Прочитать Опубликовать Настроить Войти
Виктор Долгалев
Добавить в избранное
Поставить на паузу
Написать автору
За последние 10 дней эту публикацию прочитали
22.11.2024 0 чел.
21.11.2024 0 чел.
20.11.2024 1 чел.
19.11.2024 0 чел.
18.11.2024 0 чел.
17.11.2024 0 чел.
16.11.2024 0 чел.
15.11.2024 0 чел.
14.11.2024 0 чел.
13.11.2024 1 чел.
Привлечь внимание читателей
Добавить в список   "Рекомендуем прочитать".

Надо ли женщине одеваться в мужские одежды?

В Библии - претензии и к женщинам и к мужчинам, примеряющим на себя одежды другого пола, - это расценивается как мерзость(Второзаконие 22:5). Однако в последнее время мы видим, что женщины втиснулись в штаны и даже появляются в таком виде в церкви, на что ревнивому священству, чтобы не распугивать паству, приходиться с этим мириться. А эстрадные артисты, облачающиеся в женский маскарад, - им же надо как-то смешить публику! А почему в некоторых религиозных культах, например, шаманы надевают женские одежды, и обретённая двуполость помогает им надёжней шаманить? А ведь действительно, всякий мужчина или женщина по отдельности сирота, неполноценный, и всегда нарвётся на оппозиционное мнение, которое уничижит или даже уничтожит его, если благотворно не дополнит. А шотландские юбки на мужчинах под названием килт? Я только написал это иностранное слово в Яндексе, чтобы собрать информацию, как интернетреклама мгновенно стала подгонять мне килты для бани. А писатель, который продумывает мысли женских персонажей, ведь тоже натаскивает на себя женскую оболочку… А начальник, твёрдый как лингам, как воспитательная палка или розга в отношении к подчинённым, как ярый втык, но ведь он тоже имеет своего начальника, перед которым приходится шестерить и быть мягким и податливым, как вульва… А правитель, который опустил свой народ, отдав его на растерзание олигархам? А любовник блудной жены - кабы вступал в отношения только с ней, - нет, он в переносном смысле опускает её мужа и детей, а это, наверное, даже похуже колдовства! А оборотни-полицейские, депутаты-законодатели и одновременно коррупционеры, юристы, которые мастаки искать дырки в законе, чтобы нарушить его! А солнышко — в янском одеянии оно имеет незыблемый божественный авторитет, но произойдёт нечто ужасное, катастрофа, апокалипсис, если солнце переформатируется в холодные иньские одежды, которые не светят и не греют. Когда же мужчина ложится с мужчиной, как с женщиной, в прямом смысле — это совсем уж нонсенс.
В Священном Писании есть многослойное притчевое слово с завуалированными смыслами и прямое, без обиняков и иносказаний. В частности, о притчах Соломона сказано, что они записаны в назидание потомкам, ЧТОБЫ ПОЗНАТЬ МУДРОСТЬ И НАСТАВЛЕНИЕ, ПОНЯТЬ ИЗРЕЧЕНИЯ РАЗУМА; УСВОИТЬ ПРАВИЛА БЛАГОРАЗУМИЯ, ПРАВОСУДИЯ, СУДА И ПРАВОТЫ; ПРОСТЫМ ДАТЬ СМЫШЛЕНОСТЬ, ЮНОШЕ - ЗНАНИЕ И РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ; ПОСЛУШАЕТ МУДРЫЙ - И УМНОЖИТ ПОЗНАНИЯ, И РАЗУМНЫЙ НАЙДЕТ МУДРЫЕ СОВЕТЫ; ЧТОБЫ РАЗУМЕТЬ ПРИТЧУ И ЗАМЫСЛОВАТУЮ РЕЧЬ, СЛОВА МУДРЕЦОВ И ЗАГАДКИ ИХ(Притчи 1:2-6). А вот что говорится, если притчу понимать только буквально, с налёта, без размышления: НЕРОВНО ПОДНИМАЮТСЯ НОГИ У ХРОМОГО, - И ПРИТЧА В УСТАХ ГЛУПЦОВ(Притчи 26:7),
