невзрачные с виду, но удивительно изворотливые и ловкие. В Екатерингофе долго славился целовальник Гордей.
Страстно любили эту жестокую потеху старые помещики и богатые купцы. Брали любимых бойцов на полный пансион, затем устраивали веселье за городом, сводя их на поединках за большие пари и заклады. Им создавали шумную славу «чудо - богатырей» и «надежа - бойцов», с большим почетом возили на поединки по другим городам. От купцов и пошла традиция – пить бойцу как можно больше вина считалось доблестью, а просить, или брать деньги в подарок бесчестьем.
Самым жестоким испытанием был бой «Удар на удар». Строго по очереди молодцы угощали друг друга однократным ударом. Право первого удара определялось жребием. Нельзя было уклоняться и уходить от удара, на что требовалось особое мужество. Правда существовала своеобразная техника принятия удара или прокручивания под ним. Но, зачастую и это не спасало от трагического исхода поединка. Этот редкий вид боя предпочитали любители острых экстремальных ощущений и обладатели сокрушительного удара – настоящие костоломы. Известному боксеру К. Градополову (Заслуженному мастеру спорта, чемпиону СССР 1926 года в среднем весе) довелось повстречаться с таким кулачником уже в 30-е годы XX века во время киносъемок на реке Чусовой. Однажды таежный крепыш предложил ему сразиться «раз за раз».
- Что же это за бой?
- Как обычно. Бросим монетку, и кто угадает, тот бьет первым
- А что делает другой?
- Стоит и старается не упасть. И если устоит, то его черед бить.
Градополов благоразумно отказался.
Немного о круговом бое. Представьте себе бойца в центре круга, отбивающегося от 4-8 противников сразу. Чтобы выдержать с честью подобное испытание, нужно было достигнуть высокого уровня и стать мастером боя. Была выработана совершенно оригинальная техника боя одного против многих. Можно предположить, что социальные катаклизмы XX века помешали сохранить эту технику. На данный момент она безвозвратно утеряна и нет ни одного кулачника, владеющего круговым боем.
Почему – то недолго просуществовала и такая развеселая забава – «свалка сцеплялка», где каждый бился сам за себя и против всех остальных. Тут уж не зевай, не то так посыплется, что и костей не соберешь. Здесь разрешались и захваты. На первый взгляд абсолютная непредсказуемость как нельзя лучше воссоздает атмосферу боевой рукопашной схватки. Могла ли «свалка - сцеплялка» иметь прикладное значение – сейчас остается только строить догадки, поскольку она не выдержала испытания временем.
Противники или в рассыпную и тузились в толпе – так описывает свалку очевидец.

Стенка на стенку

Наибольшей популярностью и любовью народа пользовались бои стеношные. Историки и этнографы единодушно отмечают их огромное значение в старинном быту и увлеченность ими самых огромных масс населения. Далее придется широко пользоваться выдержками из исторических хроник, чтобы читателю стало ясно, что сведения о стеношных боях – это не выдумки автора, а свидетельства очевидцев. М. Забелин в исследовании Русский народ (1880г.) «Борьба и кулачный бой составляли издавна любимую народную потеху, преимущественно на сырной неделе, чему способствовали морозы и случай погреться. Эти гимнастические упражнения назывались играми или игрищами. Часто в старину кулачными боями любовались цари и князья наши. Преподобный Тихон уничтожил этот праздник».
В отличие от церкви власть мирская, т.е. светская больше считалась с народным обычаем и относилась к нему с большим пониманием. Так в указах Екатерины I встречаются строки о стеношных боях, которые в понимании нашего современника звучат довольно странно: «И во время боя, чтобы драк не было, и кто упадет лежачего не бить». Так узнаем мы с удивлением, что стеношный бой – это не безобразная драка, а своеобразный спорт. Картину проясняет Н. Помяловский в «Поречанах»: «Поречане хотя и были теперь теснимы, но отступали в строгом порядке, по вершку. Они сыпали друг другу страшные удары, но лица их и грудь окаменели, ни один не сделает фальшивого полуоборота, изучают каждый взмах и удар друг друга. Это шла уже не игра, а какое – то глубоко – сосредоточенное, научно – кулачное занятие. Душа замирает у бойцов, но при замирании сохраняется полное присутствие духа».
Дрались с великим азартом и отчаянно, но без злобы и опасных для здоровья и жизни приемов. Этому немало удивлялся английский путешественник Вильям Кокс в 1778 году: «Мы видели до двадцати подобных свалок. Некоторые из бойцов отличались большою силой, но они не могли сделать вреда, благодаря самому способу драки. Здесь не бывает переломов и ушибов, какими часто сопровождаются кулачные бои в Англии».
Этнограф Фомин в исследовании «Кулачные бои в Воронежской губернии» дает следующую зарисовку из жизни.
«… Кулачники сделали перерыв. Только что отчаянно дравшиеся, как заклятые враги люди стояли теперь рядом друг с другом, мирно закуривали и оживленно беседовали о бое. Жалоб, злобы, стонов не слышно нигде. Настроение у всех совершенно мирное. В некоторых местах толпы слышен дружный смех. Сами бойцы о своих членовредительствах рассказывали с шутками, восторгаясь только, что закончившимся боем, который в этом году, по их словам, особенно удался. Ни тени злобы, затаенной мести в этих рассказах я не заметил».
Это удивительное сочетание азартного боя с неизбежными травмами и гуманизма заставило историка Д.А. Ровинского сделать вывод: «Стеношные бои – это уникальное российское явление».
О том, как шла подготовка к стеношному бою повествует Д.А. Покровский в «Страницах минувшего». «Стенка замышлялась чуть не за неделю, обсуждалась на военном совете, который собирался в том или другом фабричном трактире, и окончательные решения по организации битвы принимались военачальниками обеих сторон по взаимному соглашению. О месте и времени побоища становилось известно каждому дня за два, так что к созерцанию грандиозного зрелища собиралась буквально со всей Москвы масса любителей. Подробнейшие инструкции заправилам стенки сообщались ее главнейшими рапорядителями в течении всего праздничного дня в каком – из трактиров возле Покровского моста, на котором целый день толкались будущие герои… На кулачные бои они смотрели не как на забаву, а как на дело, к которому они предназначены самой судьбой, как артист смотрит на подмостки и к этому делу относились с добросовестной педантичностью. Рыцарские уставы кулачных боев, правда немногочисленные, блюли они с самой идеальной нелицеприятной строгостью, и нарушение их, особенно сознательное и намеренное, карали с драконовской беспощадностью».
