Прочитать Опубликовать Настроить Войти
Юрий Кубасов
Добавить в избранное
Поставить на паузу
Написать автору
За последние 10 дней эту публикацию прочитали
23.11.2024 1 чел.
22.11.2024 0 чел.
21.11.2024 0 чел.
20.11.2024 0 чел.
19.11.2024 0 чел.
18.11.2024 0 чел.
17.11.2024 0 чел.
16.11.2024 0 чел.
15.11.2024 0 чел.
14.11.2024 0 чел.
Привлечь внимание читателей
Добавить в список   "Рекомендуем прочитать".

Языческая племенная нравственность.

ВОПЛОЩЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ.
1. Языческая племенная нравственность.

В основе нравственности любого народа лежит всегда вера в существование сверхъестественного, вера в существование духов и богов.

Первые мистические представления древнейшего человека об окружающем мире, появляясь одновременно с пробуждением разума, уникально отражая действительность, складывались в ранние религиозные учения. На основе этих представлений формировался свой собственный для каждого рода (племени) свод правил и норм поведения, регламентировавший отношения человека с окружающим миром, и который человек автоматически усваивал с рождения через окружающих его людей. Дорелигиозного периода в истории человечества не существовало, поскольку с самого начала очеловечивания обезьяноподобного предка человека его сознание было заполнено мистическими (религиозными) представлениями, фантастически объяснявшими пробуждающемуся разуму окружающую действительность.
Языческая племенная нравственность древнего мира формировалась в условиях жёсткого и часто жестокого противостояния человека с внешним окружением – с природой и с представителями других племён. Враждебность внешнего мира заставляла создавать такие нормы поведения, которые способствовали бы выживанию племени. «Человек – ничто; род, племя – всё» – вот критерий выживания человека в древнем мире. Человек тогда был только средством сохранения рода (племени). Этой задаче выживания соответствовала и нравственность древнего язычества, заботящаяся о человеческом благополучии посредством благополучия всего народа.

В древнем мире формирование нравственности у всех племён и у всех народов происходило примерно одинаково. Тогда у всех народов земли был приблизительно одинаковый образ жизни, тесно связанный с окружающей природой, одинаковый крайне низкий уровень жизни – на грани выживания, совершенно одинаковые примитивные орудия труда, абсолютно одинаково мистический у всех народов взгляд на мир, и почти одинаковые фантастические представления о мире. И все племена прошли путь от примитивных «животных» мистических взглядов на мир до формирования первых религиозных представлений и развитых языческих религий, почти не отличающихся друг от друга по смыслу, но ярко отличающихся одна от другой своим внешним выражением.
Раннее язычество вбирает в себя все мистические представления древнего человека – тотемизм, анимизм, фетишизм и так далее. Каждое древнее сообщество формировало свои собственные мистические представления об окружающем мире, которые постепенно складывались в уникальные религиозные системы. Разные народы имеют внешне разные мистические (религиозные) образы одних и тех же природных явлений, так как каждое общество по-своему уникально осмысливает окружающую действительность – нет народа, который бы не имел собственных языческих представлений в своей истории. Так создавались различные по форме выражения языческие верования. И наличие у каждого народа на земле своих собственных языческих представлений подтверждает мнение о том, что религиозные верования входят составной частью в разумное осмысление действительности человеком.
В то же время, все языческие религии, различные по форме выражения, одинаковы по существу – все они одинаково мистически (в языческом формате) объясняют внешний мир, и все они имеют целью благополучное существование рода (племени) в мире. Нравственное поведение, то есть, религиозное поведение между людьми внутри древних обществ, примерно одинаково для всех народов мира, мало отличавшихся друг от друга по особенностям существования.
Нравственность различных языческих народов имеет много схожего между собой, так как жизнь древнего человека, к какому бы народу он ни принадлежал, была примерно одинаково однообразна и трудна. Она неизменно включает в себя бережное отношение людей одного рода и племени друг к другу, заботу, поддержку, взаимопомощь, взаимовыручку, самопожертвование, честность, справедливость, храбрость и мужество в бою, патриотизм, наконец.

