Написать автору
За последние 10 дней эту публикацию прочитали
22.11.2024 | 0 чел. |
21.11.2024 | 0 чел. |
20.11.2024 | 0 чел. |
19.11.2024 | 1 чел. |
18.11.2024 | 0 чел. |
17.11.2024 | 0 чел. |
16.11.2024 | 0 чел. |
15.11.2024 | 0 чел. |
14.11.2024 | 0 чел. |
13.11.2024 | 1 чел. |
Привлечь внимание читателей
Добавить в список "Рекомендуем прочитать".
Добавить в список "Рекомендуем прочитать".
Надо ли любить власть?
Эта статья — ответ на публикацию главного редактора монархической Русской Народной Линии Анатолия Дмитриевича Степанова ВЛАСТЬ НАДО ЛЮБИТЬ, которая приводится в конце статьи.Суть любви — аппетитная еда: известно, что паук любит запутавшуюся в паутине муху, и волк — овцу. Между женщиной и мужчиной тоже она, блистательная половая еда и едьба. Любят артистов, писателей, учителей, и это тоже сулит какую-никакую потребу. Не думаю, что Анатолий Дмитриевич подталкивает православного читателя шестерить власти, просто он хочет, чтобы власть его заметила и оценила: я — бобчинский! я — добчинский!
К сожалению, русский язык нетребователен в ракурсах любви, а вот греческий различает, как минимум, шесть оттенков, и наивысшая — любовь к Богу, бескорыстная агапе. Впрочем, и в русском языке угнездились кой-какие наркотические варианты: кайф, драйв, улёт. Вот ещё глагол «зажигать», молодёжный сленг предварительной технологии любви. А некоторые психиатры называют любовь болезнью. Или вот, например, любовь к писательству — графомания, тут уже не только психиатры ставят клеймо патологии, если у писателя нет таланта. Даже священники под аппетитной любовью часто подразумевают непозволительную страсть.
Что же говорит Священное Писание об отношении к власти? Что говорит оно не так громко и явственно, как у апостолов, которые безусловно требуют покорятся власти, потому что она от Бога?(Титу 3:1; Римлянам 13:2-3; Иуды 1:8; 1 Петра 2:13-20). Но так уж любить её?.. Скорее чтобы не встревать в неё с вилками и пререканиями ради успеха своих дел: в кубок наливают вино, в кувшин — молоко, унитаз тоже требует особого содержимого.
Сразу вопрос: почему Христос проклял смоковницу?(Марк 11:14,21) А как Библия даёт определение дереву? ДЕРЕВО ПЛОДОВИТОЕ, ПРИНОСЯЩЕЕ ПО РОДУ СВОЕМУ ПЛОД, В КОТОРОМ СЕМЯ ЕГО НА ЗЕМЛЕ(Бытие 1:11). Семя на земле, - подчёркиваю. Дерево и семя, старое и новое, власть и оппозиция — так Бог творит вдвойне, парами(Сирах 43:25) ради умножения и неистребимости вечной жизни, ибо Бог — вечный движитель. Так что, разве Бог отдаёт предпочтение власти, власам, корням, а хвостам, концам, на которых гнездятся плоды, выстреливающие семенами на плодородную землю, гнушается? Или Бог заботится только о князьях и знати, а несовершенную чернь игнорирует? Игнорирует вдову, сироту и угнетённое стратификацией семя? КНЯЗЬЯ ТВОИ ЗАКОНОПРЕСТУПНИКИ И СООБЩНИКИ ВОРОВ; ВСЕ ОНИ ЛЮБЯТ ПОДАРКИ И ГОНЯЮТСЯ ЗА МЗДОЮ; НЕ ЗАЩИЩАЮТ СИРОТЫ, И ДЕЛО ВДОВЫ НЕ ДОХОДИТ ДО НИХ(Исайя 1:23). Смоковница проклята потому, что она без семени тупик для благословенного будущего(Марк 11:9-10).