Вот основная заповедь всех русских кулачных боев – свято соблюдался строжайший запрет бить лежачего. Почувствовавший себя плохо мог выйти из боя, просто присев на корточки. Никакого добивания, характерного для Востока на Руси не знали. Запрещались удары ногами и ниже пояса. Особо жестоко карали хитреца, запрятавшего свинчатки в рукавицы. Свои же били беспощадно – не на живот, а насмерть. Рыцарский кодекс соблюдался неукоснительно. В стеношном бою, в отличие от других видов боя можно было участвовать только до первой крови – боец с рассечением выбывал сразу же. Правила стеношных боев учитывали, что после праздников бойцов нужно вернуть к своему привычному ремеслу в работоспособном состоянии. Правда, в XVI веке были некоторые отходы от неизменных правил. Во многих областях проявляются свои особенности боя. Кое – где включают даже удары ногами. Появляются и броски с помощью ног. Но оставались неизменными общие для всех моменты. Бились и в левой и в правой стойке. Обычно левым кулаком прикрывали солнечное сплетение от ударов «под дых», «под ложку», «в душу». Удар по нижним ребрам назывался «под микитки». Удар «тычком» или «ширма» знаком боксерам как прямой удар. Удар «под силу» - можно сравнить с коротким боковым. Удар «с крыла» - длинный размашистый боковой. Защита производилась уклонами, нырками, подставками предплечья. Само собою, делался отскок или шаг назад, в стороны. А защита головы отворотом тулупа могла применяться только в зимних боях.
Вот примерная классификация стеношных бойцов. Перед главной битвой выступала так называемая «затравка» - тузили друг друга 8 – летние мальцы. Их сменяли «заводные» или «выростки» - 10 – 12 лет, продолжавшие разогревать взрослых бойцов. Основную массу стенки составляли «рядовых». Стенка часть состояла из 3-х рядов. Наиболее опытных бойцов – «клиновых» ставили в центре (в «челе»). Их задача – прорыв «клином» стенки противника. Действиями рядовых и клиновых руководили пятидесятники, сотники, атаманы. Особая роль была у «надежи-бойца». Это самые лучшие бойцы, в завязке боя не участвовавшие. До поры до времени они удерживались в резерве. Лишь когда неприятель пробивал стенки, надежа-боец летел на подмогу. Бил кулаками во все стороны и, разбросав вражескую стенку, возвращался обратно под громкие похвалы. «Деды» - по возрасту уже не бились, а выступали советчиками и арбитрами.
«Кулачный бой в русской семейной жизни считался удальством. Подвергать себя по доброй воле побоям, бить других без пощады было роскошным веселием для наших отцов и дедов». Так М. Пыляев описывает процветание кулачных боев. И в его исследовании кулачный бой с незапамятных времен на Руси был любимой потехой, происходившей в известные дни. Время боев начиналось с зимнего Николы, т.е. 6 декабря и продолжалось до сборного воскресения. Самый большой разгул был на Масленицу. Летом бои не бывали. Происходили они почти повсеместно: на Оке и на Волге собирались партии человек по 500 и более. В Москве происходили знаменитые кулачные бои – на льду под Каменным и Троицкими мостами. Специально для этого делали запруду на речке Неглинной – чтобы получить арену достаточную для кулачной битвы. В Санкт-Петербурге в Великий пост кулачные бои происходили на Неве каждое воскресение. А в Петровское время на Адмиралтейской площади дрались и боролись охтяне (с речки Охты) с фабричными стеклянного и фарфорового заводов.
Позднее, с ужасом описывает Пыляев страшное, по его мнению, кулачное побоище между охтянами и крючниками Калашниковской пристани. Дрались они то на замерзшей Неве, то на льду Малой Охты.
В Казани прославились суконщики, выставлявшие лучшую стенку. Оказать им сопротивление могли только мясники – татары. В Херсоне опять же суконщики дрались против стенки караимов. В Костроме на Молочной горе бились дебрянке с сулянами – один район Костромы с другим. В Тамбове к концу XVIII века очень отличились семинаристы: Казанский, Макаровский, Никольский, Растошинский. Утверждали, что могучего натиска этой лихой четверки не могла удержать даже стенка в сотню бойцов. Больше других из стеношных бойцов славились казанские, калужские и тульские. Пыляев считал, что более ловкие городские бойцы всегда брали верх над деревенскими. Кулачных боев не чурались и дворянское сословие. Графский титул не помешал отличаться на этом поприще братьям Орловывм, особенно Алексею и Григорию. Бои они устраивали в Москве в Нескучном саду и в Манеже, куда возами присылали бойцовские рукавицы.
Герои кулачных битв вдохновляют поэтов. Вот ода Ивана Баркова «Кулачному бойцу», написанная в середине XVIII века. Здесь Барков даже изменил своей обычной теме:
Борца, бойца пою, пиваку,
Ширяя в плечах бузника!
А еще дальше он дает точную картину действий «надежи - бойца», в критический момент спасающего свою стенку от прорыва неприятеля.
Сильнейшую узревши схватку
И стенку, где холоп пробил,
Схватил с себя, взял в зубы шапку,
По локти длани оголил;
Вскричал, взревел он страшным зевом,
«Не бойсь, ребята, наши стой!»
Земля подвигла горы с небом.
Приял бурлаков бодрость строй.
Уже камзолы отступают,
Уже брады поверх летают.
Пошел Бузник, тускнеют вежды,
Исчез от пыли свет в глазах,
Летят клочки власов, одежды,
Гремят щелчки, тузы в боках.
