Написать автору
За последние 10 дней эту публикацию прочитали
22.11.2024 | 0 чел. |
21.11.2024 | 0 чел. |
20.11.2024 | 0 чел. |
19.11.2024 | 0 чел. |
18.11.2024 | 0 чел. |
17.11.2024 | 0 чел. |
16.11.2024 | 0 чел. |
15.11.2024 | 0 чел. |
14.11.2024 | 0 чел. |
13.11.2024 | 1 чел. |
Привлечь внимание читателей
Добавить в список "Рекомендуем прочитать".
Добавить в список "Рекомендуем прочитать".
Вбей гвоздь в скрепление камней!
Удивляюсь небрежению, а то и непреодолимому страху христиан перед так называемой языческой литературой - Ведами, Махабхаратой, Дхаммападой, многочисленными йогами, сутрами, пуранами, в которых, честно признаюсь, и я профан. А ведь они написаны мудрецами, слова которых, КАК ИГЛЫ И КАК ВБИТЫЕ ГВОЗДИ, И СОСТАВИТЕЛИ ИХ — ОТ ЕДИНОГО ПАСТЫРЯ(Екклесиаст 12:11). Мудрейший Соломон даже не рекомендует читать что-либо помимо Священного Писания таких мудрецов и пророков: массовая литература, беллетристика — бесполезна, утомительна для тела. А ещё христиане, особенно протестанты, боятся апокрифов, и поднимая над головой каноническую Библию без десятков и десятков отреченных невежами христианских писаний, гордо заявляют: этого достаточно! А если это только замок, а ключи утеряны? КТО ПОВЕРИЛ СЛЫШАННОМУ ОТ НАС, И КОМУ ОТКРЫЛАСЬ МЫШЦА ГОСПОДНЯ?(Исайя 53:1). Так Господь заявляет о тщетности заповедей, данных жестоковыйному народу для умудрения, - только они бы могли служить ключом к Откровению! СЛУХОМ УСЛЫШИТЕ — И НЕ УРАЗУМЕЕТЕ, И ОЧАМИ СМОТРЕТЬ БУДЕТЕ — И НЕ УВИДИТЕ. ИБО ОГРУБЕЛО СЕРДЦЕ НАРОДА СЕГО, И УШАМИ С ТРУДОМ СЛЫШАТ, И ОЧИ СВОИ СОМКНУЛИ, ДА НЕ УЗРЯТ ОЧАМИ, И НЕ УСЛЫШАТ УШАМИ, И НЕ УРАЗУМЕЮТ СЕРДЦЕМ, И НЕ ОБРАТЯТСЯ, ЧТОБЫ Я ИСЦЕЛИЛ ИХ(Исайя 6:9-10). И я такой же, не причисляю себя к святым, увы! Поэтому апостол Павел, перебирая ветхозаветные повести из Торы, вслед за Исайей, обличает и меня: НАДЛЕЖАЛО БЫ НАМ ГОВОРИТЬ МНОГО, НО ТРУДНО ИСТОЛКОВАТЬ, ПОТОМУ ЧТО ВЫ СДЕЛАЛИСЬ НЕСПОСОБНЫ СЛУШАТЬ. ИБО СУДЯ ПО ВРЕМЕНИ, ВАМ НАДЛЕЖАЛО БЫТЬ УЧИТЕЛЯМИ; НО ВАС СНОВА НУЖНО УЧИТЬ ПЕРВЫМ НАЧАЛАМ СЛОВА БОЖИЯ, И ДЛЯ ВАС НУЖНО МОЛОКО, А НЕ ТВЁРДАЯ ПИЩА. ВСЯКИЙ ПИТАЕМЫЙ МОЛОКОМ НЕ СВЕДУЩ В СЛОВЕ ПРАВДЫ, ПОТОМУ ЧТО ОН МЛАДЕНЕЦ; ТВЁРДАЯ ЖЕ ПИЩА СВОЙСТВЕННА СОВЕРШЕННЫМ, У КОТОРЫХ ЧУВСТВА НАВЫКОМ ПРИУЧЕНЫ К РАЗЛИЧЕНИЮ ДОБРА И ЗЛА(Евреям 5:11-14; 1 коринфянам 3:2)). И заставляет нас не только внимательно присматриваться к заповедям(1 коринфянам 7:35), но и просить у Бога, чтобы благовествование апостола Павла было раскрепощено, освобождено от уз(Колосянам 4:3-4). ДЛЯ СЛОВА БОЖИЯ НЕТ УЗ(2 Тимофею 2:9), но оковы и цепи эти снимаются только всяким терпением и страданием(2 Тимофею 2:10). Поэтому апостол призывает не только к братолюбию, но к гостеприимству чужаков, узников и вообще страждущих, - в чужестранниках, например, Павел готов провидеть даже ангелов, хотя оказывающие приют того не ведают(Евреям 13:1-3). Почему апостол Павел предполагает у странников кротость и мудрость ангелов? Да потому что чужбина не мать родная, а мачеха, и проходящий народы к тому же ещё склонен к сопоставлению и обобщению, - все языки от Единого, и не надо искать в них вражеских черт. И умудряется тем самым, созерцая через преломленные, разделённые цвета и расы народов свет Всевышнего, поэтому такому легче возлюбить и Бога, и человека. И когда православный устраивает экзекуцию инославию, а баптисты и адвентисты присваивают себе право на истину, право на живого Бога, это делается от ополовиненного ума. Известно, что моя мама лучше всех, но почему пророк не принимается в отечестве, и врач не лечит домашних, тоже известно: не мерою даёт Бог Духа Святого(Иоанн 3:34). Не мерою, не домом, не отчизной, не жизнью, но тем, что поверх этого, сверхестеством. Вот почему такой сиделец в уютном коконе ополовинен в уме: не признаёт пророков ни в отечестве, ни вне его. А странник, видя дерево, приносящее плод, семя которого на земле(Бытие 1:11), понимает, что хотя семя и с ближайшего дерева, но если оно на земле и готово проклюнуться в новое царство Божие, то это сверх меры. И эта сверхмера и сверхестественность приветствуется в Евангелии, и наоборот: помните проклятую Христом смоковницу за неимением таких плодов и побегов, бегущих в горнее? Зная это, я уже не ругаю гавкучих пёсиков, которые нападают на Льва Толстого, за напрасные сотрясения воздуха. И не внушаю таковым, что чужестранные Священные Писания ничем не плохи, если написаны мудрецами, которые от Единого(Иоанн 10:16).Сегодня я представляю только один чжан из восьмидесяти одного(11-й параграф или главу) древнекитайского трактата Даодэцзин. Написал его мудрец Лао-цзы по просьбе пограничников, когда уходил из Поднебесной на Запад. Лао-цзы — даже не имя, оно переводится как «старый философ» или «старый ребёнок»: по преданию якобы дитя родилось седым. Когда читаешь трактат, тебя не покидает ощущение, будто многие изречения из трактата повторяются Христом. Лакуна в житии Христа от отроческого возраста до тридцатилетнего предполагает его отдалённое от иудейских земель странничество. Пробел этот объясняет и манифестирует Тибетское Евангелие, - якобы там, в жреческой Индии и в несуетном Тибете набирался мудрости Иисус Христос. Домыслы это или правда — нам не дано знать. Но независимо от места рождения и проживания мудрецы высказывают одни и те же слова и высвечивают одни и те же законы, но это говорит лишь о том, что они пользуются единым источником премудрости. Так же и учёные от науки, когда приходит срок, почти одновременно сразу в нескольких странах делают приспевшие открытия. Итак, на множественные священные писания я смотрю, как на периодику, подтвержающую «мамино» нравственное руководство, но не только нравственное, азбучное молочко попервах, но и твёрдую пищу Боговедения и Богопознания впоследствии.