Или почему в Библии написано: ОСТАВИТ ЧЕЛОВЕК ОТЦА СВОЕГО И МАТЬ СВОЮ И ПРИЛЕПИТСЯ К ЖЕНЕ СВОЕЙ; И БУДУТ ОДНА ПЛОТЬ?(Бытие 2:24). Здесь тоже деды и отцы как бы властное родословное дерево, а сын - семя на земле, то есть одна песня с женой, и жену положено любить, а отца с матерью чтить и уважать. Потому что вышел срок любви к отцу и матери: к тому времени, как наступает половая зрелость у детей, они становятся непокорными, и тесен им отеческий дом. Даже священники советуют молодым пресекать амбиции анекдотических тёщ и свекровей. Получается, что дети — судьи отцам, а что познано точкой, становится трупом. Библия запрещает есть (любить) мертвечину, а Анатолий Дмитриевич Степанов — историк, то есть навозный жук, катающий дерьмо, консерватор, консервщик, монархист, и максимум он может выклизмить только из непереваренного настоящего, но вектор грядущего для него недоступен. А уже переваренное настоящее Библия называет благоприятным временем(2 Коринфянам 6:2) — ныне, сегодня, то есть се исполнившийся старый год и новогодье — семя, которое главреду не по зубам.
Апостол Павел проповедует покорность властям, но первосвященника, приказавшего бить ходатая за новую религию по губам, называет припудренной, подбелёной стеной(Деяния 23:3). Конечно, он тут же извиняется: не знал, что это такая важная персона, первосвященник, но ведь Павел знал, что представлен перед синедрионом, высшим судебным органом. То есть диалектику не отменишь, и любовь Степанова к Путину чревата в конце концов негативом. Не бывает славы без поношения. Даже Бог бьёт того, кого любит(Притчи 3:12; Евреям 12:6).
А кто такие властные фарисеи и книжники, восседающие на Моисеевом седалище, - к ним тоже применима диалектика! Гнев на них Христа в процессе Евангелия не унимается, но всё же по словам их Христос велит поступать, но только не по делам! Отдайте кесарю кесарево, и даже налог в статир Христос просит Петра отдать за него собирателям дани. Но надо ли отдавать душу, дядь Толя!? Душа принадлежит только Богу. ВРАГИ ЧЕЛОВЕКУ ДОМАШНИЕ ЕГО. КТО ЛЮБИТ ОТЦА ИЛИ МАТЬ БОЛЕЕ, НЕЖЕЛИ МЕНЯ, НЕ ДОСТОИН МЕНЯ; И КТО ЛЮБИТ СЫНА ИЛИ ДОЧЬ БОЛЕЕ, НЕЖЕЛИ МЕНЯ, НЕ ДОСТОИН МЕНЯ(Матфей 10: 36-37). Коран тоже отстаивает эту позицию: МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ЕСТЬ ТАКИЕ, КОТОРЫЕ ИЗБИРАЮТ ДЛЯ СЕБЯ, ОПРИЧЬ БОГА, МНИМЫЕ БОЖЕСТВА: ЛЮБЯТ ИХ, КАК ДОЛЖНО ЛЮБИТЬ БОГА; НО ВЕРУЮЩИЕ КРЕПКИ ЛЮБОВЬЮ К БОГУ. А ТЕ НЕЧЕСТИВЦЫ, КОГДА УЗНАЮТ СВОЮ МУКУ, УЗНАЮТ, ЧТО У БОГА СИЛА ВО ВСЕЙ ПОЛНОТЕ СВОЕЙ, И ЧТО БОГ СТРОГ В НАКАЗАНИИ(Коран 2:160, перевод Саблукова). А ты, дядь Толя, так неутомим и любвеобилен, что даже из власти делаешь кумира и истукана. Помнится, некогда губернатор Саратовской области Аяцков позавидовал Монике Левинской, но это только потому, что такие заглюченно-озабоченные сами ищут изощрённого пресмыкательства. Модерируйте, дядь Толя, комментарии, в которых шестерят под Вашими публикациями: крайности — всегда угроза!