А к концу XVIII века в Москве стал особо знаменит кулачник Семен Трещало. Прославился тем, что одним ударом ухитрялся выбить кирпич из печи. Поэт А.Е. Измайлов воспевал его подвиги:
В Москве фабричный был Семен – силач, боец:
За раз из печи изразец
Свою вышибал железной пятерней,
Всех опрокидывал и гнал перед собой.
Страх, ужас перед ним
И крики радости и похвала за ним.
По окончанию сраженья
Героя нашего ведут все с торжеством
В питейный дом
Для угощенья.
Кабацкое угощенье было неизменной наградой надеже – бойца. Показательно, что Трещало был далеко не единственным кулачником такого уровня. Семен Трещало был убит ударом в висок другим бойцом Боткиным. Барков так отказывался в подобном случае:
Нашла коса на твердый камень,
Нашел на доку дока тут.
Но какими бы сильными не были отдельные бойцы, все же не они определяли успех или поражение всего боя. Успех зависел от дружного взаимодействия всей массы стеношных бойцов. В рассказе П.Бажова «Широкое плечо» башлык – начальник стенки так инструктировал своих бойцов: «Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности, коли ты с каким Гришкой - Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой меряться. Нам надо, чтобы всем заодно, широким плечом… пособляй соседу справа… А главное помни, - не одиночный бой, не борьба, а стенка. Не о себе думай, а о широком плече!» Вот так из поколения в поколение передавался соборный русский дух, артельность, взаимовыручка и умение добиваться общей цели, ныне безвозвратно утерянное. И у земледельцев и среди ремесленников борьбой и кулачными боями самозабвенно увлекались не только юноши, но и многие матерые бородатые мужи. В одном стеношном ряду выстраивались отцы, сыновья и даже внуки. «Пока семья продолжала рожать, ходить в стенку было делом обязательным – пишет А. Грунтовский в исследовании «Русский кулачный бой». Лишь перейдя в категорию «дедов» мужики наблюдали бой уже как советчики и арбитры … На Масленицу стеношные бои длились целую неделю, а сам бой часто длились с конца утренней службы до начала вечерней (т.е. 6 часов). Находились и купцы – меценаты, одевавшие каждую из стенок на свой манер: кушаки, шапки, рукавицы – одним синие, другим красные. В таких боях отрабатывалась военная тактика, ибо шла постоянная смена бойцов первого ряда бойцами, стоящими во втором и третьем. Отрабатывалось умение держать фронт и маневрировать по команде атамана и его помощников: атаманов левого и правого крыла (сам атаман командовал центром – «челом») и также «сотских», пятидесятских» и «десятников». Команды подавались голосом, свистом и трубами. Использовались вполне боевые приемы: удар «свиньей» (клином), удар «с крыла» (флангом), отступление, «засада» и т.д. Победителем признавалась стенка, выгнавшая основную массу противника с поля боя. В бою участвовали не только мужики и подростки, но и вся община».
Так с малых лет приучалась молодежь не только к атмосфере стремительной схватки и способности не терять головы в минуты опасности. Кроме бесценных навыков боя вырабатывалась способность к согласованным массовым действиям, воспитывался даже некий коллективный разум. Обычаи старинного русского быта не только с раннего детства прививали навыки кулачных боев. Стеношные кулачные бои имели свое прикладное значение. Ведь в старину обычно не хватало княжеских дружин, чтобы противостоять набегали полчищ басурманской саранчи. На сечу приходилось выходить и крестьянам и ремесленникам. Даже спустя столетия такие качества как быстрая реакция и быстрота мышления, чувство дистанции и сметливости были неоценимы в штыковом бою.
Это была отличная физическая и психологическая подготовка к возможным сражениям. На замерзшей реке сходились друг против друга мужики и парни окрестных городов и деревень. Улица против улицы. Деревня против деревни. Стенка против стенки. Навык драться на скользком льду помог народному ополчению Александра Невского победить псов – рыцарей на Чудском озере. И на Куликовом поле – ведь не профессиональные войны, а крестьяне – ополченцы удержали натиск конницы Мамая на центр благодаря умению держать стенку и взаимовыручке.
Откроем 4-й том исторической хроники С.Н. Сергеева – Ценского «Севастопольская страда» и на 517 странице увидим как в критический момент, оставшись без командиров нижние члены, выходят из положения.
«Бородинцы и тарутинцы, к тому времени лишившись почти всех старших офицеров и предводимые молодежью – прапорщиками и юнкерами, объединившись в одно скопище людей со штыками, которое можно было бы назвать лавою, или по – русски стеною, как это было принято тогда на кулачных боях, но никак не бригадою, и кинулись на укрепление вновь». К слову сказать – штыковой бой в русской армии был на большой высоте. Поэтому, врукопашную русские солдаты легко справлялись с турками, наводившими ужас на все Средиземноморье. Конкуренцию могли составить только англичане. С ними резались особенно упорно и ожесточенно. Бывали такие бои, когда перед укреплениями вырастали сплошные горы трупов высотою в сажень. Но героизм русского солдата не был сломлен. Севастополь не был сдан, как утверждают сейчас телеведущие – фекалоиды, гадящие на русскую историю. Были захвачены только бастионы южной стороны. Но напротив них поднялись укрепления северной стороны. Год сражался Севастополь, но не пал. Севастополь все время оставался под русским флагом.. Антанта вместе с Портой увязли в этой войне. А когда русские войска взяли турецкую крепость Карс, наступил перелом в военных действиях. К этому времени ни война вымотала противоборствующие стороны и 30 марта 1856 года был заключен Парижский мирный трактат.