В 1910 году был издан, подготовленный Львом Толстым чуть ли не первый перевод на русский язык китайского трактата. Сегодня в интернете представлено много переводов Даодэцзин и синологами, и людьми, не знающими китайского языка, что говорит о большом интересе к мудрому слову.
* * *
Тридцать спиц колеса сходятся в одной ступице,
Но польза от колеса в том, что в ступице нет ничего.
Лепят из глины сосуд,
Но польза от сосуда в том, что внутри него нет ничего.
Прорезывают окна и двери, чтобы получился дом:
А польза от дома там, где дома нет.
Поистине:
То, что имеешь, приносит выгоду.
А то, чего не имеешь, приносит пользу.
(перевод Малявина В.В.)
* * *
Тридцать спиц сверкают в колесе,
скрепляют пустоту внутри.
Пустота придает колесу толк.
Лепишь кувшин,
заключаешь пустоту в глину,
и польза кувшина заключена в пустоте.
Пробивают двери и окна - дому служит их пустота.
Пустота - мерило полезного.
(перевод Олега Борушко)
* * *
Тридцать спиц сходятся в одной ступице.
Наличие в ней отсутствия
делает возможным
функциональное применение повозки.
Придают форму глине, изготовляя утварь.
Наличие в ней отсутствия
делает возможным
функциональное применение утвари. Прорубают двери и окна, делая комнату.
Наличие в ней отсутствия
делает возможным
функциональное применение комнаты.
Причинность:
Наличие -
посредством этого осуществляют
использование плодов.
Отсутствие -
посредством этого осуществляют
функциональное применение.
(перевод Виногродского Б.Б.)
* * *
Стягивают во втулку тридцать колесных спиц
А пользуются тем местом, где их нет!
Месят и лепят глину, изготовляя сосуд, --
А пользуются тем местом, где ее нет!
Пробивают окна и двери, строя землянку, --
И пользуются тем местом, где нет ничего.
Ибо от наличия -- корысть,
А от отсутствия -- польза.
(перевод Лисевич И.С.)
* * *
Тридцать спиц сходятся в одной ступице,
а используется она в колесе
за счет своего небытия и бытия (пустоты и полноты).
Формуют глину, чтобы изготовить сосуд, а используется он
за счет своего небытия и бытия.
Пробивают окна и двери, чтобы устроить жилище, а используется оно
за счет своего небытия и бытия.
Следовательно: бытием приносится польза,
небытием создается использование.
(перевод Лукьянова А.Е.)
* * *
Тридцать спиц соединяются в одной ступице.
Использование же повозки
обуславливается пустотой между ними.
Для того, чтобы изготовить сосуд,
размешивают глину.
Использование же сосуда обуславливается
пустотой в нём.
Для того, чтобы соорудить жилище,
прорубают двери и окна.
Использование же жилища обуславливается
пустотой в нём.
Поэтому ту выгоду, которую получаем
благодаря наличию,
мы можем использовать
лишь благодаря отсутствию.
(перевод Маслова А.)
* * *
Тридцать спиц соединяются в одном колесе. Но пользование колесом зависит также и от пустотности между спицами.
Из глины делают сосуды. Но их употребление зависит от пустотности в них.
Делают в доме стены, двери и ставни на окнах. Но пользование домом тоже зависит от пустотности в нём.
Вот как сочетаются полезность предметов - и пустотности.
(перевод Антонова Владимира)
* * *
Тридцать спиц - и только одна
Та же ступица им дана:
То, что пусто и что полно,
Для телеги равно.
Или глиняный взять сосуд:
То, что пусто и что полно,
Для сосуда равно.
Для дверей стена разнята:
То, что пусто и что полно,
Для жилища равно.
Нам полезно и это "есть",
Нам полезно и это "нет".
(перевод Перелешина Валерия)
* * *
Без дырки для оси что делать с колесом?
Из глины сам кувшин, но пустота полезна в нем,
И тем удобней дом, чем больше в нем объем.
Так часто пустота полезность создает,
А наполнение - доход.
(перевод Ю.Полежаева)
* * *
Тридцать спиц соединяют вместе одной втулкой колеса.
Возмещения себе не имеют. Владелец повозкой пользуется. Формуют
глину, с тем чтобы сделать сосуд. Возмещения себе не имеют. Владелец
сосудом пользуется. Проделывают двери и окна, чтобы таким образом
сделать комнату. Возмещения себе не имеют. Владелец комнатой
пользуется. Поэтому имеют -- благодаря чему и извлекают прибыль, не
имеют -- и по этой причине расходуются.
(перевод А.П. Саврухина)
* * *
Ступицу окружают 30 спиц, но пользоваться повозкой позволяет пустота отверстия в ступице. Мнут глину, чтобы вылепить сосуд, но пользоваться сосудом позволяет его пустота. Строя дом, проделывают дверь и окна, но пользоваться домом позволяет его пустота. Приносит пользу то, что в них имеется, но пользоваться ими позволяет то, чего в них нет.
(перевод И.И. Семененко)
* * *
Колесо образуют спицы и обод,
но возможность его использования -
- пустота внутри.
Посуда бывает разной формы и размеров,
но возможность её употребления -
- пустота внутри.
Дома строят из различных материалов,
используя разнообразную планировку,
но возможность жизни в них -
- пустота внутри.
Поэтому наличие - определяет вещь,
а отсутствие - возможность ее употребления.
(перевод Марины Соловьёвой)
* * *
Тридцать спиц собираются в одной втулке, но использование
повозки зависит от пустоты между ними. Форму и глину применяют при
изготовлении сосуда, но использование сосуда зависит от пустоты
внутри. Делают дверные проемы и створки дверей, чтобы построить
помещение, но использование помещения зависит от внутреннего
пространства. Получается, что оплачивают то, что есть, пользуются же
тем, чего нет.
(перевод Ткаченко Г.А.)
* * *
Тpидцать спиц колеса
объединяют единою стyпицей,
собою являющей Hебытие.
Бытие повозки - пpименение Hебытия.
Фоpмyют глинy,
дабы сделать кyвшин,
собою являющий Hебытие.
Бытие сосyда - пpименение Hебытия.
