Написать автору
За последние 10 дней эту публикацию прочитали
21.12.2024 | 1 чел. |
20.12.2024 | 0 чел. |
19.12.2024 | 0 чел. |
18.12.2024 | 0 чел. |
17.12.2024 | 0 чел. |
16.12.2024 | 0 чел. |
15.12.2024 | 0 чел. |
14.12.2024 | 0 чел. |
13.12.2024 | 0 чел. |
12.12.2024 | 0 чел. |
Привлечь внимание читателей
Добавить в список "Рекомендуем прочитать".
Добавить в список "Рекомендуем прочитать".
Рецензия на фильм "Спящие"
Недавно прошедший по экранам сериал «Спящие», хотя кое-кто заявляет о его провале, оказался действительно незаурядным фильмом. Этот явно недешёвый фильм снят в стиле современных киноуловок и приёмов. Конечно форма подачи материала в нынешнем кино явно далека от идеала, она насквозь техницизирована и часто вызывает раздражение слишком частой сменой кадров, поездками камеры туда-сюда-обратно, тренькающей нудной фортепианной музыкой, слишком уж буржуазным антуражем квартир и офисов... Однако в «Спящих» такой суетной перекадровки нет, немало сцен спокойных, неторопливых, и нет ставки на суперэкшен, на пустой и никчёмный трёп персонажей и на эффектные спецэффекты.При просмотре фильма невольно сопоставляешь его с другим сериалом, советским, под названием «ТАСС уполномочен заявить» по книге Юлиана Семёнова, в котором играли такие великолепные актёры как Юрий Соломин, Вячеслав Тихонов, Алексей Петренко, а также ныне перекинувшийся в стан русоненавистников Вахтанг Кикабидзе. И сравнение это безусловно не в пользу фильма нынешнего. Он проигрывает старому шедевру по всем буквально статьям: идейно, степенью логической убедительности событий, актёрской игрой и даже продуманностью занимательности сюжета на предмет сохранения интереса к тому, а что же будет дальше.
Главный козырь, причём козырь козырный, лучших советских картин – это то, что в них есть душа. А душа есть не что иное, как примат коллективного, общего, вплоть до максимально общего, то есть мира, или Бога. Практически во всех современных фильмах души нет, а есть мятущийся, угнетённый, или наоборот гордый и чванливый индивидуализм, а иногда и откровенное бездушие, оно же демоничность. Увы... Поэтому зрителю, воспитанному на кино эры расцвета киноискусства (это 50-е-80-е годы прошлого века), современное искусство движущихся звуковых картинок не доставляет особой радости. И это ещё мягко сказано. Но это всё же некое отступление от темы.
Сначала о сюжете. Он вообще-то имеет весьма сильную интригу. Как же, на кону госинтересов в игре гигантов США, России и Китая – крупнейший денежный куш в сотни миллиардов долларов, который может достаться той или иной части элиты этих субмировых заправил. Народ здесь явно не игрок основы. Все игроки тут из наднародной жирной прослойки. И сюжет в этой борьбе до того затейливо закручен, что в пылу азартного творчества создатели фильма даже не раз перекручивают его и замучивают до сугубой неправдоподобности. Это минус режиссёру и сценаристу. Но они с этой оценкой конечно же не согласятся, ибо резонно заметят, что нынче не то что давеча, и правдоподобностью, часто скучной и неинтересной, никого на просмотр не заманишь. Таков, дескать, теперь зритель пошёл. Он ведь ныне попкорновый, и пока у пипла активно работают жвалы, мозги, как правило, предпочитают взять тайм-аут.
