Прочитать Опубликовать Настроить Войти
Юрий Кубасов
Добавить в избранное
Поставить на паузу
Написать автору
За последние 10 дней эту публикацию прочитали
1/18/2021 1 чел.
1/17/2021 1 чел.
1/16/2021 0 чел.
1/15/2021 0 чел.
1/14/2021 0 чел.
1/13/2021 0 чел.
1/12/2021 0 чел.
1/11/2021 0 чел.
1/10/2021 0 чел.
1/9/2021 0 чел.
Привлечь внимание читателей
Добавить в список   "Рекомендуем прочитать".

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ

ВСТУПЛЕНИЕ.

Понятие нравственности относится, наверное, к самым спекулятивным понятиям современности. Кто только не использует этот термин, желая опорочить противника и облагородить свою позицию. Понимание нравственности стало ныне столь широким, что любую позицию можно представить как нравственной, так и безнравственной одновременно.
Такое широкое толкование нравственности и норм поведения вообще есть результат последствий великой культурной революции эпохи Возрождения. Именно тогда человек отказался от божественного авторитета вообще и вступил на путь материалистического понимания окружающей действительности, замещая непреложные заповеди, данные Богом, своей трактовкой выгоды и полезности.
С тех пор любая истина стала относительной, спекулятивной. Разум человека, расправившись с Богом, стал подвергать сомнению всё и вся. Постепенно европейское общество, заражённое атеизмом и религиозными извращениями католицизма и протестантизма, потеряло понимание хорошего и плохого в поведении человека.
В современном европейском толерантном ко всему обществе можно понять и простить что угодно. То есть, понятие нравственности полностью потеряло сейчас свою воспитывающую функцию, когда любое поведение человека можно оправдать. Понятие нравственности превратилось в звонкий оборот речи, ничего не значащий ни для кого.
Люди перестали отвечать за свои слова, которые постепенно меняют своё значение. На заседании правительства чиновники могут публично обвинять друг друга в воровстве и... продолжать исполнять свои обязанности! Слово "вор" теперь может относиться к вполне "приличному" человеку!
Можно, конечно, и дальше жить без абсолютных нравственных истин, без Бога, но, наверное, уже недолго осталось. Без единомыслия в том, что такое хорошо, и что такое плохо, мирное будущее человечества невозможно. Отсутствие единомыслия в том, что делает человека человеком, приводит рано или поздно к войне всех против всех, когда люди разных стран, словно стаи волков, столкнутся в смертельной схватке, отстаивая каждый свою правоту.
Закрыть Новое время, начатое культурной революцией эпохи Возрождения, направленной против католического Бога - единственный способ вернуть абсолютную, божественную нравственность в повседневную жизнь людей и обеспечить мирное развитие человечества.
Попробуем проследить процесс возникновения и становления нравственности, чтобы раз навсегда покончить со всякими спекуляциями по поводу её происхождения.



1. ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА.

Вопрос о происхождении морали и нравственности был бы банален, если бы столетия господства либеральной идеологии не затуманили его настолько, что в современном мире эти понятия совершенно потеряли свой первоначальный смысл. Любой политик, журналист (да кто угодно!), пытаясь представить свои взгляды в выгодном для себя свете, именно свою позицию называет нравственной, обвиняя в безнравственности своих оппонентов.

Действительно, кажется, все в России сегодня говорят об общем падении уровня нравственности в стране, понимая под этим рост преступности, коррупции, наркомании, порнографии, педофилии и так далее. Коммунисты и либералы, патриоты и западники, консерваторы и демократы - все согласны с тем, что с нравственностью в современной России дела обстоят не очень хорошо.
Однако, из единомыслия в констатации факта падения уровня нравственности отнюдь не следует единомыслие в способах изменения нравственной ситуации в обществе к лучшему. Здесь у каждого своё мнение - каждый предлагает свой метод её улучшения, а это говорит о полном непонимании природы нравственности.
Конечно, есть множество причин, способствующих изменению нравственности. Но если не уметь выделить главные причины, от которых прямо зависит нравственное состояние общества, то все меры по улучшению этого состояния ни к чему хорошему не приведут, поскольку будут противоречить друг другу.