Пpобивают в стенах
окна и двеpи,
собою являющие Hебытие.
Бытие жилища - пpименение Hебытия.
Отсюда:
Бытие создает полезность,
Hебытие - пpименимость.
(перевод Юй Кан)
* * *
Тридцать спиц в колесе сходятся к
втулке,
середина которой пуста,
благодаря этому и можно
пользоваться колесом.
Когда формуют глину, изготавливая из
нее сосуд,
то делают так, чтобы в середине
было пусто,
благодаря этому и можно
пользоваться сосудом.
Когда строят жилье, проделывают
окна и двери,
оставляя середину пустой,
благодаря этому и можно
пользоваться жильем.
И потому
наполнение - это, что приносит доход,
опустошение - это то, что приносит
пользу.
(перевод Александра Кувшинова)
* * *
Колёсной втулкой тридцать спиц объединяются. Благодаря же пустоте, она в повозке применяется. Формуют глину, - утварь так изготовляется, Благодаря же пустоте, посуда эта применяется. Построив дом, в нём двери, окна прорубаются, Благодаря же пустоте, они людьми и применяются. Поэтому в вещественном - полезность проявляется. Благодаря же пустоте, полезность эта применяется.
(Перевод Странника В.)
* * *
Три десятка спиц сходятся в одной втулке: от пустоты ее зависит применение колеса. Формуя глину, делают сосуд: от пустоты его зависит его применение. Прорубая двери и окна, строят дом: от пустоты их зависит использование дома. Ибо выгода зависит от наличия, а применение - от пустоты.
(перевод Сухорукова Д.)
* * *
Тридцать спиц соединяются в одной ступице, [образуя колесо,] но употребление колеса зависит от пустоты между [спицами]. Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нем. Вот почему полезность [чего-либо] имеющегося зависит от пустоты.
(перевод Ян Хин Шун)
Поражает разноголосица в переводах. Но разберёмся!
Пусть читателя не смущает, зачем нужно прорубать двери и окна. Жильё древние люди вытёсывали себе в скалах, в горных массивах, в карьерах, поэтому специфическая терминология. Я сам квартировал с неделю в таком пещерном домике в Крыму на стоянке древнего человека, и где-то, почти на горизонте, напротив меня белела Крымская обсерватория.
Тридцать спиц китайские комментаторы связывают с тридцатью днями месяца. Но склонность к обобщению, появившаяся у меня во второй половине жизни, к приведению всякой дробности к общему знаменателю, заставляет меня называть это число просто мерой, как и седмину, как и число двенадцать, переполнившие Библию. А как иначе называть всю эту разнокалиберность — гомер, бат, ефу, локоть, версту, сотку, десятину, ар, гектар, километр, килограмм, год, век?.. Да и русский язык призывает к обобщению: семёрка, например, буквально — се мера, вот мера, за которой призводные слова, похожие на семёрку, указывают на тьму и ужас: сМЕРть, суМЕРки, сМРАд, МРАк. Также и числительное СОРОК не что иное, как СРОК, мера полноты человека, пик его активности, после которого по окончании полседмины-полосьмины в его жизни наступает спад и ущерб. Всем знаком такой термин — кризис среднего возраста, когда человек приходит в уныние и задумывается, наконец, о смысле жизни. В более широком понятии кризис — поворотный момент, когда старые методы перестают работать, точка надлома, банкротство, депрессия, исход, суд, принятие решения, покаяние, - короче, это то, что называют священными местами и числами, жертвенниками, алтарями, паломническими святынями... Помните: «идёт война народная, священная война, и ярость благородная вскипает, как волна»?.. Библейскую седмину увенчивает седьмой день, священная суббота, которая является образом Всевышнего, Альфы и Омеги всего... Суббота тоже приходится одновременно концом исчерпанного мира и началом нового: в Библии началом нового творения просиял свет первого дня(Бытие 1:3). То есть суббота — как бы ножка циркуля на пересечении миров, эпох, эонов — суд, пограничный и таможенный контроль, ревизия...
Тот, в кого острием Его циркуль однажды вонзился,
Тот, как месяц, навек к постиженью Его устремился.
(Низами, Сокровищница тайн)
Но циркуль, средоточие и сердце должен быть и в самой седмине, и это четвёртый день творения со светильниками - солнцем, луной и звёздным воинством. ПРЕСТОЛ ЕГО, КАК СОЛНЦЕ... КАК ЛУНА, ВЕРНЫЙ СВИДЕТЕЛЬ НА НЕБЕСАХ(Псалтирь 88:38) — так Господь срединными творениями седмины характеризует царство Давида. И РАЗУМНЫЕ БУДУТ СИЯТЬ, КАК СВЕТИЛА НА ТВЕРДИ, И ОБРАТИВШИЕ МНОГИХ К ПРАВДЕ — КАК ЗВЁЗДЫ, ВОВЕКИ, НАВСЕГДА(Даниил 12:3). ВЫ - СВЕТ МИРА. НЕ МОЖЕТ УКРЫТЬСЯ ГОРОД, СТОЯЩИЙ НА ВЕРХУ ГОРЫ(Матфей 5:14). И опять я вспоминаю Толстого, который, как пророк и учитель, не принимается в своём отечестве нетопырями...