Пусть... Спорить не будем. И вправду спишем это на состояние душ нынешних пресыщенных кинодурью зрителей. Но все эти якобы случайные киносюжетные совпадения, имеющие роковые последствия для персонажей, неожиданно появляющиеся словно бы из ниоткуда убийцы, как в случае гибели полицейского Рубена (эта манера ошарашивать зрителя нежданной материализацией угрозы для героев вообще-то перенята из сильно оторвавшегося от реальности нью-американского кино), и во многом фальшивое описания работы спецслужб, которая на самом деле куда как менеее интересна и зрелищна – всё это есть родимое пятно «продвинутого» (вопрос, куда продвинутого, к добру или к худу?) кино 21 века, кое не может не вызвать отрицательных чувств у человека, много лет носившего погоны милиционера-полицейского, каков есть ваш покорный слуга. Лично меня эти ментовские или спецслужбистски-бандитские сериалы достали по самое не могу. Они лживые до предела. Смотреть их для моего сознания крайне неприятно, поэтому я их посматриваю лишь изредка, как в этот раз. Для анализа и синтеза. Или для разбора и сбора, если сказать понятно.
Об актёрах и их игре. Есть удачные роли, есть попадание в образах мимо цели, причём далеко мимо цели. На мой ментовский взгляд Игорь Петренко в роли главного героя полковника ФСБ Андрея Родионова есть неудача подбора актёра на главную роль режиссёрской группой. Он не похож на полковника, и он не похож на спецслужбиста. А похож он на героя романтического плана. В частности он мог бы сыграть поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, и даже практически без грима. Или Ивана Царевича из русской сказки. Или разночинца 19 века, ратующего за народ и правду... Но человек с подобной тонкой нервной системой или утончённой душевной организацией вряд ли прошёл бы через сито весьма жестокой службы государёвых псов-волкодавов. У агентов глаза другие. В них меньше добра в душе что ли. Больше зла... Это факт. Проверено. Работа строит орган, как говорят анатомы. Глаз же от частенько грязных и негуманных дел и делишек мутится, как мутится от этих дел душа, а глаз как известно есть зеркало этой самой души.
И повсему поэтому роль генерала Нефёдова в исполнении Юрия Беляева исполнена просто превосходно. Там всё как надо. Натяжек нет и в помине. То же можно сказать и о предателе полковнике Соколове – вот он-то похож на карьерного служаку в погонах здорово. И американцы-цэрэушники тоже похожи. И русские оборотни-чиновники ненизкого ранга. Хотя вид постоянно жрущего какую-то «хавку» шефа московского ЦРУ Пола Брэдфилда в замечательном исполнении Александра Рапопорта не может не вызвать усмешки. Это отсыл подачи в американское кино, которое не стеснялось показывать генералов КГБ как раз такими вот жрущими и похотливыми вдобавок скотами. Как говорится, чуток квиты.
Также неубедительна в роли суперубийцы-зомби Карина Разумовская. Поверьте, добровольные убийцы в обязательном порядке, причём на все сто процентов, есть люди духовно и душевно ущербные. Часто они туповатые, неинтересные ни внешне, ни внутренне. Это люди точно невысокого человеческого развития, близкие по сути к говорящим, и то часто плохо говорящим, и к тому же глупо думающим, хотя нередко очень хитрым хищным зверям. Героиня же Разумовской настоящая женщина, не полубабок, не конь с чем-то, не мужланка с пацанскими мускулами и движухой. Ей бы сыграть Машеньку в русской киношной сказке (эх, где вы, фильмы-сказки?! Нету их, тю-тю...), или Василису Премудрую, или современную девушку высокого духовного статуса, однако заметно выродившийся в наше время кинобизнес предлагает ей играть демоницу с трудной изломанной судьбиной. Не, не верится... Не тот типаж.
Хороша главная героиня Кира, бывшая любимая эфэсбэшника Родионова и нынешняя нелюбимая его соперника и врага журналюги Ивана. Актрисса Наталья Рогожкина очень убедительно сыграла сильную и умную женщину консервативного душевного типа. Женщину, которая мучается от разрыва отношений с мужем, но не рвёт с ним окончательно ради... Причины неразрыва у подобных типажей могут отличаться, но главным почти всегда является желание сохранить семью даже в ущербном виде ради воспитания детей. Сыграно отменно. Пятёрка.