О великом азарте кулачных боев писал С.Максимов в исследовании «Крестная сила» (СПБ 1908г.) «В старину одним из наиболее популярных масленичных развлечений были кулачные бои. Крестьяне и горожане одинаково любили поразмять косточки в драке и побоища сплошь и рядом принимали грандиозный характер». В Олонецкой губернии кулачные сражения были замаскированы под невинным названием «игры в мяч». Проводились в последний день масленицы на замерзшей реке. Победой считалось, когда одна из двух партий, числом в полсотки человек, загоняли мяч за отмеченную черту. Мяч перемещали ногами, а передвижение противника пересекалось самыми звонкими оплеухами. Бойцами овладевал необыкновенный азарт, над побоищем стоял столб пара. Причем, участвовали не только парни, но и мужики в возрасте. Хотя ни в одной из других губерний не практиковался синтез ледового футбола с кулачками, но просто кулачные бои в Пензенской губернии не уступали накалом азарта. Сражение в Краснослободском уезде Максимов называет «ужасным боем». С самого утра в последний день масленицы на базарной площади собирается все окрестное крестьянство «от мала до велика». Как обычно зачин дают ребята с 10 лет, затем вступают в бой женихи, доходит очередь и до матерных мужиков. Первый разминочный бой продолжается около часа, затем передышка. А уж к вечеру бой состоится при любой погоде. Азарт разгорается с новой силой и достигает наивысшего уровня. «Куча барахтающихся людей.. колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей ее страсти. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят мс поля битвы почти нагишом: и сорочки и портки на них разодраны в клочья».
Тот же Максимов отмечал, что и в начале XX века кулачные бои оставались популярными во Владимирской губернии, на дальнем Севере и в медвежьих углах Сибири.
Затем в годы социальных катастроф – Первой мировой войны, революции, гражданской войны с последующим русофобским террором стало не до потех, не до игрищ. Началась беспощадная селекция – кто не склонял головы, тот становился, короче на голову. Так и следа не осталось от неукротимых бойцов и героев. Кровавые потопы, организованные закулисными кукловодами, искоренили русский дух.
Стеношные бои не являлись антиподом спорта, скорее наоборот, вливали в него новые силы. Прославился с 1909 года на Дорогомиловской стенке на Москва – реке гигант по прозвищу Кара Малай. И в боксе он добился большого успеха. Нур Алимов стал абсолютным чемпионом Москвы, чемпионом России 1915 года в полутяжелом весе. Как видим, татары охотно перенимали обычаи русских кулачных боев, в Казани даже выставляли свою стенку.
В столице в Дорогомиловской стенке участвовал Виктор Михайлов, ставший позднее заслуженным мастером спорта, 4-х кратным абсолютным чемпионом СССР, много лет подряд удерживавшим первенство СССР в полутяжелом весе. Против Дорогомиловцев на Москва – реке бились бойцы Пресни. А среди них Николай Старостин, будущий патриарх футбола.
А в других битвах на Москве – реке сражались городские против замоскворецких. Стенка вытягивалась до 70 метров «Групповые бои были настоящим спортивным праздником, - вспоминал позднее о них юный участник – Бились по правилам кулачного боя, нигде не писанным, но передававшимся изустно от поколения к поколению и строго охранявшим спортивную честность древнего обычая». Этот ученик кулачных курсов, Костя Градополов, стал не только заслуженным мастером спорта и заслуженным тренером СССР, но и профессором.
Но в 1925 году кулачные бои в Москве запретили в административном порядке.
В Бежецке был знаменит кулачный боец Алексей Анкудинов. Личность самобытная – бородатый старовер. В первую мировую войну попал в плен, содержался в одном лагере с англичанами, которые приобщили его к английскому боксу. Своих учителей удивлял боевым духом, стойкостью и двужильностью. Был бойцом от природы, одарившей его и выносливостью и сильным ударом и бойцовской хитростью. Вот отзыв современника: «… грозный популярный боец Алеша Кудинов, перед которым трепетали лучшие классные бойцы. Лишь у одного Алеши была железная выдержка, лишь у Алеши Кудинова были челюсти, которые, шутя, выносили самые свирепые удары, не боясь обычного нокаута. С такой же улыбкой Кудинов мог работать 15 – 25 кругов подряд. Это знали все, и с Алешей встречались не часто…» (П.Жеребцов «Тур вальса»). В боксерском мире «Папаша» стал не только самой колоритной фигурой, но и самым первым чемпионом России среди профи. В 1920 году – победитель Предолимпиады. В 1922 году стал чемпионом СССР в полутяжелом весе среди профессионалов. В 1926 году стал чемпионом уже среди любителей на I чемпионате СССР среди любителей. В 1927 году в 30 лет «Борода» покинул ринг.
Опыт кулачных боев использовался и для подготовки красноармейцев. В 40-е годы в Советской армии практиковался групповой бой, дающий навыки рукопашного боя. В его основу легли приемы смешанного боя. На Дальнем Востоке и во время войны проводились даже соревнования по групповому бою. Это редкий случай, когда жизнь заставляла использовать самобытный народный опыт, а не официальные виды спорта – английский бокс и французскую борьбу.
И даже после войны еще встречались отголоски кулачных боев в Орловской области (Публикации в «Комсомольской правде» за 1952г.) и в Воронежской области («Литературная газета» за 20 марта 1956г.). так закончились потехи молодецкие. И не вдруг, не сразу, но не стало и народа – богатыря, народа победителя. Потому что не стало русского духа. Не стало русского мужика – первого пахаря и купца расторопного с нерушимым словом купеческим, принесшего России и Сибири и Аляску. Перевелись сейчас Ломоносовы и Шолоховы – равных этим титанам ни в одной земле нет. Поддавшись на ересь лукавую, брат истребил брата, а оставшиеся стали рабами инородцев – впереди снова гнет и позор басурманского ига.

Русская народная борьба

Борьба также была в числе любимых народом игрищ, известных с незапамятных времен. Летопись 993 года повествует о безоружной схватке кожевника Яна Усмаря с великаном – печенегом. Невзирая на разницу в размерах, Ян Усмарь провел такой захват, который оказался смертельным для печенега. Искусство борьбы было на высоте – а это уже свидетельствует о большой массовости и популярности борьбы. А позднее прославятся своим борцовским мастерством братья Калашниковы из Москвы.
Борцовские единоборства также были частью древних языческих игрищ, входивших в земледельческие культуры (осенний праздник урожая), обряды свадеб, похорон, тризн.
Основной разновидностью народной борьбы была борьба в схватку (в охапку, в обхват, в крест). При борьбе в обхват – руки сцеплялись за спиной соперника. Борьба в крест – борьба начиналась только после принятия исходной позиции: правая рука идет в захват под левой рукой противника, а левая ложится поверх правой противника.