ЧТО [КОЛЮЧИЙ] ТЕРН В РУКЕ ПЬЯНОГО, ТО ПРИТЧА В УСТАХ ГЛУПЦОВ(Притчи 26:9). То есть глаза буквалиста в притче видят только запретное и колючее «низзя!». А вот псалмопевец Асаф серьёзно и ответственно относится к этому мифологическому жанру: ОТКРОЮ УСТА МОИ В ПРИТЧЕ И ПРОИЗНЕСУ ГАДАНИЯ ИЗ ДРЕВНОСТИ(Псалтирь 77:2). И далее он все деяния еврейского исхода перечисляет как умудряющие притчи. В Псалтыри поучителен и самый длиннющий 118-й псалм, написанный Давидом — это торжественный гимн заповедям Божиим, которые, как многозначные притчи, научили царя и псалмопевца быть мудрее всяких врагов(Псалтирь 118:98). В Евангелии тоже есть отрывок, свидетельствующий о многозначности притчи: ЖЕНЩИНА, КОГДА РОЖДАЕТ, ТЕРПИТ СКОРБЬ, ПОТОМУ ЧТО ПРИШЕЛ ЧАС ЕЕ; НО КОГДА РОДИТ МЛАДЕНЦА, УЖЕ НЕ ПОМНИТ СКОРБИ ОТ РАДОСТИ, ПОТОМУ ЧТО РОДИЛСЯ ЧЕЛОВЕК В МИР. ТАК И ВЫ ТЕПЕРЬ ИМЕЕТЕ ПЕЧАЛЬ; НО Я УВИЖУ ВАС ОПЯТЬ, И ВОЗРАДУЕТСЯ СЕРДЦЕ ВАШЕ, И РАДОСТИ ВАШЕЙ НИКТО НЕ ОТНИМЕТ У ВАС; И В ТОТ ДЕНЬ ВЫ НЕ СПРОСИТЕ МЕНЯ НИ О ЧЕМ. ИСТИННО, ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ: О ЧЕМ НИ ПОПРОСИТЕ ОТЦА ВО ИМЯ МОЕ, ДАСТ ВАМ. ДОНЫНЕ ВЫ НИЧЕГО НЕ ПРОСИЛИ ВО ИМЯ МОЕ; ПРОСИТЕ, И ПОЛУЧИТЕ, ЧТОБЫ РАДОСТЬ ВАША БЫЛА СОВЕРШЕННА. ДОСЕЛЕ Я ГОВОРИЛ ВАМ ПРИТЧАМИ; НО НАСТУПАЕТ ВРЕМЯ, КОГДА УЖЕ НЕ БУДУ ГОВОРИТЬ ВАМ ПРИТЧАМИ, НО ПРЯМО ВОЗВЕЩУ ВАМ ОБ ОТЦЕ. В ТОТ ДЕНЬ БУДЕТЕ ПРОСИТЬ ВО ИМЯ МОЕ, И НЕ ГОВОРЮ ВАМ, ЧТО Я БУДУ ПРОСИТЬ ОТЦА О ВАС: ИБО САМ ОТЕЦ ЛЮБИТ ВАС, ПОТОМУ ЧТО ВЫ ВОЗЛЮБИЛИ МЕНЯ И УВЕРОВАЛИ, ЧТО Я ИСШЕЛ ОТ БОГА. Я ИСШЕЛ ОТ ОТЦА И ПРИШЕЛ В МИР; И ОПЯТЬ ОСТАВЛЯЮ МИР И ИДУ К ОТЦУ. УЧЕНИКИ ЕГО СКАЗАЛИ ЕМУ: ВОТ, ТЕПЕРЬ ТЫ ПРЯМО ГОВОРИШЬ, И ПРИТЧИ НЕ ГОВОРИШЬ НИКАКОЙ. ТЕПЕРЬ ВИДИМ, ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ ВСЕ И НЕ ИМЕЕШЬ НУЖДЫ, ЧТОБЫ КТО СПРАШИВАЛ ТЕБЯ. ПОСЕМУ ВЕРУЕМ, ЧТО ТЫ ОТ БОГА ИСШЕЛ. ИИСУС ОТВЕЧАЛ ИМ: ТЕПЕРЬ ВЕРУЕТЕ? ВОТ, НАСТУПАЕТ ЧАС, И НАСТАЛ УЖЕ, ЧТО ВЫ РАССЕЕТЕСЬ КАЖДЫЙ В СВОЮ [СТОРОНУ] И МЕНЯ ОСТАВИТЕ ОДНОГО; НО Я НЕ ОДИН, ПОТОМУ ЧТО ОТЕЦ СО МНОЮ(Иоанн 16:21-32). Здесь Иисус говорит ученикам притчу о токсикозной беременной женщине (горе беременным! - это ведь тоже притчевые слова), но когда долгожданное слово родилось, когда смысл притчи уяснён — вот она радость на тарелочке! - и ученики радуются: мы уверовали! но Христос предостерегает от заблуждения: после прискучивших опавших листьев снова появятся почки смоковницы, и ученики должны быть готовы к жизненному круговороту, к умножению знания и мудрости. Ведь женщина не ограничится только одними родами. Педагогика-то велит ко всем детям относится одинаково, но на деле младшим и последним славы и любви достаётся больше. Да и Библия говорит: последние — первые. Православная традиция не разрешает толковать притчу иначе, как это виделось «отцам», но, увы, такая религия с «одним ребёнком» обречена на вырождение, на скукоживание.
Но и толковать притчу кому ни попадя тоже превратно. ОН ТОТ, КТО ПРИДАЁТ ВАМ ОБЛИК В УТРОБАХ МАТЕРЕЙ ВАШИХ ПО СВОЕМУ ЖЕЛАНИЮ, НЕТ БОГА, КРОМЕ НЕГО, ВСЕМОГУЩЕГО, МУДРОГО. ОН ТОТ, КТО НИСПОСЛАЛ ТЕБЕ ПИСАНИЕ, В НЁМ ЕСТЬ ЗНАМЕНИЯ ЯСНЫЕ, НЕОПРОВЕРЖИМЫЕ, И В НИХ СУТЬ ПИСАНИЯ, И ДРУГИЕ, ТЁМНЫЕ. И ТЕ, ЧЬИ СЕРДЦА УКЛОНИЛИСЬ ОТ ИСТИНЫ, СЛЕДУЮТ ТОМУ, ЧТО НЕЯСНО, ЖЕЛАЯ СМУТЫ И СТРЕМЯСЬ К ИХ ТОЛКОВАНИЮ, НО ТОЛКОВАНИЕ ИЗВЕСТНО ЛИШЬ АЛЛАХУ И ТЕМ, КТО ТВЁРД В ЗНАНИИ. ОНИ ГОВОРЯТ: «МЫ ВЕРИМ ЭТОМУ, ВСЁ ОТ ГОСПОДА НАШЕГО», НО ПОНИМАЮТ УВЕЩАНИЕ ЛИШЬ ОБЛАДАЮЩИЕ РАЗУМЕНИЕМ(Коран 3 :6-8, перевод Б.Я.Шидфар). Облик в УТРОбах матерей - то же самое, что облик УТРЕННИХ восходов: всякий последующий день важнее, весомей, значительней по знанию. Поэтому написано: НЕ ТОРОПИСЬ С КОРАНОМ ПРЕЖДЕ, ЧЕМ БУДЕТ ЗАКОНЧЕНО ТЕБЕ ЕГО НИСПОСЛАНИЕ, И ГОВОРИ: «ГОСПОДИ МОЙ! УМНОЖЬ МОЁ ЗНАНИЕ(Коран 20:113, перевод Крачковского).