Удручающе показано в фильме молодое поколение. Их немного, этой молоди, но вывод можно сделать и по малому количеству показанных экземпляров. Как говорится, если у вас нет идеологии, то она у вас есть, но чужая. Это в точку. Такая идеология у нынешних молодых людей имеется. И они её впитали вовсе не из учебников истории и природоведения. Они её впитали из окружающей паучьей, заражённой бациллами эгоцентризма информсреды, обильно сдобренной бездуховностью и страстью к приобретательству и сибаритству. Омороченные электронные рабы – вот кто такие эти недобрые молодцы и немилые девицы. И их искренне жаль за их слабость и эгоизм. Хотя и негодование своей рабской покорностью техноратическорму супермонстру они тоже вызывают. И поделом. Ведь лишь человек, прочно стоящий на широкой груди матери-сырой-земли обеими своими ножками, уважающий и любящий эту матерь, а не тёмного отчима-проходимца с его электронными заманухами, и достоин настоящего уважения. А эти как-то нет...
Ну и наконец сам журналист-либерал Иван. Актёр Дмитрий Ульянов очень хороший актёр. Он не сфальшивил ни взглядом, ни позой, ни делом ни единого раза. Мастер!.. В его интравертных рефлексирующих очах пульсирут мысль, напрямую соединённая с чувством. Он враг, но враг идейный, убеждённый, такие персонажи ранее в немалом количестве встречались среди «кротов» КГБ в западных влиятельных структурах, а нынеча их, если следовать логике фильма, пруд пруди в дикокапиталистической, обворованной алчными пиявками и бизнес-чупакабрами богатой (не для всех) России. Он верит, что на его любимом западе принципиально другие, более возвышенные и правильные отношения между людьми и людьми, между людьми и государством и между государством и людьми. Он не примитивно продажный шпион – он убеждённый противник, и поэтому он крайне опасен. Но... он не потерял и понятной зрителю человечности. Остыв сексуально к жене Кире и не получая никакого уважения от разбалованного городским бездельем и морально искалеченного бездуховным существованием сына, он тем не менее питает до последнего какие-то иллюзии на продолжение их испорченных отношений. Он тоже консерватор в душе. И ему трудно скакать по отношениям как кузнечик, или порхать по ним как стрекоза. Скорее всего инициатором их разрыва была именно никогда не любившая его жена, нежели он сам. Он-то как раз любил её и даже любит по сию пору. А любовницей он обзавёлся от отчаяния и душевной пустоты, непременно поражающими своими саднящими язвами подобные испорченные семьи. Правда в последней сцене их свидания, где он заставляет изменщицу-жену нажатием кнопки взорвать бомбу, авторы фильма допустили явный перетяг. Это неправдоподобно и не исходит из логики сюжета. Шпион Иван как-то не дюже похож на такое чудовище. Это ведь мать его ребёнка. Но актёр Ульянов и эту сцену играет лихо, несмотря на фальшивость сценария в этом месте. Короче и Ульянову ставим полноценную пять. Заслужил!
Хотя режиссёр Быков слывёт либералом и почти что русофобом, он как специалист своего дела оказался весьма талантливым. Одно другому вообще-то не мешает. Бывают русофобы талантливыми, и наоборот. А бывают патриоты-дураки, и тоже наоборот. Это жизнь! А в ней всего намешано так, что и не разобрать подчас. Хотя после выхода фильма он, бают, начал посыпать голову пеплом сожаления, каясь в том, что якобы предал свою либеро-тусовку, создав практически патриотический фильм, за что те обгадили его с головы до ног отборным словесным поносом. Куда там голубям до борзописцев с воспалённым от пребывания в пещерах городов замороченным сознанием. Голуби здесь им не соперники.
