Прочитать Опубликовать Настроить Войти
Виктор Долгалев
Добавить в избранное
Поставить на паузу
Написать автору
За последние 10 дней эту публикацию прочитали
22.11.2024 0 чел.
21.11.2024 0 чел.
20.11.2024 1 чел.
19.11.2024 0 чел.
18.11.2024 0 чел.
17.11.2024 0 чел.
16.11.2024 1 чел.
15.11.2024 0 чел.
14.11.2024 0 чел.
13.11.2024 1 чел.
Привлечь внимание читателей
Добавить в список   "Рекомендуем прочитать".

О механизме поэтического дара

С чего-то статью надо начинать, и я начну её с цепочки реинкарнаций насекомого: яйцо(зима) — личинка(весна) — куколка(лето) — взрослая, крылатая особь(осень). И у человека есть подобные стадии. Впрочем, песня из репертуара Софии Ротару «Обычная история» воспевает только две фазы — детство и двухкрылую любовь:

Ах, как хотелось быть, ах, как хотелось быть нам взрослыми,
С вихрами не ходить, с вихрами не ходить и с косами.
И вот уже зовут, и вот уже зовут по отчеству,
А в детство заглянуть, а в детство заглянуть так хочется.

Обычная совсем, обычная совсем история.
Немножко грустно всем, немножко грустно всем не более.
Пусть изредка вздохнем, пусть изредка вздохнем по прошлому, —
Есть в возрасте любом, есть в возрасте любом хорошее,
Хорошее всегда.

И нам еще любовь дана,
Чтоб целый мир собой заполнила она,
Чтоб никогда не исчерпать ее до дна.
Тебе и мне любовь дана.
Мы ей подарим два крыла,
Чтобы она всегда высокою была,
Чтоб за собой в просторы звездные звала,
Звала!

Нам жизнь открыла мир, нам жизнь открыла мир, спасибо ей
За то, что видим мы, за то, что видим мы красивое.
И даже снег простой, и даже снег простой, что падает,
Пленяет красотой, пленяет красотой и радует.
И, может, потому, и, может, потому мы счастливы,
Что в жизни ко всему, что в жизни ко всему причастны мы.
(Игорь Шаферан)

