Прочитать Опубликовать Настроить Войти
мартынович владислав юрьевич
Добавить в избранное
Поставить на паузу
Написать автору
За последние 10 дней эту публикацию прочитали
01.05.2024 0 чел.
30.04.2024 0 чел.
29.04.2024 0 чел.
28.04.2024 0 чел.
27.04.2024 0 чел.
26.04.2024 0 чел.
25.04.2024 0 чел.
24.04.2024 0 чел.
23.04.2024 0 чел.
22.04.2024 0 чел.
Привлечь внимание читателей
Добавить в список   "Рекомендуем прочитать".

По Ту Сторону. Сборник Поэзии. Часть 6.


Живопись Эбро

Подобно тому, как Природа
Свет разливает над Миром,
Пусть обретают Свободу
Краски вне Жанра и Стиля.

Живопись с Водною Гладью
Цветом роднится и Мыслью:
Кисти с Течением ладят
Точно, как Буквы и Числа.

Кисть увлекается Краской –
Воды смиряют Границы –
Сложность Гармонии Лаской
К Миру Идеи стремится.

Счастлив Художник, постигший
Вод и Бумаги Слиянье:
Бликом по Нежности пишет –
И растворяет Сиянье!..

Энгр

Ткань и Кожа, Узор и Фактура,
Форма Тела – сама Одержимость:
Это высшие «chiaro» и «scuro»,
Что на Плоти Холста разрешимы.

Жизнь в Погоне за Линией Смысла
Не проходит бесследно и слепо:
Где Идея написана Чисто,
Там Материя – больше, чем Слепок.

Вот Мгновенье Изгиба и Жеста,
Доведённое до Исступленья:
Позабудьте про «Время» и «Место» –
Здесь Эстетика, здесь Утоленье.

Всё условно – «Восток» и «Античность»
Лишь Её и Его оформляют –
И в упрямом Мазке единичном
Разум Право на всё заявляет!..

Genapocaliptica

Апокалипсис в Генах давно уж –
Переменной, введённой в Генезис:
Ращепление Мира – не Новость –
Ускоренье с потерями в Весе.

Ограничены Силы Законов,
Что измерены в Координатах –
Друг от друга Частицы свободны,
И несутся, куда кому надо...

Испытания ныне не в Средах –
Всё гораздо обширней и глубже:
Взрывы атомные – те Ответы,
Что Вопросами вложены в Души.

Мощь Свечения есть Окончанье –
Свет кончается всё учащённей:
Кваркокалипсы в Ткань Созиданья
Проникают Стезёй освящённой...

Трубы Ангелов полифоничны –
В Синхронии и Синестезии:
Их Частоты влияют различно,
В этих Волнах – Корабль Мессии.

Биотопливо – обогащаясь –
Стимулирует Ядра к Распадам:
Бьются Воинства, не различая,
Где Врата – где Преддверия Ада...

Устье

Встреча Вод – Растворение в Соли
Грязи, смытой Ристалищем Жизни:
Вот Забвение в Памяти Боли,
Вот Безмолвие в Таинстве Тризны!

Рукава – Окончанья Истоков,
Что искать уж не стоит в Вершинах:
Там – Стремнины средь мшистых Порогов,
Здесь – Дыханье болотистой Тины...

Островная Пространственность Шрамов
Той Земли, что морщинится бренно –
Лик Старухи болезненной, странной,
Что Дремотой объята предсмертной.

Над Агонией этой Растенья,
Корневищами Дно укрепляя,
Служат Гнёздами призрачным Теням,
Перелётность на Миг привлекая...

Рыбы хладные в Заводях дремлят
После Подвигов Преодоленья,
Дышит Небо заваренной Прелью,
Через Маску Песков и Каменьев.

Растворение – Вечность Итогов
Здесь свершается тихо, незримо, –
Словно делит Дела издалёка,
Непрерывно слагая Долину...

Ватто

Жест и Поза – Театр и Сцена,
Ракурс Статики, Бег Восприятья:
Жизнь как-будто тиха, неизменна –
Дымка летняя с шёлковой Прядью.

Души нежные в Полунамёках,
Как Отчаянье – в Образах цельных:
Роскошь томная – из-за Порога,
Цвет таинственный и многомерный.