Например, почти единогласным считается, что рост уличной преступности говорит о падении общественной нравственности. Но поиск причин роста преступности разделяет общественное мнение - рецепты по обузданию преступности у различных общественных групп и партий различны. Либералы предлагают свой путь реформирования общества, коммунисты - другой, социал-демократы - третий и так далее. При этом все полагают, что именно их рецепт приведёт к снижению уровня преступности и, как следствие, к повышению уровня нравственности - способы, как улучшить нравственное состояние общества, разные люди и партии предлагают совершенно разные.
Некоторые деятели считают, что надо, во-первых, "поднимать уровень нравственности" у молодых людей, например, а уж потом это автоматически приведёт к снижению уровня преступности в обществе. Однако, в вопросе как именно "поднимать уровень нравственности" среди молодёжи, царит полный разнобой.
Но если природа нравственности определена однозначно, тогда и разночтения принципиального в способах изменения нравственности быть не должно!
Почему же такие разночтения стали возможны? Да потому, что понимание природы нравственности в современном либеральном мире настолько затёрто различными спекуляциями, что этот термин превратился пустой звук. Следствием этого и является полная неспособность справиться с преступностью не только в России, где, как известно из российских либеральных СМИ, "полиция погрязла в коррупции", но и в самых что ни на есть "цивилизованных" странах, где, по мнению тех же российских либералов, "самая неподкупная полиция в мире". При этом, "самая лучшая полиция в мире" существует одновременно с самой развитой и изощрённой преступностью в мире - они отлично дополняют друг друга!
Неспособность определить главный фактор, влияющий на изменение нравственности в обществе, как раз и говорит о непонимании современной общественной мыслью природы нравственности.

"Что такое нравственность и откуда она берётся?" - вот вопросы, на которые не может или не хочет ответить современная общественная наука, осмысливая мир в понятиях либеральной духовно-нравственной парадигмы. Тогда как можно говорить о повышении уровня нравственности, когда в обществе нет даже понимания, что, собственно, это такое - нравственность!?
Раз нет единства в понимании природы нравственных проблем, то каждый волен предлагать своё понимание нравственности и способы её изменения, то есть, начинается распад либерального общества на микрогруппы, объединяющие людей своим пониманием "как надо жить", часто далёким от нужд общества в целом. А это и означает, что в либеральном обществе говорить об общей для всех людей нравственности вообще не имеет смысла, поскольку либерализм в принципе не допускает общую непротиворечивую регламентацию норм поведения.

Спустя 500 лет со времени Великой культурной революции, произведённой в умах европейцев эпохой Возрождения, не осталось ни одного понятия, описывающего взаимоотношения людей, которое не приобрело бы некий новый смысл, связанный с "освобождением человека от религиозного гнёта".
Если раньше католическая церковь была диктатором в вопросах оценки поведения европейцев, жёстко определяя, что такое "хорошо" и что такое "плохо", то теперь в Новое время европеец сам решает, без обращения к католической церкви и Богу, как ему жить в "лучшем из миров". А в качестве системы взаимоотношений людей друг с другом, деятелями эпохи Возрождения была предложена общечеловеческая католическая нравственность, но "очищенная" от веры в Бога, под названием гуманизм.
Всё бы ничего, но без Бога общечеловеческая христианская нравственность для всех "не работает", поскольку нет субъекта, в лице верховного божества, который бы отслеживал поведение человека, всех судил справедливо и беспристрастно. Ведь освобождённый от "религиозных пут" человек сам себя никогда не осудит, и никакой гуманизм ему не указ, если дело касается благосостояния себя и своей семьи. И постепенно на протяжении Нового времени все понятия, характеризующие человеческое поведение, стали "размываться", поскольку, раз Бога нет, то нет и критерия оценки человеческой личности.
Все понятия, характеризующие поведение человека, стали сейчас насквозь спекулятивными, ровным счётом ничего не значащими. Поэтому, когда кто-либо говорит нам про гуманизм и нравственность - это может быть чем угодно по своему значению, и даже прямо противоположным тому, что мы понимаем под этими терминами. Что и подтверждается всякий раз, как в обычном общении людей друг с другом, когда нравственным, например, признаётся половое обучение школьников младших классов на Западе, так и мировой политикой, когда "миротворческие силы", например, разваливают благополучие страны, а борьба за справедливость и честные выборы приводит к геноциду собственного населения. Каким цинизмом и смертью несёт сейчас от внешне невинного словосочетания "бесполётная зона"!
Все нравственные понятия в XXI веке стали настолько неопределёнными и расплывчатыми, что следует всегда подробно разбираться с тем, что в действительности имеется в виду, когда говорится о взаимоотношениях людей. Эту неопределённость пытаются преодолеть с помощью различных уточнений, добавляя соответствующие определения к понятиям. Например, "советский гуманизм", или "буржуазная нравственность". Но эти уточняющие определения лишь иллюстрируют всеобщее "размывание" моральных ценностей в либеральном обществе, всё больше теряющих свой изначальный смысл.

