Прочитать Опубликовать Настроить Войти
Владимир Радимиров
Добавить в избранное
Поставить на паузу
Написать автору
За последние 10 дней эту публикацию прочитали
23.11.2024 0 чел.
22.11.2024 1 чел.
21.11.2024 0 чел.
20.11.2024 0 чел.
19.11.2024 0 чел.
18.11.2024 1 чел.
17.11.2024 0 чел.
16.11.2024 0 чел.
15.11.2024 0 чел.
14.11.2024 0 чел.
Привлечь внимание читателей
Добавить в список   "Рекомендуем прочитать".

Фанам и не фанам "Левиафана". Рецензия на фильм

Фильм изрядный. Из ряда вон то есть выходящий. Спорогенный – вызывающий споры. В общем и целом либералы его хвалят, а патриоты хают.
Но не всё так однозначно.
Фильм сделан технически безупречно. Звягинцев действительно талантливый режиссёр. Мастер! Образ картины цельный, не хаотический, и детали сюжета встроены в сюжет вполне мозаично. Повествование неторопливо, кадры меняются не часто, без модного ныне дёрганья и излишней суеты. Музыка звучит тогда, когда надо, не навязчиво. Очень умелая работа оператора с чередованием по преимуществу близких и средних планов. Это помогает лучше понять чувства героев.
Создаётся впечатление подлинности происходящего. Даже мат в диалогах не нарочитый, а к месту, как в жизни.
Отлично подобраны актёры. Превосходно играет Серебряков, даже не играет – живёт в кадре. Полное перевоплощение в простого русского мужика со взрывным и боевитым характером. Его герой человек сильный, но недалёкий, не слишком развитый. Человек, каких очень много – каких большинство. Хорош и Мадянов в роли антигероя. Это волк даже не в овечьей, а в своей, волчьей шкуре. И маскироваться под верного вышестоящим начальникам полкана ему неохота и не надо – он тут сам по себе, в естественном своём виде обитает. Также толково сыграны и другие роли, фактура подобрана тщательно, в лучших советских традициях.
О чём фильм?
Это вечная тема. И больная…
Вечно короче больная – власть и народ. О взаимоотношениях переходящей рамки дозволенного власти и терпящего этот беспредел народа.
Поэтому фильм и интересен. Интересен не только русским – он общечеловеческий.
На этом краешке земли до Бога высоко, а до царя далеко. Здесь вольготно дышат и творят свой извечный произвол наместники Того и другого. Этакие властители, светские и духовные, местного пошиба. Они самовластны и бесконтрольны, поэтому проявления низкой человеческой природы в них расцветают пышным и дурнопахнущим цветом.
А народ, как почти всегда, практически бессилен. Он разделён, опоен наркозельем, и его права нагло попираются не ведающей укорота властью. Поэтому народ в лице главных героев фильма становится жалко. Дурная же власть вызывает справедливое возмущение и гнев.
В этом и есть главная идея фильма! Его основная цель.
Некоторые рьяные критики называют его пасквилем российской действительности, очерняющим и опоганивающим реалии. На самом деле, мол, всё совсем не так или не совсем так, а гораздо лучше и краше. Один наш молодой писатель даже определил суть этого действа как критику Хищника со стороны Чужого. Здесь Хищник – это, конечно же, всякие оборотни в погонах и без, а Чужой – это враги России, с восторгом поддерживающие и награждающие любые на неё нападки.
С этим можно согласиться. Но лишь отчасти. Причём в небольшой части. А большая часть – это критика Хищника со стороны не Чужого, а Своего. Это наш, чисто русский взгляд на наши же с вами общие язвы. Образного Чужого в этом фильме вообще нет. Нет ничего иностранного, что можно было бы противопоставить происходящему как положительный пример некоей правильности. Чтобы этой якобы правильности можно было подражать.
Хотя концентрация негатива в фильме безусловно утяжелена. Ибо собраны там практически одни проблемные личности, как-то: мэр-самодур, лицемер епископ, продажные прокурор, судья и начальник полиции, пьяница главный герой, его жена-блудодейка, его друг, тоже блудодей, его сын-неврастеник, и вдобавок к ним батюшка священник, живущий вполне себе мещанской жизнью, но произносящий при этом как будто бы верные слова, которые до ума и сердца простого запутавшегося мужика почему-то так и не доходят…
Вроде бы явный тут перебор.
Однако не будем спешить с выводами. И заглянем в нашу литературную классику. А что, Грибоедов в «Горе от ума» разве не перебарщивает? Или разве не сгущает краски Гоголь в «Ревизоре» и в «Мёртвых душах»? Может быть, не мажет действительность в тёмные тона Салтыков-Щедрин или Островский?.. Достоевский и Чехов?.. Горький?.. Булгаков в «Мастере и Маргарите»?..
Ещё как наши великие сгущают.
Но без этого сгущения, без искусственной концентрации зла в произведении, это самое зло часто и не видно невооружённому глазу. Оно умело и привычно прячется за невзрачной маской обыденности. Или ловко гримируется в личину добра, святости и блага. Это пресловутое зло редко нам показывается откровенно, безо всяких прикрас. Лишь на изломах истории или в миг случайного разоблачения, когда его неожиданно заносит в кювет невезухи, зло являет нам своё истинное рыло. Лицезрение которого не доставляет нам положительных эмоций.
Кстати в голливудских фильмах часто обыгрывается подобный сюжет, живописующий столкновение оголтелого босса, хозяина всего и вся и простого доброго боя, грудью встающего за справедливость и закон. Просто американцы это показывают в крутых боевиках, и всем сразу становится ясно, что это как бы сказка такая, вымышленная неправда.
У Звягинцева вообще-то тоже сказка. Он ведь вдохновился идеей фильма, почерпнув её именно из американской действительности, не из российской. Да и любой фильм без единого исключения, как и любая книга, есть тоже сказка, этакая фантазия автора или авторов на основе реальности. Ибо чувства и в сказке, и в яви одни и те же, поскольку мы, люди, чувствуем бытие одинаково. А Звягинцев показывает нам свою сказку исключительно правдоподобно. Талантливо показывает, так что в неё не мудрено и поверить.
Верить не надо – надо думать и размышлять. Улавливать сказочный намёк, коль мы с вами добры молодцы. Или девицы.
Конечно же, западным недругам всего русского, и российского в частности, такой талантливый невесёлый фильм очень на руку. Они ведь всегда ревновали к России, к её величественным просторам, к её скрытой, подспудной, а иногда и вполне явной силе и мощи. Ревновали и недобро радовались нашим бедам и несчастьям.

