Прочитать Опубликовать Настроить Войти
Elena
Добавить в избранное
Поставить на паузу
Написать автору
За последние 10 дней эту публикацию прочитали
24.04.2024 1 чел.
23.04.2024 2 чел.
22.04.2024 3 чел.
21.04.2024 0 чел.
20.04.2024 0 чел.
19.04.2024 0 чел.
18.04.2024 0 чел.
17.04.2024 0 чел.
16.04.2024 1 чел.
15.04.2024 2 чел.
Привлечь внимание читателей
Добавить в список   "Рекомендуем прочитать".

За гранью

(В скобках по всему рассказу написан номер пояснения к использованным в предложении общеизвестным фактам из литературных произведений. Пояснения приводятся в конце рассказа. Но если вы хорошо ориентируетесь в мировой литературе и Библии, то пояснения вам не понадобятся. Игнорируйте цифры).

1. За гранью

Я медленно уходила, погружалась в нечто вязкое, неприятное, очень темное. Было тошно, страшно, но мне надо было поговорить. Я очутилась одна посреди ... города.

Огромный город. Везде люди, машины, много людей и машин. Люди бегут, машины бегут и дома вроде бегут. Люди, люди, люди, шум, безумное движение, и никого нет вокруг в этом водовороте. Нет жизни: она пробегает мимо в общем сумасшедшем марафоне. Огромный город. Пустота! И люди, люди, машины, автобусы, и все шум какой-то, то ли мотор, то ли смех, то ли плач, то ли слова, много слов, голоса – ничего нельзя разобрать. В голове шум, гудит вся Вселенная. Это сон, кошмар. Ха! Это просто смешно, нереально, бессмысленно, глупо. Все бегут, как ненормальные, на дорогах летчики соревнуются, кто быстрее и чудовищнее протаранит кого-нибудь. Все бегут, а глаза такие стеклянные, загораются электрическим светом, мигают и гаснут, глаза тоже бегут, и ничего в них нет, ни горя, ни радости, ни жизни, ни смерти – зияющая пустота. Иногда бывает встречаешь в этом сумасшедшем потоке огромные глаза, глубокие такие, тонешь в их удивительной тоске. Но и они поудивляются, потоскуют и погаснут под давлением всеобщей пустоты. Впрочем, может и не погаснут, защитной пленкой покроются. Пленка грубости, злобы, зависти и жажды мести. Эти последние глаза мне очень знакомы. Сквозь пленку в их глубине таится необъятная тоска по людям. Я видела, как обладательница таких глаз ходила по Пустоте в солнечный, закопченный выхлопными газами день с фонарем и искала ... Человека. Обладательницу глаз или фонаря зовут, кажется Елена, или Эли, или Елизавета. Не помню. Трудно запомнить человека с многими именами (13).

- Привет, сестренка. И ты удивленно тоскуешь? Ты тоже бежишь?
- Все бегут, и я бегу.
- Ты ищешь что-то?
- Все ищут, и я ищу.
- Но ты не осознаешь, чего хочешь.
- Все не осознают, и я не осознаю.
- Почему ты в сером плаще?
- Все в сером, и я в сером.
- Нет, я имею в виду плащ, а еще фонарь (6).
- И что?
- Ну, это не как все.
- Правда? Я переоденусь, фонарь нужно спрятать. А что носят все? Я не вижу, никого нет. Как же спрятать фонарь, нужно хоть кого-то найти, узнать, какие они. Я не могу без фонаря.
- Идем домой. Он там, за гранью.
И мы пошли в ее дом, или в наш дом, или в дом ее друзей, или страны, или вселенной…