Коран помимо библейской седмины адекватной мерой называет число двенадцать: ПОИСТИНЕ, ЧИСЛО МЕСЯЦЕВ У АЛЛАХА — ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ В ПИСАНИИ АЛЛАХА В ТОТ ДЕНЬ, КАК ОН СОТВОРИЛ НЕБЕСА И ЗЕМЛЮ. ИЗ НИХ — ЧЕТЫРЕ ЗАПРЕТНЫХ, ЭТО — СТОЙКАЯ РЕЛИГИЯ: НЕ ПРИЧИНЯЙТЕ ЖЕ В НИХ ЗЛА САМИМ СЕБЕ И СРАЖАЙТЕСЬ ВСЕ С МНОГОБОЖНИКАМИ, КАК ОНИ ВСЕ СРАЖАЮТСЯ С ВАМИ(Коран 9:36). Запретные месяцы — священные месяцы. Запретны они для сражения, для зла, как и священная суббота запрещена Христом для повседневных дел, но открыта для блага: освобождения от всякого ярма, плена, болезни, злых духов, смерти, страдания. Как и в седмине священные месяцы располагаются в лунном календаре в конце — двенадцатый месяц, в начале — первый, в середине — седьмой, и одинадцатый месяц, как подготовительный. В эти месяцы обычно паломничают в священную Мекку в древнейшую мечеть Каабу, построенную библейским Авраамом или кораническим Ибрахимом. Но кто такие многобожники и неверные? - хочу я спросить у фундаменталистов, ваххабитов и исламских террористов, которым предписан джихад. Многобожие — это присоединение к Богу сотоварищей: детей, родителей, супругов, всякого непомерного болезненного увлечения, называемого плотской похотью или душевным словом хобби, привязанностью к имуществу, зелёным фантикам, приседанием на алкоголь или наркотики, обожанием артистов, писателей, фотомоделей и т. д. От этого и Христос в Евангелии предостерегает: КТО ЛЮБИТ ОТЦА ИЛИ МАТЬ БОЛЕЕ, НЕЖЕЛИ МЕНЯ, НЕ ДОСТОИН МЕНЯ; И КТО ЛЮБИТ СЫНА ИЛИ ДОЧЬ БОЛЕЕ, НЕЖЕЛИ МЕНЯ, НЕ ДОСТОИН МЕНЯ(Матфей 10:37). Ибо само по себе быть в числе скорбного множества, на широкой дороге погибели — уже катастрофа, да ещё пренебрегать Единым, источником жизни(Матфей 7:13-14) — нет слов для оценки пьянящего заблуждения! Но поскольку мы живём в мире, где правит князь этого мира, и теоретически и практически избегнуть многобожия маловероятно, Бог и предлагает нам очистителные процедуры, джихад с самим собой и сатаной. Те, кто ругает Толстого, презрительно называет гордецом и малороссийского странника Григория Сковороду, завещавшего написать на своей могиле лаконичную эпитафию: «Мир ловил меня, но не поймал», - да, бывают такие редкостные случаи. Сковорода не выпускал из рук меч джихада, меч христианского воина, о котором Христос провозгласил: НЕ ДУМАЙТЕ, ЧТО Я
ПРИШЕЛ ПРИНЕСТИ МИР НА ЗЕМЛЮ; НЕ МИР ПРИШЕЛ Я ПРИНЕСТИ, НО МЕЧ(Матфей 10:34). Всякое даже самое чистое достояние загрязняется, опошляется, ржавеет, приходит в негодность... И мне удивительно, когда приходит свежий ветер перемен, революции, перевороты, гневные суды Божии с разящим мечом, фарисеи молятся о мире и стабильности, даже если такая стабильность — застоявшееся болото, деградация, смрад... Помните: даже о церкви, которую не должны одолеть врата ада(Матфей 16:18), если она не совершенствуется, написано: НА КРЫЛЕ СВЯТИЛИЩА БУДЕТ МЕРЗОСТЬ ЗАПУСТЕНИЯ(Даниил 9:27) — ДА БЕГУТ В ГОРЫ?(Матфей 24:16). А неверный кто, с которым опять же должен вестись джихад? Неверный — это ты и я. Вера или неверие — шаткое и поступательное понятие. Когда ученики Христовы, избавившись от затруднительного урока слышать замысловатые притчи, говорят: да, верим Тебе, потому что прямо говоришь, а не притчами(Иоанн 16:29-30), Христос иронизирует: ВЕРУЕТЕ? ВОТ НАСТУПАЕТ ЧАС И НАСТАЛ УЖЕ, ЧТО ВЫ РАССЕЕТЕСЬ КАЖДЫЙ В СВОЮ СТОРОНУ И МЕНЯ ОСТАВИТЕ ОДНОГО(Иоанн 16:31-32). Веры для верующего много не бывает, как денег для сребролюбивого, и знаний для мудреца, тем более, что ученики ещё не научились иносказательным, духовным приступам к слову Божию. Знаю, что ничего не знаю(Сократ), так и ВЕРУЮ, ГОСПОДИ! ПОМОГИ МОЕМУ НЕВЕРИЮ(Марк 9:24) — вечные, крылатые слова.
Вернёмся, однако, к тридцати спицам и дням. Новомесячия, как конец и начало этих тридцати дней, в Библии тоже считаются священными. О полнолунии в канонической Библии только однажды упоминается применительно к блудной женщине: к полнолунию из дальней дороги к ней возвратится муж(Притчи 7:20), и видимо, поэтому полнолуние для неё в какой-то мере временное спасение от порока. У Сираха БЕСЕДА БЛАГОЧЕСТИВОГО — ВСЕГДА МУДРОСТЬ, А БЕЗУМНЫЙ ИЗМЕНЯЕТСЯ, КАК ЛУНА(Сирах 27:11), то есть точка отсчёта в безумие начинается с ущерба. На Востоке растущая луна считается прямым, светлым путём, ущербная — обратным, тёмным. Посмотрите, как красочно описывает Сирах этот тонкий небесный барометр: ЛУНА ВСЕМ В СВОЁ ВРЕМЯ СЛУЖИТ УКАЗАНИЕМ ВРЕМЁН И ЗНАМЕНИЕМ ВЕКА(даже века!): ОТ ЛУНЫ — УКАЗАНИЕ ПРАЗДНИКА; СВЕТ ЕЁ УМАЛЯЕТСЯ ПО ДОСТИЖЕНИИ ЕЁ ПОЛНОТЫ; МЕСЯЦ НАЗЫВАЕТСЯ ПО ИМЕНИ ЕЁ; ОНА ДИВНО ВОЗРАСТАЕТ В СВОЕМ ИЗМЕНЕНИИ; ЭТО — ГЛАВА ВЫШНИХ СТРОЁВ; ОНА СИЯЕТ НА ТВЕРДИ НЕБЕСНОЙ; КРАСОТА НЕБА, СЛАВА ЗВЁЗД, БЛЕСТЯЩЕЕ УКРАШЕНИЕ, ВЛАДЫКА НА ВЫСОТАХ!(Сирах43:6-10). Вообще-то и в канонической Библии слово ПОЛНОТА употребляется двадцать раз, но в более широком смысле, безотносительно к луне. Но мы знаем, что луна — это тоже мера, и когда, например, Писание говорит: КОГДА ПРИШЛА ПОЛНОТА ВРЕМЕНИ, БОГ ПОСЛАЛ СЫНА СВОЕГО ЕДИНОРОДНОГО(Галатам 4:4), мы понимаем, что это судный, переломный момент борьбы со злом и торжества добра. Итак, и новомесячие, и полнолуние — священные дни. Тонкие натуры в такие дни особенно чувствительны. А Коран о полнолунии наряду с другими пограничиями вот что говорит: КЛЯНУСЬ Я ЗАРЁЮ, И НОЧЬЮ, И ТЕМ, ЧТО ОНА УКРЫВАЕТ, И ЛУНОЮ В СИЯНИИ ПОЛНОМ, ВОИСТИНУ, МЕНЯТЬСЯ БУДЕТ ВАШЕ СОСТОЯНИЕ(Коран 84:16-19 перевод Гафурова). А в переводе Шидфара эти стихи звучат более глобально и конкретно: КЛЯНУСЬ ЗАРЁЙ ВЕЧЕРНЕЮ, И НОЧЬЮ, И ЗВЕРЯМИ ПУСТЫННЫМИ, И ЛУНОЮ ПОЛНОЮ, СУЖДЕНО ВАМ ПРЕТЕРПЕТЬ СМЕРТЬ, И ВОСКРЕШЕНИЕ, И МУЧЕНИЯ МЕРОЙ ПОЛНОЮ.