Говоря о поведении человека, мы описываем его словами мораль, нравственность, нравы, нрав, норов и так далее. Поведение человека может быть совершенно разным, но под нравственным поведением исторически всегда понималось нечто положительное, благопристойное, способствующее успешному существованию и развитию общества и человека. А под безнравственным поведением, соответственно, понимается нечто отрицательное для общества и человека, вредное и разрушительное.
С одной стороны, у каждого народа на земле свои собственные представления о добре и зле, свои понятия, традиции, ценности, нормы поведения - своя нравственность. С этой точки зрения, нравственность у всех народов различна.
Но, с другой стороны, нравственность - это такая система норм поведения, принятая данным народом, которая способствует его благополучному существованию. И с этой точки зрения все нравственные системы всех народов земли представляют собой практически одно и то же - они все направлены на благополучное существование и успешное развитие народа.
В самом деле, ни один народ не создавал, и не будет создавать систему поведения, направленную не на своё благополучное существование. Ни один народ не разрабатывал систему поведения, направленную на самоуничтожение или на вырождение самого себя. Все племена и народы существуют во благо себе, иначе они просто не выживают. Значит, внутренние нормы поведения любого народа, очищенные от естественных отличий, вызванных различными условиями существования, есть образец для всех народов. И мы видим в истории мира, что системы "внутреннего" поведения различных народов примерно одинаковы. Они направлены на развитие племени, на размножение, на благополучное его существование. Это и есть древнейшая, общая для всех народов мира, система поведения человека, которую можно назвать естественной общечеловеческой нравственностью. На её основе и существуют реальные нравственности различных племён и народов - разные по форме выражения, но одинаковые по существу.
Однако сейчас, в XXI веке, мы видим довольно большие различия в нравственных системах разных стран. Российская нравственность далеко не та же самая, что американская или европейская нравственность, например. Соответственно и безнравственность российская отличается от европейской и американской безнравственности.
То, что у одного народа сейчас является нравственным - свободное распространение лёгких наркотиков и порнографии, например, для другого народа является полностью безнравственным. И так получается иногда в современном либеральном мире, что нравственность одного народа есть безнравственность другого.
Но если в истории человечества в основе общечеловеческой нравственности всегда лежала забота о благополучии народа, то что же сейчас лежит в основе нравственных систем разных стран? О каком общем благополучии для всего мира идёт теперь речь, когда нравственные системы различных народов такие разные, что часто противоречат друг другу? И можно ли тогда надеяться на мирное будущее планеты, если людей земли не объединяет общая нравственность?

Непонимание сути нравственности в современном мире есть результат пятисотлетнего господства ценностей либеральной идеологии в человеческом сознании. Следует вернуть понятиям морали и нравственности их подлинное первоначальное значение - только так возможно построение разумного, а значит, мирного, человеколюбивого и материально обеспеченного общества на земле.
Так что же это такое - нравственность?



2. ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

Человек сохраняет в своём подсознании все нормы поведения животного.

Уже в поведении животных мы находим определённые нормы общежития: некоторые стадные животные, например, демонстрируют нам высокую степень социализации членов стаи - они имеют развитую систему норм поведения, регулирующую взаимоотношения особей в стае и отношение к чужакам. Этология - наука о природных (животных) основах человеческого поведения - очень хорошо показывает, что нормы животного поведения, поведения на уровне инстинктов, сохраняются и у человека. Животные нормы поведения - базовые нормы поведения всех существ.
С пробуждением разума у древнейшего человека базовые, природные нормы поведения, связывающие человека и животных в единое целое, никуда не деваются - они остаются навсегда с человеком. Базовые, природные нормы поведения, нормы поведения животного в стае, сформированные на протяжении сотен миллионов лет, свойственны и человеку, выделившемуся из животного царства лишь несколько миллионов лет назад. Оставаясь животным в телесном смысле, человек сохраняет в своём подсознании и все нормы поведения животного.
Иногда, в некоторых ситуациях, при определённых условиях, животные нормы поведения могут играть в жизни человека решающую роль, вытесняя разумное осмысление действительности - тогда человек начинает действовать на уровне животного инстинкта, как животное. Это и есть естественное, то есть, животное, без капли разума, поведение человека.
Животные нормы поведения всегда в человеке и помогают ему выжить в экстремальных случаях. Их не надо выдумывать, при определённых обстоятельствах (обычно, когда разум "спит") эти нормы самопроизвольно всплывают из подсознания и начинают играть первую роль в общении людей - так бывает иногда в подростковых компаниях, в криминальном общении, в местах заключения, например.
Стоит только снять позолоту цивилизации с человека, как под ней обнаруживается животное со всеми своими инстинктами.