Пусть в этом мире ее имя будет Эли, ведь наши настоящие имена нами забыты (13). По мнению общества, в котором Эли вращалась, у нее было все, что душе угодно – квартира, автомобиль, работа, высокая зарплата, множество знакомых, не исключая и мужчин. Чего еще желать? Многие ей завидовали, многие прислушивались к ее мнению. Эли была окружена вниманием. Она обворожительно улыбалась, острила, а когда уставала, говорила сладостную чушь, как все.
Лично я всего этого в ней не увидела. Я не нашла в ней живой улыбки, искренней беззаботности, легкости и добродушия. В ее красивом, миниатюрном, до нервозности подвижном теле столько страдания, кажется, каждое движение она насильно выдавливает из себя, не говоря уж об улыбке – будто нарисованная зубной пастой, красиво выдавленная из тюбика, обворожительная форма без жизни. Ее глаза - огромные зеленые трещины, затянутые ядовитой дымкой тоски, зеленая вода в них застоялась и обнимает зрачки-островки. В водах глаз я видела смешного зверька, по-детски злобного.
- Почему ты носишь маску? (7)
- Все носят, и я ношу.
- Но ты превращаешь себя в мумию, душа укутана стереотипами и предрассудками.
- Вокруг одни мумии. Неужели не видишь, какая Пустота.
- Тебя считают доброй.
- Я не знаю, что такое доброта, и они не знают. Каждый называет добротой, что захочет, как и любовью, счастьем, радостью, горем, ненавистью и т.д. Все эти понятия давно исчезли, остались слова. Они думают, я добра к ним. Как я могу быть доброй, если нет такого слова, нет понятия доброты. Идиоты!

- Эли, ты запуталась в иллюзии, в бессмысленности. Доброта, любовь остались. Ведь Слово было у Бога, и Слово было Бог (8). Давай разберемся. Что есть цвет? Это электромагнитные излучения. Откуда же мы различаем слова "красный, зеленый, синий"? И видим якобы некий цвет, а вовсе не фотоны, волны? Что есть звук? Это волны определённой частоты, амплитуды. Почему же мы не видим волны, но ноты, слышим музыку или шум? Везде нас окружают струны, волны, ветви виноградной лозы (8). А мы видим лишь то, во что поверили, что мы МЫСЛИМ. Мы мыслим нас самих, мир и всю нашу жизнь. МЫСЛИМ! То есть вкладываем смысл в некую форму, и в этот смысл верим. Откуда в нас эта вера? Откуда твое знание цвета неба или листвы, или чего угодно? И это твое знание существует ещё до того, как ты увидела небо или листву. Значит, каждая частичка Слова содержит в себе изначальный истинный смысл, который заложен в нас. Семантические примитивы, истинные смыслы (14). Именно определенный смысл, а не какой угодно. И мы изначально этот смысл знаем. Нам внутренний голос, совесть открывает его. Преступления против Слова, на которые ты жалуешься, уничтожают смысл, выедают из Слова его наполненность, его внутреннее содержание, а значит, уничтожают саму структуру Бытия. Мы начинаем верить в ЛОЖЬ и видеть то, чего нет (9). Верить в иллюзию, поэтому надевать маску. Теперь красному спектру соответствует какой угодно цвет. Теперь можно слова Христа наполнять каким угодно смыслом. Теперь "реальная жизнь" из лозунгов компаний означает жизнь в экранчике смартфона, ноутбука или ЖК-телевизора, а не жизнь, наполненную реальными ощущениями, вдыхание воздуха и купанием в реке. И это иллюзия, а не подлинная жизнь. Словосочетание "real life" приклеили к смартфонам и интернету, мы стали верить, что живём, находясь в виртуальном мире. Из этого и получается катастрофа. Жизнь переходит в пустоту, виртуальность, мыльный пузырь, иллюзию. Ценностями становятся не любовь, но секс, не богатство души, не талант, но деньги (10), не радость, но тупой смех, не веселье, но распутство, не мудрость, но формальные знания. Почему в Библии уделяется столь пристальное внимание Слову? Почему евангелист Иоанн писал: "И слово было Бог. <...> И всё через Слово начало быть"? (8) Понимаешь ли ты? Бытие возникло в Слове. А затем пришёл "отец лжи" и обнулил Слово, перевернул первую заповедь о плоде с древа познания, сделал всё маской, формальностью (9). Нужно снять маску, перестать верить в иллюзию, дьявольскую ложь, в Пустоту. Помнить истину значит подлинно жить. Быть не маской, но образом Бога живого!

