Прочитать Опубликовать Настроить Войти
Веретенников Владимир Адольфович
Добавить в избранное
Поставить на паузу
Написать автору
За последние 10 дней эту публикацию прочитали
21.12.2024 2 чел.
20.12.2024 2 чел.
19.12.2024 0 чел.
18.12.2024 0 чел.
17.12.2024 0 чел.
16.12.2024 0 чел.
15.12.2024 1 чел.
14.12.2024 0 чел.
13.12.2024 1 чел.
12.12.2024 0 чел.
Привлечь внимание читателей
Добавить в список   "Рекомендуем прочитать".

Как я превращал кино в действительность

Как я превращал кино в действительность

(В продолжение моего предыдущего текста — «Фильмы моего советского детства»)

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино» (В.И.Ленин)

Плакат с этой цитатой из Ленина висел в кинотеатре «Молодёжный» на Садовой улице, близ Невского проспекта. И я видел его много-много раз ещё в детстве, и всякий раз невольно пытался понять и осмыслить это ленинское высказывание. Мне казалось, что кино является важнейшим искусством потому, что оно самое молодое и передовое, самое красочное и захватывающее, и самое массовое...

...Да и самого себя я часто воспринимал, или воображал, как героя какого-то фильма. Или какой-то книги... Какой-то захватывающей истории!.. И, само собой разумелось, что это — революционная история... Какая же ещё?..

Разве в чём-то другом — кроме Дела Революции — есть такой же Смысл?..

Пожалуй, что всё это думалось во мне, действительно, в немалой степени, именно благодаря Ленину... И его огромной вере: как в бесконечный творческий потенциал народа, так и в нарождающегося советского зрителя... (И ещё есть такое мощное латинское слово «спектатор»...).

В своих играх я был одновременно и Сценаристом, и Режиссёром, и Актёром. С тенденцией к превращению в реального, «посюстороннего» Героя, в котором окончательно соединялись воедино все три предыдущие ипостаси...

Но чтобы произошёл этот революционный скачок в «посюсторонность» — мой «потусторонний» Герой должен был умереть. Что я и делал всякий раз — безжалостно его убивая...

Я ещё ничего не знал ни о Солнечном культе, ни о христианстве, ни о Гегеле и Фейербахе, ни о Ницше, ни о теологии «смерти Бога»; но всё это знание генетически присутствовало во мне как Абсолютная Программа, и — пробуждаемое и советским кино, и всем советским искусством, всей советской культурой, всею советской жизнью — заставляло меня в который раз повторять и разыгрывать Вечный Сюжет...

Мой Герой умирал — чтобы стать мной. Умирал в Мире Воображения — чтобы воскреснуть в Мире Реальности...

...Как умирал тот Коммунист в одноимённом фильме Юлия Райзмана — падая, широко раскинув руки, чтобы навсегда воскреститься с Матерью-Землёй, за которую он и умер, и чтобы в последний раз увидеть Небо, запечатлеть его в себе всё, и унести с собою туда — глубоко в Мать-Землю, соединяя в себе обоих родителей...

...Советская эпоха — действительно породила и воскресила титанов!..

Наши недоучившиеся коммунисты-атеисты всерьёз полагают, что религия учит тому, что Бог есть. Святая атеистическая наивность! Религия учит тому — что БОГ УМЕР! Бог умер — чтобы стать Человеком! Он умер абсолютно — со всем Своим прошлым, полностью стерев Себя из истории!.. И ведь, куда ни глянь — ну, действительно нигде нет Бога!..

А ты никогда не пробовал заглянуть в самого себя?.. В ту самую Абсолютную Точку — из которой рождается Всё?.. В самый Центр Креста?..

+ + +

Написал («Фильмы моего советского детства»), очень кратко и бегло, о самых значительных и памятных для меня фильмах своего детства и юности... Но как много прекрасного, и очень важного, я или вообще пропустил, или упомянул об этом лишь вскользь!..

...Кажется, ни разу даже не упомянул ни об одной советской кинокомедии. А среди них были шедевры!.. И также немало на меня повлиявшие... Сколько в них было бесподобного оптимизма!..

Я действительно в состоянии сейчас вспомнить, и хоть как-то упомянуть здесь, лишь ничтожную часть всех прекрасных, и очень сильных, фильмов, что я видел в детстве, или позже...

Фильмов, способных произвести настоящую революцию в сознании целых советских поколений, что и произошло в реальности... Пусть для многих — лишь частично, или даже в очень малой степени...