Я бы тоже любил власть, если бы народом руководил пророк, как в древнем Израиле. Но народ захотел царя и отверг голос Бога(1 Царств 8:5-7). Что же ответил им Бог через пророка? ВОТ КАКИЕ БУДУТ ПРАВА ЦАРЯ, КОТОРЫЙ БУДЕТ ЦАРСТВОВАТЬ НАД ВАМИ: СЫНОВЕЙ ВАШИХ ОН ВОЗЬМЕТ И ПРИСТАВИТ ИХ К КОЛЕСНИЦАМ СВОИМ И [СДЕЛАЕТ] ВСАДНИКАМИ СВОИМИ, И БУДУТ ОНИ БЕГАТЬ ПРЕД КОЛЕСНИЦАМИ ЕГО; И ПОСТАВИТ [ИХ] У СЕБЯ ТЫСЯЧЕНАЧАЛЬНИКАМИ И ПЯТИДЕСЯТНИКАМИ, И ЧТОБЫ ОНИ ВОЗДЕЛЫВАЛИ ПОЛЯ ЕГО, И ЖАЛИ ХЛЕБ ЕГО, И ДЕЛАЛИ ЕМУ ВОИНСКОЕ ОРУЖИЕ И КОЛЕСНИЧНЫЙ ПРИБОР ЕГО; И ДОЧЕРЕЙ ВАШИХ ВОЗЬМЕТ, ЧТОБ ОНИ СОСТАВЛЯЛИ МАСТИ, ВАРИЛИ КУШАНЬЕ И ПЕКЛИ ХЛЕБЫ; И ПОЛЯ ВАШИ И ВИНОГРАДНЫЕ И МАСЛИЧНЫЕ САДЫ ВАШИ ЛУЧШИЕ ВОЗЬМЕТ, И ОТДАСТ СЛУГАМ СВОИМ; И ОТ ПОСЕВОВ ВАШИХ И ИЗ ВИНОГРАДНЫХ САДОВ ВАШИХ ВОЗЬМЕТ ДЕСЯТУЮ ЧАСТЬ И ОТДАСТ ЕВНУХАМ СВОИМ И СЛУГАМ СВОИМ; И РАБОВ ВАШИХ И РАБЫНЬ ВАШИХ, И ЮНОШЕЙ ВАШИХ ЛУЧШИХ, И ОСЛОВ ВАШИХ ВОЗЬМЕТ И УПОТРЕБИТ НА СВОИ ДЕЛА; ОТ МЕЛКОГО СКОТА ВАШЕГО ВОЗЬМЕТ ДЕСЯТУЮ ЧАСТЬ, И САМИ ВЫ БУДЕТЕ ЕМУ РАБАМИ; И ВОССТЕНАЕТЕ ТОГДА ОТ ЦАРЯ ВАШЕГО, КОТОРОГО ВЫ ИЗБРАЛИ СЕБЕ; И НЕ БУДЕТ ГОСПОДЬ ОТВЕЧАТЬ ВАМ ТОГДА(1 Царств 8:11-18). Эти слова точь-в-точь исполняются и сегодня, разница лишь в современной терминологии. Да, царская власть не познала мудрость, иначе бы не распяла Господа славы(1 Коринфянам 2:5-8). Даже Христос не смог сломать эту кумирню, лишь дал свою трактовку надлежащей власти: ЦАРИ ГОСПОДСТВУЮТ НАД НАРОДАМИ, И ВЛАДЕЮЩИЕ ИМИ БЛАГОДЕТЕЛЯМИ НАЗЫВАЮТСЯ, А ВЫ НЕ ТАК: НО КТО ИЗ ВАС БОЛЬШЕ, БУДЬ КАК МЕНЬШИЙ, И НАЧАЛЬСТВУЮЩИЙ - КАК СЛУЖАЩИЙ(Лука 22:25-26). Эту интерпретацию власти подхватил терпеливый и любящий Павел: ЕСЛИ ДРУГИЕ ИМЕЮТ У ВАС ВЛАСТЬ, НЕ ПАЧЕ ЛИ МЫ? ОДНАКО МЫ НЕ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ СЕЮ ВЛАСТЬЮ, НО ВСЕ ПЕРЕНОСИМ, ДАБЫ НЕ ПОСТАВИТЬ КАКОЙ ПРЕГРАДЫ БЛАГОВЕСТВОВАНИЮ ХРИСТОВУ. РАЗВЕ НЕ ЗНАЕТЕ, ЧТО СВЯЩЕННОДЕЙСТВУЮЩИЕ ПИТАЮТСЯ ОТ СВЯТИЛИЩА? ЧТО СЛУЖАЩИЕ ЖЕРТВЕННИКУ БЕРУТ ДОЛЮ ОТ ЖЕРТВЕННИКА? ТАК И ГОСПОДЬ ПОВЕЛЕЛ ПРОПОВЕДУЮЩИМ ЕВАНГЕЛИЕ ЖИТЬ ОТ БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ. НО Я НЕ ПОЛЬЗОВАЛСЯ НИЧЕМ ТАКОВЫМ. И НАПИСАЛ ЭТО НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ТАК БЫЛО ДЛЯ МЕНЯ. ИБО ДЛЯ МЕНЯ ЛУЧШЕ УМЕРЕТЬ, НЕЖЕЛИ ЧТОБЫ КТО УНИЧТОЖИЛ ПОХВАЛУ МОЮ(1 Коринфянам 9:12-15). Скажу ещё, что сам Бог не навязчив во власти, хотя мы Им движемся и существуем(Деяния 17:28), иными словами, пользуемся Его абсолютной заботой, но знают это только любящие Его. Впрочем, и многие суррогатные христиане мнят, что есть так называемая личная воля.