ВСЯКОМУ ЧЕЛОВЕКУ МЫ ПРИКРЕПИЛИ ПТИЦУ К ЕГО ШЕЕ И ВЫВЕДЕМ ДЛЯ НЕГО В ДЕНЬ ВОСКРЕСЕНИЯ КНИГУ, КОТОРУЮ ОН ВСТРЕТИТ РАЗВЁРСТОЙ: «ПРОЧТИ ТВОЮ КНИГУ! ДОВОЛЬНО ДЛЯ ТЕБЯ В САМОМ СЕБЕ СЧЁТЧИКА!»(Коран 17:14-15) — эта кораническая строка говорит о том, что именно в крылатом, зрелом возрасте человек способен подытожить свою судьбину. Хотя комментаторы и переводчики под птицей понимают гадание на её внутренностях, но следующая строка Корана настаивает, что апофеоз крылатости, духовности надо искать в Боге: О ДА! ПТИЦЫ ИХ — У АЛЛАХА, НО БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ИХ НЕ РАЗУМЕЕТ(Коран 7:126). Или ещё пример из Корана, который «переехал» сюда из апокрифического Евангелия детства: Я НАУЧИЛ ТЕБЯ(Ису, сына Марйам) ПИСАНИЮ, МУДРОСТИ, ТОРЕ, ЕВАНГЕЛИЮ, И ВОТ ТЫ ДЕЛАЛ ИЗ ГЛИНЫ ПОДОБИЕ ПТИЦ С МОЕГО ДОЗВОЛЕНИЯ И ДУЛ НА НИХ, И СТАНОВИЛИСЬ ОНИ ПТИЦАМИ С МОЕГО ДОЗВОЛЕНИЯ. ТЫ ИСЦЕЛЯЛ СЛЕПОГО И ПРОКАЖЁННОГО С МОЕГО ДОЗВОЛЕНИЯ, И ТЫ ИЗВОДИЛ МЁРТВЫХ С МОЕГО ДОЗВОЛЕНИЯ(Коран 5:110). Процесс запускания крылатости, мудрости, духовной зрелости и позволял Иисусу Христу исцелять и воскрешать. А вот как теми же символами-птицами Коран отмечает родство Давида с горними высотами: ДАУДУ МЫ ДАРОВАЛИ ОТ НАС ПРЕИМУЩЕСТВО: О ГОРЫ, ПРОСЛАВЛЯЙТЕ ВМЕСТЕ С НИМ, И ПТИЦЫ! Молва и Соломона роднит с птицами, якобы он знал их язык, но это только символ, образ: ни кошки, ни собаки, ни птицы языком не обладают, а могут извлекать только некоторые эмоциональные звуки.
Теперь надо охватить крылья взором пошире: голова и хвост, перед и зад, верх и низ, правое и левое, мужское начало и женское — это всё несчётные крылья. Крылья, как удостоверяет пророк Даниил есть и во святилище, обиталище Божием, а это не только храм, но и вселенная и даже священная седмина творения(Даниил 9:27). Но почему, если на крыле святилища мерзость запустения, - об этом и Евангелие предупреждает,(Матфей 24:15) - надо бежать оттуда? Хорошо это или плохо?
Кстати, уместен здесь вопрос: откуда благодать в церкви? Считается, что благодать и умиление даёт жених Христос в ответ на молитвы и хвалу. Но разве не умиляется и старушка, которая изо дня в день на свою скудную пенсию кормит шесть-семь бомжатных кошек? Разве взаимно не умиляются в благодати артисты и зрители? На стадионах тоже витает завораживающая энергия между футболистами и болелами, хотя эту грубую, неотёсанную силу с трудом можно назвать благодатью. А посмотрите на влюблённых: они явно полны благодати! Урок благодати опять же дают нам птицы: РАЗВЕ ОНИ НЕ ВИДЯТ ПТИЦ НАД НИМИ РАСШИРЯЮЩИМИ КРЫЛЬЯ, А ПОТОМ — СЖИМАЮТ. НИКТО ИХ НЕ ДЕРЖИТ, КРОМЕ МИЛОСЕРДНОГО; ОН ВСЯКУЮ ВЕЩЬ ВИДИТ!(Коран 67:19) Метафорически здесь показывается, что благодатью наполняются симбионты, участники симбиоза — одни дают, расширяют десницы, другие принимают, сжимают длани. В сущности, дают и принимают те и другие, это обмен мужскими и женскими энергиями. Блажен Единый Бог, в котором неразрывно слито мужское и женское начало, поэтому и имя Ему — Любовь. Но благодать вибрирует и в Его подобиях — симбиозах, когда они едины. Так что между хвостом и головою, между уБОГими и БОГатыми, между подчинёнными и начальниками, между внуками и дедами, между цветами и солнышком благодать возможна, если они едины, если над ними не нависли тучи.

Ну а тебе теперь медные трубы стяжать
так же бессмысленно, как и за сцену держаться.
Место неважно - пещера, лачуга, палаццо...
Лишь бы за словом сходила с небес благодать.
(Олен)

Но ведь бывает так, что тебя, бескрылого или однокрылого одухотворяет некто из параллельного нематериального мира. Притчи о брачном чертоге говорят об этом, а библейская Песня песней — воистину стекающий нектар с влечения жениха и невесты друг к другу, этих двух разнополярных миров. Люди творческие и духовные должны понимать, что библейские жёны и мужья, невесты и женихи — из потустороннего мира, ведь Библия - не уставы домостроя. НАСЛАЖДАЙСЯ ЖИЗНЬЮ С ЖЕНОЮ, КОТОРУЮ ЛЮБИШЬ, ВО ВСЕ ДНИ СУЕТНОЙ ЖИЗНИ ТВОЕЙ, И КОТОРУЮ ДАЛ ТЕБЕ БОГ ПОД СОЛНЦЕМ НА ВСЕ СУЕТНЫЕ ДНИ ТВОИ; ПОТОМУ ЧТО ЭТО - ДОЛЯ ТВОЯ В ЖИЗНИ И В ТРУДАХ ТВОИХ, КАКИМИ ТЫ ТРУДИШЬСЯ ПОД СОЛНЦЕМ(Екклесиаст 9:9). Вот так образно Соломон мог отзываться о пророческих духах, которые были ему подвластны. А для болгарской пророчицы Ванги разве не подходят слова из псалма о брачном чертоге: СЛЫШИ, ДЩЕРЬ, И СМОТРИ, И ПРИКЛОНИ УХО ТВОЕ, И ЗАБУДЬ НАРОД ТВОЙ И ДОМ ОТЦА ТВОЕГО. И ВОЗЖЕЛАЕТ ЦАРЬ КРАСОТЫ ТВОЕЙ; ИБО ОН ГОСПОДЬ ТВОЙ, И ТЫ ПОКЛОНИСЬ ЕМУ(Псалтирь 44:11-12). Православная церковь считает Вангу колдуньей, но если почитать коранические истории, которые фактически парафраз библейских, то здесь тоже пророков встречали в штыки, называя их колдунами, в том числе и Мухаммеда. Для фарисеев пророки всё равно, что зубная боль, и Христос много и гневно высказывался об этом в Евангелии.
А теперь пора перейти к поэтам. Песнопевцы, сказители эпоса, бояны, кифареды, трубадуры, акыны, ашуги — это служители муз, если их приклеить к древнегреческой мифологии. Муз девять, и старшая из них Каллиопа, муза эпоса. Эвтерпа представляет лирическую поэзию, Терпсихора — муза танцев, Эрато — муза любовных песен, Мельпомена — трагедийная дева, Талия выражает комический эффект, Клио отслеживает историю, летописица, Полигимния воспевает богов в священных гимнах, Урания — муза астрономии.
Всё это давно кануло в историю, но поэты ревностно вспоминают своих муз и их прародителей — языческих римских и греческих богов.