- Перестань! Хватит! Какого Бога!? Их у нас тысячи. Скажешь, Бог есть любовь?! Ха! Любовью называют самую ничтожную похоть! Ты же сама говоришь! Юмор превращается в глупое хихиканье, радость превращается в тупой смех под бутылку пива. Заявляется, что Истина больше не существует, а значит и память об истинном смысле слов, память о ценностях жизни умирает. Бог умер! (3) И жизнь искореняется. Ты говоришь о маске. Это у меня, наверное, чтоб не грузить зомбированных мумий своими проблемами. Каждая мумия неспособна подумать даже о себе самой, не говоря уж об окружающем мире. Они думают о деньгах, одежде, о том, кто произнесет очередную тираду несуществующих понятий, а потом общим немым голосованием они определяют, насколько эта тирада научна, и решают осудить ее или нет. Смс-голосование, чтоб заявить о себе, но не об Истине. Разве я бы добилась успеха без маски? Жизни не понимают и живого тоже. ЖИВАГО умер! (3) Приходится произносить тирады и рисовать улыбку зубной пастой...
- Улыбку... клубничной зубной пастой. Силикон и помада. Не сердце.
- Да! И им весело! Это моя победа – заставить мумию смеяться или плакать. Это игра без цели, скучная, бессмысленная игра.
- Тебе нужна такая победа?
- А как еще существовать?
- Оживи фигурки. Ты можешь сама придумывать ходы, а можешь принимать чужую волю и быть управляемой фигурой на шахматной доске небытия. Загляни внутрь любой мумии, и ты найдешь в ней другую фигурку, поменьше. Они словно русские матрешки или словно твои мысли, желания, память, любые скрытые течения. Каждая из них – очередная грань, и ты продвигаешься все глубже. А дна нет. Это Вечность Любви. Любить значит познать подлинное имя. (13)
- Ты считаешь, я управляема? Я как раз и двигаю фигурки на шахматной доске, как захочу!
- Ты не живешь.
- Я это уже слышала. А чье это сравнение с шахматами?
- Многих. Я видела и у того, кто объясняет хазарский. (1)
- А почему хазарский?
- У хазар были свои способы одевать смыслы в слова. (1)
- Ты любишь тайну?
- Да, я люблю жизнь. Мне нравится хазарский и шахматы. С хазарами вел беседы о Слове Константин-философ. (2) Хазары могли Его слышать. Ты же не слышишь даже себя.
Я встретила холодную усмешку гордыни:
- Оставь эту напускную заумность! «Я люблю жизнь»! Какой пафос! Очередной рекламный слоган! Ты много ль видела мертвых душ? (10)
Я не уверена, что я живу,
и я не знаю, что это за штука,
я не уверена, что этот фильм
есть моя жизнь – сплошная скука.
Я не уверена, что все – игра,
я не уверена... Но люди – это пешки.
Все произносят яркие слова,
а суть одна – насмешка.

Пока Эли произносила свой экспромт, её глаза тускнели, она что-то рисовала бессмысленно. Опять нужен фонарь, чтобы Эли смогла найти хотя бы себя. Она встала и нервно начала ходить по комнате, ломая в руках карандаш. Передо мной двигалась мумия в оболочке презрения ко всему миру, в необъятной тоске по Человеку.