Мир Сказания, что Буффонадой
Прикрывается от Равнодушья,
Хрупкость Призраков странного Сада,
Где Цветение лечит Удушье.

Век предчувственных Полузнамений –
И Паломников, что на Прогулке
В Чащах острова Увеселений
Ищут Смысл в играющей Скуке...

В Проливах

Огибаю Надежду – и Бурю,
Мимо Скал первозданных – и Града,
Я плыву в Водах пенистых, бурых,
В чёрных Толщах – под Гром Водопада.

Водопад здесь повсюду – как Принцип:
Он встречает и он провожает,
Им играется чья-то Десница,
Что Судьбу мировую решает...

Я коснусь её – и без Оглядки
В Океан погружусь первоцветный:
Мимо райской запущенной Грядки,
Мимо Острова с Почвою медной;

Мимо Глаз молчаливых Лемуров –
Поплыву под Очами Галактик:
Млечный Путь – мировая Текстура –
Словно стелит Безмолвием Тракты.

В Лоне тёплом и межконтинентном
Живы Призраки, живы Знаменья,
Электричество с Фосфором бледным
Наслаждаются Негой и Тенью.

Я влекусь мимо Острова-Перла,
Мимо Кровью залитых Эдемов:
Где Зуб Будды вгрызается в Тело
Изумрудной Религии денной,

Где Земля, словно Капля златая,
Что с расплавленной Жилы стекает,
Где Томлением Чувство играет,
И Безвременье Сердце ласкает...

Я вкушу их – и сразу покину –
Андаманы минуя бесследно:
Вдоль Малакки Скелетов пустынных
И густых Муравейников бедных,

В Лабиинте, вблизи Макассара,
В пряном Чреве на Миг растворённый,
Я пойму, что Безумия мало –
И в Проливах исчезну бессонных...

Согды

Нитью шёлковой мы созидаем
В Сердце Азии Рай удалённы,
И прекрасное в нём собираем, –
Словно в Рог золотой и бездонный.

Как Пески одиноких Кочевий,
Как Ручьи беспощадных Ущелий,
Жар и Хлад, проникающий в Щебень
Извлекаем в Гармонии Целой...

Мы приучены жить на Подножном,
Мы готовы к безвестным Лишеньям,
Мы всегда преступаем, где можно, –
Очарованы вечным Движеньем.

Всё разведаем, и преуспеем,
Всё доставив по первому Зову:
О, Народы! Мы знаем – и смеем,
Ибо призваны к Делу, не Слову...

Нити Рек наши Долы пронзают –
Мараканда средь них пламенеет –
В Царстве Танов Огни полыхают,
Что мы Вотчиной звали своею.

Кто Посредник – не зарься на Право,
Кто Бродяга – не думай о Крове,
Кто Купец – тот и Сильный, и Слабый –
Словно Нить в бесконечном Покрое...

Видение Канди

Поэзия Гротов – молчит,
Поэзия Скал – говорит:
Где Джунглей сияющий Скит,
Дворец одинокий парит!..

Там Фрески Любовью поют –
О Будде, о том, кто гласил:
«Среди Отреченья – живут,
И Страстен, кто Страсть победил!»

Краса Наготы золотой
Целует разбуженный Дух:
Аскеза чарует Игрой
И Жестами тысячи Рук.

Тех Рук, что в Объятья беря,
Рисуют на Коже Узор, –
Что Мысль подчиняет не зря
В Ущелье, средь Песен и Гор...

Растает неведомый Сон,
Разбудит неведомый Крик –
И белый мифический Слон
Предстанет на сказочный Миг.

И ты поцелуешь Красу,
И в Сердце Экстаз оживишь –
И скроешься тоже в Лесу,
Который Мечтой победишь...

Via Appia

Дорога – Символ, и она – Значенье:
Идея в ней – учись её читать!
Вот Гравировка Золотом по Черни,
Стальной Поток и каменная Стать!..

Есть два Пути: один в Обход и кругом –
Он подчинён, петляет и в Тени;
Другой – прямой, как Слава и Заслуги,
И как Властитель, шествует Один.

Держись Второго: это – Победитель,
Что не боится и не подведёт;
Меридиан, сияющий в Зените,
Сквозь Параллели бренные пройдёт.