Конечно, меня мало интересует переодевание в противоположные полу одежды. Этот риторический вопрос я задал, чтобы показать, что Бог управляет миром посредством притчевого слова сразу и повсюду по всем аналогам, по всем подобиям. И если законы соблюдаются, жизненное течение спокойное, а если нет, тогда содом и гоморра: ВИДЕЛ Я РАБОВ НА КОНЯХ, А КНЯЗЕЙ ХОДЯЩИХ, ПОДОБНО РАБАМ, ПЕШКОМ(Екклесиаст 10-7), ГОРЕ ТЕБЕ, ЗЕМЛЯ, КОГДА ЦАРЬ ТВОЙ ОТРОК, И КОГДА КНЯЗЬЯ ТВОИ ЕДЯТ РАНО!(Екклесиаст 10-16), ПРИТЕСНИТЕЛИ НАРОДА МОЕГО - ДЕТИ, И ЖЕНЩИНЫ ГОСПОДСТВУЮТ НАД НИМ. НАРОД МОЙ! ВОЖДИ ТВОИ ВВОДЯТ ТЕБЯ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ И ПУТЬ СТЕЗЕЙ ТВОИХ ИСПОРТИЛИ(Исайя 3:12), ВЫ УЖЕ ПРЕСЫТИЛИСЬ, ВЫ УЖЕ ОБОГАТИЛИСЬ, ВЫ СТАЛИ ЦАРСТВОВАТЬ БЕЗ НАС. О, ЕСЛИ БЫ ВЫ [И В САМОМ ДЕЛЕ] ЦАРСТВОВАЛИ, ЧТОБЫ И НАМ С ВАМИ ЦАРСТВОВАТЬ!(1 коринфянам 4:8)
Весна(евнух, единый) — лето(женщина) — осень(гермафродит, бисексуал) — зима(мужчина) — это круговорот не только природы и лестница реинкарнаций, это ещё эпохальные шестерёнки и настройки в общественной жизни. Когда кончится дерьмократия и начнётся закручивание гаек, женщины постепенно поснимают штаны, гомосексуалисты откажутся от своей псевдоориентации, оборотни примут первозданный лик, а интернет чётко разделиться на писателей и читателей, что сократит поток малограмотности и мата.
О притче неоднократно в своих посланиях говорит апостол Павел. Кстати, надо привести синонимы к слову «притча»: изречение, басня, сказка, миф, сказание, повесть, предание, уподобление, парабола, паремия. Расшифрую два последних греческих термина. Парабола вообще-то из математики: это бесконечная кривая, которая состоит из точек, равноудаленых от заданной прямой, называемой директрисой параболы. А вот какой она имеет переносный смысл: небольшой рассказ иносказательного характера, имеющий поучительный смысл и особую форму повествования, которое движется как бы по кривой (параболе): начатый с отвлечённых предметов. Выходит, что буква притчи — директриса, фарисейка, фарисейская закваска, но то, что она квасит, гораздо важнее и нужнее. Вспомним, как Христос обмолвился о фарисейской закваске… Ну а паремия - поговорка, пословица, притча, устойчивая фразеологическая единица, представляющая собой целостное предложение дидактического характера. Но к синонимам притчи я бы ещё отнёс метафору, сравнение, гиперболу, образ, символ, знак, знамение, прототип, прообраз.
Апостол Павел в своих посланиях двояко относится к притче — уважительно и уничижительно. Христа он считает образом Бога,(2 коринфянам 4:4) воплощённым словом, образами назидания для христиан именует эпизоды исхода еврейского народа из Египта. Но бабьими иудейскими баснями тоже — не надо зацикливаться на их буквальном смысле. Причём, некоторые несинодальные переводчики басню справедливо переводят как миф. Но надо сказать, что многочисленные комментаторы сужают здесь библейскую мысль — якобы апостол критикует только иудейские традиции: плотское обрезание, омовение рук, кошерность пищи, субботу и т. д. Но эти традиции произошли от того, что Божьи мифологические заповеди остались в человеческих реалиях, в закваске. Да и в нынешней православной церкви этот изъян есть: превозносятся над протестантами, что де у нас помимо Писания есть и предание, как у апостольской церкви, но предание должно срывать покрывало с таинств, а если они до сих пор таинства, неразгаданные притчи…
Апостол Пётр тоже диалектичен в отношении мифов. МЫ ВОЗВЕСТИЛИ ВАМ СИЛУ И ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА, НЕ ХИТРОСПЛЕТЕННЫМ
БАСНЯМ ПОСЛЕДУЯ, НО БЫВ ОЧЕВИДЦАМИ ЕГО ВЕЛИЧИЯ(2 Петра 1:16). Возможно, уже при Петре писали дошедшие до нас Евангелия с чудесами, небылицами и невидалями, раз он, как свидетель Христа, грозится заградить им дорогу. Но он же провозглашает, что в притчевом слове содержится пророчество, видят которое открывшимися глазами продвинутые Божии человеки(2 Петра 1:20-21). А ведь есть и от Петра Евангелие, Евангелие смерти Христа, и — без сверхъестественных гипербол.