Нравственные нормы поведения древних людей появляются как проявление заботы богов – прародителей данного рода (племени) о благополучии своих детей. Языческая нравственность изначально призвана защищать и беречь единоплеменника в суровом мире межплеменной вражды. В каждом языческом племени складывались такие внутренние нормы поведения, которые обеспечивали всем членам племени успешное существование и выживание. Эти нормы поведения были накрепко связаны с языческими представлениями о мире, согласно которым именно племенные боги-прародители предоставили своим детям определённые правила поведения для блага и ради благополучия всего племени.
Духи и боги, сотворившие людей данного племени, не могли не защищать своих детей во всех жизненных ситуациях. Животные, от которых берёт начало народ того или иного племени, не могут не покровительствовать своему народу. Именно племенные боги задают регламент поведения человека внутри племени, ради благополучия всех представителей племени. Боги регламентируют поведение человека, чтобы сохранить его для жизни в суровом мире. Цель богов, создавших людей, – обеспечить своим детям благополучную жизнь, поэтому боги не могли не проповедовать бережные отношения между людьми внутри рода, племени.
Вот почему все языческие религии похожи друг на друга правилами внутреннего общежития. Отношения внутри племени – между представителями одного рода и племени – должны быть товарищескими, поскольку только в таких отношениях возможно успешное сохранение и развитие рода (племени).
Подчеркнём ещё раз: все языческие народы жили в древнем мире по одним и тем же нравственным законам, мало, чем отличающимся друг от друга, от племени к племени. Все эти законы и нормы поведения служили одной единственной цели: выживанию племени в опасном мире природы и в условиях конкуренции с другими племенами за лучшие условия жизни. Нормы поведения, отвечающие за благополучное выживание племени во враждебном мире, накрепко связанные с языческими представлениями, и составляли систему норм языческого нравственного поведения.

В древнем мире внутри каждого общества формировалась жёсткая система нравственного (религиозного) поведения, поскольку надо было так организовать общество, чтобы как можно большее количество людей могли выжить в тогдашних суровых условиях. Жёсткость, и даже, порой, жестокость тогдашних нравственных норм определялась суровостью условий существования древнего человека. Безнравственность (отступление от общепринятых религиозных племенных норм поведения), тотчас же безжалостно истреблялась! Никаких сомнений в нравственных (религиозных) нормах поведения быть в ту пору не должно, поэтому человек, нарушающий нравственность – нарушающий нормы поведения, данные богами и принятые народом, лишался покровительства рода (племени), обрекая себя на смерть. Такой человек лишался принадлежности к данному обществу и превращался в «нечеловека», которого могли и съесть, при случае, свои или чужие.
Во времена древнего язычества поведение человека всегда жёстко определялось постоянной мистической связью с богами своего племени. Человек не смел тогда хотя бы чуть усомниться в наличии этой мистической связи из-за постоянной угрозы своей мучительной смерти. Любое нарушение религиозного регламента, любое сомнение в праве богов распоряжаться жизнью человека сразу же жестоко пресекалось: кроме непосредственного убийства, жестоким наказанием было изгнание из племени, что в те далёкие времена было равносильно убийству, так как обрекало человека на неминуемую погибель от диких животных или от представителей других племён.
Не мог человек тогда иметь иных представлений о мире, кроме как родоплеменных мистических (религиозных), если не хотел быть заживо съеденным. И поведение своё он строил тогда только в жёстком соответствии с религиозными представлениями своего народа, суть которых – в выживании и благополучном существовании всего рода, племени. Это и есть нравственное поведение, то есть, поведение, основанное на соблюдении родоплеменных религиозных представлений.
Поведение человека внутри рода (племени) в то далёкое время не могло быть безнравственным, так как любой отход от нравственных норм означал прямую угрозу существованию народа и немедленно наказывался смертью. Только через жёсткое, и даже жестокое, истребление безнравственного поведения, отрицающего общепринятые нормы нравственности, обеспечивалось в то время благополучное существование рода и племени в конкурентной борьбе с другими народами. У какого общества была более жёстко регламентирована жизнь, в соответствие с заповедями родоплеменных богов, у того народа появлялось больше шансов сохранить себя в истории.
Безнравственного поведения между людьми внутри языческого племени быть в древнем мире попросту не могло – из-за смертельной угрозы изгнания из племени и лишения покровительства своих племенных богов. Человек древнего мира, живший в крайне тяжёлых условиях повседневного выживания, очень ясно понимал неизбежность своей погибели вне племени, чтобы хоть в чём-то спорить со своими богами.