А посмотрите, как апостол Павел выстраивает церковную структуру! Сначала властные благородные члены, как лицо церкви, а в конце те же неблагообразные несовершенные семена и проростки, нижние конечности, стыдные органы, которые требуется укрывать. НО БОГ СОРАЗМЕРИЛ ТЕЛО, ВНУШИВ О МЕНЕЕ СОВЕРШЕННОМ БОЛЬШЕЕ ПОПЕЧЕНИЕ,(1 Коринфянам 12:24) — заметьте, это не Павла внушение, но Бога! Ведь церковное тело та же раскручивающаяся спираль, что и человеческое: голова-фарисейка, сердце — мотор, конечности — делатели и производители. Голова-фарисейка может только мыслить, задавать проект, исполнение же проекта возложено на конечности. Также конечности несут немаловажную функцию — они репродуктивные органы любви. Без любви, даже если бы в церкви были только её зачаточные состояния — пророчества, исцеления, изгнания бесов — Павел похеряет такую церковь(1 Коринфянам 13:1-3).
Но в спирали человеческого тела то же самое: голова забронирована черепом и укрыта от погодных невзгод волосами, туловище тоже обезопашено рёберной грудной клеткой, и лишь конечности беззащитные. Но так не потому, что голова о них не заботится, а оттого, что конечности эволюционно позднейшее приращение к человеческой спирали. Голова-то как раз о них заботится, ведь конечности генерируют в голову любовь и могут делать дела. То есть конечности — это благословенный рабочий класс, который Христос называет важным словом — делателем(Матфей 9:37-38). Только горемыка-пьяница может остаться без них, отморозив безропотные руки и ноги в беспробудной спячке.
Но ведь и государство подобно человеческому телу. Что же сделала нынешняя власть с хвостом-антагонистом, который, когда уже невозможно терпеть, горазд на революции и мятежи? Власть упразднила профсоюзы, уничтожила заводы и фабрики и коммунистические ячейки на них, а на оставшихся предприятиях законодательство подчинила угнетателям рабочего класса, усугубив своё же жалкое состояние. Разве прикормленная верхушка — банкиры, депутаты, силовики, спекулянты, менеджеры — могут что-то сделать путнее без народа? И Степанов стремится туда же — в прикормленную верхушку. Видимо, хоть он и монархист, не очень-то верит в православную байку — ожидаемого царя великого ума и пламенной православной веры.