Что ещё можно выжать из колеса в тридцать спиц? Опять же, по склонности к обобщению, колесо можно представить в виде только трёх спиц со ступицею, и тогда оно будет равнозначно библейской полседмине. Давайте заглянем снова в Коран: ГОСПОДЬ ВАШ — АЛЛАХ, КОТОРЫЙ СОТВОРИЛ НЕБЕСА И ЗЕМЛЮ В ШЕСТЬ ДНЕЙ, ПОТОМ УТВЕРДИЛСЯ НА ТРОНЕ, УПРАВЛЯЯ СВОИМ ДЕЛОМ(Коран 10:3). Здесь демонстрируется и подтверждается библейская седмина творения(Бытие 1:1-31; 2:1-3), состоящая из двух полуседмин, из двух колёс колесницы, образно сказать, двуколки. И три, и шесть; и тридцать и шестьдесят; и можно ещё десятикратно умножать и увеличивать— и это всё будут колёса седмины, в которых втулка или ступица значится седьмым, главным элементом управления, троном. Что дело Божье не ограничилось раз и навсегда явлением творения на библейской странице, подтверждают коранические стихи: СОТВОРИЛИ МЫ НЕБЕСА, И ЗЕМЛЮ, И ТО, ЧТО МЕЖДУ НИМИ, В ШЕСТЬ ДНЕЙ, И НЕ КОСНУЛАСЬ НАС УСТАЛОСТЬ(Коран 50:37), АЛЛАХ ВПЕРВЫЕ ПРОИЗВОДИТ ТВОРЕНИЕ, ПОТОМ ПОВТОРЯЕТ ЕГО(Коран 29:18; 30:10,26). Что полседмина и седмина, а равно и гораздо большие их соответствия, равнозначны и суверенны, запечатлевается пророком Даниилом: И УТВЕРДИТ ЗАВЕТ ДЛЯ МНОГИХ ОДНА СЕДМИНА, А В ПОЛОВИНЕ СЕДМИНЫ ПРЕКРАТИТСЯ ЖЕРТВА И ПРИНОШЕНИЕ(Даниил 9:27). И утвердиться в чём-то, и отказаться от посторонних жертв и подаяний может толко самодостаточный, совершенный. Если так сказать о дереве, то оно совершенно только в осенние этапы, когда плодоносит и повторяет само себя в семени(цыплят по осени считают — эта пословица говорит опять же о конечном результате). Если сказать о человеке, христианине, таковой он, когда обретается в теле Христовом, когда пол, национальность, социальный статус(Галатам 3:28) — эти дробные неполноценности не имеют никакого значения в Единстве. Не имеет значения даже имя(Лука 14:33). Впрочем, не обязательно совокупляться в теле Христовом ещё с кем-либо, - несвязанное одиночество даже лучший путь к познанию Бога. ГДЕ ДВОЕ ИЛИ ТРОЕ...(Матфей 18:20) ТАМ, ГДЕ ДВА ИЛИ ОДИН, Я С НИМ(Евангелие от Фомы). И он, путь, тоже прирастает плодом, как и дерево. Вот его плод: Я ДАМ ВАМ УСТА И ПРЕМУДРОСТЬ, КОТОРОЙ НЕ ВОЗМОГУТ ПРОТИВОРЕЧИТЬ НИ ПРОТИВОСТОЯТЬ ВСЕ, ПРОТИВЯЩИЕСЯ ВАМ(Лука 21:15). То есть Дух Святой свидетельствует в человеке, который вырастил и выстроил это плодоносящее поэтапное дерево: Отец(ветхий завет) — Сын(новый завет) — Дух Святой(вечный завет).
Когда я впервые, ещё юношей, ещё неверующим, попал из сонной провинции в динамичную Москву, не мог надивится, почему людские и машинные потоки не сталкиваются, не противоречат, а слаженно работают, как в часовом механизме. Это уже тогда, неподготовленного и леноватого, заставляло меня задумываться, что кто-то всем, движимым и недвижимым, управляет. И сегодня, озадаченный той или иной религиозной темой, я поначалу далёк от успеха, прозябаю голыми неуютными ветвями веры, но вот почки проклёвываются, и дерево зеленет прозрачным маревом надежды, и я уже что-то прозреваю, прознаю в густящейся листве. А когда приходит время плодов, я с восторгом, с эйфорией созерцаю, как выстраданные, приспелые слова легко занимают свои ниши, как куры на насесте.
Да, слово живёт помимо нас. Уж какой избитый ярлык — фарисеи, но то, что они говорят свято: ВСЕ, ЧТО ОНИ ВЕЛЯТ ВАМ СОБЛЮДАТЬ, СОБЛЮДАЙТЕ И ДЕЛАЙТЕ; ПО ДЕЛАМ ЖЕ ИХ НЕ ПОСТУПАЙТЕ, ИБО ОНИ ГОВОРЯТ, И НЕ ДЕЛАЮТ(Матфей 23:3). То же самое говорится в Коране о поэтах: ЗА НИМИ СЛЕДУЮТ ЗАБЛУДШИЕ. РАЗВЕ ТЫ НЕ ВИДИШЬ, ЧТО ОНИ ПО ВСЕМ ДОЛИНАМ БРОДЯТ И ЧТО ОНИ ГОВОРЯТ ТО, ЧЕГО НЕ ДЕЛАЮТ, КРОМЕ ТЕХ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ И ТВОРИЛИ ДОБРЫЕ ДЕЛА И ПОМИНАЛИ АЛЛАХА МНОГО(Коран 26:224-227). То есть эти влюбчивые меджнуны, певуны, соловьи, зацикленные на прекрасном, на патриотическом, на гражданском, на нравственном, оказывается, в большинстве своём брехуны. Возможно также, что под видом поэтов Коран обличает христиан, тех же фарисеев, у которых в ходу ничем не обязывающее обращение — возлюбленные. А дипломаты и политики? Они тоже изощрены в слове правды и справедливости, но видя их истинную суть, не хочется даже включать телевизор. И я такой же грешный человек. Забудьте моё имя! Но прислушайтесь к слову: оно поучительно.