Там конь не валялся, копытом не бил,
Орёл в тех высотах ещё не парил,
Подводный владыка один на один
Не выдержит вечного мрака глубин.
Зато в этих сферах бывает поэт.
Веленье судьбы? Добровольный обет?
Творит по веленью ниспосланных дев,
Отсюда любви и страданий напев.
(Валентин Фёдоров, Камены)

В Евангелии говорится о двух периодических жизненных фазах, которые отражает и религия: МЫ ИГРАЛИ ВАМ НА СВИРЕЛИ, И ВЫ НЕ ПЛЯСАЛИ; МЫ ПЕЛИ ВАМ ПЛАЧЕВНЫЕ ПЕСНИ, И ВЫ НЕ ПЛАКАЛИ(Лука 7:32), - так реагируют на поступательные постулаты обычно те, кто никуда не стремится: ни в лидерах не замечен, ни в затылок дышать никому не хочет. Но поэты исключительно за гедонистический образ жизни, который их, конечно, подводит. Если дивномудрый Одиссей заткнул уши своим спутникам, когда они проплывали мимо сладкоголосых сирен, а себя привязал к матче корабля, то поэты запрограммированы затыкать уши от плачевных, погребальных песен. И как яркий пример, напомню есенинский драйвер против жизненной агонии: «на рукаве своём повешусь» - и повесился, и такая же пророческая позиция Маяковского «поставить точку пули в своём конце» - и застрелился. СЕРДЦЕ МУДРЫХ - В ДОМЕ ПЛАЧА, А СЕРДЦЕ ГЛУПЫХ - В ДОМЕ ВЕСЕЛЬЯ(Екклесиаст 7:4). Сами поэты, конечно понимают, что ставка на муз - химера, фата моргана, но ничего с этим сделать не могут.

* * *
И музы розами нам веки отобьют,
Нас выбросят, как тапочки пустые.
И в грязном мраморе мы, слипшись, встанем тут –
Смиренные, а значит – не живые.
(Екатерина Симонова, Северная элегия-2)
* * *
На музу глядя, я краснею!
Она теряет всякий стыд
И давит формою идею,
Приняв отменно важный вид;
Не скажет «страсти», а «вулканы»,
Не «заговор», а «грозный риф»!
Ее герои - истуканы,
И вся их слава - дутый миф...
(Пьер-Жан Беранже)

* * *
Скажу, любезный мой приятель,
Ты для меня такой смешной,
Ты муз прилежный обожатель,
Им даже жертвуешь собой!..
Напрасно, милый друг! коварных
К себе не приманишь никак;
Ведь музы женщины - и так
Кто ж видел женщин благодарных?..
(Михаил Лермонтов, К Грузинову)