Почему Павлу и Петру приходится делать такие предупреждения? А вот интересный вопрос: откуда берутся поэты? Как грибы они вряд ли растут, но на какое-никакое предложение, спрос есть. А в советской России поэтам вообще цены не было.

Поэт в России - больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.
Поэт в ней - образ века своего
и будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
итог всему, что было до него.
Сумею ли? Культуры не хватает...
Нахватанность пророчеств не сулит...
Но дух России надо мной витает
и дерзновенно пробовать велит.
И, на колени тихо становясь,
готовый и для смерти, и победы,
прошу смиренно помощи у вас,
великие российские поэты...
Дай, Пушкин, мне свою певучесть,
свою раскованную речь,
свою пленительную участь -
как бы шаля, глаголом жечь.
Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,
своей презрительности яд
и келью замкнутой души,
где дышит, скрытая в тиши,
недоброты твоей сестра -
лампада тайного добра.
Дай, Некрасов, уняв мою резвость,
боль иссеченной музы твоей -
у парадных подъездов и рельсов
и в просторах лесов и полей.
Дай твоей неизящности силу.
Дай мне подвиг мучительный твой,
чтоб идти, волоча всю Россию,
как бурлаки идут бечевой.
О, дай мне, Блок, туманность вещую
и два кренящихся крыла,
чтобы, тая загадку вечную,
сквозь тело музыка текла.
Дай, Пастернак, смещенье дней,
смущенье веток, сращенье запахов,
теней с мученьем века, чтоб слово,
садом бормоча, цвело и зрело,
чтобы вовек твоя свеча во мне горела.
Есенин, дай на счастье нежность мне
к березкам и лугам, к зверью и людям
и ко всему другому на земле,
что мы с тобой так беззащитно любим.
Дай, Маяковский, мне глыбастость, буйство, бас,
непримиримость грозную к подонкам,
чтоб смог и я, сквозь время прорубясь,
сказать о нем товарищам-потомкам...
(Евгений Евтушенко)

Но вот умер Евтушенко, и тем самым подчеркнул конец эпохи, которую он газетным образом, злободневно воспевал или злословил. Он забудется, как канули в небытие тысячи соловушек с заливистыми трелями, - всё-таки это талант нередкий. Немногие поэты остаются в памяти. А почему? Потому что болезненное место и ахиллесова пята поэтов — кумиры и нахваливаемые родные болотца. Вот и Евтушенко вместо того, чтобы часто вспоминать Бога, возносит молитвы к отцам и учителям, которые Христом не рекомендуются. А Коран и господами запрещает называть кого-то помимо Бога. Так что музы таких поэтов в Коране называются шайтанами, а их словесные излияния не подтверждаются делами, кроме тех, которые веровали, творили добрые дела и поминали часто Бога(Коран 26:221-227). Однако древнегреческий поэт, мудрец и врач Эмпедокл считал, что вожди, поэты, пророки и врачи освобождаются от сансары перевоплощений и укореняются среди блаженных богов. Если у тебя есть аудитория, если ты собиратель доверчивых душ, ты, возможно, выстроишь из них тонкое тело, - но это уже мои фантазии.
Именно поэты и сказочники сплетают мифы. В античности не было книгопечатания, телевидения и интернета, поэтому хранителями вековых традиций и трибунами эстрады были они, ашуги, акыны, бояны. Все священные писания, как правило, написаны в стихах. Но хотя Коран тоже пронумерован аятами, стихами, роль Мухаммеда, как поэта презрительно отвергается. Поэты себя называют пророками, но как раз Коран породил перепевы в сомнительности этой профессии.

Вчера меня спросил читатель безбородый:
"Ты пишешь ли ещё газели или оды?"
"О нет - ответил я. - Стихосложенье - срам.
Газелей не пишу, ни од, ни эпиграмм".
Спросил он: "Почему?" А я:" К самообману
Отныне никогда я прибегать не стану.
Я жадность, ненависть, любовь знавал доселе -
И оду сочинял, сатиру и газель.
Бывало в деньгах я нуждаюсь дозарезу -
И оду я творю и вон из кожи лезу,
А то охваченный любовною тоской,
Я вывожу строку за страстною строкой,
А то, как жалкий пёс, побитый, но упрямый,
Ищу я пса слабей себя - для эпиграммы.
Да славится Господь, всемилостив и благ,
За то, что спас меня от алчных трёх собак.
Чтоб я писал газель, сатиру или оду?
Избави, Бог! Зачем всю жизнь терпеть невзгоду?
Мужчине хвастаться зазорно, Анвари,
Но то, что говоришь, ты твёрдо говори.
В тиши уединясь, живи безгрешно, строго
И помни, что тебе осталось дней немного".
(Анвари)

Видимо, и Лев Толстой, начитавшись Корана, разводил руками: зачем она, скованная рифмой поэзия, когда можно свободно и раскованно писать прозой? Надо признать, что у Толстого от природы не было образного мышления, но и без него он так натренировал мыслительный мускул, что Бог с благосклонностью наливал содержимое в этот драгоценный сосуд. Все образы, все мифы Толстой вытравил из своего соединённого четвероевангелия. И если многочисленные легковеры и маловеры называют мыслителя безумным, то лучше было бы, если такое мнение они обратили на самих себя.