Животному не надо учиться жить в стае - эти знания у животного заложены в биологии мозга, заложены с рождения на уровне безусловных рефлексов. Именно телесные потребности управляют поведением животного.
Человеку тоже не надо учиться животному поведению, так как нормы этого поведения с рождения уже заложены в каждом человеке через врождённые инстинкты - младенец сосёт материнскую грудь не потому, что "хочет", так как разум с его "хотелками" ещё долго не проснётся в младенце, а на уровне животного инстинкта. Так и взрослый человек сначала ощущает голод, а лишь затем осознаёт, что хочет есть. (И только иногда разум, повзрослев, основываясь на собственных предпочтениях, заставляет человека принимать пищу вне зависимости от желания человеческого организма).
По мере взросления человека происходит долгий процесс его социализации - приобщения к полноценной жизни в человеческом обществе. Причём, этот процесс превращения младенца (по существу, ещё животное) в полноценного человека - "очеловечивание человека" - возможен только в человеческом обществе. Разум ребёнка, живущего с рождения в животном мире, уже не разовьётся до разума взрослого человека, поскольку для "самостоятельного" развития разума требуются миллионы лет. Относительно быстро разум в ребёнке пробуждается к полноценной деятельности только другим разумом.
Человеку, в отличие от животного, приходится долго учиться жить в обществе, поскольку общество, в отличие от стаи, есть продукт разумной деятельности человека, а не продукт биологического развития. И молодому человеку приходится постепенно осваивать человеческий опыт, воспринимая его результаты постепенно, извне, только через свои сенсорные каналы, очень малыми порциями. Разум взрослеет медленно.
По мере становления человеческого общества, животные нормы поведения, основанные исключительно на животных инстинктах, постепенно "скрываются" в подсознании - отходят на второй план (но не исчезают!), уступая место принятым в данном обществе разумным нормам поведения.

На человека, как и на любое животное, воздействует природный мир и человек вынужден вести себя в соответствие с требованиями живой и мёртвой природы, окружающей его с рождения. Это природное воздействие выражается в особенностях окружающей среды, в природных явлениях, в климатических условиях, в борьбе за существование с другими видами и тому подобное.
Грубая внешняя физическая сила природы, вызывающая телесные страдания, есть первый воспитывающий фактор для животного и человека, с которым они знакомятся с самого своего рождения. Безусловное подчинение внешней физической силе - это то, что человек получил в наследство из царства животных, что находится с рождения в человеческом подсознании. Недаром все маленькие дети до определённого возраста так послушны родительским приказам и беспрекословно подчиняются любым требованиям взрослых. Лишь повзрослев, и познакомившись с порядками, принятыми в семье, а затем и в обществе, ребёнок начинает "праздник непослушания".
Как заставить человека вести себя так, а не иначе? Надо просто применить к нему грубую физическую силу - это происходит в человеческом обществе точно так же, как и в животном мире. Только клыки и когти заставляют членов стаи подчиняться определённым нормам поведения.
Внешний мир, воздействующий на тело человека, есть первый источник - воспитатель, формирующий поведение человека. Нам не избавиться от телесного взаимодействия с миром природы, следовательно, физическое насилие есть постоянный воспитывающий фактор, влияющий на поведение человека. Тело человека, таким образом, есть первая (природная, естественная) основа для воспитания человека. Так природа "воспитывает" все живые существа, так животные "воспитывают" своё потомство.
Так и человек воспитывает своих детей, заботясь об их благополучии. И всё современное законодательство основано, в конечном счёте, на грубой физической силе, на насилии, которое общество применяет к провинившемуся человеку, на физическом принуждении человека. Каким бы гуманным ни было законодательство какой-либо страны, оно не может обойтись без мер физического воздействия на человека и неизбежно в качестве последнего аргумента применяет грубую физическую силу животного мира.