Конечно, человеческое мнение можно посчитать капризным, но со Священным Писанием не поспоришь: НЕ СООБЩИТЬ ЛИ МНЕ ВАМ НА КОГО НИСХОДЯТ САТАНЫ? НИСХОДЯТ ОНИ НА ВСЯКОГО ЛЖЕЦА, ГРЕШНИКА. ОНИ ИЗВЕРГАЮТ ПОДСЛУШАННОЕ, НО БОЛЬШИНСТВО ИХ ЛЖЕЦЫ. И ПОЭТЫ — ЗА НИМИ СЛЕДУЮТ ЗАБЛУДШИЕ. РАЗВЕ ТЫ НЕ ВИДИШЬ, ЧТО ОНИ ПО ВСЕМ ДОЛИНАМ БРОДЯТ И ЧТО ОНИ ГОВОРЯТ ТО. ЧТО НЕ ДЕЛАЮТ, КРОМЕ ТЕХ. КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ И ТВОРИЛИ ДОБРЫЕ ДЕЛА И ПОМИНАЛИ АЛЛАХА МНОГО. И ПОЛУЧИЛИ ОНИ ПОМОЩЬ ПОСЛЕ ТОГО, КАК БЫЛИ УГНЕТЕНЫ, И УЗНАЮТ УГНЕТАТЕЛИ, КАКИМ ПОВОРОТОМ ОНИ ОБЕРНУТСЯ(Коран 221-228).
То есть муз Коран считает духовными сущностями невысокого порядка. Я противник того, чтобы словом «сатана» навешивать ярлыки на всякий негатив и оппозиционное мнение, как принято в православной среде. Да, это антипод Бога, но разве все остальные, ординарные люди, помимо одарённых талантом поэтов, в гармонии с Богом!? По Евангелию сатана тот, кто против совершенствования, против восхождения к Богу, и, как летучая мышь, вполне приспособлен к жизни во тьме. Сатана просит Бога сеять верующих как пшеницу, то есть с одноразовым результатом, без восходительной периодики, ведь таковых всегда поразит моль и ржавчина(Лука 22:31). Именно он, сатана, похищает Божье слово, посеянное в сердцах верующих, чтобы они не сиротили его, любимого(Марк 4:15). Сатана искушает Иисуса в сорокадневном посте, чтобы заглушить духовный порыв, (Марк 1:13)ведь с куском еды ему запросто залезть в душу(Иоанн 13:27). Сатана связывает узами, чтобы опять же не рыпались, не думали о Боге(Лука 13:16). Наконец, Христос даже ученика своего, Петра, называет сатаной, для которого сиюминутное важнее перспективы(Матфей 16:23). Как грибы, огурцы, капусту засаливают впрок под гнётом, так страдание и угнетение — полезная фаза для человека. А жестокая зима с замиранием растений и животных в длительный пост терпения!?. Карпатский мольфар и знахарь Михайло Нечай ежегодно в августе ложился в облюбованную пещеру и замирал там, как медведь в берлоге, от 12 до 40 дней благодаря прекращению обмена веществ при температуре 8-10 градусов в подземелье, - такой у него был пост.

Чище светлой души станет тело твоё, только надо,
Чтоб его сорок дней окружала темницы ограда.
У побывших в темнице высокое качество есть.
Был в темнице Иосиф. Темница — великая честь.
(Низами, Сокровищница тайн)

(Ссылку на видеофильмы об этом синкретисте славянской и христианской религии я даю в разделе рецензий). НЕ ПРОТИВЬСЯ ЗЛОМУ — Евангельское повеление подчиниться естеству, а то и намеренное искание его. Чем больший фундамент ты выдюжишь во тьме, тем авантажней будет красоваться на нём палацц. Чем сильнее корневая система, тем ветвистей крона-корона.
Я вообще-то не еврей, но антисемитизм меня не то что раздражает, он мне понятен. Даже Коран написан в антисемитском ключе. Тора обещает иудеям всегда быть головою и верхом, и никогда — хвостом и низом, если они будут исполнять заповеди(Второзаконие 8:13; 28:44). Коран же, да и Евангелие критикуют голову за фарисейство, приоткрывая секрет хвоста, то есть конечностей, в которых заложены способности к труду, к продвижению, к репродуктивной любви — более важнейшие функции. Быть под рабством продвинутой, но холодной головы эмоциональным конечностям, может быть, и обидно, но согласен ли ты на циклические холокосты, которые происходят в истории еврейского народа? Согласен ли ты есть своих новорождённых младенцев, если есть больше нечего? - и это пример из Библии(Плач Иеремии 2:20). То есть голову в коронный и несокрушимый череп облекает терпение и страдание — это всё, что я хочу сказать. А несогласованность авраамических писаний — обычное единство и нешуточная вражда противоположностей.
Двоякое отношение Корана к поэзии отразилось и в стихотворческом искусстве.

