Прочитать Опубликовать Настроить Войти
Виктор Лукинов
Добавить в избранное
Поставить на паузу
Написать автору
За последние 10 дней эту публикацию прочитали
30.04.2024 0 чел.
29.04.2024 0 чел.
28.04.2024 0 чел.
27.04.2024 0 чел.
26.04.2024 0 чел.
25.04.2024 0 чел.
24.04.2024 0 чел.
23.04.2024 0 чел.
22.04.2024 0 чел.
21.04.2024 0 чел.
Привлечь внимание читателей
Добавить в список   "Рекомендуем прочитать".

Бурса гл.5 Парад

5

Прошел месяц. Мы готовимся к празднику Великой Октябрьской социалистической революции. Каждый год, седьмого ноября, перед началом демонстрации трудящихся города Херсона, две наших мореходки изображают из себя парад войск на площади Свободы. Начинаем тренироваться недели за две до мероприятия. Каждое утро, вместо физзарядки ходим парадным строем под свой собственный духовой оркестр по Суворовской, благо что она рядом с училищем и машины по ней не ездят.

Духовой оркестр — предмет гордости каждой из мореходок. Ребятам, умевшим играть на духовых инструментах, барабанах и литаврах, при поступлении в училище делалось послабление. А для того, чтобы они лучше дули в свои трубы и колотили в барабаны, им выдавался доппаёк в виде сгущёнки.

Наша рота, к великому огорчению, в этот раз назначена в оцепление. Придётся нам быть обыкновенными зрителями, не на нас будут смотреть девушки. С вечера наглажена парадка, на ремни надеты белые чехлы, выданы белые перчатки.

Рано утром нас подняли, покормили раньше всех праздничным завтраком: яйца вкрутую, хлеб с маслом, какао. Построились на плацу и двинулись походной колонной по улице Горького, в сторону площади Свободы, к месту проведения праздничных демонстраций.

Утро стояло ясное, но холодное. Небо синее, прозрачное; листва на деревьях багровая и золотая. Воздух прохладный и вкусный, пьёшь его как воду, и напьёшься.

Мы идём строем по проезжей части улицы, вокруг ни машин ни людей. Вдруг звучит команда:

— Равнение на право!

Печатая шаг, проходим мимо замначальника училища по учебной части, а он, держа руку под козырёк, принимает наш парад. Конечно, это была игра в солдатики, но тогда она впечатляла наши мальчишеские души и мы с удовольствием принимали в ней участие.

Но вот наша колонна выходит на площадь Свободы. Нас расставляют цепью вдоль проспекта Ушакова, напротив памятника Ленину. Прямо передо мною трибуна. Впервые я, с такого удобного места, могу наблюдать праздничное шествие и видеть так близко отцов города, местных партийных бонз и почётных гостей на трибуне. Когда-то ещё пацаном, в школе, мне повезло, вместе с другими ребятами, проскользнуть через милицейские кордоны и влезть на недостроенное здание гостиницы “Киев”. Тогда тоже было неплохое место, но нас там быстро обнаружили и вытурили дружинники. А теперь я, на законных основаниях, глазею на мероприятие, да ещё и являюсь его участником. Вообще, власть людей портит и почувствовав себя её хоть и мелким, но всё же представителем, я начинаю уже свысока поглядывать на простых ротозеев, которые теснятся за нашими спинами.

Но вот, наконец, начинается парад. Первыми обычно идут “дети лейтенанта Шмидта”, — “ централка”, или если совсем официально — мореходное училище министерства морского флота имени лейтенанта Шмидта. Впереди — начальствующий состав, затем знаменоносец с ассистентами. За ними выступает взвод автоматчиков, потом оркестр, ну а далее чёрными прямоугольниками движутся роты. Выглядит это очень эффектно.

У нас же с огнестрельным оружием слабовато. На вооружении имеются всего лишь две чугунные корабельные пушки, мирно лежащие возле плаца, на которых очень удобно перекуривать после завтрака обеда и ужина. Их забыл забрать с собою Черноморский флот, когда по указу матушки Екатерины перебазировался из Херсона в Севастополь.

Наверное, с тех же времён, нам в наследство достались и палаши. Обычно с ними стоят на вахте дневальные и дежурные на КПП училища. А вот во время парадов, за знаменоносцем идёт взвод палашистов. Впереди, со знаменем в руках, — самый сильный и высокий курсант-выпускник. Мерно вздрагивают, в такт шагу, бархатные складки знамени училища. Мерно, в такт, покачиваясь у плеча, сверкают сталью на солнце прямые клинки палашей. Проходит оркестр, уходит последняя рота, а мы остаёмся, вместе с милиционерами и дружинниками, охранять благолепие революционного праздника, не столько от инакомыслящих, сколько от пьяных.

Трудящиеся, в основном сильная половина, отметившись по несколько раз в выездных буфетах, оперативно выдвинутых ОРСами вдоль трассы следования колонн, приближаются к площади Свободы. Таща на себе портреты вождей, флаги союзных республик, транспаранты и прочую наглядную агитацию, народ демонстрирует благодушное настроение, бодро крича ура, в ответ на октябрьские призывы, разносящиеся с трибуны через громкоговорители развешанные на столбах....
Ну, вот, наконец, в арьергарде проходит какая-то совсем уж захудалая организация, а за нею и все зрители повалили по проезжей части проспекта в сторону кафе, кинотеатров, аттракционов в парках культуры и отдыха и к домашним застольям.

Оцепление снимается, мы строимся в походную колонну и тем же маршрутом отправляемся в родное училище.


Продолжение следует.
25.10.2013

Все права на эту публикацую принадлежат автору и охраняются законом.