Человеку древнего мира было невозможно быть не религиозным. Отсутствие мистики, духов и богов в сознании какого-либо человека невозможно даже представить. Все люди (без исключения!) тогда мыслили мир в рамках языческих представлений. Само мышление древнего человека (далёкого от рационализма) не позволяло создавать иную картину мира, кроме как мистическую (религиозную).
Древний человек не мог себя помыслить вне своего народа, вне покровительства своих богов, которые создали его предков. Только внутри своего народа он – человек, потомок людей, созданных данными богами. Для всех представителей соседних племён, созданных другими богами, он – «двуногое животное».
Человек языческий мыслил себя человеком только в обществе конкретного народа, конкретного пантеона. Только его боги позволяют ему быть человеком, потому что боги другого племени – суть не боги, а заблуждения, не дающие право представителям другого народа именоваться людьми. Поэтому, мечтая о лучшей жизни, древний человек всегда мечтал не о «свободе вообще», в нашем современном понимании, а о конкретной свободе – свободе в рамках языческой веры своего народа.
Человек мог осуждать своих богов за то или иное их решение, за те или иные их поступки, но не мог помыслить отказаться от своих богов вообще. Отказаться от своих богов – было тогда равносильно отказу быть человеком, то есть, добровольно стать «нечеловеком», превратиться в раба, например. Человек язычества до тех пор человек, пока признаёт своих племенных богов и тогда его поддерживают племенные боги, единоплеменники. И если человек обидит своих богов и боги откажутся от него, тогда человек теряет их покровительство и перестаёт быть человеком – превращается в «животное на двух ногах».
Мечтая о лучшей доле, но не имея иной картины мира в своём сознании, кроме религиозно-мистической, языческий человек мечтал о ней в рамках языческой веры, не смея даже в мыслях усомниться в существовании богов. Человек того времени не мог не быть религиозен в силу естественных причин – выходец из мира животных, первый человек может иметь только мистическое осмысление действительности.
И даже человеку античности просто не могло придти в голову отказаться сразу от всех богов вообще. Язычнику возможно отказаться только от какого-либо конкретного бога, к которому он потерял по каким-то причинам доверие. В язычестве безбожником называют человека, который отрицает не богов вообще, а конкретные дела отдельных богов, например, или не признаёт вполне божеством кого-либо из богов.
Первые представления «о несотворимости мира», появившиеся в Древней Греции, отнюдь не отрицали наличие богов вообще – боги в этом случае появляются естественным путём в мире, «равномерно разгорающемся и равномерно затухающем». И если человека обвиняли в атеизме, то имелось в виду не отрицание им богов вообще, а лишь отрицание их первичности, либо отрицание божественного происхождения того или иного божка, либо сомнения в божественности каких-либо представителей пантеона и так далее.
Греческий атомизм не отрицал наличие богов, а только объяснял устройство материи. Прометей не освобождал человека от богов – он только пытался по-своему облегчить людям жизнь на земле.
Нравственное поведение – это поведение богов пантеона конкретного народа. Даже если среди божеств случаются нарушения нравственных норм, боги сурово наказывают их, давая, тем самым, людям образцы для подражания. Нравственно то, что соответствует божественным предписаниям. Нравственное поведение всегда соответствует воле главного божества пантеона и поощряется им. И чем ближе поведение человека к нравственным божественным нормам, тем достойнее для него награда. Дисциплина заставляет человека постоянно соотносить своё поведение с божественными нравственными нормами и подчинять свои желания этим нормам.

Древние языческие племенные нормы поведения и составляли то, что называется нравственностью. Они служили исключительно ради блага племени и безусловно признавались всеми его представителями. Нравственные нормы поведения вытекали непосредственно из общения человека с мистическим миром, окружающим его, и освещались фантастическими образами – духами и богами, в которые первобытный разум облекал силы и явления природы.
Ценность нравственности в том, что она способствовала выживанию племени в суровом мире конкурентной борьбы за лучшие условия для жизни. То племя, в котором строже соблюдались нравственные нормы (была строже дисциплина), имело больше шансов для выживания, так как ничто так не вдохновляет человека к преодолению трудностей, как твёрдая вера в своих богов и в их загробное воздаяние примерному поведению человека при его жизни. В конкурентной борьбе с другими племенами, те племена и народы имели преимущество, где вера была более изощрённа и непоколебима, где боги были суровее и строже, где дисциплина была жёсткой и твёрдой, где дети богов (Ахилл) и даже сами боги (Марс) сражались, порой, в одном строю с людьми племени.
В древнем мире, во времена отсутствия какого-либо законодательства (и даже письменности), лишь религиозная нравственность являлась тем средством, с помощью которого возможно было общественное благополучие. Только твёрдая вера позволяла людям внутри племени не бояться воровства и держать свои жилища открытыми. Только языческая нравственность позволяла существовать древнему государству, создавая строго иерархическую систему правления, необходимую для консолидации общества в преодолении трудностей. Языческая вера и была в древнем мире законом и законодательством, пронизывая собой всю жизнь человека, общества и государства.
Языческая племенная нравственность есть естественная («природная») система разумных норм поведения человека первобытно-общинного периода в истории человечества, необходимо основанная на мистическом (религиозном) понимании окружающего мира, направленная на земное благополучие «избранного» народа и на воздаяние человеку, живущему по предписанным религией законам.

Поведение человека в древности полностью основано на его мистических представлениях. Языческие представления естественно возникают во все времена у каждого человека на земле и языческая вера присуща всем людям древнего мира без исключения. Языческая религия естественным путём формируется в каждом народе молодого мира. И на основе языческих религиозных представлений создаётся свод правил человеческого поведения, угодного божествам, заботящимся о благополучии рода (племени) – эта система правил религиозного поведения и называется языческой нравственностью.
30.11.2015

Все права на эту публикацую принадлежат автору и охраняются законом.