Если не было специального ристалища, то бороться выходили в круг на гумно или еще где земля помягче. По традиции боролись до 3-х раз. При борьбе в схватку запрещались захваты за одежду и использование ног. Победитель прижимал соперника спиной к земле и фиксировал плотно, даже разводил ему руки крестом.
Обычно по традиции, боролись до трех раз. Бросковая техника отличалась чистотой исполнения. Хотя по названиям приемы были далеко не сахар: «Поставить на головку, метнуть через грудь, взять на косу бедру».
Поскольку запрещались захваты за ноги и за одежду и работа ногами, типичная для всех разновидностей вольной борьбы, распространенных на Кавказе и Средней Азии, то русская борьба в обхват носила ярко выраженный силовой характер. Борьба в схватку подготовила почву для классической борьбы, типичной для Европы. Этим и объясняется успех классической борьбы в России.
Позднее на всех праздничных гуляниях стала популярной борьба на поясах – разновидность борьбы в схватку. Многие считают ее дальнейшим развитием борьбы в схватку. Непременное условие новой борьбы – обоюдный захват за поясом. Запрет подножек или их применение зависело от национальных традиций. Любители из народа опоясывались для борьбы кушаками, а профессионалы специальными кожаными поясами с двумя ручками и двумя паховыми ремнями. В этом виде борьбы успех приносили взрывные усилия – резкие мощные броски и рывки. Даже перекат через лопатки считался поражением. Обычный регламент борьбы – три схватки по 5 минут.
Была еще борьба «не в схватку» - она же «охотницкая». У нее были свои варианты. При борьбе «за вороток» (об одну ручку) борцы одной рукой держали друг друга за ворот, другая была свободна. В других вариантах допускались любые захваты за одежду выше пояса. В ход шли подножки, подсечки зацепы ногами. Позднее эти приемы вошли в арсенал борьбы самбо.
Этнограф Д.А. Ровинский в 1881 году зафиксировал для потомков следующую разновидность борьбы. «Практиковался особый способ – «московский», при котором борец, покосив противника на правую сторону, вместе с тем, подбивал ему носком правой ноги его левую ногу и этим способом мгновенно сшибал его с ног на землю. С этой борьбы пошла и народная поговорка: «Матушка Москва бьет, родимая, с носка»».
Впрочем, специалисты, ссылаясь на гравюры XVIII века, утверждают, что подобными подсечками с успехом пользовались и петербургские борцы.
В 1936 году А.Г. Харлампиев в систематизировал все виды национальной борьбы на территории СССР. Оказалось, что одной русской народной борьбы существовало около 20 видов.
Силушка богатырсая.
У известного историка М. И. Пыляева есть целое исследование о замечательных оригинальных людях - его современниках. Интересны его взгляды. Автор отдает предпочтение не атлетам, развившим силу упорными тренировками, а богатырям - самородкам, которым от рождения дана такая огромная физическая сила, что легенды о них переходили из поколение в поколение. К таким Пыляев причисляет только несколько человек: кучера императора Александра I - Илью, артиллериста Чагина, генерал-лейтенанта Василия Григорьевича Костенецкого, капитана Василия Лукина.
А вот колоритный портрет русского Портоса. «Славился своими феноменальными мускулами орловский дворянин Ал. Ст. К-инь. Ростом он был в 2 аршина и 13 вершков (200 см), в плечах косая сажень, грудь на выкат, толщина необъятная». Служил при Екатерине II кавалергардом, затем в Гатчине у Павла Петровича. Военную службу нес недолго, потому что никакая лошадь не могла выдержать его. Был произведен в коллежские ассесеры. и назначен в Орел городничим. Сила этого городничего была чисто сказочная: крестился пятипудовыми гирями, (?!) играл ими как мячиками, поднимал более 20 пудов, а одной рукой 12 пудов, разрывал канат в 2 дюйма толщиной, сгибал и разгибал широкую железную полосу. Такова была его сила, что лошадь он убивал кулаком с одного раза. Однажды легко справился с взбесившимся быком - удерживал его за рога, пока его не спутали веревками.
Для населения был каким-то страшилищем. С недобросовестными купцами творил суд скорый и немилостивый - случалось хватал за шиворот и бросал через забор. Одного провинившегося мещанина толкнул пальцем в бок и ... переломил ему ребро.
Генерал-лейтенант Василий Григорьевич Костенецкий - служил в артиллерии, знал превосходно свое дело. «После Бородина временно начальствовал всей артиллерией и много содействовал нашим успехам» (Брокгауз и Ефрон). Будучи ещё юношей - подпоручиком обратил на себя внимание чудесами отчаянной храбрости. Был высок ростом, широк в плечах, по описанию современников - стройный и красивый мужчина с самым добрым и приветливым лицом. Обладал необыкновенной физической силой: совершенно без всяких усилий разгибай подковы, сгибал серебряные рубли. Мелкое серебро складывал в четыре раза, как клочок бумаги. В Киеве светские дамы, желая пошутить над ним, угостили на тарелке искусно сделанной каменной грушей: «Скушайте генерал!». Костенецкий удачно отшутился - как бы нечаянно раздавил грушу, воскликнув «Ах, какая она мягкая!».
На избыток своей чудовищной силы генерал не обращал внимания, но однажды на поле боя она пригодилась так, что потом ходило много рассказов. В сражении с французами, отбивая свою батарею от атаки вражеской кавалерии, в пылу боя Костенецкий лишился шпаги. Схватив банник для чистки стволов, валил вражеских нападавших улан направо и налево, многих перебил, а остальных прогнал. Когда император Александр I награждал его за такой подвиг орденом Георгия, Костенецкий попросил его ввести вместо деревянных железные банники. Легковаты мо деревянные! На что государь возразил: «Мне не трудно сделать это, но где же найти для этих банников Костенецких, которые могли бы справляться с ними».