Коран, а лучше сказать, Бог избрал в посланники не поэта, а придирчивого педанта, требующего соблюдения внешностей, формальностей, подробностей, порядка. Если апостол Павел учил обращать внимание на суть, а не на тень её, то Мухаммед и тень генерализовал. А как же — неверный в малом, ведь и в большом неверен! Потому и обрезание по древней традиции и всякие-всякие тонкости. Коран не только священное писание, но и беспристрастный судебник. Все притчи-знамения в Коране естественные, природные, без всяких сверхъестественных потуг. Это облегчило задачу развенчать Христа, как Бога: если чудеса только поэтические гиперболы, то и Христос не Бог, а только пророк. Впрочем, иудейские мифы тоже тут присутствуют, ведь Коран спущен, чтобы подтвердить Тору. А какие примеры из Евангелия? ВОТ СКАЖЕТ АЛЛАХ: «О ИСА, СЫН МАРЙАМ! ВСПОМНИ МИЛОСТЬ МОЮ ТЕБЕ И ТВОЕЙ РОДИТЕЛЬНИЦЕ, КАК Я ПОДКРЕПИЛ ТЕБЯ ДУХОМ СВЯТЫМ. ТЫ ГОВОРИЛ С ЛЮДЬМИ В КОЛЫБЕЛИ И ВЗРОСЛЫМ(Коран 5:109). Казалось бы, это чудо из чудес — говорить, только что, родившись(Коран 19:28-35). Но это миф, притча, иносказание! И эта притчевая цитата указывает на динамику притчи, на её развитие. Колыбель знаменует о закваске притчи, которая может разрастись во взрослые три меры муки. Вот здесь больше Ионы! вот здесь больше Соломона! вот здесь царица южная! - разве это не указания на этапы притчи, на её возрастание в геометрической параболе! И ВОТ Я НАУЧИЛ ТЕБЯ ПИСАНИЮ И МУДРОСТИ, ТОРЕ, ЕВАНГЕЛИЮ, И ВОТ ТЫ ДЕЛАЛ ИЗ ГЛИНЫ ПОДОБИЕ ПТИЦ С МОЕГО ДОЗВОЛЕНИЯ И ДУЛ НА НИХ, И СТАНОВИЛИСЬ ОНИ ПТИЦАМИ С МОЕГО ДОЗВОЛЕНИЯ(Коран 5:110). Содержание этой цитаты прописалось в Коране из Евангелия детства, но здесь тоже нет ничего сверхъестественного, если не считать богодухновенность. Именно богодухновенность делает из глины-буквы крылатые библейские иносказания! ТЫ ИСЦЕЛЯЛ СЛЕПОГО И ПРОКАЖЁННОГО С МОЕГО ДОЗВОЛЕНИЯ, И ТЫ ИЗВОДИЛ МЁРТВЫХ С МОЕГО ДОЗВОЛЕНИЯ(Коран 5:110). А в этой цитате прямой и притчевый смысл. Прямой, когда действительно исцеляются от болезней, и в этом, в частности, смысл Божьего прощения, и переносный, когда Бог умудряет око, слух, сердце и делает мёртвого, плотского человека духовным, рождённым от Бога(Иоанн 4:23).
В Коране подтверждается евангельский миф о непорочном зачатии Марии(Коран 19:16-35). Но я подчёркиваю: миф! Если Коран не пренебрегает апокрифическим Евангелием детства от Фомы, то почему бы не удостовериться таким же отречённым Ладиокийским Собором Евангелием от Филиппа: ИСТИНА НЕ ПРИШЛА В МИР ОБНАЖЁННОЙ, НО ОНА ПРИШЛА В СИМВОЛАХ И ОБРАЗАХ(логия 66). И ещё: НЕКОТОРЫЕ ГОВОРИЛИ, ЧТО МАРИЯ ЗАЧАЛА ОТ ДУХА СВЯТОГО. ОНИ ЗАБЛУЖДАЮТСЯ. И ГОСПОДЬ НЕ СКАЗАЛ БЫ: «ОТЕЦ МОЙ, КОТОРЫЙ НА НЕБЕСАХ», - ЕСЛИ БЫ У НЕГО НЕ БЫЛО ДРУГОГО ОТЦА, НО ОН СКАЗАЛ БЫ ПРОСТО: «ОТЕЦ МОЙ»(логия 17). В посланиях апостолов нигде этот миф не разрабатывается, не комментируется, а апостол Павел промыслительно предполагает отцовство Иисуса по плоти за Иосифом, а по духу святости — от Бога: КОТОРЫЙ РОДИЛСЯ ОТ СЕМЕНИ ДАВИДОВА ПО ПЛОТИ И ОТКРЫЛСЯ СЫНОМ БОЖИИМ В СИЛЕ, ПО ДУХУ СВЯТЫНИ(Римлянам 1:3-4).
Миф вообще не обязательно должен достоверно иллюстрировать историю. Например, в Евангелиях уже привычная христианам история смерти Христа, принёсшего себя в жертву, чтобы искупить грехи падшего человечества, в Коране же распятие Христа отрицается: кого-то другого по ошибке распяли, получается, что мусульман Христос ни к чему не обязывает.
Что же выбрать среди нестыкующихся партикулярностей тому, кто ищет истину? Это же несерьёзно, когда православные говорят: Коран от сатаны!