Свою пессимистическую мысль я обращаю к Соломону, он, будучи царём, тоже не обольщён неправедной этой короной. ПОЙДИ К МУРАВЬЮ, ЛЕНИВЕЦ, ПОСМОТРИ НА ДЕЙСТВИЯ ЕГО, И БУДЬ МУДРЫМ. НЕТ У НЕГО НИ НАЧАЛЬНИКА, НИ ПРИСТАВНИКА, НИ ПОВЕЛИТЕЛЯ; НО ОН ЗАГОТОВЛЯЕТ ЛЕТОМ ХЛЕБ СВОЙ, СОБИРАЕТ ВО ВРЕМЯ ЖАТВЫ ПИЩУ СВОЮ. ДОКОЛЕ ТЫ, ЛЕНИВЕЦ, БУДЕШЬ СПАТЬ? КОГДА ТЫ ВСТАНЕШЬ ОТ СНА ТВОЕГО? НЕМНОГО ПОСПИШЬ, НЕМНОГО ПОДРЕМЛЕШЬ, НЕМНОГО, СЛОЖИВ РУКИ, ПОЛЕЖИШЬ: И ПРИДЕТ, КАК ПРОХОЖИЙ, БЕДНОСТЬ ТВОЯ, И НУЖДА ТВОЯ, КАК РАЗБОЙНИК(Притчи 6:6-11). Действительно, имея волевую голову где-то на стороне, ты всегда пребудешь пассивным, ничтожным и непредсказуемым. Я сам был маленьким бугорком, маленькой ефрейторской властью, бригадиром на стройке и понимаю, что невольно подавлял в бригаде если не всё, то многое — волю, ум, активность, инициативу. Члены бригады были моими молчаливыми руками. И всё же совет Соломона нельзя принять, как неотразимый. Есть слабые люди, инвалиды, дети, старики, больные, вдовы, сироты, многодетные семьи, безработные, исчезающие малые народности, и власть должна их защищать, особенно постоянно убывающий великий русский народ. НЕ ОТДАВАЙ ЖЕНЩИНАМ СИЛ ТВОИХ, НИ ПУТЕЙ ТВОИХ ГУБИТЕЛЬНИЦАМ ЦАРЕЙ. НЕ ЦАРЯМ, ЛЕМУИЛ, НЕ ЦАРЯМ ПИТЬ ВИНО, И НЕ КНЯЗЬЯМ - СИКЕРУ, ЧТОБЫ, НАПИВШИСЬ, ОНИ НЕ ЗАБЫЛИ ЗАКОНА И НЕ ПРЕВРАТИЛИ СУДА ВСЕХ УГНЕТАЕМЫХ — это опять же из притч Соломона, в которые он включил рыдающие советы матери. Эти слова и сегодня злободневны. Также не годится себя пиарить хоккеистом, дзюдоистом и путеводителем стерхов. На телевидении есть единственный нешапкозакидательный канал ОТР — общественное телевидение России. С 17 до 21 часа по будням на нём идут передачи ОТРАЖЕНИЕ — о внутреннем состоянии дел в России. Народ звонит на студию, также титрами следуют бесконечные СМС-ки. Народ стонет, взывает к справедливости.
Если моя глупая речь дойдёт до Путина, прошу: дядь Вова, пристрой, пожалуйста, Анатолия Дмитриевича Степанова к кормушке! Пусть он не наводит тень на плетень.
А теперь обещанная публикация главного редактора так называемой Русской Народной Линии:
ВЛАСТЬ НАДО ЛЮБИТЬ
Президентские выборы в России в 2018 году / 22.03.2018
О православном отношении к Верховной власти …
Многие читатели «Русской народной линии» укоряют меня за то, что я редко пишу. Я понимаю, что в идеале главный редактор должен высказываться по всем актуальным вопросам, но в реальности административные, представительские и чисто редакторские (вычитка чужих текстов) обязанности отнимают так много времени, что писать самому не всегда удаётся. И многое остаётся в набросках и идеях.