Быт его был спартанским до предела. Спал на жестком кожаном диване без одеял и простынь. Зимою никогда не топил своих комнат и ему в них не было холодно. Более того, проснувшись голышом нырял в сугроб возле крыльца и барахтался там. Когда возвращался в комнату от него валил пар. А летом устраивал «суворовскую» утреннюю ванну. Рано на заре во весь опор скакал в поле, где голый катался по траве и росе. Пища его была самая простая из солдатского рациона. Водки и пива не пил вовсе. Умер в почтенном возрасте. «И до самой смерти его железные мускулы ему не изменяли»- восхищался историк.
Капитан-лейтенант Лукин оставил о себе память в виде массы легендарных рассказов про его геркулесовскую силу. Из действительных фактов - легко удерживал дрожки, не давая тронуться с места при всех усилиях рысака. Легко ломал подковы, удерживал пудовые ядра по полчаса в распростертых руках, одним пальцем вдавливал гвоздь в корабельную стену.
Обладатель столь неимоверной силы был человеком среднего роста, плотным, коренастым. До поры до времени был тих и миролюбив. Но становился вдвойне страшен для того, кому вздумалось бы вступить с ним в рукопашный бой, поскольку был чрезвычайно ловок и проворен. И во многих критических ситуациях сила стала его верным спасителем, помощником и ангелом-хранителем. Поздней ночью на Адмиралтейской площади два грабителя с кистенями попытались снять с него шубу. Хватило одного удара наотмашь - один бандит снопом рухнул на землю, другой спасся бегством. Караул Адмиралтейской гауптвахты долго не мог опознать убитого, потому что лицо было буквально раздроблена, а челюсть сворочена.
В другой раз в глухой местности был остановлен двумя лихими молодчиками. Один приставил к его груди пистолет и потребовал кошелек. Лукин изловчился отвести и перехватить его руку вместе с пистолетом. Неистовый рев грабителя - пистолет совершенно смят, а рука крепко изуродована.
Два года Василий Лукин пробыл в Англии, где его имя англичане окружили ореолом славы и обожания. Знакомство с ним считалось за большую честь. Эта репутация была заслужена в грандиозных кулачных битвах.
У англичан бокс являлся истинно национальным видом спорта и был в широком обиходе. Поэтому командам двух английских судов очень уж не терпелось продемонстрировать свое кулачное, численное и национальное превосходство над русскими. Англичане затеяли драку и вывели из строя половину лукинской команды. Пришлось вмешаться Василию, чтобы выручить свой экипаж: буквально сложил штабелями гордых пенителей моря. Шумное столкновение вызвало переполох в городе, жители портовых улиц попрятались по домам.
Чемпионская спесь боксерской нации никак не желала смириться с поражением: предложили Лукину вызов на кулачный поединок. А он шокировал англичан, вызвав в ответ сразу четверых лучших боксеров. А окончательно поразил, моментально расправившись со всей четверкой - оглушил каждого из них, перебросив через голову (тогда это было в рамках правил).
Были и ещё «опыты силы», как тогда любили выражаться. В бильярдной Лукин поставил на место наглеца, выпившего его пунш. Толпа англичан набросилась на него. Первым Лукин выбросил в окно огромного боксера, следом за ним ещё двух смельчаков. Слыша стоны из-за окна, англичане, озадаченные такими подвигами, с невольным ужасом отступили и только тогда с почтительного расстояния потребовали объяснений. Правота Лукина была признана единогласно. А назавтра в лондонских газетах рассказывались чудеса про русского силача.
Подобная история повторилась на острове Мальта при посещении театра. Чрезвычайная задиристость англичан по отношению к русскому моряку, возможно, объясняется тем, что задолго до Крымской компании велась усиленная работа в прессе, нагнетались антироссийские настроения.
Достаточно было Лукину обронить незначительное замечание по ходу спектакля... И, как пишет историк «англичане почти всем театром набросились на него с кулаками и стали отчаянно боксировать. Но Лукин не смутился ни на минуту; схватил одного из них за ноги и стал побивать им остальных. Англичане в ужасе отступили и, вместо того, чтобы принять наиболее оборонительные меры, начали искренне ему аплодировать. Из театра вынесли его как победителя на руках и церемониальным порядком доставили в гостиницу, которая стали свидетельницей шумных оваций и большого кутежа, устроенного в честь Лукина».
Здесь все же приятно удивляет истинно спортивный дух, присущий сынам Альбиона - за доблесть воздать по заслугам!
Уже в России, не застав дома своего приятеля, Лукин вместо визитной карточки оставил ему кочергу, завязанную двумя узлами (?!)
Императрица Мария Федоровна за обедом в Павловске пожелала видеть его силу. Две серебряные тарелки Лукин свернул в дудочку так искусно, что нельзя было сказать, что тут были две тяжелые тарелки.
В Кронштадте император Александр I посетил корабль «Рафаил», которым командовал Лукин. На память о своей силе Лукин из серебряного целкового (в то время большого и тяжело) слепил как из воска чашечку и подарил государю. Лукин не побоялся бы даже дьявола, он привык обращать в бегство противника в любом количестве. В Афонском сражении первым бросился на штурм вражеского корабля, увлекая за собой матросов, но был сражен пушечным ядром.
А в Петербурге был известен артиллерист Чагин - герой 30-х годов. Особую популярность имел среди военных - вместе проказничали. Однажды возвращался домой с попойки в компании таких же повес. Решил позабавиться над будочником, мирно спавшим в своей круглой будке в тиши ночного околотка. В один момент Чагин опрокинул будку так, чтобы дверь пришлась плотно на мостовую. Бедный будочник в этой могиле поднял страшный крик, разбудивший всех окрестных дворников, которые и освободили часового. В другой раз Чагин ради шутки снял с пьедестала пушку возле Преображенского собора и поставил её на землю. Наутро десяток рабочих едва водрузил её на место.
На флоте подобными подвигами отличался обладатель совершенно чудовищной силы мичман Тимашов. На спор вынес из арсенала мортиру мимо часового. Ствол мортиры, завернув в плащ, нес под левой подмышкой, а правой рукой умудрился отдать честь часовому.
