Прочитать Опубликовать Настроить Войти
Шикин Евгений Петрович
Добавить в избранное
Поставить на паузу
Написать автору
За последние 10 дней эту публикацию прочитали
20.11.2024 1 чел.
19.11.2024 0 чел.
18.11.2024 1 чел.
17.11.2024 3 чел.
16.11.2024 1 чел.
15.11.2024 1 чел.
14.11.2024 2 чел.
13.11.2024 5 чел.
12.11.2024 3 чел.
11.11.2024 1 чел.
Привлечь внимание читателей
Добавить в список   "Рекомендуем прочитать".

37.17 (в) Глас вопиющего в пустыне

Глас вопиющего в пустыне
[Исаия 40:3]

37.17 (в): Фёдор Петрович Гааз: Я предлагаю вернуться к нашей основной теме: ныне мы отмечаем столетие государственного переворота в России (октябрь – ноябрь 1917 г.) Народ тогда явно не хотел больше ни переворотов, ни революций. Переворота хотел только Ленин, Сталин и несколько их единомышленников. Обратимся к фактам, к документам, к докладам представителей большевиков.
Тов. Свердлов от Ц.К. докладывает от имени Секретариата Ц.К. о положении дел на местах.
Рост партии достиг гигантских размеров; можно считать, что теперь она объединяет не менее 400 тыс. (приводит доказательства).
Точно так же возросло наше влияние особенно в Советах (доказательства), то же самое в армии и во флоте. Дальше сообщает факты относительно мобилизации контр - революционных сил (Донецкий район, Минск, Северный фронт).
Тов. Бокий от Ц.К. Сообщает по районам:
Васильевский остров – боевого настроения нет, боевая подготовка ведётся.
Выборгский район тоже, но готовятся к восстанию; образован военный совет; в случае выступления массы поддержат. Находят, что начать должны верхи.
1-й Городской район. Настроение трудно учесть. Красная гвардия есть.
2-й Городской район. Настроение лучше.
Московский район. Настроение бесшабашное, выйдут по призыву Совета, но не партии.
Нарвский район. Стремление выступить нет, но упадка авторитета партии нет. На Путиловском заводе усиливаются анархисты.
Невский район. Настроение круто повернулось в нашу пользу. За Советом пойдут все.
Охтенский район. Дело плохо.
Петербургский район. Настроение выжидательное.
Рождественский район. Тоже, сомнение, выступать ли, усиленное влияние анархистов.
Пороховой район. Настроение улучшилось в нашу пользу.
Шлиссельбург. Настроение в нашу пользу.
Тов. Крыленко от военного бюро сообщает, что у них резкое расхождение в оценке настроения.
Личные наблюдения приводят к тому, что настроение в полках поголовно наше, но сведения от товарищей, работающих в районах, расходятся: говорят, что для выступления нужно, чтобы что-нибудь их решительно задело, а именно: вывод войск. Бюро полагает, что настроение падает. Большая часть бюро полагает, что не нужно заострять вопроса практически, и как меньшинство думает, что можно взять на себя инициативу.
Тов. Степанов от Окружной организации. В Сестрорецке, Колпине рабочие вооружаются, настроение боевое, готовятся к выступлению. В Колпине наблюдается анархическое настроение.
В Нарве настроение тяжелое ввиду расчетов. 3.000 уже рассчитаны.
Что касается гарнизонов, то там настроение угнетенное, но большевистское влияние очень сильно (2 пулеметный полк). В Новом Петергофе работа в полку сильно пала, полк дезорганизован. Красное Село – 176-й полк абсолютно большевистский, 172-й полк почти, но, кроме того, там кавалерия. Луга – 30.000 гарнизон, Совет оборонческий. Настроение большевистское, будут перевыборы.
В Гдове – полк большевистский.
Тов. Бокий в дополнение сообщает, что, по имеющимся у него сведениям, в Красном Селе дело не так хорошо.
В Кронштадте настроение пало, и в боевом смысле тамошний гарнизон никуда не годится.
Тов. Володарский от Петербургского Совета. Общее впечатление, что на улицу никто не рвется, но по призыву Совета все явятся.
Тов. Равич подтверждает это и добавляет, что некоторые указали, что и по призыву партии.
Тов. Шмидт от профессионального союза. Общее число организованных свыше 500 тыс. Влияние нашей партии преобладающее, но в союзах более ремесленных наше влияние слабо (особенно у конторщиков, печатников), но и там начинает возрастать, особенно ввиду недовольства тарифными ставками. Настроение таково, что активных выступлений ожидать не приходится, особенно ввиду боязни расчетов. До известной степени это является сдерживающим элементом. Ввиду определенных экономических условий можно ожидать в ближайшее время колоссальной безработицы; в связи с этим и настроение выжидательное. Все признают, что вне борьбы за власть нет выхода из положения, требуют всей власти Советам.