Влюбленный спросил меня: «Пишешь газели, как прежде писал?»
«О нет! – я ответил. – Не нужно мне больше хулы и похвал».
«Что так?» – он спросил. «Заблужденья ушли, – так я молвил в ответ. –
Тому, что ушло безвозвратно, возврата из прошлого нет.
Слагал я газели, касыды, сатиры писал без числа,
Затем что влюблен был, и алчен, и ненависть в сердце жила.
Один не заснет, не задремлет, все ночи гадает над тем,
За чей ему счет поживиться, где взять ему лишний дирхем;
Другой распростился с покоем, все дни размышляет о том,
Как сахарный рот возвеличить, как локон прославить стихом;
А третий, как пес одряхлевший, желает и ждет одного:
Чтоб враг ему в лапы попался, который слабее его.
От этих трех псов шелудивых избавь, милосердный Господь,
Мою изнемогшую душу, мою полоненную плоть!
Газели, касыды, сатиры, – навек позабыть их дозволь!
Доколь мне насиловать сердце, свой ум угнетать мне доколь?
Метанье словесного сора пристало ль мужам, Анвари?
Коль некогда слыл ты болтливым, тем строже уста затвори!
На путь благодатный спасенья ступи одинокой стопой,
Два три мимолетных мгновенья – и кончится искус земной!»
(Ахвададдин Анвари)

Поэт как бы поддакивает Корану, и в то же время продолжает образное мышление в стихах. Типов мышлений несколько: понятийное, абстрактно-логическое, рациональное, иррациональное… Лев Толстой недооценивал образное поэтическое мышление из-за скованности рифмой и называл его спутанной лошадью. Из своего сводного четвероевангелия он повыбрасывал все фантастические образы, и осталась только мудрая этика Христа. Православная церковь за это наградила его двойными стандартами: и умач и сумасшедший дурак одновременно, а ведь это признанный всем миром учитель. Под эгидой ЮНЕСКО числится и другой русскоязычный мудрец Григорий Сковорода. Странствующий малороссийский философ по совместительству был поэтом и потому ему понятен эффект образов, символов, притч. Он с улыбкой относится к тому, что Бог в Библии плачет, ярится, спит, раскаивается. Читателей и поклонников Священного Писания он предупреждает, что не надо буквально считывать образное мышление поэтов и пророков, будто люди преобразуются в соляные столпы, возносятся к планетам, ездят косяками по морскому дну и по воздуху, солнце, будто карета, останавливается и назад подаётся, железо плавает, реки возвращаются, от звука трубного разваливаются городские стены, реки плещут руками, дубравы и поля радуются, волки с овцами дружат, встают мёртвые кости, с облаков падает крупяная каша с перепелами, из воды делается вино, и прочее, и прочее(Г. С. Сковорода, Потоп змиин, 3-я глава). Но православным и Сковорода не указ, а только чужой среди своих, еретик. Уж если поэты «несут пургу» ради того чтобы облечь необозримое множество единым образом, то верящие букве, как истине, что она управляет миром, вовсе легковеры и маловеры: буква — это притча, загадка, а не разгадка.
Да, не бросать поэзию надо в восторженном возрасте, а искать пути к её лапидарной, классической форме, чтобы она выражала истину, помогала открывать Священное Писание.
Быть классиком... Попросту значит - попасть в золотой переплёт,
Быть в списке великих и даже не очень - поэтов.
Для этого надо всего лишь - чужих не послушав советов,
Все рамки при жизни ломать и стремиться вперед и вперед...
(Василий Ступин)

На то он и непревзойдённый Шекспир, что разбивает лбом привычное кружало камен, чтобы выйти на следующий виток спирали — на неведомую десятую музу.