Но человек отличается от животного ещё и тем, что не только внешняя грубая физическая сила заставляет человека изменять своё поведение.



3. МИСТИЧЕСКОЕ СИЯНИЕ РАЗУМА.

Разумно мыслить - значит, мыслить мистически, полагая за явлениями природы некую скрытую от глаз таинственную сущность.

С пробуждением разума, с появлением у человека первых разумных представлений о мире, в котором он живёт, начинает реализоваться новая возможность регулировать человеческое поведение - не только посредством прямого внешнего физического принуждения, но и с помощью образа мира, возникающего в человеческом сознании. Сама внешняя физическая сила теперь осмысливается разумом человека как проявление таинственной сущности, скрывающейся за природными явлениями. Возникающие в сознании человека осмысленные (мистические) представления о внешнем мире формируют нормы общения с ним, складывающиеся со временем в систему поведения.
Поведение животного определяет природа, поведение человека - его разум.

Разум изначально, по своей природе, мистичен. Появившись в теле животного, разум не мог не перенять от животного сознания животное представление о мире - животное видит природный мир живым во всех его проявлениях. И разум изначально, вслед за животным сознанием, представляет мир живым в целом и в частностях, полагая жизнь в каждом явлении природы: от фантастических представлений о земле, на которой живёт (изображая землю то в виде гигантской рыбы, то - черепахи, и так далее), до погодной непредсказуемости. Просыпающийся разум видит жизнь в каждом событии, предмете и явлении, поэтому разумное отношение человека к миру изначально мистическое. Разумно мыслить - значит, мыслить мистически, полагая за явлениями природы некую скрытую от глаз таинственную сущность.

Что всегда ограничивает желание человека стать "полностью свободным"? - Представления о том, как следует жить, как нужно вести себя в мире и обществе.
Откуда появляются подобные представления, накладывающие на желания человека нравственную узду? Эти ограничения и регламентации поведения проявляются уже в животном царстве, когда животные соблюдают определённые нормы взаимоотношений в стае. Эта животная регламентация отношений есть природная (естественная) система поведения, в которой животный предок человека постепенно, по мере пробуждения разума, превращался в "человека разумного".
Нормы поведения животного в стаде, присущие изначально древнему человеку, стали постепенно дополняться первыми осмысленными представлениями древнего человека о мире и своём месте в этом мире. Естественно, что эти представления имели с самого начала процесса выделения человека из животного царства мистический характер в силу невозможности первобытного человека иначе объяснять окружающую его природу. Так как человеческий разум с самого начала своего появления на свет не мог ещё обладать научными знаниями об окружающей действительности, он вынужден был мистически осмысливать эту действительность, по большей части, придумывая фантастические объяснения явлениям.
Первые мистические, то есть, по сути, религиозные представления появлялись одновременно с первыми опытами по разумному осмыслению действительности. Поэтому естественно, что и нормы поведения человека изначально сочетались с первыми мистическими (религиозными) представлениями. Постепенно мистически осмысленные факты складывались в мистические системы, из которых формировались первые, необходимо религиозные, картины мира. Появившаяся, в конце концов, система взглядов на человека и его место в мире была, таким образом, неразрывно связана первыми религиозными представлениями человека.

Религиозные представления неизбежно появляются у каждого народа земли потому, что мистические представления возникают у каждого родившегося ребёнка, поскольку все дети воспринимают внешний мир ещё во многом как животные - исключительно мистически.
Мистические представления появляются одновременно с пробуждением разума у любого родившегося человека на протяжении всей истории человечества, в том числе и в наше время. Любой современный малыш воспринимает окружающий мир точно так же, как его воспринимали малыши любого периода истории человечества, как воспринимают его все животные - живым во всех своих проявлениях. Все дети мира в определённом возрасте, когда разум уже "проснулся", боятся темноты потому, что видят в ней непонятную, тайную, но явную жизнь - так просыпающийся у ребёнка разум, ещё во многом "как животное", воспринимает окружающую действительность.
Почему все дети любят слушать сказки? Да потому, что они так думают! Сознание ребёнка ближе к сознанию животного по своему восприятию внешнего мира, чем к сознанию взрослого человека. Только что родившийся ребёнок воспринимает мир живым в целом и в частностях, "как животное". Повзрослевший ребёнок (пробудившийся разум) начинает видеть в нём нечто мистическое, тайное, непознаваемое, скрытое.
Вот почему глаза детей так поражают нас, взрослых, своим исходящим из них чистым наивным мистическим сиянием разума, не замутнённого ещё рационализмом. Дети видят сказочность мира, его мистичность, и детский разум объясняет для себя окружающий мир исключительно мистически, сказочно.