Его Основа вычислена точно:
В ней Ширь и Мера, Гладь и Глубина –
И цельным Телом вымощена прочно,
Как неприступной Крепости Стена.

Пройдут Века – прошествуют Герои
По триумфальной Улице Пространств –
Рабов Тропы погонят Плетью злою,
Уча Потомков биться без Лукавств.

Вот Легион подогнанных друг к другу
И идеально точеных Камней:
Вот круговая, мощная Порука –
Предназначенье шествует по ней!..

Стиль Модерн

Стиль как Свобода Бесстилья,
Антиэклектика Звеньев –
Это Преддверье Насилья
В Роскоши и Откровенье;

Это Бессмыслие в Смысле
И Парадокс Атрибутов –
Миг, что Сомнением выстлан,
Пойманный Образ Минуты…

Чисто в Природе Фантазий:
Мир бессюжетных Фантомов –
Нечто, отдельно от Глаза,
Некто, творящий Хоромы;

Хаос Чрезмерности тонкой –
Хаос в Обличье Системы –
Чувства бесплотная Гонка
Разум без Выбора Темы…

Вот перед нами Идея,
Что замыкает Барочность:
Мания от Ворожеи
Вместо Помпезности Точной;

Форма Эстетики – Воля –
Всё остальное неважно:
Диссоциация Ролей –
Интерпретаций куражных…

Фауна Эдиакара

В тёмном Море, где Свет и Вода заодно,
Где в Бульоне питательном Газы и Твердь,
Где к Поверхности близкое Лунное Дно, –
Эта хрупкая Корка, что Цветом Камедь, –

Под Раскатами Грома великих Штормов,
Ураганов и Вихрей, и Молний сплошных,
Сновиденье рождает Обилие Снов –
Организмы живые из Матриц Живых…

Мастерская Эскизов для детской Мечты,
Вариация Форм, самоценных в себе:
Вот Игрушки – Чудовища, Твари Тщеты,
Вот Эклектика Плоти в первичном Живье.

Миг Забвения, Синтез – что будет затем
Миллионами Лет препарируем впрок:
Из Сюжета рождаются тысячи Тем –
Но для Старта Творения нужен Порог…

Луангпрабанг

Крыши – Бабочек Крылья златые,
Крыши – Солнца златые Лучи;
Лёгкость Воздуха, Дрёма Стихии,
Ощущенье горящей Свечи.

Сотни Храмов – в Объятьях Уюта –
Обнимают Уютом твой Дух:
В Королевстве Молитвы и Сутр
Примиряются Зренье и Слух.

Созерцание Духов – Духовность,
Созерцание Вод – Красота;
Все Пейзажи как будто условны,
И Эстетика всюду чиста.

Мчит Регата по Злату Меконга
Лодок призрачных – лёгких как Кисть –
Вот Картина, что писана тонко,
Пограничной Столицы Абрис…

Долина Катманду

Троеградье средь Разноплеменья –
Образ Царства, впитавшего Царства:
Лишь в Горах постигаешь Значенье,
Лишь в Долинах стяжаешь Богатства.

Здесь же то и другое в Единстве –
Что захочешь, не встретишь отдельно:
Мир Религии – тих, но неистов,
Мир Людей – хаотичный, но цельный.

Святость детская выше монаршей –
Ведь Божественность здесь многослойна:
Власть суровая Воинов-Стражей
За Нирваной, парящей спокойно.

Но под Взорами Ступ неотступных
Круг Сансары вершит Столкновенья
Суток смертных, горящих, предсудных
С неподвластного Благословенья.

Запах Жизни и Запах Кумирен
В чистом Воздухе горном острее –
Но, увы! То лишь Грёза о Мире –
Что Войной нескончаемой тлеет...

Реминисценция Акрополя

Идеал иллюзорен – но он осязаем:
Поднимись в Пропилеи – увидишь его;
Золотое Сеченье обводит по Краю
Созерцаемый Остов Придела сего.

Возвеличены Властью Богиня и Мудрость –
На Скандалах и Слухах та Слава взошла:
Белый Мрамор скрывал Мрак от Утра до Утра –
Тайну Статуи дивной, что будто жила.

Представленье о Точности... Всюду – Изгибы:
Искривления Зрений с различных Углов;
Но Видение чёткое столь же игриво –
Знанье смотрит поверх ослеплённых Голов.