Россию в боли коль опишешь –
Глядишь, и в нобелевских ты!

И примеров такого предвзятого отношения к нам – полно. Не буду их перечислять, все и так их знают. Ведь подавляющее большинство кинематографических и литературных наград на западе нашим давали за талантливо изображённые российские несчастья. За описание России в стадии болезни и негатива. Увы.
Однако не будем на это сетовать. Пусть их… Русская душа тем и велика, что не боится откровенности. А кто не боится – тот силён. Силён духом прежде всего.
Мы просто скажем этим злорадствующим господам: «Господа такие-то, а вы киньте в Россию свой разящий камень, но с одним условием – кто и сам без подобного греха!»
И опа! Как говорится, приехали…
Некому бросать-то. Все по уши в духовном дерьме. Просто некоторые насобачились это дерьмецо мастерски от других прятать.
Возьмём, например, светоч западной демократии Америку. США есть которая. Огромное количество чисто американских творческих людей – писателей, кинематографистов, общественных деятелей – исключительно правдиво изображали и изображают в своих работах уже американские духовные гнойники. И таких болячек там прорва. Причём не только была эта прорва, но и есть.
Перечислять другие страны и странюшечки мы не будем – и у них не всё алё. Всё как у всех. Мы ведь не святоши, не ангелы – мы люди, и мазаны одним миром. Гордиться тут особо некому. Факт.
Основываясь на вышеизложенном, можно сказать следующее: фильм «Левиафан» Звягинцева есть сатира на нашу тёмную сторону души. Не только русской души – а души человеческой. Сатира на нашу с вами ненасытную алчность, на нашу продажность, на наше ханжество и лицемерие, на нашу вопиющую бездуховную приземлённость и дефицит истинно благого в наших оскудевших душах и душонках. И обижаться на то, что некий художник талантливо нам на эти пороки продемонстрировал, не надо.
Их, пороки, нужно в себе по возможности изживать.
Причём изживать всем, а не тем вон только, которые в грязи барахтаются…
27.01.2015

Все права на эту публикацую принадлежат автору и охраняются законом.