Я привёл первую часть эстакады Даниила о якобы равнозначной сущности полуседмин и седмин, но вот вторая часть опровергает это: И УТВЕРДИТ ЗАВЕТ ДЛЯ МНОГИХ ОДНА СЕДМИНА, А В ПОЛОВИНЕ СЕДМИНЫ ПРЕКРАТИТСЯ ЖЕРТВА И ПРИНОШЕНИЕ, И НА КРЫЛЕ СВЯТИЛИЩА БУДЕТ МЕРЗОСТЬ ЗАПУСТЕНИЯ(Даниил 9:27). Пробовали вы когда-нибудь вернуться в прекрасное прошлое, например, в детство? Увы, увидите там с грустью только это — мерзость запустения. И другими также глазами предстанет перед вами то, что вчера вы любили и восхищались, - сегодня вам стыдно за это? О Соломон: ВРЕМЯ ОБНИМАТЬ, И ВРЕМЯ УКЛОНЯТЬСЯ ОТ ОБЪЯТИЙ!..(Екклесиаст 3:5) О царь, ты тоже ездил на этой печальной двуколке! Да что царь — Ты, Господи, Сам не успокаиваешься на достигнутом! СКАЖИ: «ЕСТЬ ЛИ СРЕДИ ВАШИХ СОТОВАРИЩЕЙ ТОТ, КТО НАЧИНАЕТ ТВОРЕНИЕ, ПОТОМ ПОВТОРЯЕТ ЕГО?» СКАЖИ: «АЛЛАХ НАЧИНАЕТ ТВОРЕНИЕ, ПОТОМ ПОВТОРЯЕТ ЕГО. ДО ЧЕГО ЖЕ ВЫ СОВРАЩЕНЫ!» СКАЖИ: «ЕСТЬ ЛИ СРЕДИ ВАШИХ СОТОВАРИЩЕЙ ТОТ, КТО ВЕДЁТ К ИСТИНЕ?» СКАЖИ: «АЛЛАХ ВЕДЁТ К ИСТИНЕ. ТОТ ЛИ, КТО ВЕДЁТ К ИСТИНЕ, ИМЕЕТ БОЛЕЕ ПРАВ, ЧТОБЫ ЗА НИМ СЛЕДОВАЛИ, ИЛИ ТОТ, КТО САМ НЕ ВЕДЁТ, ЕСЛИ ЕГО НЕ БУДУТ ВЕСТИ? ЧТО С ВАМИ, КАК ВЫ РАССУЖДАЕТЕ?»(Коран 10:35-36). Эта запараллеленная темпераментная кораническая тирада очень напоминает спокойное, выстраданное речение Христа: ЛИСИЦЫ ИМЕЮТ НОРЫ, И ПТИЦЫ НЕБЕСНЫЕ - ГНЕЗДА; А СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ НЕ ИМЕЕТ, ГДЕ ПРИКЛОНИТЬ ГОЛОВУ(Матфей 8:20; Лука 9:58). И в Коране, и в Евангелии притчей говорится одно и то же: Истина — это то, что ищется, а то, что находится, обретается — истукан, история, деяние, свершившийся факт, догма. И такого добра на пути к Истине Христос обещает премножество, больше, чем у Соломона, больше, чем у царицы Савской(Лука 11:31): ВЕРУЮЩИЙ В МЕНЯ, ДЕЛА, КОТОРЫЕ ТВОРЮ Я, И ОН СОТВОРИТ, И БОЛЬШЕ СИХ СОТВОРИТ(Иоанн 14:12). Памятуя это обещание Христа о неограниченности времён и пространств для добрых дел, апостол Павел, ЗАБЫВАЯ ЗАДНЕЕ И ПРОСТИРАЯСЬ ВПЕРЁД(Филиппийцам 3:13), стремится достичь в совершенствах своего Учителя - и не в силах. Говоря словами китайского мудреца Лао-цзы, апостол Павел увеличивает и увеличивает пустоту и пространство между спицами колеса, расширяет и расширяет пустоту и ёмкость глиняного сосуда на гончарном круге, прорубает и прорубает пустоту и кубатуру вселенского жилища — вот такой Сизифов труд. Если назвать это двумя словами, в чём путаются переводчики, получится приход и расход, затратность и польза, продажа и купля, - помните притчу о купце, коллекционере жемчужин, который найдя одну драгоценную жемчужину, продал всё, что имел, и купил её?(Матфей 13:45-46). Если назвать это одним словом, то получится копилка или капитал или имение или интеллектуальный багаж. Помните: КТО ИМЕЕТ, ТОМУ ДАНО БУДЕТ И ПРИУМНОЖИТСЯ, А КТО НЕ ИМЕЕТ, У ТОГО ОТНИМЕТСЯ И ТО, ЧТО ИМЕЕТ(Матфей 13:12). Да, кто перестраивается, реформируется, обновляется, рискует, когда можно, и приноравливается ко времени и обстоятельствам, когда рисковать нельзя, тот в выигрыше! А кто сложил руки, на того рухнет крыша, поест моль и ржавчина. И это подтверждается Евангелием. Одноразовый результат — и баста: так сатана просил сеять веру, как пшеницу(Лука 22:31). А апостол Пётр в совершенствовании своём трижды отрекается от Учителя(Матфей 26:75), и невежи ставят это ему в вину, но Христос трижды поощряет своего ученика, восстанавливает в развалинах(Иоанн 21:15-17) и мотивирует его в начальном, среднем, а потом и высшем Богопознании — вот она откуда, неоскудеваемость!
В интернете я схлестнулся с продвинутой баптисткой, не с той конформистской овцой, которую водят по пажитям, а которая сама задаёт вектор овцам, - короче, преподаватель в воскресной школе. Такие люди активно проявляют себя и в миру — кулики, прославляющие своё поприще, своё местообитание. Я, как и Евангелие, называю их ловцами человеков, хищниками, рыскающими до краёв земли, чтобы сделать свою жертву вдвое хуже, сыном геенны(Матфей 23:15). Когда я заявил ей о даже не высшей жертве: НЕТ БОЛЬШЕ ТОЙ ЛЮБВИ, КАК ЕСЛИ КТО ПОЛОЖИТ ДУШУ СВОЮ ЗА ДРУЗЕЙ СВОИХ(Иоанн 5:13), а о гораздо меньшей — положить имущество своё на алтарь и оказаться самому, как апостол Пётр, на развалинах, она сказала: такой заповеди нет. Я припомнил стихи о богатом юноше, пожадничавшем о своём богатстве, чтобы стать совершенным(Матфей 19:16-24), и баптистка исчезла с моего горизонта. А ведь и апостол Павел выделяет этот критический момент: РАСХИЩЕНИЕ ИМЕНИЯ ВАШЕГО ПРИНЯЛИ С РАДОСТЬЮ, ЗНАЯ, ЧТО ЕСТЬ У ВАС НА НЕБЕСАХ ИМУЩЕСТВО ЛУЧШЕЕ И НЕПРЕХОДЯЩЕЕ. Почему такой мазохизм? Как мешает имущество на пути Христа?
Оказывается, то, что мы имеем, накрепко сращивается с нами. ИСТИННО, ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ: ЕСЛИ ПШЕНИЧНОЕ ЗЕРНО, ПАВ В ЗЕМЛЮ, НЕ УМРЕТ, ТО ОСТАНЕТСЯ ОДНО; А ЕСЛИ УМРЕТ, ТО ПРИНЕСЕТ МНОГО ПЛОДА. ЛЮБЯЩИЙ ДУШУ СВОЮ ПОГУБИТ ЕЕ; А НЕНАВИДЯЩИЙ ДУШУ СВОЮ В МИРЕ СЕМ СОХРАНИТ ЕЕ В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ(Иоанн 12: 24-25). Слово, как мы видим, посредством посева, сбрасывания, растранжиривания части себя призывает нас к умиранию, но к умиранию не буквальному, а к символическому, причём, не раз — разового результата требует сатана, а Евангелие жизни зиждется на периодике и цикличности. Так что пожар, наводнение, землетрясение, кораблекрушение, гонение, потеря жены, детей, родины, свободы, здоровья, имущества, интеллектуального багажа — это хоронит и воскрешает, мертвит и оживляет, раздвигает потолки, горизонты, кругозоры, увеличивает ту благотворную пустоту, о которой печётся Лао-цзы. В конце концов, неоскудевающая периодичность и цикличность умудряет.