Десятой музой, в десять раз славней,
Чем прежних девять, для поэта будь,
Стихи такие с ним создать сумей,
Чтоб проложить в века смогли свой путь.
И если угожу потомкам я,
То мой - лишь труд, а слава вся - твоя!
(Шекспир, сонет 38, перевод А. Финкеля)

И всё же признанный поэт поэтов — мудрейший Низами. Поэта всегда немножко называют пророком, Низами же овладел пророчеством досконально. Образы сыпятся у него как из рога изобилия. Вот уж действительно поэт, который поминал Аллаха много. В начале каждой из пятерицы его поэм обязательные повторяющиеся обстоятельные восхваления Бога и Его посланника Мухаммеда. Благодать, которая осталась вечным почётным гостем его строк, можно сравнить только с псалмами Давида.
ТЕ, КОТОРЫМ ВЫ ПОКЛОНЯЕТЕСЬ НАРАВНЕ С БОГОМ, ТОЛЬКО ИМЕНА. КОТОРЫЕ ВЫДУМАЛИ ВЫ И ОТЦЫ ВАШИ. БОГ НЕ ДАВАЛ ВАМ СВЫШЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ЭТОМУ: СУД ПРИНАДЛЕЖИТ ТОЛЬКО БОГУ; ОН ПОВЕЛЕВАЕТ ВАМ ПОКЛОНЯТЬСЯ ТОЛЬКО ЕМУ: ЭТА ВЕРА ЕСТЬ ИСТИННАЯ ВЕРА(Коран 12:40, перевод Саблукова). Я поначалу, читая эту кораническую формулировку, застопорился: что за имена? Заглянул в словарь синонимов, но это ничего не дало. Потом вспомнил, что Адам всякой живности, созданной Богом из праха, нарёк имена, как хозяин и царь природы(Бытие 2:19-20). То есть посредственный поэт поклоняется праху: что вижу, то и пою. Короче, кулик, который восхваляет своё болотце, своё мелкотемье. Но не таков Низами!

Прибегаем к Тебе мы, ничтожнее, нежели прах,
Прибегаем к Тебе, на тебя уповая, Аллах.
Утешителей Друг, ты утешь нас по милости многой!
О, беспомощных помощь, своей поддержи нас подмогой!
Караван удалился, отставшим вослед посмотри,
Ты на нас, одиноких, как добрый сосед посмотри!
Нет подобных Тебе. Не в Тебе ли защита, в Едином?
Сирых Ты покровитель, - к кому же иному идти нам?
Совершая молитву, мы взор обратим на Тебя.
Если Ты к нам неласков, то кто ж приласкает любя?
Чьи к Тебе протянулись с таким упованием руки?
Кто стенает, как мы, чьи сильнее душевные муки?
Слезно молим Тебя: отпущение дай нам грехов,
Будь опорой пришедшим под Твой защитительный кров!
Чрез Тебя Низами и господство узнал и служенье.
Ныне имя его вызывает в любом уваженье.
Дарованью приветствий наставь его скромный язык,
Сделай так, чтобы сердцем Твое он величье постиг!
(Низами, Сокровищница тайн)

В интернете можно встретить много контактёров и ченнелингов, выдающих себя за посредников между Богом и человеком, считающих себя за слово, язык и диктант Бога. Да я сам с облегчением чувствую, что моим разумом и рукою кто-то движет, когда я пишу. Даже более того, я понимаю, что человеческие мозги — только приёмник, а генерируется в него мысль из космоса. А если бы было не так, то во вселенной отирался и дежурил бы хаос, ужас, беспорядок, но, слава Богу, мирское множество полностью подконтрольно Единству. И мудрейший Низами понимал это.

Все певцы — соловьи голубого престола, и с ними
Кто сравнится, скажи? Нет, они несравнимы с другими.
Трепеща в полыханьи огня размышлений, они
Сонму духов крылатых становятся часто сродни.
Стихотворные речи — возвышенной тайны завеса, -
Тень речений пророческих. Вникни! Полны они веса.
В том великом пространстве, где веет дыханье Творца,
Светлый путь для пророка, и далее — он для певца.
Есть два друга у Друга, чья светлая сущность едина,
Все слова — скорлупа, а слова этих двух — сердцевина.
Каждый плод с их стола — ты приникнуть к нему поспеши -
Он не только лишь слово — он свет вдохновенной души.