Детский разум производит исключительно мистическое представление о мире - вот почему религиозные взгляды (необходимо языческие - в силу слабости юного разума) постоянно автоматически возрождаются с каждым новым поколением людей.
Религию язычества не надо выдумывать специально - она есть естественный результат мистического освоения действительности просыпающимся разумом. Языческая религия - это первое естественное системное разумное осмысление окружающего мира. И только много позже в истории человечества окрепший разум постепенно поднимается до возможности понимания единобожия. Так и в жизни каждого ребёнка: постепенно, по мере взросления, его детское мистическое восприятие мира замещается "взрослым" пониманием, различным на каждой ступени исторического развития человечества - от языческих представлений до единобожия и научного атеизма.



4. ОСМЫСЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Разум, религия и нравственность принципиально неразделимы и формируются одновременно с самого начала веков.

Когда речь заходит о нравственности в России, о нравственном поведении, тут же возникает обывательский, родом из советского прошлого, окрик: "Нравственность не может никогда существовать в церквях и религиях. Так как ни один раб церковный никогда себя, раба, зачатого во грехе, рождённого во грехе, виновного, порочного, проклятого Богом не сможет Уважать и Любить. А точно таких же рабов тем более. Страх Божий - это то, чему учат человека в церквях, а не Любви и Свободе. Поэтому в СССР нравственность была выше, чем в сегодняшней религиозной безнравственной России".
Трудно сказать, чего в этом крике больше - обывательской тупости или элементарного невежества. Но такое примитивное понимание нравственности, к сожалению, очень широко распространено, и не только в России. Такое представление есть результат длительной атеистической обработки сознания советского человека - "воинствующий атеизм", европейское изобретение Нового времени, объявляет нравственность полностью независимой от религии. "Мораль не имеет ничего общего с религией!" - провозглашал ещё французский материализм (атеизм) XVIII века.
Однако, исторически, нравственность, как система разумных норм поведения, появляется одновременно с пробуждением разума у древнего человека в процессе освоения им окружающего мира, понимаемого исключительно мистически. То есть, разум, нравственность и религиозные представления человека в принципе неразделимы.

Поведение человека в повседневной жизни определяется его сознанием (и подсознанием, включающим в себя и нормы животного поведения, "облагороженные", насколько это возможно, сознанием).
Сознание, как животных, так и древнего человека, так и каждого ребёнка до определённого возраста, "по-животному" отражает внешний мир и создаёт для себя живой в целом и в частностях его образ. Затем этот образ в сознании человека, в отличие от сознания животных, осмысливается разумом и в результате у человека появляется разумно-мистический образ окружающей действительности. Камни на дороге, вода в ручье, ветви деревьев, горы и долы, моря и леса - весь мир кажется примитивному разуму наполненным тайной непонятной непостижимой жизнью.
Древний человек необходимо живёт в рамках мистических представлений о мире, поскольку другого способа осмысления окружающей действительности (не мистического - научного, например) ещё не существует. Общаясь друг с другом, общаясь с миром животных и растений, общаясь с "живыми" предметами и явлениями "живого" мира, человек в древности повсюду видел "жизнь" и ощущал свою полную зависимость от неё. Пробуждающийся в человеке разум познаёт мир в форме мистических представлений.
Мистическое отражение внешнего мира в человеческом сознании постепенно оформляется в первые религиозные представления, которые затем переносятся обратно в реальный мир и овеществляются в поведении человека, в его повседневной деятельности. И связь между сознанием древнего человека, мистически осмысливающим окружающий мир, и самим этим миром складывается постепенно в первую систему норм разумного поведения. Человеческое поведение, таким образом, изначально и не могло не основываться на мистических (религиозных) представлениях древних людей о мире.