А что делают баптисты, когда атеистические тиски ослабевают, и советское государство уже не куёт из них жупелов ужаса? Пользуясь горбачёвской свободой и гласностью, они бегут в Америку. Не в Африку, не в Латинскую Америку, но в успешную Северную Америку, где царствует мамонна. Впрочем, сегодня и в России крепкий, умный, трудолюбивый человек успешен. Но если при советской власти дома молитвы походили на сумасшедшие — в хорошем смысле слова, если можно так сказать, то сегодня здесь сонное царство. Вчера с незрячими, закрытыми глазами толпа верующих на коленях, в гвалте, с плачем, жаловалась Богу на обижающих соседей, родственников, начальства... Хоровые гимны и псалмы возносились Отцу, Жениху и Другу с такой искренностью и рвением, что на лицах многих женщин отражался не то экстаз, не то оргазм... Проповедники говорили с кафедры проповедь с благодарственными слезами, а если слёз не было, это считалось дурным тоном. Сегодня баптисты, как в России, так и в Америке — слежу по интернету — сытые, скучные прихожане. Проповедники, конечно, как обычно, нагнетают атмосферу нравственного онанизма, но видно, что мысли многих верующих витают не здесь. Транслируют и по телевидению избранные проповеди: риторы, чтобы зажечь аудиторию, летают по сцене и жестикулируют, как вертолёты, как флюгеры, как жонглёры, да ещё берут на горло, а нужно бы тихое мудрое слово, чтобы научить учащихся и ненаучащихся. Некоторые ветви протестантизма называют религией процветания. Есть даже проповедники специализирующиеся на избитой сентенции: быть богатым — похвально. Телепроповедник Сергей Зуев особенно усердствует в избранном кредо. Сей и сей больше, и ты получишь невиданный урожай! Причём, имеются в виду именно деньги, которые надо вложить в копилку церкви. Конечно, церковная элита всегда рада такой прибавке, но обогатится ли пенсионер, много или мало он положит в копилку? Поистине, «дай быть богатым, но не красть, конечно, если так возможно»!(Е.Евтушенко). Я цитирую поэта, чтобы подчеркнуть, кем является человек, который урвал из общегосударственной копилки столько, что уже не равняет его с братом. Посмотрите также, как отзывается апостол Иаков о богатых(Иакова 2:6-7; 5:1-6).
Впрочем, если даже раздать имение, много ли мы получим в награду за такой подвиг? Раздаренная мебель через несколько лет окажется на мусорке, поскольку отстанет от моды и времени, а раритетный автомобиль превратится в ржавую железку. НЕ ЛЮБИТЕ МИРА, НИ ТОГО, ЧТО В МИРЕ: КТО ЛЮБИТ МИР, В
ТОМ НЕТ ЛЮБВИ ОТЧЕЙ(1 Иоанна 2:15). Это ключевое напутствие мудрого для того, чтобы войти в царствие Божие. Ведь тот, кто не принимает участия в распределении материальных и культурных ценностей этого мира, выключается из него. ЕДА, ЕДЬБА, ЕзДА — сам русский язык говорит о зависимости от мира, хотя этот набор слов не учитывает всех граней вожделенного потребительства. Пост, неедение, а йоги, если верить слухам, даже дыхание задерживают на несколько часов - для чего? - ПИЩА НЕ ПРИБЛИЖАЕТ НАС К БОГУ(1 коринфянам 8:8). Да, Бог — Дух, не ест, не пьёт, не дышит, и только в подражании Ему накапливается духовность. В Библии для собирания этой небесной манны гомором, то есть по мере, постепенно, изо дня в день, из седмины в седмину полагается семьдесят седмин(Даниил 9:24-27). По субботам, в седьмые дни — отдых.
Из того, как они распределены у Даниила — седмина, семь седмин и семьдесят — подразумеваются ветхий, новый и вечный завет, а апостол Павел эти животворящие пустоты Лао-цзы называет верой, надеждой и любовью, причём, последняя, как превосходнейший путь, зрячая, и потому никогда не кончается.
Поясню это на теле, на организме. Вот головастик — это вера. Когда формируется туловище, появляется надежда. Когда вырастают конечности, и особенно репродуктивные, в свои права вступает любовь. И любви понятен этот живительный цикл, поэтому он повторяется и не прекращается. Так же эти фунуции распределяются на древе. Корни — вера, питающая дерево. Ствол и тулово (похожие слова!) - надежда. Ветви и конечности, на которых формируются плоды и семена — любовь, что будет расточать свои гены на века. Также и библейский Ноев ковчег — символ любви, который добрался и до наших имён. Надо сказать, что апостол Павел приобретал эти зрячие, пророческие пустоты не только полным библейским постом, но и многими другими видами терпения и страдания.
Конечно, эти знания прописываются для тех, которые хотят стать пророками. Пророки из обременённых семьёй, заботами о хлебе насущном, карьере, обустройстве гнезда не вылупятся, потому что строительство дозорной пророческой башни(Лука 14:28) требует отрешённости от всего мирского. Ну посудите сами, может ли быть пророком даже эрудированный в своём деле священник или богослов, у которого трое-четверо детей и ещё столько же он берёт из приюта, чтобы благодаря щедрым государственным дотациям прокормить, вывести в люди и своих? Конечно, матушка будет его мотивировать не на библейские посты, а на добывание денег.
Но каково христианской церкви или общине без пророка? На что надеются пастыри, сокрушаясь и обвиняя время, что любовь охладела? О, проклятая Христом смоковница без плодов и семян!
Так что, будем жить без пророков? Можно предложить заниженные барьеры. Пророком они не сделают, но хотя бы сориентируют на собирание знания. Ведь тяжёлый на подъём человек, нелюбознательный, равнодушный, скучный, мрачный — как правило, закормленный. У мусульман, например, в определённое время должен соблюдаться пост — есть и пить только после захода солнца. Но почему бы эту традицию не перенести на весь год за исключением, может быть, питья, если в жарких странах не пить невозможно? Ведь древние люди так и жили — только вечеряли. Откуда появились эти сниданки, фрюштюки, завтраки, обеды, пикники, банкеты, пиры — я не знаю. Но уверен, что люди, пользующиеся этим яственным изобилием, живут, чтобы есть, а не наоборот. Само слово СНЕДЬ(то, что снедно, съедобно) само за себя говорит, что оно ночное, сопричастное мраку и зиме, потому и стоит в одном ряду со словами СОН и СНЕГ. Ведь и ЕДЬБА, как одна из стыдных вариаций ЕДЫ, осуществляется в укромных местах, скрытых от ненужного пригляда. Почему ЕДА и ЕДИНЫЙ — одного корня? Потому что Единый Бог, Свет, всех кормит, а тьма поглощает, гложет и кормится. Но если она кормится и гложет чрезмерно, тогда ЯДЬ(еда) превращается в ЯД: ИБО, КТО ЕСТ И ПЬЕТ НЕДОСТОЙНО, ТОТ ЕСТ И ПЬЕТ ОСУЖДЕНИЕ СЕБЕ(1 коринфянам 11:29). Вот почему пост выше церковного причастия да и всякого распинания и терзания Жизни, хотя, увы, без этого мы не можем существовать.