То есть всякий человеческий сосуд, - ремесленник ли, предприниматель, поэт ли, президент, - имеет своего потустороннего партнёра, духовного симбионта, который руководит им, вкладывает мысли, желания и исполнение их. По драгоценности такого сосуда различается и духовный донор, которого принято называть ангелом или женихом брачного чертога. Кубок, конечно, знает, кто в него содержимое наливает, но от унитаза это скрыто, пусть думает, что он сам себе хозяин. Впрочем, такой сосуд тоже необходимая фаза в эволюции. Но это не значит, что какой-то более важный сосуд надо обожествлять, как это делают православные царебожники, видя в царе помазанника. От царя даже большее горе, потому что мир в бесконечных войнах, так что помазание царя — надуманная фикция. Сам Бог скептически оценил царя по сравнению со своими пророками, которых иудеи отвергли(1 Царств 8:11-18). Кстати, и Низами попытался отстраниться от иудейского родословия, как хвост, зависимый от головы, и выдал пятерицу своих поэм, как замещение Моисеева Пятикнижия для тюркских народов. Да, Моисей в героику истории Израиля тайно зашифровал культивирование жрецов и пророков, но у Низами это тоже неплохо получилось, и ему стали на Востоке даже подражать новоявленными пятерицами. Но зачем подражать!?

Не подражай: своеобразен гений
И собственным величием велик;
Доратов ли, Шекспиров ли двойник -
Досаден ты: не любят повторений.
С Израилем певцу одни закон:
Да не творит себе кумира он!
Когда тебя, Мицкевич вдохновенный,
Я застаю у Байроновых ног,
Я думаю: поклонник униженный!
Восстань, восстань и вспомни: сам ты бог!
(Е.А. Баратынский)

Увы, русский и многие европейские народы уловились израильскими ловцами и охотниками, и теперь при единокровном глобализме вынуждены довольствоваться ролью прирученного, закабалённого хвоста. Но ты, поэт, если готов служить Богу, на кого тебе равняться, кроме как на Него! Всё в тебе самом, ты микрокосм, точный образ и подобие Бога!

* * *
Прославленный в поношенном хитоне,
Поруганный в наряде шутовском,
На пиршестве, в пустыне, на иконе
Он каждому воочию знаком.
Заговорил на каменистом склоне
Он явственным и властным языком,
А проповедь на языке таком
Не для слепцов, начитанных в законе.
Существенна для букв одна черта,
Которая в предначертанье новом
Являет смысл и потому проста.
Таков он был в своём венце терновом,
И не узнать в лицо нельзя Христа:
НЕ САМ ЛИ ТЫ ВОСКРЕС В ЛИЦЕ ХРИСТОВОМ?
(Владимир Микушевич, В лице Христовом)

* * *
Когда горят осиновые рощи
Неистовым огнём самосожженья,
Становится понятнее и проще
Круговорот извечного движенья.
Кружится лист осиновый, кружится –
Нет в мире беспощаднее закона.
Но никогда душою не напиться
Осеннего серебряного звона.
Стоишь ты на великом перепутье,
Осенняя в душе клубится даль…
Какой же новой обернётся сутью
Твоя неутолённая печаль?
ТЫ МОЛИШЬСЯ И ЖАЖДЕШЬ, ЖАЖДЕШЬ ЧУДА,
ЗАБЫВ, КТО ТЫ, И ГДЕ ТВОЙ НЫНЕ ДОМ.
ЧТО БЫЛ УЖЕ ХРИСТОС И БЫЛ ИУДА,
ЧТО ЧУДО ЭТО ВСЁ В ТЕБЕ САМОМ.

Христос, как и ты, образ Божий — Путь, Истина и Жизнь. Так не обращай внимания на иконы, на годовой разброс уже совершённого — рождество, крещение, преображение, крестные муки, пасху. Это только христианский лубок, театр, который ничего душе не даёт. Путь восхождения к Богу — это твой путь. Вот здесь Христос или там — не верь! Он же Сам сказал, что Он — это ты, когда ты в темнице, в больнице или бесприютный бомж. И благополучный Христос во славе — это тоже ты. Потому что уБОЖество и БОГатство — одно и то же с той разницей, что одно — скудость, а другое полнота. Здоровье и болезнь — одно и то же, с той разницей, что одно — начало, другое конец. Слава и поношение — одно и то же, но одно — вершина, пик жизни, а другое — овраг, пропасть. Красота и уродство — одно и то же, но одно — расширение, а другое — ужатие. Расширение — это центростремительная энергия, жизнь; сжатие — центробежная энергия, смерть. Но они взаимозаменяются и существуют, можно сказать, одновременно: ШИРОКИ ВРАТА И ПРОСТРАНЕН ПУТЬ, ВЕДУЩИЕ В ПОГИБЕЛЬ(Матфей 7:13) и ТЕСНЫ ВРАТА И УЗОК ПУТЬ, ВЕДУЩИЕ В ЖИЗНЬ(Матфей 7:14). Например, Солнце держит Землю посредством притяжения, центростремительной энергией, - этой ниточкой и ты удерживаешь свою возлюбленную, и она крутится, влечётся вокруг тебя. Но попробуй ослабь и оборви ниточку любви, и планета центробежной инерционной энергией улетит к чёрту на кулички в область, может быть, другого притяжения. Например, дерево центростремительными корнями собирает небесную манну, но в стволе, который можно назвать субботой и смертью, уже не собирают, однако ветви расточают и разбазаривают собранную мощь центробежными энергиями и по этой причине, истощённые, тоже собираются в семя, в субботу, в смерть, которая, однако же, при прорастании, то есть воскресении ведёт в жизнь, в расширение. Подобно дереву и вселенная сужается и расширяется. То есть умирают и рождаются дважды одновременно: когда умирает единство, рождается индивидуальность; когда же рождается, брачуется единство, симбиоз, тогда умирает и болезнует индивидуальность. Я сегодня не буду разбирать апокалиптические главы Евангелий, потому что для суррогатных христиан это некие фантастические ожидания, но для поэта проросток смертного семени — это побег в горние чертоги от мерзости запустения на крыле святилища.

