Прочитать Опубликовать Настроить Войти
Сестры Ивенс
Добавить в избранное
Поставить на паузу
Написать автору
За последние 10 дней эту публикацию прочитали
14.05.2024 1 чел.
13.05.2024 0 чел.
12.05.2024 0 чел.
11.05.2024 1 чел.
10.05.2024 0 чел.
09.05.2024 0 чел.
08.05.2024 0 чел.
07.05.2024 0 чел.
06.05.2024 0 чел.
05.05.2024 0 чел.
Привлечь внимание читателей
Добавить в список   "Рекомендуем прочитать".

Матрица мышления

рецензия на фильм «Он и она» (Франция, 2017)

С начала фильма сразу же стало понятно, как сильно отличается моя матрица мышления от матрицы сценаристки фильма Дории Тилье.

Наверное, правильнее было бы говорить о мировоззрении Дории Тилье, т.к. мировоззрение – есть система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем. Мировоззрение придает деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Но мои рассуждения о Дории Тилье ограничены одним фильмом «Он и она», где Дориа является сценаристкой и исполнительницей главной роли. Поэтому слово «матрица» - как система, представленная в уме каждого человека набором шаблонов идей, убеждений, духовных ценностей, определяющих его деятельность - как раз соответствует размеру моих рассуждений.

Тема фильма заявлена как Он и Она. Какие шаблоны раскрытия этой темы в матрице сценаристки Тилье?
Вот синопсис ее фильма:

Виктор - начинающий писатель. Неудачник, но из богатой семьи. Значит, материальные проблемы у героев фильма отсутствуют.

Сара Адельман - девушка из малообеспеченной еврейской семьи (что особо подчеркнуто), где любят жизнь и умеют любить. Она изучает историю культуры в Сорбонне. Стало быть, умна и независима.

Действие происходит в Париже – мировом центре художественного, в том числе, и литературного творчества.
Следующий шаблон - двое творческих людей в Париже. Чем занимаются? Она, как любящая жена, помогает и направляет его в литературной работе, «подсовывает» ему свои сюжеты и целые главы романов. И псевдоним «Виктор Адельман». В результате доводит его до Нобелевской премии.

Очередной шаблон – жизнь в условиях достатка, успеха, славы разрушает их брак. Однако она – умна и хитра. Успевает приобрести уютный писательский домик к тому моменту, когда у нее возникает желание совершить «побег с любимым», т.е. вернуть его себе.

Он стареет и слабеет умом. Не замечает, что она пишет романы под псевдонимом Виктор Адельман уже вовсе без его участия. И она превращает мужа в классика французской литературы (видимо, со всеми полагающимися при этом привилегиями). Теперь он больше ей не нужен.

Подходит время кульминации. Ожидаемый шаблон – на прогулке в горах она сталкивает его с обрыва, инсценируя несчастный случай. И обеспечивает себе надежное алиби.

Признаюсь, смотреть фильм было невыносимо скучно, словно жевать не раз уже пережеванные до тебя опилки. Шаблоны, шаблоны, шаблоны…. «Не верю! Не верю! Не верю!» - бились в моей матрице шаблоны Станиславского. Не верю героям, не верю актерам, не верю сценаристу, не верю режиссеру. Мертвый, как пластмассовый гамбургер, фильм…. Сожаление обманутого зрителя о потерянном зря времени…

И вдруг бомба – эпилог. Как круто теперь наполняется фильм другим смыслом! Повеяло интригой! Жаль только, что не многие зрители досидят до этого момента.
Итак, эпилог. И что самое интересное – эпилог тоже шаблон. Если фильм «Он и Она» заявлен как «мелодрама, комедия», то эпилог взят из жанра «криминальная драма, черная комедия».

… Сара приглашает начинающего и пока еще безвестного писателя для работы над биографией почившего мужа, классика литературы.

- Хотите знать, не я ли его убила? – спрашивает у него Сара.
- Мне и в голову такое не приходило? – отвечает обескураженный писатель.
- Вот поэтому вы и неизвестный.

И Сара рассказывает ему всю правду о творчестве мужа и его гибели.

- Но вы об этом никогда не напишете, предупреждает она. - Я буду все отрицать и уничтожу вас в суде.
- Зачем же вы мне все это рассказали? – недоумевает писатель.
- Затем, чтобы осталась тайна. Тайна приманивает.

Она садится за компьютер и публикует очередной роман почившего с миром Виктора Адельмана...

Ну, каково закручено? Но вы же не забыли, что тема фильма – Он и Она? Что в матрице мышления Дории Тилье имеется на эту тему? Да опять же, шаблон: мужчина – лишь исполнитель, прораб. Его главенство формальное. Истинным архитектором любого замысла является женщина, так как именно она та шея, которая вертит головой.

В моей же матрице другой шаблон: не змей лукавый создал мир, а Творец. В мире, которым правит хитрость, любви нет. Зачем тогда нужны Он и Она, если между ними не будет любви?
Из пяти баллов фильму могу поставить только два с половиной, потому как разные матрицы у нас в голове.
21.10.2017

Все права на эту публикацую принадлежат автору и охраняются законом.