И вот во время нынешней болезни мне пришла в голову счастливая мысль писать не статьи, а краткие заметки. Этот жанр, происходящий из святоотеческой и патериковой традиции, существовал в виде исторического анекдота (в исконном смысле этого слова, как забавной и поучительной истории), пока его не обессмертил в русской литературе Василий Васильевич Розанов. После его «Опавших листьев», «Мимолетного» и пр. стали популярны всякие «мозаики», «отголоски», «осколки». Сегодня пишет свои «крупинки» мой друг замечательный писатель Владимир Крупин. Знаю «былинки» главного редактора газеты «Православный Петербург» писателя Александра Ракова. Как назвать свои заметки, пока не знаю, да и написал пока вот только одну...
Предлагаю читателю свой первый опус в таком жанре: только мысль с небольшими аргументами.
В связи с состоявшимся в минувшее воскресенье голосованием по вотуму о доверии Владимиру Владимировичу Путину в православной среде не утихает страстная полемика. К сожалению, есть люди, которые выступают против Путина, используя именно православно-патриотическую риторику.
Конечно, среди них много «православных революционеров», которые используют православную риторику для прикрытия своего бунтарского мировоззрения. Этих людей бесполезно в чем-то убеждать, у них уже на всё есть готовые ответы. Но они влияют своим ригористическим подходом, а также умелой подборкой негативных фактов (такие факты можно подобрать для обличения любого правителя, даже святого) на людей доверчивых и не имеющих такой изначальной антивластной установки.
Мою позицию твердой и безусловной поддержки Путина и в целом власти порой критикуют даже люди, которые лично ко мне относятся с симпатией. Они объясняют мою позицию дипломатией, желанием сохранить «Русскую народную линию» от закрытия и репрессий. Некоторые читатели, конспирологического, так сказать, устройства ума, считают, что мне кто-то платит за поддержку власти. Понимающе кивают: «Степанов вынужден, я его понимаю»... Я с улыбкой отношусь к подобным предположениям.
На самом деле, я искренне считаю, что любить власть - это нормальное для православного человека состояние. Церковь веками так вела себя в отношении власти. До понятных пределов, разумеется, - пока власть не вмешивается в вопросы веры.
Конечно, не всякую власть любить легко. Власть Путина - легко. Власть Ельцина или Горбачева любить было труднее. Я в те времена не был способен на такой подвиг и, каюсь, не любил власть Ельцина. А вот Патриарх Алексий оказался выше страстно-человеческого и всегда поддерживал Ельцина. Тоже находились умники, которые говорили, что Патриарх это делал из конъюнктурных соображений. Я теперь понимаю, что это не так. Кстати, Патриарх Алексий показал, что любить власть - не значит во всем потакать власти. Но посмотрите, какой плод принесла его любовь к Ельцину, - тот ушёл и передал власть Путину.
А каково было любит власть Сталина Патриархам Сергию и Алексию?! Когда гнали не только их, но и подчинённых им архиереев, священников и мирян. А они сами нередко слышали в свой адрес обвинения в приспособленчестве, а то и предательстве. Но какой плод получила Церковь после 1943 года!
Сразу говорюсь, что речь идёт именно о Верховной власти, а не о власти всякого чиновника. Михаил Никифорович Катков писал в своё время: мы - верноподданные Государя Императора, а не его министров. И безжалостно критиковал политику министров. Тут - методология отношения к власти для православного патриота. Мы не только можем, но и должны критиковать в случае необходимости чиновников и министров. Таким доносительством Верховной власти на её подчинённых мы только исполняем долг верноподданных - помогаем ей наводить порядок и устранять противоречия между властью и народом.
Скажут: но ведь Церковь должна и обличать власть. И приведут много примеров и из древней истории Церкви, и из недавней: кто-то анафему Святейшего Патриарха Тихона, кто-то нелицеприятные заметки св. прав. Иоанна Кронштадтского и др. Наверное, нужно и обличать. Но для этого надо обладать духовными дарами Иоанна Кронштадтского и Святителя Тихона.