Я материальный мир считаю эманацией Бога, истечением, излучением от Него, также и творением можно назвать, тенью, проекцией, по которой по причине невидимости Бога можно о Нём хоть что-то узнать. Материальный мир в силу его несовершенства нуждается в питании, в воспитании, окормлении. Благополучная часть природы подпитывается за счёт жертвенной, страдательной, которая как бы не от мира сего, - награда ей не здесь. Поэтому между богатыми и бедными, олигархами и бомжами, знатью и чернью, мужчиной и женщиной — между всеми противоположностями существует прямая зависимость. Весна — время для любви, но посмотрите на природу летом или осенью: листья обглоданы, изрешечены, всюду парша, ржавчина, замшелость: всякий кого-то ест, но и его тоже едят. ВСЯ ГОЛОВА В ЯЗВАХ, И ВСЕ СЕРДЦЕ ИСЧАХЛО. ОТ ПОДОШВЫ НОГИ ДО ТЕМЕНИ ГОЛОВЫ НЕТ У НЕГО ЗДОРОВОГО МЕСТА: ЯЗВЫ, ПЯТНА, ГНОЯЩИЕСЯ РАНЫ, НЕОЧИЩЕННЫЕ И НЕОБВЯЗАННЫЕ И НЕ СМЯГЧЕННЫЕ ЕЛЕЕМ. ЗЕМЛЯ ВАША ОПУСТОШЕНА; ГОРОДА ВАШИ СОЖЖЕНЫ ОГНЕМ; ПОЛЯ ВАШИ В ВАШИХ ГЛАЗАХ СЪЕДАЮТ ЧУЖИЕ; ВСЕ ОПУСТЕЛО, КАК ПОСЛЕ РАЗОРЕНИЯ ЧУЖИМИ(Исайя 1:5-7). Еда, едьба, езда — вот она аппетитная любовь! Но надо знать меру, чтобы не переусердствовать здесь: не делай другому того, чего не желаешь себе. Ведь жертвенная часть божества, когда горе и бедствие её станет багряным, окровавленным, убеляется(Исайя 1:18), а благополучная напротив кармически пострадает, почернеет. Когда придёт время смены метаморфоз, персонажи-противоположности это чувствуют. В апокрифическом христианском трактате «Толкование о душе» даже древнегреческий миф приводится, как пример: «Одиссей сидел на острове плача, печалясь и отворачивая своё лицо от речей Калипсо и её обманов, страстно желая увидеть свою отчизну и дым от ней исходящий». Но и здесь, в чуждом персонаже, тоже Христос: так что, новоявленный благополучный, посети больницу, темницу, спаси угнетённого, защити сироту, вступись за вдову, делай добро, ищи правду, помоги страждущему Христу!(Исайя 1:17; Матфей 25:34-36). Итак, Христос и до сих пор в материальном мире для того, ЧТОБЫ НЕВИДЯЩИЕ ВИДЕЛИ, А ВИДЯЩИЕ СТАЛИ СЛЕПЫ(Иоанн 9:39). Любовь, она такая — опаляет. Всякая зелень доверчиво тянется к солнцу, но в конечном итоге превращается в будыльё. Такова диалектика. Любовь можно назвать ещё по-евангельски ловитвой. Рыбарей, преуспевающих в ловле рыбы, Христос делает ловцами человеков. Ловитва — слава ловца. Слава мужа — завоёванная или приручённая жена. А посмотрите, какой славой награждается апостол Павел за благовестие Христова учения: он изречь не может это земными словами!(2 коринфянам 12:1-5). Но даже на апостола Павла распространяется диалектическая закономерность — кто приобретёт весь мир, душе своей навредит(Марк 8:36): Павел был обезглавлен. А жена, слава твоя, ведь она называется суженой, и ты суженый, а значит вы оба друг другу судьи. Судьи и те, кого правители приручили-подловили властью: Николая Второго расстреляли, Ленина и Сталина поносят, Брежнева передразнивают, Горбачёва ненавидят, над Ельциным глумятся. Поэтому был или не был распят Христос, евангельский миф обоснованно решает — распят!
Миф — это не только то, что из седой древности. Например, Максим Горький, нахлебавшийся до блевотины царского капитализма, придумал для советского социализма социалистический реализм: главное - не правда факта, а правда века. И эту сказку нам внедряли писатели — инженеры человеческих душ, и результат налицо: человеческая природа становилась добрей, бескорыстней, гуманней. Но стоило во главе государства заступить либералам, и всякие мифы отвергнуты: главное — свобода! И сразу же человек превратился в волчье отродье: кругом спекулянты, коррупционеры, мошенники, краснобаи, ростовщики, чёрные риелторы, киллеры и торговцы человеческими органами, оборотни, обманутые дольщики, бесправные наёмные рабочие, одним — всё, другим — безнадёга. Всё общественное, народное сразу же растащили по волчьим норам, по карманам. Везде железные решётки, металлические двери и наготове огнестрельное и травматическое оружие. А ведь не так давно человек человеку был друг, товарищ и брат! Кстати, почему мы считаем фигурой речи сравнение библейского Вениамина с хищным волком(Бытие 49:27), а в переход евреев через Красное море, как посуху, верим? А Соломон даже уверяет нас, что избранный народ прошёлся по морю, как по зелёной долине. Впрочем, это тоже фигура речи, если сравнивать избранников с веселящимися конями и агнцами: как веселиться-то, если нет зелёной травки!(Премудрость Соломона 19:7). Да и надо ли было Моисею ставить воды моря стеной, когда проще пройти прямо по пучине, как это делали Иисус с Петром(Матфей 14:25-32). А передвигать горы верой — это фигура речи или правда? А накормить толпы и толпы людей пятью хлебами и двумя рыбками, да так, чтобы после этого остатки некуда было девать? А вино превратить в воду, ну когда оно кончилось, а очень хочется довести радость до кондиции?