...Фильмов, на первые из которых меня водила ещё моя мать, ныне и парализованная, и слепая...

+ + +

Но надо говорить не только о художественных фильмах; я ещё ничего не сказал про документальные, научно-популярные и общеобразовательные фильмы — а они тогда играли очень большую роль!..

Ещё до того, как у нас в доме появился телевизор с его обязательными ежедневными новостными программами — сколько текущего новостного и прочего документального киноматериала я успел посмотреть в кинотеатрах, перед началом каждого художественного фильма (был такой прекрасный обычай в советских кинотеатрах)!..

И, наверное, более всего мне запомнились и запали в мою, ещё самую детскую, душу военные кинохроники. И особенно — одна...

...Знаменитый парад в Москве 7 ноября 1941 года... И я запомнил эти великие, бесценные кинокадры — в сопровождении самого знаменитого и самого великого гимна всей советской эпохи:

«Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой!..»

Если во мне зародилось уже тогда какое-то понятие о священном, какое-то чувство священного, то это — именно в этот самый момент...

«Идёт война народная, СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА!..»

Да, именно из этого понятия, из этого знания, из этой памяти о нашей Священной Народной Войне и выросло в огромнейшей степени во мне это моё совершенно спонтанное религиозное чувство, которое могло родиться только в нашу советскую атеистическую эпоху!..

Второй священной для меня, и для всего нашего тогдашнего советского народа, войной немногим более ранней, была Гражданская война 1918-1921 года, которой предшествовала Великая Октябрьская революция 1917 года...

И наша Великая Революция, и наша Гражданская война тоже были для меня, да и для всех тогда окружавших меня, священны...

«На бой кровавый, СВЯТОЙ и ПРАВЫЙ...»

Да, здесь у меня тоже не было и не могло быть никакого сомнения, что это — священно. Все наши революционные песни и гимны, все песни Гражданской войны свидетельствовали об этом, и говорили моей душе лучше всех цитат из Маркса, Энгельса и Ленина, лучше всей официальной пропаганды...

...И достаточно рано во мне уже было понимание того, что в нашей Великой Отечественной войне мы лишь самоотверженно защищали то, что было завоёвано нами в нашей революции и в нашей войне гражданской, которые и сделали нас непобедимыми воинами и родили в нас ту великую силу, которая привела нас к Победе...

...И которые родили в нас такие песни — которых нет больше нигде в мире! И которые поют у своих костров революционные партизаны и в Индии, и в Индокитае, и в Латинской Америке...

О советской музыке и советских песнях надо писать совершенно отдельно, как и о наших революционных песнях ещё 19-го века... Здесь священное передаётся, и действует, чрезвычайно глубоко, равно и чрезвычайно тонко... И как трудно об этом писать!..

...Но ведь умирать — будешь с песней!..

...Да — и воскресать тоже!..

+ + +

Священное мне в моём детстве спонтанно открылось:
1) в Родной Истории (и в истории Революции и Войны — прежде всего),
2) в Родном Городе (прекраснейшем и революционнейшем из городов — Ленинграде),
3) в Родной Природе (которую я боготворил всем сердцем, вслед за моими первобытными коммунистами — индейцами...).

Ключ к пониманию священного — это родное...

Род. Родина. Родник. Родство. Народ. Природа... Родная Природа... И в ней — Душа Народа... Души всех твоих предков — и всех твоих потомков...

«Жила бы страна родная — и нету других забот...»

Эта песня Пахмутовой навсегда ранила моё сердце, ещё когда я учился в 1-ом классе... Какой образец настоящего Красного Патриотизма!..

И снег, и ветер,
И звёзд ночной полёт...
Меня моё сердце
В тревожную даль зовёт...

Из фильма «По ту сторону» (1958). Про Гражданскую войну на Дальнем Востоке. Стихи Льва Ошанина...

«Готовься к великой цели...»

...Я и готовился...

Не забывайте этой песни!..

Родное «в горизонтали» невозможно без родного «в вертикали». В вертикали — Небо/Земля. Без родного — в Космосе. В Природе, в Мироздании... В твоей связи с Солнцем и звёздами...

Род — это Крест. Крест в Круге...

...Как и сама Вселенная...

Род вырастает из Большого Взрыва, из Абсолютной Точки, Точки Сингулярности, Точки Разборки/Сборки, из самого Центра Креста и Круга...

...Где только мы и обретём друг друга...

...В точке — Абсолютного Коммунизма...

18.08.15
18.08.2015

Все права на эту публикацую принадлежат автору и охраняются законом.