Вам внушают сомнение или кажутся преувеличением подвиги силы, описанные историком Пыляевым? А как быть со свидетельством о своем современнике такого серьезного автора, как Н.Г.Чернышевский? Вот выдержка из романа «Что делать?», в школьные годы совершенно проскользнувшая мимо сознания. «..Это славное между миллионами людей имя.. Оно гремит славою. Никитушка Ломов, бурлак, ходивший по Волге, был гигант геркулесовской силы: пятнадцати вершков ростом (208,9 см) он был так широк в груди и плечах, что весил пятнадцать пудов (245,7 кг), хотя был человек только плотный, а не толстый. Какой он был силы, об этом довольно сказать только одно: он получал плату за четырех человек».
Эти сведения подтверждает брошюра Янкелевича и Флеровского за 1959 год. «В 70-х годах прошлого столетия был широко известен на Волге замечательный силач Никита Ломов, весивший 15 пудов (240 кг), он один сдвигал с места груженую баржу, севшую на мель, легко носил на спине десятипудовые тюки и один забивал сваи чугунной бабой, которую обычно поднимали 8 человек».
Вот такие титаны были в старину. Нам сейчас трудно даже представить, чтобы человек с собственным весом в четверть тонны передвигался самостоятельно, а не то что баржи тянул против течения! И при этом в помине не было ожирения или гипертонии...
Предки наши были гораздо крепче, энергичнее и жизнеспособнее.
Бурже.
Бытует мнение, что в старину человечество было гораздо меньше ростом, чем наши современники. Обычно аргументируют рыцарскими доспехами из Лондонского музея, которые впору только нынешнему 14-летнему подростку. Скорее всего, эти доспехи сохранились в целости и сохранности, потому что никогда не использовались по назначению - их никто не одевал, потому что никому не были впору. А в противовес можно поставить рядом скелет телохранителя Петра I из санкт-петербургской кунсткамеры.
Рост этого телохранителя, гайдука из Голландии Бурже был 214 см.
Сомнительно, чтобы в старину фиксировались антропометрические данные всего населения, чтобы на основе этого сейчас, в наше время, делать какие-то выводы.

Силач наркома.
В старых книгах попадалась информация о человеке совершенно невероятной силы, в трудовой книжке у которого была запись «силач». Но он не работал в цирке. В период индустриализации его самолетом перебрасывали на те заводы, где создавалась авральная ситуация. Там, где неудобно было подступиться бригаде такелажников, он брался за дело в одиночку и, благодаря своей фантастической силе, заменял целую бригаду. Признаюсь, что считал за преувеличение способность человека поднимать тяжести весом в целую тонну и передвигать многотонные конструкции. Но недавно в спортивной прессе промелькнул любопытный документ, датированный декабрем 1929 года.
«Заключение комиссии врачей и представителей Луганского завода: «Комиссия наблюдала переноску тяжестей А. В. Гликиным в размере 12 пудов на расстояние 8-10 метров при неудобной обстановке. Подъем токарного станка весом 30 пудов (491 кг) с перестановкой одного конца на другое место, подъем верхней станины весом 55 пудов (900 кг). Во избежание несчастных случаев при совместном подъеме тяжестей ввиду неодинаковой физической силы Гликина и остальных рабочих целесообразно использовать его исключительно индивидуально».
А вот выдержка из заводской многотиражки «Красный путиловец» за 1933 год: «Когда вышел из строя подъемный кран, Гликин за 2 часа перенес 11 форм для отливки стали - каждая весом в тонну.
Александр Гликин родился под Киевом, сын кузнеца и сам с 14 лет молотобоец. Его отец и дед отличались большой силой - переносили жернова в полтонны весом. И он выделялся из толпы высоким ростом и могучим телосложением. В период восстановления страны из разрухи после гражданской войны работал такелажником на Луганском патронном заводе. Стал знаменит своей силой, о которой слагались легенды. Затем, пораженный его силой, инженер из Ленинграда устроил его на реконструкцию Путиловского завода.
Орджоникидзе забрал его в свое личное распоряжение и бросает в помощь при авралах и авариях на горячих участках всей отрасли тяжелой промышленности. Как никогда его сила пригодилась во время войны, когда заводы перебрасывали в тыл. В одиночку передвигал пятитонные станки и перенес неисчислимое количество огромных тяжестей.
После войны его направили в Москву на реконструкцию завода Зила, где он проработает такелажником до 65 лет.
И даже в пожилом возрасте, когда он покорял невероятные грузы, в цехах собирались сотни людей, чтобы своими глазами, воочию увидеть эту великую силу.
Самозащита

У каждого народа сила повсеместно подкреплялась добротными навыками борьбы и кулачного боя. Без них неумелый неуклюжий силач становился объектом для насмешек. И не только в Англии, ставшей родиной бокса, культивировались кулачные поединки. Уже пять тысячелетий в Индии проводятся народные праздники, где непременным атрибутом были атлетические соревнования, включая борьбу и кулачный бой (Каляри-Пая Та и муки-бази). Своим воинским искусством особо прославилось военное сословие сипаев. На традиционных соревнованиях в Бенарисе бойцы кулаками разбивали кокосовые орехи и камни. На острове Крит кулачный бой зародился даже раньше, чем в Древней Греции. А в античной Греции, кроме греко-римской борьбы (названной затем классической), существовал аналог современным боям без правил, именуемый «панкратион». Борьба и кулачный бой (названный пигме) входили в программу древнегреческих олимпиад.
А в настенной живописи Древнего Египта остались изображения приёмов борьбы и самозащиты – Хеттские рельефы четырехтысячелетней давности. Кулачных бойцов и борцов можно обнаружить и на вавилонских барельефах.
У аборигенов Австралии мальчик не признавался мужчиной, пока не овладевал искусством борьбы. Существовала и бурятская родовая борьба – жестокий стиль «Чёрный всадник». Оригинальная борьба прокезов дополнила арсенал вольно-американской борьбы. В Бразилии замаскировали под танец свою боевую систему – Капоэйра.
Некоторые авторы считают, что особая изощренность и коварство японских и китайских систем объяснялись дефицитом физической силы и размеров как самих японцев, так и остальных жителей Юго-Восточной Азии. Считается также, что все варианты этих систем своим происхождением обязаны Индии. Тем не менее, во Франции были свои разновидности бокса – шоссон, сават, где преимущество имели удары ногами.