Но вот личины этих своих друзей-либералов Быков подобрал искусно. Я и сам их встречал в немалом достатке, и решительно заявляю: они часто похожи как сёстры и братья по духу даже внешне. Есть в этих типажах некая мало объяснимая логически аномалия, даже физически они частенько в чём-то имеют изъян: или лица у них какие-то некрасивые, а взгляд неприятный, недобрый, или тела у них какие-то негармоничные, изнеженнные и нездоровые, ну и руки лишены трудовых мозолей, как лишены толстой кожи их подошвы, не привыкшие ходить по матушке-землице босиком. Короче, среди них слишком много тех, кто является сугубыми, закоренелыми горожанами-технократами. Они не любят родную природу, подчас слишком в их понимании суровую, не любят деревню и всё с ней связанное, люто ненавидят отсутствие комфорта, и такого человека практически невозможно узреть регулярно окунающимся в ледяную прорубь или прогуливающимся по лесам с корзинкой в поисках ягод и грибов. Что вы, скажут они презрительно, у нас-де есть более важные занятия, чем заниматься упадническим дауншифтерством, и мы всегда имеем возможность купить себе всё что только ни пожелаем. Но это ощущение причастности их к некой могущественной и наипередовой супертехносистеме глобального порядка вообще-то иллюзорна. Ибо Его величество Город заглотил их со всеми потрохами, безжалостно переварил и всосал в себя, лишив глубинной свободы их телА и дух, отчего они и требуют этой свободы от властей, надеясь подсознательно вырваться на духовный простор из камер своих шикарных, но душевно холодных и пустых апартаментов. Но увы... Им это редко удаётся. Поэтому они и трансмутируют свою скуку, печаль и раздражение в ненависть к властям. И часто к своему народу, эти власти выбирающему и питающему. Или в дурное дегенеративное искусство, которое массово демонстрируется в многочисленных салонах, держателем одного из которых как раз и являлась наша героиня Кира.
Хотя кто сказал, что они сами, дорвавшись до этой ругаемой ими власти, не сольются с нею в один драконовский полевой сверх-организм? Ведь человек, получивший большую власть, слишком часто активирует в своей душе спящие в её недрах до поры, до времени ядовитые семена алчности и агрессии. Это и есть настоящие слипера зла. И они имеются в каждом из нас в той или иной степени. Блажен, кто предупреждён об этом сюрпризе для нашей психики со знаком минус, и кто подготовился прервать вредоносную активацию спящих шкурных чертограмм железной ручищей воли духа. Если эта ручища у него конечно достаточно накаченна.
Имели вы возможность, уважаемые читатели, наблюдать в своей жизни игроманов? Ну, это такие люди, погрязшие в болезненном стремлении играть на деньги и выигрывать их в неограниченном количестве, ежели дать им волю конечно. Пренеприятные экземпляры, смею вас уверить, уж поверьте моему опыту общения с ними, мало чем отличающиеся от химических нариков. И те, и другие могут запросто оставить своих близких без копейки, продав всё из своего дома и влезши в немыслимые долги ради суетной и неотвязной страстишки получать кайф от вливания в свою душу искусственной радости. А если таковые денежные страстолюбцы дорвутся к власти в корпорации? В стране? Наконец в мировом масштабе? Что тогда будет? – А будет тогда такая скверная ситуация, что все, и семьи, и корпорации, и страны, и весь совокупный связаннный в одну системищу мир попадут «на бабки» или в денежную кабалу к ма-аленькой кучечке глобальных денежных наркоманов. Именно это сейчас и происходит, ни больше ни меньше. Все государства в мире ныне кому-то должны в общем и целом невероятную по своей величине сумму. Даже в малюсенькой Латвии каждый житель, даже младенец в люльке, ежели разделить долг государства на каждого его обитателя, должен мировым вампирам более 5 тысяч евро (!). А обожаемые либералами США так и вовсе в долгах как в шелках – и они просто уже неотдаваемы. И пусть нас не обманет высокий пока ещё уровень жизни в некоторых странах – как в любом казино или игре-пирамиде кой-кому надо дать и выиграть, дабы завлечь в лохотрон побольше обуянных алчностью ротозеев. Да, в Америке все привыкли вкалывать как мало где, но эта привычка ведь не помогла американцам в годы Великой Депрессии, всё равно их посадили тогда на зад краха алчные бесы лихой денежной игры. Не помогает им и сейчас выпутаться из паутины долга их умение работать от зари до зари. Нет, если колода находится в руках шулера, в выигрыше будет шулер, а не его жертвы.