Тов. Шляпников для дополнения сообщает, что в союзе металлистов влияние большевиков преобладает, но большевистское выступление не является популярным; слухи об этом вызвали даже панику. Настроение и по России у металлистов преобладает большевистское; принимаются резолюции большевистские, но сознание возможности самим организовывать производство нет. Перед союзом стоит борьба за повышение заработной платы. В связи с этой борьбой будет поставлен вопрос о контроле.
Скрыпник от фабрично-заводских комитетов констатирует, что по-всюду замечается тяга к практическим результатам; резолюции уже не удовлетворяют. Чувствуется, что руководители не вполне выражают настроение масс; первые более консервативные; замечается рост влияния анархо-синдикалистов, особенно в Нарвском и Московском районах.
Тов. Свердлов в дополнение сообщает, что в Москве в связи с резолюцией Ц.К. предприняты шаги для выяснения положения о возможности восстания.
Товарищ от железнодорожников. Железнодорожники голодают, озлоблены, организация слаба, особенно среди служащих телеграфистов.
Тов. Шмидт в дополнение сообщает, что в связи со стачкой у железнодорожников произошел перелом. В Московском узле особенно наблюдается неудовольствие против комитета. Вообще питерский и московский узлы ближе к большевикам.
Тов. Бокий. О почтово-телеграфных служащих. Отдельной организации нет. У телеграфных аппаратов сидят больше кадеты. Почтальоны сообщают, что в решающий момент смогут овладеть почтамтом.
Тов. Шмидт. Союз почтовиков более радикален, чем железнодорожный. Низшие служащие по существу большевики, но высшие служащие нет; с ними приходится вести борьбу, пока они держат в своих руках союз.
III. О текущем моменте.
Тов. Милютин считает, что на основании всех докладов нужно более конкретизировать резолюцию. Полагает, что лозунг «Вся власть Советам» уже вполне назрел, особенно в провинции, где местами власть фактически в руках Советов. Вопрос действительно не идет об агитации, нужны уже дела, а не слова. Вопрос решается не настроениями, не бюллетенями, а организованными силами. Либо мы делаем первый шаг, либо этот шаг будет сделан нашими врагами. В резолюции недостаточно учтена возможность второй перспективы, т.-е. возможность не восстания, которое предполагает нашу инициативу, но столкновения, которое является результатом объективных условий. Сам полагает, что мы не готовы для нанесения первого удара.
Низложить, арестовать в ближайшие дни власть мы не можем.
Встаёт другая перспектива: вооруженное столкновение; доказывает, что оно нарастает, возможность его приближается. И к этому столкновению мы должны быть готовы. Но эта перспектива отлична от восстания. Считает нужным развернуть резолюцию в этом смысле.
Тов. Шотман говорит, что на городской конференции и в Ц.К. и в военке настроение было гораздо более пессимистично. Доказывает, что мы не можем выступить, но должны готовиться.
Тов. Ленин полемизирует с Милютиным и Шотманом и доказывает, что дело не в вооруженных силах, дело не идет о борьбе с войском, но о борьбе одной части войска с другой. Не видит пессимизма в том, что здесь говорилось. Доказывает, что силы на стороне буржуазии не велики. Факты доказывают, что мы имеем перевес над неприятелем. Почему Ц.К. не может начать? Это не вытекает их всех данных. Чтобы отбросить резолюцию Ц.К., надо доказать, что разрухи нет, что международное положение не приводит к осложнениям. Если профессиональные деятели требуют всей власти, то они отлично понимаю, чего хотят. Объективные условия доказывают, что крестьянство нужно вести, за пролетариатом оно пойдет.
Боятся того, что мы не удержим власть, но у нас именно теперь особенные шансы удержать власть. [см. В.И. Ленин, сочинения, издание 3; стр. 495-497].

Продолжение следует.
16.03.2017

Все права на эту публикацую принадлежат автору и охраняются законом.