Я стала рассматривать рисунок. Она рисовала металлический ящик, идеальный куб, идеальные линии без линейки, идеальные пропорции и светотени. Вспомнилось, как-то одного священника идеальная женщина спросила: "Почему вы все делаете так несовершенно?", он ответил: "Я предпочитаю несовершенное делание вашему совершенному неделанию". Хотя бы некоторая наполненность предпочтительнее пустоты, реальность дела лучше иллюзии дела.
Эли оторвала меня от раздумий.
- Видишь, какой красивый ящик, - вдруг произнесла она глухим голосом, - металл светится чистым холодом (11). В ящике много всего спрятано, но это нельзя нарисовать, оно крепко заковано в металл, потому гниет там без толку. К 40-50 годам ящик все растеряет, все сгниет, и если его легонько ударить, он печально запоет пустотой (11). А если ударить сильнее?.. Истерика, бунт, самоубийство, революция? Энергию разложения тоже нужно куда-то деть.
- Барашек в ящике маленького принца был самодостаточен. У тебя же в ящике и любовь закована, да (4)?
- Какая еще любовь!? Любовь к предметам? Я люблю свою зубную щетку, вспоминаю о ней утром и вечером и никогда не говорю ласковых слов, потому что просто использую её, чтоб почистить зубы! Я и без слов заставлю вещь служить мне так, как мне хочется. С вещами легко. Или любовь к книге? Она интересная, увлекательная, я с нее пылинки сдуваю, пожираю смыслы, но кому кому показать или прочесть – решаю только я. Или любовь к иконе? Молюсь на нее, но не прикасаюсь. Я не знаю живого лика. У этой любви есть название – религиозный фанатизм. Пока люди - мумии, с ними тоже легко, как с вещами. О какой любви спрашиваешь ты?
- О любви к Человеку. Любить Бога и Человека как Его святой лик.
- Оставь Бога! Я же сказала, что не знаю ЖИВОГО ЛИКА. К человеку!? Одни мумии! Одному нужно было чем-нибудь увлечься. Именно ЧЕМ-нибудь. Он увлекся мною, а потом ему это надоело, и он увлекся наркотиками. Бывает увлекаются вином и одеколоном, или некоей другой зубной щеткой. Товарно-денежные отношения.
Другой увлекся книгой. Он читал меня, читал, несколько раз перечитывал. Очень ему нравилось. Только смысла так и не понял и решил не напрягаться, не ломать голову над этакой сложной книгой. Я ему долго объясняла, в чем смысл Гамлета. Быть или не быть? Полнота или пустота? Жизнь или смерть? Вера в иллюзию или в истину (5)? Он выбрал "не быть", впрочем, я тоже. А знаешь, что смешнее всего? Обычно люди друг друга пинают ради взаимовыгодных результатов, например, на работе, выискивают средства манипуляции. Называется это модным словом "менеджмент". Влюбленные переняли эту модель отношений, они друг в друге нуждаются, т.к. каждому из них нужен партнер для соревнования, чтоб показать хоть кому-то, что он лучше остальных. Менеджмент любви, господа! Гордыня!
В груди только серые камни,
а по сути – безразличие.
Все эти грубые парни
не помнят о приличии.
Мир переполнен грязью,
ты тонешь в лужах обид,
словно просроченной мазью
покрыли всех этих гнид!

- Менеджмент...Хм. Менеджмент любви... Ломать голову над книгой. А нужно только читать сердцем. Любить, а не соревноваться. Ты тоже нож всаживала?
- Сердцем! - передразнила Эли. - Все всаживают, и я всаживаю, - добавила она спокойнее.
Я спросила:
- Ты видела иконы Рублева? Его Троицу Любви? Ведь не на краску же молятся. Ты понимаешь, что видят свет, явленный в человеке лик Божий, образ любви, свободы, творчества, милосердия, доброты. Кого помнят и к кому стремятся. Каждый живой человек - икона, живой лик.
- Опять слова! Идол это! Ну, я идолом себя не ощущала, хотя были такие, ходят, глазеют, страдают, на коленях стоят. Очень смешно! А еще не знаю, может я пропустила ту самую ... даже стыдно сказать. Давно это было. Хоть бы вспомнить главные моменты, а то не поймешь ничего. Он - это как бы и я. Двое - одно, двое суть едины. Будто отражаемся и переливаемся друг в друге. Думала, душа чистая у него, отзывчивая. Так я обрадовалась, точно девчонка наивная, что есть еще люди. Даже фонарь свой забросила. Тут-то свет и погас. А он любил реку, лес, и глаза у него такие чистые. И упрямый был как пророк Илия, стремительный в порыве к Свету! Он много для меня сделал. Только я его тяготила, наверное. Заботу свою он растрачивал куда угодно, на увлекающихся одеколоном, проститутками и наркотиками. Он их спасти хотел. Идиот! Сталкер выискался! Не понимал, глупенький, что заботы на всех не хватит, а особенно если ее на всякий сброд расходовать и на их интересы, вот на меня ее, заботы этой, и не хватило. Ты не смотри так грустно. Я тоже сброд. Мне сильной нужно было быть для него, чтоб помогать в его деле. Хотя, не понятно - зачем помогать и кому? Он многие мои прихоти исполнял. В общем, он очень пекся о всяких несчастных. Я долго терпела, правда срывалась частенько. Нервы не выдерживали. Так он решил освободить меня от этого зрелища на его жизнь. Будто я его просила! Это ли любовь, даже не знаю. Глупости. Если человека можно раздавить, как таракана, плюнуть с презрением, так эти шахматы и гроша ломанного не стоят. Оживлять фигуры, говоришь? Нет, перевернуть доску!
Ну же, открой глаза,
посмотри правде в лицо:
пересохла жизни лоза
и поржавело дома крыльцо,
в подъезде лежат шприцы,
у порога – бутылка…
«Все хорошо»,-
твердят лжецы,
а на лице ухмылка.