И этим глобальным лохотронщикам вовсе не нужен лишний центр якобы безбедной жизни вроде России, Китая или Индии с Бразилией. Ведь наберись сопоставимого с Западной Европой или США с Японией экономического могущества даже одна-единственная Россия, и их сверхдоходы в игре на мировой рулетке сразу резко подсократятся. А больным на голову и душу денежным нарикам это разве надо? Ответ ясен – ни за что! Вот это-то и не хотят понимать осатаневшие от активации спящих бесов комфортофилия и наживы мозги ярых либералов. Увы.
Хотя и другая сторона, патриотически-служилая, особой своей правильности, кроме желания защищать границы и интересы своего родного государства (а это банальная черта вообще всех настоящих государственников во всех без исключения странах) не выявляет. Они практически такие же, как и их оппоненты, и тоже заливают тоску-печаль в теснинах ограды духа ядом под названием алкоголь. Пьют они все, и патриоты и либералы, просто безбожно, факт. А разве при помощи яда можно очистить своё больное сознание? Дулю, господа, такого чуда отродясь нигде не бывало, и не надейтесь. Да и по земельке босиком, чтобы поразрядить свои накопления гордынной злобы, они тоже не шастают, предпочитая разъезжать везде и всюду на авто по асфальту и по бетону. Этакие современные антеи, растерявшие свою духовную силищу за чертой чертячьих чертогов. И вцепившиеся друг дружке в глотки из-за своей духовной слепоты и одурения. Слиперы духа... Но мы опять с вами слегка отвлеклись.
В начале фильма в разговоре двух штатовских вельмож проскользнула тема особости России или её неособости. Один из них, посол, утверждал, что Россия со всеми её потрохами уже прочно встроена в глобальную купи-продайскую мировую систему, и что её отличают лишь несущественные местные штришки. Другой же, босс шпионов, парировал этот тезиз загадочной фразой, что «это, мол, Россия, сэр!». С намёком на некую непонятность российских вывертов для вроде бы уже налаженной глобальной системищи западного лайф-стиля. Вся логика сюжета дальнейших серий, к сожалению, подтверждает первый тезис о встроенности махины страны Раши в штатовский всеземной суперпроект. Вернее в суперпроект, в котором США на данный момент находятся у кормила процесса. Ведь и цэрэушники, и наши эфэсбэшники по сути одного поля ягоды. Принципиальных идеологических различий у них нет. Они как собратья одного и того же ордена, но защищающие интересы разных враждующих между собой королевств. Для этих людей сотрудники есть всего лишь пешки и фигуры в хитрой злой игре на ослабление врага.
В фильме совсем не показана какая-то особая правда России. Или создатели картины её не видят, или не верят в неё, или верят как раз в неоспоримое глобальное верховенство Золотого Тельца, он же Кощей Бессмертный, чахнущий, как известно, над своим грёбаным золотом. Вернее, полковник Родионов в споре с пьяным Иваном указывает ему на очевидную любому незашоренному наблюдателю хищность американской империи, однако Иван, как настоящий зомби-биоробот, пропускает эти доволы мимо ушей. Ему это неинтересно, поскольку он осознанно сделал свой выбор в служении именно такой вот хищно-эффективной стране, а вовсе не в пользу явно уступающей ей в хищности и наглости России. И спорить тут глупо, поскольку довод либералов могуч. Он состоит в том, что богатейшая по ресурсам страна не должна жить так несправедливо, когда одним всё, а другим дырка от бублика. И всякие отмазки вроде того, что в будущем всё-де наладится, надо потерпеть и перетерпеть худые времена, никак тут не катят. Ибо в России образовалась и жирует наглая буржуинская сверхпиявища, совершенно отчего-то не спешащая поделиться своими несметными богатствами (да и их ли это богатства, вот вопрос?) со своим народом. Это факт, а не либеральный домысел, и спорить с этим фактом невозможно. Да и главная интрига событий вертится вокруг сделки по газу между Россией и Китаем. Кстати, она в реальности таки была заключена вскорости после крымско-украинских событий, причём очевидно в большой спешке и явно на нервах потрясённого от развода с западом российского властного топ-менеджмента. Причём в фильме эта сделка была заключена не между народами двух стран, а между узкими группировками с той и с другой стороны, группировками чертей алчности и хаповства, для которых интересы народа лежат глубоко на периферии их сознания, а свои собственные интересы – да вот же они, родненькие, возле самого сердца пульсируют завораживающе!