Животное "переживает" только за судьбу тела - за физическое сохранение себя (инстинкт самосохранения) и своих детей (пока действуют материнский и отцовский инстинкты), за судьбу сородичей в стае (инстинкты социальных животных). Исключительно телесные потребности руководят поведением животного (инстинкты), поскольку других у животного нет. Животному, лишённому разума, чтобы выжить, вполне хватает "животного" осознание мира - представления мира живым в целом и в частностях. Сознание животного вполне себе обходится, например, без разделения мира на "живой" и "мёртвый".
Первое величайшее открытие проснувшегося в древнейшем человеке разума в познании окружающей природы состоит в осознание её сущностного разделения на природу "живую" и "неживую (мёртвую)". И единственным разумным объяснением существования такого разделения явилась идея души, оживляющей "мёртвую" природу. Тогда явление смерти есть просто переход души из её телесного бытия в мир пребывания душ. Так возникло представление о необходимости существования духовного (внеприродного) мира, мира нематериальных (духовных, идеальных) сущностей - место обиталища человеческих душ, духов и богов.

Мистически осмысливая окружающую действительность, древний человек сразу же устанавливал определённые способы взаимодействия с нею. Полная зависимость тела от природных явлений, постоянный страх физического принуждения, беспокойство за жизнь свою и своих детей, отсутствие научных знаний о мире и ещё слабые интеллектуальные возможности - всё это заставляет древнего человека придумывать мистические объяснения внешних угроз, персонифицировать их (тотемы, обереги, идолы, боги). И далее, устанавливать с этими персонами определённые отношения в надежде, что они позволят человеку благополучно существовать, избегая опасностей - заклинания, молитвы, ритуалы.
Древний человек с самого своего рождения живёт и воспитывается в мистической (религиозной) общественной среде - у него тогда просто не было иного выбора. Так автоматически с пробуждением человеческого разума появляются первые религиозные представления и нормы поведения, возникающие на основе этих представлений.

Древнейшим человеком, пока ещё разум спит в его сознании, как и любым животным, движет лишь страх перед прямым физическим воздействием на его тело. Но с пробуждением разума и появлением религиозных представлений, у человека разумного, то есть, осознающего мистику мира, появляется стимул к совершению поступков на основе не только животной боязни непосредственной физической расправы над телом, а и на основе оценки своего поведения со стороны мистически понимаемого внешнего мира. А так как жизнь тела скоротечна, и полностью зависит от внешних мистических сил, то человеку приходится соответственно выбирать и способы своего поведения, чтобы с помощью этих сил устроить своё благополучное телесное существование.
Пробуждение разума происходило в мистическом мире животных представлений сознания о действительности, через мистическое осмысление действительности, через формирование религиозного отношения к окружающему миру. Древняя религия - это есть первая картина мира, создаваемая просыпающимся разумом человека, познающим мир исключительно мистически. Разумное осмысление мира не может не быть в то время мистическим, не может быть не религиозным. И религия определяет способы взаимодействия человека с миром и другими людьми, определяет нормы поведения, сберегающие человека, которые мы теперь называем нравственностью. То есть, нравственно то, что разумно, духовно (религиозно). Нравственность есть реализация, в нормах разумного поведения, религиозных представлений человека о мире, и появляется одновременно с пробуждением разума, одновременно с религиозными представлениями.
Таким образом, нравственность - это система разумных норм поведения человека, направленная на его успешное существование, возникающая одновременно с первыми мистическими (религиозными) представлениями древнего человека, определяющая поведение человека в мистически понимаемом мире. Нравственность изначально религиозна - она и не могла быть вне религии, так как иного, не религиозного (не мистического) мышления у древнего человека просто быть в ту пору не могло.
Религия и нравственность изначально неразделимы, о чём говорит и само происхождение термина "религия", связанное с поведением человека (от латинского religio - совесть, благочестие).

Нравственное поведение обязательно предполагает взаимодействие с мистическим миром, с духами и богами. Человек нравственный всегда сверяет свои поступки с духовными (религиозными) представлениями, чтобы ни в чём не противоречить им. Нравственно то, в конце концов, что согласуется с богами, с Богом.
Разумное поведение, то есть, поведение, согласное с религиозными представлениями о мире - нравственное поведение, открывает человеку некие положительные перспективы существования, оно необходимо поощряется. Так или иначе, но за нравственное поведение человек во всех религиях награждается, а безнравственное поведение человека обязательно наказывается. Как вариант, нравственное поведение открывает человеку дорогу в Рай, а безнравственное ведёт в Ад. И надо обладать очень примитивным разумом, чтобы понимать священные тексты различных религий буквально.
Безнравственное поведение, то есть, поведение, не согласное с предписаниями внешних мистических сил, богов, Бога, закрывает человеку возможность благополучного существования в мире. Безнравственное поведение человека означает его неразумность, поскольку противоречит всему мистическому опыту древнего общества - это отказ от разумного объяснения действительности, это, в конце концов, отказ от благополучия и отказ от самой жизни, так как безнравственность обрекает человека на его отторжение из племенного сообщества и на неминуемую погибель вне племени. Такое самоубийственное поведение нормальный человек в древнем мире просто не мог себе позволить - угроза неизбежной жестокой смерти заставляла человека быть нравственным, то есть, добровольно принимать нормы племенной религиозной нравственности.