У нас сегодня дерзающих обличать власть много. Обличения сыпятся как из «рога изобилия».
Но надо бы сначала научиться искренне любить власть. А потом, глядишь, и исчезнет желание обличать...
Словом, так должен относиться православный человек: любить власть, помогать власти и ждать плодов - изменения власти в нужном для нас направлении. И без подросткового - здесь и сейчас. История, если ее не подгонять палками, движется медленно...
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»
ВЛАСТЬ НАДО ЛЮБИТЬ. ПРИЧЕМ, БЕЗ ВСЯКИХ УСЛОВИЙ
Президентские выборы в России в 2018 году / 24.03.2018
Разговор с читателями …
Моя заметка о православном отношении к власти, как я и ожидал, вызвала критические отклики у некоторой части читателей. Ответить всем нет времени и сил, поэтому решил сделать это в виде новой заметки, тем паче, что в некоторых ответах затронуты принципиальные вопросы, которые я упустил, чем вызвал некоторое недоумение.
Но прежде всего хотел бы поблагодарить тех читателей, которые не только поняли мою мысль, но и развили ее в своих глубоких дополнениях и ответах, прежде всего Василия В.В., Кирилла Д. и других. Благодарю Вас, друзья, Вы избавили меня от необходимости отвечать на некоторые выпады в наш адрес.
Начну с ироничной реплики М.Яблокова, которая, тем не менее, затрагивает серьезные и важные вопросы. Он написал: «Власть надо любить. Ну, да. Причем, за все! )))». Значок улыбки в конце, надо полагать, свидетельствует о том, что автор считает, что за все любить нельзя, а только за то, что нам нравится. Ему вторит еще один обделённый любовью власти читатель: «А уж власть-то нас как любит, как любит!..». Надо полагать, что и он предлагает любить власть только тогда, когда она его будет любить. Еще кто-то меланхолично заметил: «А нужная ли ваша любовь власти - отвечаю: ваша любовь власти вовсе не нужна, власти нужна ровным счётом только ваша покорность и страх перед ней». Но разве я вел речь о власти, речь ведь О НАШЕМ ОТНОШЕНИИ К ВЛАСТИ! Любить власть нужно не избирательно (тут люблю, а тут ненавижу), но БЕЗ ВСЯКИХ УСЛОВИЙ.
Слова Апостола Павла о том, что такое настоящая любовь, думаю, все и без меня знают, но не могу отказать себе в удовольствии их воспроизвести: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 1-8). Как я понимаю, Апостол говорил о всякой любви, а не только о любви к объекту заслуживающему нашу любовь или отвечающему на нашу любовь взаимностью.
Не могу пройти мимо реплики Координатора: «Власть ВВП не та "власть от Бога", чтобы его любить». И еще: «Любить власть возможно, если власть умеет каяться. А ей всегда есть за что». Насчет первого - обычная уловка ума. Эту «плохую» власть я полюбить не могу, а вот будущую «хорошую» власть любить буду. Увы, к любой власти можно предъявить массу претензий и отказать на этом основании в любви.
А вот насчет того, что власть должна каяться и только тогда ее можно полюбить, - опасное заблуждение. Каяться власти, я так понимаю, предлагается перед народом. Напротив, власть не должна каяться перед народом, ибо тогда она перестанет быть властью. Ведь те, кто не способны власть любить должны ее бояться. А кающуюся власть никто бояться не будет. Святителю Филарету приписывают глубокую мысль: «У кого нет страха Божия, тому полезен страх человеческий!».
Конечно, в идеале власть должна любить народ. Но это - идеальное состояние, и оно нечасто бывало в нашей истории: народ любит власть, а власть любит (заботится) о народе. Я всматриваюсь в нашу историю и не нахожу таких периодов в ней. Разве что в обросшие мифами старинные времена, типа краткосрочного правления святого царя Федора Иоанновича накануне смуты. Ну еще, может быть, сейчас, при Путине, мы имеем нечто близкое к идеалу (представляю, как возмутятся мои оппоненты, поэтому не буду тему развивать).