Нет, не буду дальше иронизировать и святотатствовать, предоставлю лучше слово малороссийскому мудрецу Григорию Сковороде:

«Верно слово, что Библия - царь и судия израильский и христианский Бог.
Но сей Бог наш сначала на еврейский, потом на христианский род бесчисленные и ужасные навел  наводнения суеверий.
Из суеверий родились вздоры, споры, секты, вражды междоусобные и странные, ручные и словесные войны, младенческие страхи и прочее. Нет желчнее и тверже суеверия и нет дерзновеннее,  как бешенство, разожжённое слепым, но ревностным  жаром глупого поверия,  когда эта ехидна, предпочитая нелепые и недостаточные враки милости и любви и потеряв чувство человеколюбия, гонит своего брата, дыша убийством, и таким образом мнит приносить Богу служение.
Этот семиглавый дракон (Библия), изблевая водопады горьких вод, весь шар земной покрыл суеверием. Оно не иное что, как неразумное, но будто Богом осуществленное и защищаемое разумение.
Говорят суеверу: «Слушай, друг! Нельзя сему случиться... Противно натуре... Кроется здесь что-то...» Но он во весь опор с желчью вопиет, что точно летали кони Илиины. При Елисее плавало-де железо, разделялись воды, возвращался Иордан, за Иисуса Навина зацепилося солнце, при Адаме змеи имели язык человеческий... Вот! Скоро-де конец миру... Бог знает, может быть, в следующий 1777 год спадут на землю звезды... Что? Разве нельзя, чтоб Лот был пьян от нововыдавленного вина?.. Пускай оно у нас не хмельное, но от Бога все возможно...»
Таких дрожжей упившись, суевер бражничает и козлогласует нелепицу, объявляя неприятелями и еретиками всех несогласных ему. Лучше не читать и не слышать, нежели читать без очей, а без ушей слышать и поучаться тщетным. Детское такое мудрствование, обличающее наглость и непостоянность блаженной природы, будто она когда-то и где-то делала то, чего теперь нигде не делает и впредь не станет.
Всё то невеликое, что ненужное, и всё ненужное то, что не всегда и не везде  возможное. И напротив, возможное и нужное – полезное завсегда. Какая ж слава и хвала делать невозможное?
Все преграждаемое законом блаженной природы - не полезное, и тем самым не возможное, а если полезное, значит возможное. Потому благословенно царство ее и правдиво слово Эпикура: «Благодарение блаженной природе за то, что нужное сделала нетрудным, а трудное ненужным».
Восстать против царства ее законов — большая несчастная  дерзость, любящая преграды, невозможность и бесполезность, а враг не дремлет.
Как же могла восстать сама на свой закон блаженная природа, раз она велела тонуть железу — и было так?!
Такие нелепые мысли пускай место имеют в детских и подлых умах, не в возмужавших и невежественных людях. Да вкушают Божию сию ложь и буйство дети, и то до времени, а благоразумные да будут готовы к лучшему столу. Они, не быв причастниками лжи сей и буйства, могут не только не зажигать, но даже тушить факел колеблющего общую тишину и бражничествующего раскола.
Нет ничего вреднее, как то, что сооружено на добро, а сделалось растленным. И нет смертоноснее для общества язвы, как суеверие — листвие лицемерам, маска мошенникам, ширма тунеядцам, подстрекало и поджог детоумным»( Книжечка, называемая Silenus Alcibiadis  сиречь Икона Алкивиадская (Израильский змий)

И ещё:

«В начале сотворил Бог небо и землю». Неужели это ложь? Самая главная критская и сиканская ложь. Посколь яблоня, постольку с нею и тень ее. Тень значит местечко, яблонею от солнца заступаемое. Но древо вечности всегда зеленеет. И тень же её ни временем, ни местом  не ограничена. Мир сей и все миры, сколько они бесчисленны, есть только тень Божия. Она исчезает из виду по части, не стоит постоянно и в различные формы преобразуется, однако же никогда не отлучаясь от своего живого древа; и давно уже просвещенные сказали весть сию: materia aeterna — «вещество вечно», то есть все места и времена тень наполнила. Един только младенческий разум сказать может, будто мира, великого сего Идола и Голиафа, когда-то не бывало или не будет. Этой младенческою ложью по исходу десятого после Христа века христианскую вселенную столь поколебал, что мирокрушения так все трепетали, как мореходцы в чрезвычайную бурю кораблекрушения.