- Послушаешь тебя и сама в мумию превратишься. Свет внутри тебя, а не в фонаре. Твой возлюбленный в тебе свет увидел. Зачем же ты погасла?
Я сидела в подавленном состоянии. Эли вдруг нервно оживилась.
- У меня тут есть юношеские записи. Я записочки писала, хотела мумию нежностью разбудить.
Ну, оживить фигурки, как ты тут проповедуешь. Вот, слушай: "Мысли мои летят к тебе, душа моя всегда рядом с тобой, я ощущаю тебя, как ты дышишь, как чувствуешь, в глубине моих глаз лишь твое отражение, мои руки тянутся к тебе, губы приближаются к твоим губам, но ощущают лишь пустоту и холод, голос шепчет в пустоте твое имя, но тает в леденящем воздухе, поглощается тишиной, и ничто ему не отвечает. Тоска пронизывает все мое существо, боль давит и ломает, я больше не в состоянии подняться. Я почти превратилась в мумию. И только еще горячие слезы стекают по бледному лицу, а синеющие губы все шепчут твое имя. Откликнись".

Записка. Оживить мумию этим? Эгоизмом? Я сидела все так же подавлено и молчала. Объяснять бессмысленно. Пробило 17 часов. Включился компьютер и зазвучали колонки, торжественно громко объявили:
"Картина мира – склеп".
И торжественно-уныло прочли:

Ящик утлый, деревянный,
Камни, плесень, смрад, вода,
Саван ветхий, домотканый,
Холод, мрак и тишина.
Ящик на столе убогом,
Камни, сырость. Нет окна.
Дева в саване широком.
Глаз холодных глубина.
Ящик тесный – мир закрытый.
Камни – образы людей.
Души саваном покрыты,
А сердца все холодней.
Дева в ящике тоскливо
Руки тянет к тем камням:
«О! Снимите саван мнимый,
Бросьте холода к огням!
Ящик разрублю на части,
Камни оживлю огнем,
Саваном заткну те пасти,
Что дышали смрадным льдом».
Только ящик слишком тесен,
Камни любят свою плесень,
Саван душит песнь свободы,
Лед сковал артерий воды.
Снова ящик деревянный,
Камни, плесень, смрад, вода,
Саван, взор ее стеклянный,
Холод, мрак и тишина.

Колонки замолчали. Тишина. Я не выдержала:
- Эли, должны же быть другие стихи. У людей есть другие мысли и иная, подлинная жизнь, есть те, кто сам придумывает ходы на доске, сам создает клеточки, сам их раскрашивает, сам играет по Его законам, и с Ним оживляет фигуры, и в Нем живет! Все это есть там, за гранью рабства дьявольских иллюзий. Не разрушай себя. Слушай веяние тихого ветра пророка Илии (12).