Человеку даны день и ночь – два крыла,
Через годы по жизни несут они нас.

Часто ноша безмерна и так тяжела…
Если крылья устанут, кто силы им даст?

И когда человек среди жизненных мук,
Остаётся однажды непонятым вдруг,

И приходится дальше лететь одному,
И не нужен уже он совсем никому,

А сгоревшей душе больше незачем жить –
Остаётся лишь рваные крылья сложить,

То тогда для него потускнеет заря,
И покажется - прошлое прожито зря…

Но с рассветом с души вдруг слетает зола,
Снова рвутся в полёт два упругих крыла,

День и ночь… день и ночь…
Два крыла шелестят,
И несут в бесконечность времён.
Наугад.
(Башир Батчаев, Два крыла, перевод с карачаевского В. Романенко-Россов)

Путь, истина и жизнь — это то, что ищется, а не то, что раз и навсегда обретается. Плоды, увы, гниют. На всякое явление грядёт моль и ржавчина. Не цепляйся за радость, которая обманчива. Крыло святилища покрывается фальшивой монетой. Любовь, героика и пафос — это только попервах, а потом прелюбодеяние и фарс. Но чтобы спасти мир от энтропии и диссипации Бог запаршивевшую крылатую особь пакует в семя, в яйцо, то есть сужает. ЕСЛИ БЫ НЕ СОКРАТИЛИСЬ ТЕ ДНИ, ТО НЕ СПАСЛАСЬ БЫ НИКАКАЯ ПЛОТЬ; НО РАДИ ИЗБРАННЫХ СОКРАТЯТСЯ ТЕ ДНИ(Матфей 24:22) — эта строка из апокалиптической главы Евангелия как раз говорит о сокращении и сужении времени в семя, а не так, что можно остановить солнце или подвинуть его назад. Сказано, кость не сокрушится, потому что это в основном минерализованная, а не рыхлая органика, и семя тоже более жизнеспособная и жизнестойкая кость. НЕ ВОЗЛЮБЛЕННУЮ НАЗОВУ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ(Римлянам 9:25; Осия 2:23) — почему так апостол Павел вслед за пророком Осией возвещает? Потому что любовь многообразна, и греческий язык по сравнению со скудным русским здесь на коне: эрос, людус, филия, мания, прагма, сторгэ и, наконец, божественная агапе, которая, по словам Павла, не перестаёт. Но чтобы её достичь, надо ужимать себя до семени, которое благодаря прорастанию, раскрутит жизненную спираль до агапе. А значит надо периодически паковаться в семя, в субботы, в зимы, в спячку, то есть в голодания, терпения, страдания, воздержания, посты, когда временно ты, поэт устранён от неоправдавшей себя музы, но вот-вот грядёт другая, а может и сам Дух Святой.

Ты привыкни к пути, что исполнен обмана всегда,
Будет благостный рок вожаком каравана всегда.
Чтоб главенства достичь отказаться должны мы от страсти,
В отрешеньи великом величье пророческой власти.
(Низами, Сокровищница тайн)

Мир Тебе, читающий, а Богу — слава!
28.04.2018

Все права на эту публикацую принадлежат автору и охраняются законом.