Но пост хотя бы этот диапазон сужает. Думаете, неверующий не постится? Хотя бы то, что он не каннибалист, если при этом не олигарх, не кровосос и паразит — уже хорошо. Если не вступает в половую прю с матерью, с сестрой, с родственной кровью — это приличествует гуманистическим нормам. Если не гомосексуалист — это тоже хороший знак. Если отвращается от падали, мертвечены, свинины и других нечистых животных, это зачтётся в плюс, потому что таковой не станет трахаться с проститутками, наркоманами, пьяницами и вообще потерявшими лицо людьми.
Но почему православный, зная, что пост — благо для души, не перенесёт его из определённых уставом вегетарианских дней на всю свою жизнь? Мой дорогой, знаешь, почему у тебя воняют ноги и носки? Так воняют целые народы, сожранные килограммы мяса и рыбы у которых близко к числу дням в году. Что-то не слышно, чтобы из этих народов вышли учёные — только завоеватели! Мой дорогой, зачем ты набрал столько тука, что сахарный диабет грозит тебе засорением всех твоих токов, а сердце задыхается от сердечной недостаточности? И СКАЗАЛ БОГ: ВОТ, Я ДАЛ ВАМ ВСЯКУЮ ТРАВУ, СЕЮЩУЮ СЕМЯ, КАКАЯ ЕСТЬ НА ВСЕЙ ЗЕМЛЕ, И ВСЯКОЕ ДЕРЕВО, У КОТОРОГО ПЛОД ДРЕВЕСНЫЙ, СЕЮЩИЙ СЕМЯ; - ВАМ [СИЕ] БУДЕТ В ПИЩУ(Бытие 1:29). Читаешь ли, что написано?
В заключение я воспроизвожу из КРУГА ЧТЕНИЯ Льва Николаевича Толстого стихи Овидия о вегетарианстве. Лев Толстой даже на исходе жизни перелопачивал и перелопачивал мудрецов, чтобы знать истину, а тебя, моя дорогая овца, пастыри твои зашорили, загнали в загон, в узы, повелевая мудреца считать дураком, мрак - светом и зло — добром(Исайя 5:20).
Полно вам, люди, себя осквернять недозволенной пищей!
Есть у вас хлебные злаки; под тяжестью ноши богатой
Сочных, румяных плодов преклоняются ветви деревьев;
Грозди на лозах висят наливные; коренья и травы
Нежные, вкусные зреют в полях; а другие —
Те, что грубее, — огонь умягчает и делает слаще;
Чистая влага молочная и благовонные соты
Сладкого меда, что пахнет душистой травой — тимианом,
Не запрещается вам. Расточительно-щедро все блага
Вам предлагает земля; без жестоких убийств и без крови
Вкусные блюда она вам готовит.
Лишь дикие звери
Голод свой мясом живым утоляют; и то не все звери:
Лошади, овцы, быки — ведь травою питаются мирно,
Только породы свирепые хищников: лютые тигры,
Львы беспощадно жестокие, жадные волки, медведи
Рады пролитию крови…
И что за обычай преступный,
Что за ужасная мерзость: кишками кишок поглощенье!
Можно ль откармливать мясом и кровью существ нам подобных
Жадное тело свое и убийством другого созданья, —
Смертью чужою — поддерживать жизнь?
Неужели не стыдно
Нам, окруженным так щедро дарами земли благодатной,
Матери нашей кормилицы, — нам, — не животным, а людям,
Жадно зубами жестокими рвать и терзать с наслажденьем
Клочья израненных трупов, как лютые дикие звери?
Разве нельзя утолить, не пожертвовав жизнью чужою,
Люди, ваш голод неистовый, алчность утроб ненасытных?
Был — сохранилось преданье — век золотой, — не напрасно
Названный так; жили люди счастливые, кроткие — просто;
Были довольны и сыты одними плодами земными,
Кровью уста не сквернили. И птицы тогда безопасно
Воздух кругом рассекали; и робкие зайцы бесстрашно
В поле бродили; на удочке рыбка тогда не висела
Жертвой доверия; не было хитрых силков и капканов;
Страха, предательства, злобы не ведал никто. И повсюду
Царствовал мир.
Где ж он ныне? И чем свою смерть заслужили
Вы, безобидные овцы, незлобные, смирные твари,
Людям на благо рожденные? Вы, что нас поите щедро
Влагой сосцов благодатных и греете мягкой волною.
Вы, чья счастливая жизнь нам полезней, чем смерть ваша злая?
Чем провинился ты, вол, предназначенный людям на помощь,
Ты, безответно-покорный товарищ и друг хлебопашца?
Как благодарность забыть, как решиться жестокой рукою
Острый топор опустить на послушную, кроткую шею,
Стертую тяжким ярмом? Обагрить мать-кормилицу землю
Кровью горячей работника, давшего ей урожай?..
Страшен ваш гнусный обычай и скользок ваш путь к преступленьям.
Люди! Убить человека нетрудно тому, кто, внимая
Жалким предсмертным хрипеньям, режет телят неповинных,
Кто убивает ягненка, чьи слабые вопли подобны
Плачу дитяти, кто пищу небесную бьет для забавы
Или, — нарочно, своею рукою вскормив, — пожирает!
С вашей привычной жестокостью рядом стоит людоедство!
О, воздержитесь, опомнитесь, я заклинаю вас, братья!
Не отрывайте убийством от плуга вола земледельца;
Пусть он, служивший вам верно, умрет не насильственной смертью:
Не истребляйте стада беззащитные: пусть одевают,
Греют вас мягким руном и поят молоком своим щедро,
Мирно живя, умирая спокойно на пастбищах ваших.
Бросьте силки и капканы! не трогайте пташек небесных;
Пусть, беззаботно порхая, поют нам о счастье и воле.
Хитросплетенные сети, крючки с смертоносной наживой
Бросьте! Доверчивых рыб не ловите обманом коварным,
Уст человеческих кровью созданий живых не скверните;
Смертные — смертных щадите!
Питайтесь дозволенной пищей, —
Пищей, пригодной для любящей, чистой души человека.
(Овидий, 15-я книга «Метаморфоз», перевод А.П.Барыковой)
Все права на эту публикацую принадлежат автору и охраняются законом.