Прочитать Опубликовать Настроить Войти
Дмитрий ГЕРАСИМОВ
Добавить в избранное
Поставить на паузу
Написать автору
За последние 10 дней эту публикацию прочитали
21.11.2024 0 чел.
20.11.2024 0 чел.
19.11.2024 0 чел.
18.11.2024 0 чел.
17.11.2024 0 чел.
16.11.2024 1 чел.
15.11.2024 0 чел.
14.11.2024 1 чел.
13.11.2024 3 чел.
12.11.2024 0 чел.
Привлечь внимание читателей
Добавить в список   "Рекомендуем прочитать".

ХРИСТИАНСКИЙ РАЗУМ. От ценностно-расщепленного сознания к ценностно-личностному мышлению

Приморские параллели – Ценностно-расщепленное сознание – Понятие христианского разума – Ценностно-личностное мышление – Христианство и современность – Трудности перехода

Приморские параллели

Не с благой ли вести о том, что приблизилось Царствие Божие, или Небесное, начинает Свою деятельность Иисус в проповеди, высказанной при море ? Это – безусловный исток христианского движения и сознания. В нем же сокрыта тайна христианского мышления.

- Вышед же в тот день из дома, Иисус сел у моря (Мат.13,1).

Море – перспектива без ясной цели, определенного конца; горизонт, бесконечно расширяющий восприятие. Будучи движением, оно не знает покоя твердых оснований. Его сущность в сомнении и в тревоге. Свободное от внешних предписаний, оно не связано внутренней необходимостью того, чему «должно свершиться». В нем нет каузальности предустановленных границ, но есть свобода избрания и есть глубина свободы. Оно не ограничивает, а открывает; не сдерживает, а отпускает. Жизнь моря отлична от жизни земной поверхности, но жизнь зародилась в море. Рыба – символ первых христиан.
Меньше других на море как специфический элемент евангельской топографии обращает внимание самый эллинизированный и самый «метафизичный» из евангелистов Иоанн. За ним по частоте упоминания морской стихии следуют в порядке возрастания Матфей и Лука. Только у Марка приморская проповедь Иисуса занимает пространство, достаточное для выделения моря в самостоятельный смысловой центр, наряду с привычными возвышенностями и иерусалимским храмом: Иисус пришел в Галилею приморскую после того, как предан был Иоанн Креститель, – с того времени Он начал впервые говорить (проповедовать): Мат.4,12-18; Мар.1,14-16, о чем Лука лишь глухо упоминает как о возложенном на Него исполнении (Лук.4,17-21), а Иоанн и вовсе опускает. Проходя же близ моря Галилейского, Иисус обрел и своих первых последователей (оба события у Матфея и Марка следуют непосредственно друг за другом, образуя четкую, нерушимую последовательность рассказа). Так проповедь, по своему географическому местоположению «высказанная при море» и предшествующая «нагорной», уже самим фактом «эмпирически-исторического» существования (в противоположность «отвлеченно-метафизическому» и «символическому») указывает на принципиальные отличия мышления, необходимые для ее восприятия и понимания (верификации). Но исторического опять же в синоптическом смысле – ибо вся проповедь высказывается независимо от контекста возможных причин и следствий, независимо от истории. Здесь нет и упоминания о Голгофе, о предстоящем, о каком-либо смысле. Единственная причина, как и смысл, – само содержание проповеди, опрокидывающее любые возможные ожидания и заставляющее искать для себя специальные формы выражения. Подобно морю, непрерывно обрушивающему собственные берега, содержание Приморской проведи «раньше» любой метафизики, «прежде» любой истории и любого смысла, ни в коей мере не подчиняясь им – а лишь собственным – «подводным» – течениям, приливам и отливам.

- И вышел Иисус опять к морю (Мар.2,13).

Только здесь, при море (и нигде более) Иисус благовествует о подлинном – о Царствии Небесном…

Вся книга - https://ridero.ru/books/khristianskii_razum/

Первая из трех книг (последующие — «По ту сторону одномерности» и «Два универсума), объединенных исследованием проблемы отношения христианства к современности. В ней вводится и обосновывается понятие христианского разума, рассматриваются его специфические особенности, а также проводится фундаментальное различие между двумя основными типами человеческого мышления, в том числе в их отношении к феномену современности.
ISBN 978-5-4483-1854-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Сайт всех книг автора - http://dm-gerasimov.ru/
19.09.2016

Все права на эту публикацую принадлежат автору и охраняются законом.