Поведение человека, таким образом, всегда и во все времена регламентировалось религиозными представлениями - осмысление действительности, необходимо мистическое на ранних ступенях развития человеческой цивилизации, создавало определённые нормы поведения, необходимые для выживания племени, находящегося в конкурентной борьбе с соседними племенами. Сама природа, суровая и беспощадная окружающая действительность заставляет древнего человека быть нравственным, то есть, "послушным Богу" - иначе он просто не выживает.

Подводя итог вышесказанному, можно повторить следующее:
Нравственность появляется на свете как система норм религиозного поведения, основанного на разумном (мистическом) осмыслении действительности. Разум, религия и нравственность принципиально неразделимы и формируются одновременно с самого начала веков - религия и нравственность есть результат пробуждения человеческого разума к жизни, первый результат его деятельности в познании окружающего мира.
Так как разум создаёт мистическую картину мира, выраженную в религиозных представлениях, то и нравственность, как система норм поведения человека, направленная на его выживание, возможна только как религиозная. Нравственность есть связующее звено между человеком и суровым внешним миром, мистически представленным в сознании человека - это есть система норм религиозного (разумного) поведения, направленная на благополучие человека и человечества.
Нравственность есть мистическая связь между материальным внешним миром, окружающим человека, и идеальным миром (с мистической картиной мира) в сознании человека. Следовательно, нравственности без религии не существует - она невозможна в принципе. Нравственность изначально основана на вере человека во сверхъестественное, отвечающее за его благополучие.

Нравственность есть "договор" между человеком и внешними мистическими силами природы (богами): человек обязуется жить по правилам, заданным этими силами, а они, в свою очередь, награждают человека в жизни и в смерти, оценивая его прижизненное поведение. Религиозная нравственность (а другой она быть просто не может!) - это естественный продукт разумного понимания действительности, необходимый и достаточный для выживания и благополучного существования человека и человечества. Доказательством этого является наличие религиозной нравственности у всех без исключения народов земли.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Какие выводы можно сделать, заканчивая рассуждения по поводу происхождения нравственности?
1. Нравственность появляется одновременно с пробуждением разума древнейшего человека, с первыми его религиозными (мистическими) представлениями, и служит способом связи человека с внешним миром.
2. Нравственность не может не основываться на религии, на вере в сверхъестественное, на вере в мистическое, на вере в богов, на вере в Бога. Нравственно то, что связано с верой в посмертное существование души. Только тогда нравственность исполняет свою функцию благоприятной для человека связи с внешним миром, "работает на всеобщее благо", обеспечивая благополучное существование человека и человечества. Безбожной нравственности не существует, и быть не может. Без веры в Бога спекулятивны любые правила общежития, сочиняемые людьми.
Люди, которые обязуются жить нравственно, по-христиански, но Бога отрицают - интеллигенты - обманывают себя и других, поскольку вся их "нравственность" оказывается пустым звуком в ситуации критического выбора. Только искренняя вера в Бога позволяет человеку принять все муки ада, оставаясь нравственным в нечеловеческих условиях. Если такой веры нет, тогда рано или поздно "человек, живущий только один раз в материальном мире без Бога", либо продаётся, либо сдаётся, поскольку без Бога всё продаётся и покупается, в том числе и интеллигентская "нравственность".
Современный мир вплотную подошёл к своему самоуничтожению из-за неспособности свободных от Единого Бога и общечеловеческой религии людей договариваться друг с другом и жить без войн и насилия. Нравственности нет в современном мире, поскольку у людей нет ни подлинной веры, ни понимания её необходимости для сохранения цивилизации на Земле.
Только с воскресением у людей веры в Единого Бога возможна общечеловеческая нравственность, которая, единственно, способна сохранить мир от погибели.
11.02.2016

Все права на эту публикацую принадлежат автору и охраняются законом.