О, Стремленье, что здесь обрело Воплощенье,
Точка, где Утоленье Желаньем живёт –
Ты важна Человеку, чья Суть в Отраженье,
Ты важна Отражённому, что познаёт...

Explosion

Живя внутри «Большого Взрыва»,
Мы лишь Частицы Волн взрывных –
И Пирокластика игрива,
Творя Судьбу Детей своих.

Как часто мы, себя взрывая,
Осознаём Контекст того,
Что гасит нас иль пробуждает
В Тисках Природы волновой?..

Мы упиваемся «Красою» –
Целуем Смерть, закрыв Глаза –
И в Увлечении собою
В Педалях видим Тормоза,

Сдираем собственную Шкуру,
Толкая Стрелки на Часах,
Бежим за каждым новым «Гуру»,
Балансом грезя на Весах...

Вглядись в себя: ты – Детонатор,
Или бесформенный Пластид;
Спроси себя, что значит «надо» –
И Кто про это говорит?

И осознаешь – ты «в Процессе»,
Услышишь Эхо, Гул внутри –
И Жизнь, вся Сумма Сейсмосессий
Тебе шепнёт «В Глаза смотри!..»

Нанмадол

Линзы Базальта в Груди Океана,
Пряная Зелень в Кипенье Прибоя –
Это зажившая некогда Рана,
Шрам Бытия, что оставлен в Покое.

Птицы молчат – но беснуются Волны,
Рыбы Луной отражают Свет Солнца,
Мели коварные Рифами полны,
Скалы угрюмы, как старая Бронза.

В Сердце Безлюдия скрыты Каналы –
Улицы древнего Царства Былого –
Лодка в Скольжении к Первоначалу
Ищёт безмолвно Причала немого.

Словно Тела бесконечных Деревьев
Камни лежат в удивительных «Срубах» –
Ночью средь них оживают Поверья,
Что посещают забытые Трупы.

Призраки всюду – в Тенях и Мерцаньях:
Молят Сознанье их взять в Сновиденье;
Слава бессильна – при Встрече с Молчаньем:
Свет поглощается исподволь Тенью...

Саммит Содружества

Хвосты играют Головою –
Коль Голова, подстать Хвосту,
Живёт Убогостью простою,
Одев Рассудок в Коросту.

Что говорить, когда всё ясно –
Но скажем Правду, не таясь:
Рассудком мёртвый неопасен –
Втоптавший сам себя во Грязь!..

Он может только врать в Бессилье,
И Зубы жёлтые казать,
Он слишком горд дворняжьим «Стилем» –
Привыкший лаять и кусать.

Его Удел – выть у Помойки,
И наводить оттуда «Страх»:
Но двухызвилинный и бойкий
Давно уж бит и в пух, и в прах!..

Коль управляет Морда пёсья,
То Стан несётся под Уклон:
Ведь Голова его – Охвостье –
И потому он обречён...

Настанет Опять

Настанет Время – вцепятся Холопы
Опять друг другу в Холки и Чубы,
Опять внушат Бессилью чью-то Злобу,
Поднимут Грай: «Неистовствуй! Губи!»

Опять Паны упьются Кровью Глупых,
Что потечёт из Драки вековой,
Опять за Златом вытянутся Руки,
Опять сбегут собравшие Удой.

Опять всё будет так, как было вечно –
И новый Цикл Петли неотвратим –
И буду я оплакивать далече
Судьбу Народа, что, как я, Один...

Святилище Шивы

Вода бежит по Ликам Божества,
Базальт танцует в Радуге Иллюзий,
Искрятся Скалы, скрытые едва
Скупой Лианы призрачным Искусством.

Бог-Разрушитель, Карлика поправ,
Из Нимба Змей на Волю выступает:
Прекрасный Символ, что извечно прав, –
Ведь правоту извечно повторяют.

И Повторенье – танцевальный Ритм –
Летит с Водой кристальной в Неизвестность:
Сплетаясь с Новым, ты Непобедим, –
Над твёрдым Дном изменчивая Бездна.

Алтарь выходит здесь из Глубины –
И Глубины он требует от Зрящих:
Но Большинству Движенья не видны
Того, кто в Танце Истину обрящет...
22.07.2013

Все права на эту публикацую принадлежат автору и охраняются законом.