Возведи свой взор
К небесным просторам и выше,
Там музыка Бога.
Ты слышишь?
Возносятся вихри любви
Среди нереальных свечений,
И время несется вперед
Сгребая крупицы мгновений.
Восходит звезд океан
Среди приближающих далей
И взрывами многих аркан
Чеканит судьбы вечной грани.

Я читала медленно, нежно всматриваясь в ее глубину, любя ее. Эли плакала. Она вытерла глаза платком, закрыла их одной рукой, которой облокотилась на кресло, тихо, глухо стала говорить:
- Я люблю смотреть на небо, люблю лечь на траву, вдыхать ее запах и смотреть, как плывут облака, меняя форму и сооружая разные миры. Оттуда, из этой глубокой синевы с пеной смотрят мои зеленые глаза. Где-то там, за гранью, есть особая планета. Там нет времени. Планета переливается разными оттенками чувств в красках. То, что впереди, то, что открыто всем и всем видно – холодное, мутное, темно-синее, черное, серое, глубже – светлее, радостнее, голубое, салатовое, а в самой глубине – свет солнца, еще глубже - жар любви. Я бы хотела весь жар моей любви подарить людям. Но дарить некому. Здесь на поверхности темно, сыро, грязно, изредка мелькает свет, и тот искусственный, отблеск моего фонаря в глубине пустых глазниц. Это видят люди неспособные заглянуть внутрь, вглубь, поднять свой взор к небесным просторам. А может они боятся, что ослепнут?
И нет семьи, и нет удачи,
к чему притронусь – все умрет.
Я человек совсем пропащий,
и я не двигаюсь вперед.
Остается ходить с фонарем днем по дымным улицам, среди выхлопных труб и сигарет, среди Великой власти Пустоты. Искать пророка Илию и ждать Его пришествия.

2. Туннель.

Идут две тени и беседуют.
- Ты удивленно тоскуешь? Ты тоже бежишь?
- Все бегут, и я бегу.
- Ты ищешь чего-то?
- Все ищут, и я ищу.
- Но ты не осознаешь, чего хочешь.
- Все не осознают, и я не осознаю.
- Но ты в сером плаще.
- Все в сером, и я в сером.
- Зачем тебе плащ и фонарь? Ты хочешь куда-то идти?
- Я всегда куда-то иду, потому что все идут куда-то.
- Кого ты ищешь? Кого зовешь и ждешь?
- Годо. Годо! (15)
- Идем к Нему домой. Он там, за гранью.

3. Рассказ учителя на горе. (16)

Через много лет после рождения одна маленькая девочка заблудилась в лесу. Она шла по дремучему лесу, пробираясь через овраги, ветки, коряги. Вокруг все было черно, растения не отличались друг от друга. Листьев не было, стволы опаленные, кое-где из них вытекала кровь. От тишины гудела Вселенная. Но она шла и искала. Ей было сказано: "Ищите, и найдете". Шла она так долго, тысячи лет, разбирая фигурку матрешки грань за гранью. Потом наткнулась на избушку, поросшую колючим кустарником и покрытую плесенью, с одним маленьким, еле заметным окошком, через которое лился белый свет. Девочка, царапая руки, рвала кустарник, чтоб добраться до железной двери. Многие остались здесь под колючим кустарником, многие сдались, превратились в прах, в ложь, в Пустоту. Многие поверили, что кустарник шипов - это конец, а за железной дверью - глухая стена.
Девочка изранила пальцы и сердце, но оно не перестало биться надеждой. Еще через тысячи лет она добралась до заветной двери и стучала еще тысячи лет. Ей было сказано: "Стучите, и отворят вам". Она билась и кричала, разбила руки, сорвала голос. Ей было сказано: "Просите, и дано будет". Она криком умоляла, но никто не открывал. Она заплакала и сказала: «Я смиряюсь пред Тобою, неизвестный свет, я очень хочу туда, но, видимо, я недостойна». Тогда дверь отворилась.
В доме было тепло, уютно, на столе с белой скатертью было много пирогов, овощей и фруктов, кувшин молока. Тут жила дряхлая старуха с добрыми глазами. Она сказала, что пищу надо заработать, потому что для каждой грани матрешки годна своя особая пища. Девочка осталась у старухи. Еще через тысячу лет ее взору открылся сад сказочной красоты. Она научилась видеть. Она дошла до грани открытого, сильного сердца. Теперь она могла питаться небесным нектаром истины. Девочка полюбила работу и старуху. Свои мозоли она превращала в плоды. Однажды старуха сказала: «ты долго шла и пришла, ты искала и нашла, ты стучала и тебе открыли, ты просила, и тебе дали, ты дарила, и тебя полюбили. В саду есть колючий кустарник. Там твоя душа, твое подлинное имя». В кустарнике девушка обнаружила глаза зеленого неба, а в них - белый камень и на камне написанное новое имя, и ту планету, где за гранью страхов и предрассудков тленности Вечно живет чистота, любовь, океан нежности и детская искренность. Она утонула в этих глазах. Переступив земную грань, Елизавета проснулась.