В Европе свои системы самозащиты существовали у средневековых рыцарей. Далеко не случайно одной из первых печатных книг стала «Борьба» Ганса Вурма, напечатанная в 1511 году в Баварии. Годом позже появилась рукопись великого художника Альбрехта Дюрера, где 120 рисунков иллюстрировали технику борьбы, а 80 изображали приёмы фехтования. Рукопись хранилась в секрете. Затем свой труд по искусству фехтования и единоборства опубликовал Иохим Мейер из Страсбурга, а в Италии Сальватор Фабрис, в Голландии Николас Петер. Завидная судьба у книги мастера Фабиана фон Ауэрсвальда «Искусство борьбы». Впервые она увидела свет в Берлине в 1539 году, затем была переиздана в 1887 году. В наши дни путём публикации средневековых манускриптов из Мюнхенской библиотеки с изображением сотен боевых приёмов доктор Фогт доказывал абсолютную самостоятельность и независимость происхождения европейских систем самозащиты, и даже их приоритет перед боевыми искусствами Японии и Китая.
Но одно бесспорно – на протяжении многих тысячелетий у всех народов проблема самозащиты всегда актуальна и злободневна.


Славянская удаль. (Славянский Шаолинь)

Языческие обряды дали начало многим древнеславянским единоборствам. Поначалу бойцовские игрища являлись частью ритуала во время поминок и тризн, а затем стали частью древнеславянских праздников: масленицы и и Красной горки. В Радуницкую неделю на Вьюнец боролись один на один. Затем праздник Перуна соединился с пасхой, коляда с Рождеством Христовым. Народ стихийно многие языческие праздники трансформировал в христианские.
Так же и древний земледельческий обряд на поле – «медвежья борьба», видоизменившись в своеобразную систему приёмов, просуществовал довольно долго. Даже Малюта Скуратов обучал ей свой своеобразный спецназ из опричников.
Сохранились упоминания о «Велесовой борьбе», в основе которой лежали принципы заламывания и разрывания, об охотницком бое и Радогоре.
Существовала загадочная «борьба на щипок», где сила духа умножала силу мышц. Для тренировки пучки травы резко вырывались так, чтобы корни оставались в земле. А вот древние испытания силы для взрослых – выбрасывание валунов с поля и вырывание пня голыми руками. А для этого требовалась большая практика в создании особого психофизического настроя на очень высоком уровне. Использовались скрытые резервы организма. Были и секретные приёмы, передававшиеся от отца к сыну – одной рукой скидывали всадника с коня, отбросив его на несколько метров. Существовала древняя гимнастика «Свиля», где, не отрывая ног от земли, было множество уклонов от ударов и уходов с линии атаки. Лубочные картинки сохранили 130 таких уклонов и увёрток.
Сечей или засечным боем назывался индивидуальный стиль боя, где использовалась система секущих ударов с размаху. Этот стиль использовался профессионалами-дружинниками, а затем боярами. Что касается профессиональных навыков воинов-дружинников – ещё в VI веке славяне изумляли византийцев умением орудовать двумя мечами. Даже без щитов они были малоуязвимы. Эту древнейшую технику - работу по-македонски - демонстрировали ещё скифы, а сейчас только донские казаки.
Насколько же эффективны были старинные самобытные системы борьбы и самозащиты?
В 993 году князь Владимир заложил город Переяслав на броде через Трубеж, приток Днепра. Город был основан в честь памятного события – победы в ответственном поединке Яна Усмаря над страшным великаном-печенегом. Это позволило избежать битвы и избежать больших жертв и великой крови. В единоборстве голыми руками «средний телом отрок… удавил печенезина в руках до смерти и ударил им о землю». И тогда отступили несметные полчища печенегов.
Были и другие славные поединки. В 1022 году князь Мстислав Удалой, сын Владимира одержал победу в поединке над косожским князем Редедя. Осталось много исторических песен о борцовских схватках московских братьев Калашниковых с черкесским князем Кострюком. Отдельные историки спорта и собиратели старинных единоборств (к примеру, А. Куликов) даже утверждают, что в летописях упоминается об участии в ледовом побоище на Чудском озере отряда монахов, снаряженных одними боевыми рукавицами.
И перед Куликовской битвой был поединок, на который князь Дмитрий Донской выставил монаха Александра Пересвета. В сражении отличился и его брат – инок Ослябя.
Возникает невольный вопрос – что же на Руси был свой Шаолинь? Не зря же в четырнадцатом веке эксперты китайских императоров набирают из русских добровольцев полк личной охраны императора. Современный украинский историк А. Серба пишет, что в казачьих монастырях были свои секретные школы, готовившие разведчиков, которых засылали даже в Ватикан. Много пишут и о чрезвычайной эффективности древней казачьей борьбы «Казачий Спас».
Легенды легендами, но есть и факт-свидетельство француза де Сези: турецких янычар, наводивших ужас на всё Средиземноморье, против запорожцев можно было выгнать только палками. Секреты этой системы передавались от отца к сыну и со временем были утеряны.
Боевым искусством казаки владели в совершенстве. Иначе чем прикажете объяснить знаменитое «азовское сидение» в 1641 году, когда пять тысяч казаков успешно оборонялись от двухсотсорока тысяч янычар Османской империи?
Тогда же донской казак Гаврило Григорьев из Маныч-городка разбойничал на Каспийском море, был пленен и передан в персидское рабство. Во главе пятерки казаков совершил ночную вылазку на пристань. Убив сорок пять стражников, захватили корабль и бежали в Астрахань.
Даже качание маятника было хорошо известно запорожцам. Оно входило в систему «казачьего Спаса» под названием «гойдок».
Вот редкий пример, когда не была разорвана цепочка преемственности, передачи боевого искусства из поколения в поколение. Дед, владеющий боевым искусством в Первую мировую войну стал кавалером трех георгиевских крестов, отец в Отечественную войну при обороне Одессы один отбился от пятерых нападавших. Внук – знаменитый Александр Александрович Кадочников преподаёт в Краснодарском военном училище русский стиль рукопашного боя.
29.05.2013

Все права на эту публикацую принадлежат автору и охраняются законом.