Представь же себе, душа моя, тогдашнее христианских душ от сего змия мучение! Оно ведь не семь дней, как на море, продолжалось, но... и ввергнуло Христову философию в крайнее презрение и поругание, когда наконец уже открылось, что все язычники достойно и праведно христианскую бедность сию осмеивали и ныне осмеивают». (Потоп змиин)


Однако в конце жизни Григорий Саввич уточнил своё отношение к чудесной истории еврейского народа. Это доводит до нас его ученик и биограф Михаил Ковалинский. Видимо, Сковороде всё же тягостно было ходить в еретиках, ведь даже незначительные, несущественные разногласия вызывают волны обоюдной ненависти, вспомним историю отношений староверов и официальной православной церкви. Да к Сковороде и сегодня православная церковь предъявляет претензии, а вот для римского папы, поляка Иоанна Павла Второго сочинения Сковороды были настольной книгой. Но это естественно: пророк всегда не в чести в отечестве. Я принимаю взгляд Сковороды на библейскую историю еврейского народа: она для христиан несущественна, а важна и поучительна, как образы. Пусть иудеи сами разбираются в своей истории, научные источники в которой отсутствуют. Итак, вот здесь скорректированное мировоззрение Григория Сковороды по поводу исторических иудейских мифов:

«Друг его доводил беседу до истории Святого Писания. «Многие, — сказал Сковорода, — не разумея меня или не хотя разуметь, клевещут, якобы я отвергаю историю Ветхого и Нового завета, потому что признаю и исповедаю  духовный разум, чувствую богописаный закон и усматриваю сущее сквозь буквальный смысл. Я пополняю  историю, а не разоряю, ибо, как тело без духа мертво, так и Святое Писание без веры; вера же есть невидимых извещение. Когда я хвалю доблесть воина, неустрашимость, мужество, храбрость, то  не уничтожаю нарядов его, ни оружия его. Наряд, убранство, оружие воина - история, а разум и слава  истории есть дух воина, дело его. Когда я, созерцая прекрасный храм, превозношу похвалами симметрию, пропорцию, великолепие, то, относя это к искусству создателя, к красоте целого, отвергаю ли, исключаю ли кирпич, известь, железо, песок, воду, каменщиков, ваятелей и проч., как будто бы ничего того не бывало? Я удивляюсь разуму храма, но тем не отметаю наружности его.
Читая святое Писание в намерении научиться в нем богопочитанию, богобоязливости, любви ближнего, повиновению начальству, покорности ко властям предлежащим, усовершению сердца во всех отношениях, когда я найду, например, историю, что Аарон-первосвященник золотого тельца иудейского, сделанного ими в небытность его и поклоняемого от них, бросил в огонь и растопил, то я не останавливаюсь тут на химической работе, помня всегда, что Библия не есть наука химии, но книга священная, поучающая святости нравов человека, способного внимать учению её. Я научаюсь из этой истории, что сердце человеческое не может быть без упражнения и что когда удаляется   священная  мысль, понятие истины, дух разума, то оно мгновенно повергается в занятия подлые, неприличные высокому роду, и чтит, величает, боготворит презренное, ничтожное, суетное. Этот разум истории назидает меня много больше и споспешествует внутреннему моему усовершению, нежели как если бы я, узнав, как золото переделывать мгновенно изо всего и всё превращать в него, занялся желанием или упражнением обогощаться или алхимствовать. Я верю и знаю, что всё, что существует в великом мире, существует и в малом и, что возможно в малом мире, то возможно и в великом по соответствии их и  всеисполнение по единству  исполняющего Духа. Но для того не добиваюсь я знать, как и когда Моисей разделил море жезлом в великом этом мире, в истории, а поучаюсь, как бы мне в малом моем мире, в сердце, разделить смесь склонностей, природы непорочной и растленной, и провести волю мою непотопленно по пути житейского бытия, дабы доставить себе в свое время свободу мыслей, то есть радость духа, или так называемое счастье в жизни.
Не туда ли взывают нас  слова, часто провозглашаемые в храмах наших: «Премудрость прости»? Ибо что  есть простое, если не дух? Что сложное, что смесь, состав, соткание, если не плоть, история, обряд, наружность? Этими словами высокими побуждаемся к возвышению мыслей наших выше видимого обряда служения, выше буквального смысла, выше исторического богопочитания. Распространи разумение слов этих по всему кругу Вселенной, по всему лицу бытия твоего и увидишь невидимого, силу Божию, Дух Господень, воскресение. Ибо что  такое воскресение, если не простота, очищенная от тленного состава, от множественности, от разделимостей.
Но эти исторические христиане, обрядные мудрецы, буквальные богословы, человеки, Духа не имея, хулят то, чего не разумеют»(М. Ковалинский, Жизнь Григория Сковороды)


Читайте Григория Саввича Сковороду! Невозможно в статье и даже в десяти статьях обозреть все мифы, притчи и притчевые слова Библии. Да и не по силам человеку разложить все слои многоуровневой притчи по полочкам. Я лишь запрыгиваю на свой конёк — что Библия говорит о посте. Но почти в каждой моей статье упоминается об этом, так что стыдно повторяться. Без поста маловероятно насыщение Богопознанием. Когда Христос говорит о строительстве некоей башни(Лука 14:28-29), то это как раз высотка расширения мировоззренческого кругозора, основанная на постах-голоданиях. Христос ругал своих учеников за ничтожество маловерия, скудного из-за недостатка воздержания от пищи.(Лука 9:38-41). Это не для всех, конечно, закон, потому что надо кормить и обихаживать семью, но кто свободен от суеты, вот призыв апостола Павла: ЕСЛИ КТО НЕ ХОЧЕТ ТРУДИТЬСЯ, ТОТ И НЕ ЕШЬ(2 фессалоникийцам 3:10). Мухаммед в месяц ниспослания ему Корана установил пост — воздерживаться от пищи и секса в светлое время суток. Но сам он постился в этот месяц днём и ночью, как свидетельствуют хадисы.
В заключение я копирую здесь толстенную книгу видного русского философа А.Ф. Лосева «Диалектика мифа». Честно сказать, я прочитал её с бухты барахты, перескакивая через страницы и даже главы, скучая на непонятных философских терминах. Но даже такой поверхностный взгляд убедил меня, что я не противоречу мнению заумного мудреца.


К сожалению, скопировать не удалось. Интересующиеся могут прочитать её в интернете.
15.04.2017

Все права на эту публикацую принадлежат автору и охраняются законом.