Возникло странное недоумение - о какой власти я веду речь? Вроде я чётко оговорился, что речь не о власти чиновников, не об аппарате подавления или о «кучке людей, распоряжающихся Россией». Речь о Верховной власти, о власти Правителя Третьего Рима, на котором всегда тяжелая Шапка Мономаха, т.е. ответственность за служение удерживающего. Одни с ней справлялись успешно, другие не очень. У одних наших правителей было много личных грехов и страстей, другие умели лучше управлять своими страстями и служить Отечеству. Но любить в идеале надо всех. Не обличать их недостатки, а сожалеть о слабостях и немощах наших правителей. Кроме временщиков и внешних управляющих, разумеется, но на них и Шапки Мономаха не было, по сути, т.е. они не служили Отечеству.
Еще одна ироничная реплика подписана «котом леопольдом»: «Богу богово, кесарю кесарево. Бога любить, а кесарю платить подати. Еще заповедано любить ближнего как самого себя и любить врагов. Кесарь требует динарий, отдай ему динарий. Короче, заплати налоги и спи спокойно». Тут очевидный отсыл к евангельской истории. Не вполне корректный все-таки. Христос объясняет иудеям как нужно относиться к оккупационной и откровенно языческой власти. Считать нашу власть оккупационной и языческой могут люди, у которых какие-то проблемы с духовным зрением. Даже советскую власть нельзя было считать оккупационной и относить к ней этот евангельский пример. Даже ее надо было любить, что Церковь в принципе и делала, молясь о безбожных советских властях.
И, наконец, хочу сделать некоторые пояснения, которые я упустил в прежней заметке.
Разумеется, нельзя говорить о любви к власти вне исторического контекста. Мне тут уже задавали лукавые вопросы, читатели, проявляющие заботу о «православных варшавянах и лондонянах». Конечно, надо подразумевать, как отметил выше, что речь идёт о любви к Верховной власти Правителя Третьего Рима. И это не распространяется на США, Францию или Англию. Ибо судьба мира от них не зависит, она зависит от России. Если серьёзно относиться к нашей базовой историософской формуле «Москва - Третий Рим, а четвертому не бывать». И верно было сказано на форуме, что по большому счету всех православных во всем мире должна волновать судьба России, если они понимают, что Россия сегодня - это и есть удерживающий. Это не исключает, что православные сербы, греки, болгары, арабы, французы, немцы, австралийцы, американцы и пр. должны быть патриотами своих стран, но все они при этом должны быть немножко русскими.
Не все это пока понимают. Это не мудрено, ведь, к сожалению, это понимают и не все русские православные христиане.
Поэтому я совершенно согласен с ответом киевлянину Юрию Кирилла Д. насчет правильного отношения к властям Украины. Это - власть временщиков. Да и не в Киеве, а в Москве решаются судьбы мира, хотя Киев был и будет навек Матерью городов русских.
На вопрос «смогу ли я положить свою душу за власть» - ответ может и должен быть только положительным. Наши предки умирали «за Веру, Царя и Отечество», а порою проще и короче - «умрём, братцы, за Царя». В советское время шли в атаку и умирали «за Родину, за Сталина». Всегда рядом с идеей Родины была в неразрывной связи Верховная власть. В феврале 1917-го генералы разделили понятия Отечество и Верховная власть и решили ради Отечества пожертвовать Верховной властью. Это привело к катастрофе, а хорошие в общем-то генералы никогда не смоют клейма предателей. Надеюсь, урок пошёл впрок, и сегодня, убеждён, если начнётся война - в атаку будем ходить «за Родину, за Путина».
Русская Православная Церковь веками выработала правильное любовное отношение к власти. Лекарством любви, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» Церковь исправляла власть. И результат всегда был потрясающим для нас. Не всегда результат появлялся быстро, приходилось Церкви быть «долготерпеливой», но результат всегда был. Мы просто должны внимательно всматриваться в нашу историю и учиться на её уроках.
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»
Все права на эту публикацую принадлежат автору и охраняются законом.