_____________________

Литературный дискурс.
Использованные в рассказе знаменитые цитаты из Библии и отсылки к смыслам известных произведений:
1. Хазарский словарь, Павич (также де Соссюр, лингвист, образ шахмат).
2. Житие св. Кирилла и Мефодия.
3. Ницше "Бог умер" использовано во фразе "ЖИВАГО умер", т.е. отсылка к роману Пастернака, потому что Бог есть жизнь, а значит "Живой умер" - это оксюморон.
4. Маленький принц Экзюпери. Использовано в отрывке, где рассуждают о нарисованном ящике.
5. Гамлет Шекспира.
6. Древнегреческий философ Диоген с фонарем искал человека.
7. Образ "маски" как пустой, бессодержательной оболочки вместо Личности, вместо Образа Божьего. Отсылка к маскам балаклавы и других террористов (маска, мумия, обнуление образа Божьего, пустая маска вместо наполненного содержания, вместо Человека как образа Бога Живаго).
8. Евангелие от Иоанна о Логосе: "Слово было у Бога, и Слово было Бог. <...> И всё через Слово начало быть".
9. Книга Бытия, глава 3, стихи 1-2, о возникновении лжи, когда в изначальный истинный смысл вкладывается иллюзорный смысл, т.е. Слово обнуляется, из полноты содержания превращается в ложь, пустоту.
10. Мертвые души Гоголь. Притча Христа о талантах-дарах и талантах-монетах. Использована в следующих фразах в рассказе: "У Эли было все, что душе угодно" и "Ты много ль видела мертвых душ?".
11. Ода Любви апостола Павла, 1-е Коринф. 13-я глава: "если я любви в себе не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий". Использована во фразе "металлический ящик "печально запоет пустотой". Также отсылка к моему рассказу "Музыка тишины".
12. "Веяние тихого ветра". Цитата из 3-е Царств 19:11-12, пророк Илия. Отсылка к моему рассказу "Музыка тишины".

13. Если кто-то не понял, то ИМЯ героини и начальное предложение говорит, что героиня в рассказе ОДНА, их не две, как может показаться. У второго голоса нет имени, оно забыто, как и сказано в рассказе, потому что оно Божье, а имя Эли для самой её неясное, условное, она точно сама не знает, как её зовут, потому что это воплощение-маска. В самом последнем предложении имя написано точно.
При крещении в православии человеку дают новое имя в знак преображения души в свете. Но смысл, сущность настоящего человека, т.е. его подлинное имя, известно только Богу. Об этом говорится в книге "Откровение" 2 глава: "Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает."

14. Анна Вежбицкая, лингвист, книга "Язык. Культура. Познание".
15. Сэмюэль Беккет. "В ожидании Годо". От англ. GOD - Бог. В ожидании Бога.
16. Нагорная проповедь Христа.

(с) Елена Щурова
22.05.2013

Все права на эту публикацую принадлежат автору и охраняются законом.