И того хуже. По сюжету фильма бенефициаром, то бишь главным выгодополучателем от этой сделки, оказался некий философствующий не слишком внешне похожий на китайца китайский сановник Ли, который и прикупил для себя услуги конторы под названием ЦРУ, чтобы та «замутила поганку» по всей форме в этой дикой и непредсказуемой Рашке. Он даже не пожалел ради собственного шкурного интереса угробить отечественную делегацию в полном составе. Сильный замут, нечего сказать. Но нечто подобное, и даже куда в больших и устрашающих масштабах, происходило и происходит и сейчас в тёмных и дурнопахнущих водах мировой чертячьей политики, а по-иному политики просвещённого цивилизованного человечества, если политкорректно на сей счёт выражаться. В неосознанном обличении этой пресловутой системы, озвученной американцами, и принятой к исполнению и в России, создатели фильма ушли весьма далеко. Их разящая критическая стрелочка попала тут точно в цель, хотя большинство критиков фильма, ослеплённых либо собственной западной ангажированностью, либо наоборот пророссийской нерассуждающей оголтелостью, предпочли это дело пропустить мимо внимания. Они эту критику не совсем поняли умом, но либеральная прослойка отчётливо осознала её своими воспалёнными чувствами, за что и подвергла уничтожающей критике уже самого режиссёра Быкова. Правда-то глаза колет, а она горькая для них, эта правда. Ибо оказывается, что все эти идейные борцы с русским «неандертальством» есть всего-навсего примитивные шкурники-эгоисты, комфортолюбы и гордецы духа, вот и всё. А это обидно принимать в ум, раздувшийся от спеси и чванливой убеждённости в своём превосходстве и суперсовременности.
Но то что в фильме вовсе нет Правды с большой буквы, это вообще-то нехорошо. Там есть маленькая правдочка любого частного владельца своими ресурсами и территориями. И правдочка хищника, голодного и наглого, который эти блага хочет у соперника оттяпать и сожрать самому. И не показана надчастная доказательная база, а почему собственно, с какой такой стати именно Россия должна владеть этими общеземными богатствами. Думающий человек скажет: ну вот, перекачает Китай из российских недр газа на триллион долеров, жирные упыри в России и в Китае станут от этого ещё жирнее, а у народа как всегда по усам мёд с пивом потекут, а в рот почти ни хрена не накапает, ну а затем китайцы понаделают на этой уймищи природной энергии чёртову тучу всяческой «мишуры» (выражение одного из героев фильма), она пройдёт через ручонки нерассуждающих и пошлых мировых обывателей, и «обогатит» собою и так чудовищные по величине мировые свалки.
И это всё? Ради этого весь сыр-бор, все интриги, коварство, убийства и ложь? Как-то мелковато для сынов Человечества, сыном которого был и сам Господь... Как-то по-чертовски вообще-то, по демонски... Не правда ли? Или ну его?.. По барабану... Это ведь не наши проблемы, мы скоро помрём, а на наш век добра вроде как хватит. Так? Поскребём тут затылки в задумчивости...
Вот если бы в фильме пошли до конца и поставили именно такие каверзные вопросы, причём не только вороватым нашим и не нашим властям, но и нам самим вороватым – то фильм безусловно вышел бы за рамки тупиковой тоскливой гламурности и тупого обличения «плохих парней и девок». Может быть в продолжении мы увидим приближение к сути нашего привычного чертизма, которое мы тоже привычно и давно называем гуманизмом, цивилизованностью и культурой? Может быть. Подождём...
Хотя вряд ли...
Все права на эту публикацую принадлежат автору и охраняются законом.