Прочитать Опубликовать Настроить Войти
Сестры Ивенс
Добавить в избранное
Поставить на паузу
Написать автору
За последние 10 дней эту публикацию прочитали
24.04.2024 0 чел.
23.04.2024 0 чел.
22.04.2024 0 чел.
21.04.2024 0 чел.
20.04.2024 0 чел.
19.04.2024 0 чел.
18.04.2024 1 чел.
17.04.2024 0 чел.
16.04.2024 0 чел.
15.04.2024 0 чел.
Привлечь внимание читателей
Добавить в список   "Рекомендуем прочитать".

Хочется легкого, светлого, нежного...

Рецензия на фильм «Она» (2016, реж. П.Верховен)

Могла бы у Мишель быть другая профессия? Могла ли бы она, скажем, печь хлеб, принимать роды, писать картины? Нет, не получается представить ее в другой профессии. Она точно на своем месте, а именно: занимается производством видеоигр, распространением порнографии и насилия
.
А почему? – А потому, что ее отец, маньяк и убийца, в детстве «сломал ее жизнь» (цитата), втоптал ее в грязь, от которой нельзя отмыться. Чем может заниматься человек, измазанный грязью? – Грязными делами, ломающими душу.
И тут параллельно в сознании зрителя развивается мысль, что истинная сущность телевидения, не смотря на красочное многообразие его функций-лепестков, самая его сердцевина, истинная цель – восхваление насилия. Ибо, какую бы программу ты не включил, через три клика выходишь на порнографию и насилие.

Что ж! Жизнь такова, какова она есть. И возникла жизнь от соединения Духа и Материи. Поэтому в фильме Она – это не только собирательный образ женщины, но и олицетворение самой Материи, то есть грязи, из которой сотворен мир. Все человеческие чувства происходят из нее. И не только «грязные», а все.

Перед нами целый ряд женских персонажей. От матери Мишель, ее подруги, соседки, невестки, до более эпизодичных персонажей – любовницы мужа Мишель, женщины-врача из больницы, где умерла мать Мишель. Все они обладают различными качествами, окрашены, можно сказать, в разные цвета. От белого (сочувствие врача к парализованной пациентке, сочувствие жены к больному мужу) до самых темных (на ваш выбор). Но если все краски смешать – получится серая грязь, краска, которой изображена сама Мишель.

Образ Мишель не положительный, не отрицательный. Она такова, как сама жизнь. И его окраска зависит от ракурса вашего взгляда в зависимости оттого, на каких чертах героини вы акцентируетесь. Она же такова, как сама жизнь. Никакая. Серая. Бесцветная без вашего участия.

Материя аморфна, и без вдохновляющего ее Духа - скалярная величина. Никуда не направленная. Мишель не противостоит ударам судьбы. Она лишь «держит удар». Например, ненавидит отца, но не любит сына; осуждает сексуальную озабоченность матери, но сама ведет себя так же; страдает от насилия, но возбуждает соседа; просит прощения у соседки, но не сочувствует ей и т.д. И это не противоречие образа, это сама суть его. В ней нет стремления к добру.

- Зачем ты это сделала? – спрашивает подруга, узнав, что Мишель была любовницей ее мужа, разрушившей их семью.
- Просто так. Мужика хотелось, отвечает Мишель.
- Но это же подло!
- Стыд не то чувство, которое остановит человека, - бесстыдно отвечает Мишель.

Она бесстыдна и бесстрастна. Даже в сексе. В ней нет морали. В ней нет Духа, активного, возвышающего и животворящего. Мишель – не борец со злом, не оплот доброты, не твердыня. Она – бездонное болото, бесформенная грязь. «Выходит (из человека) дух его, и он (человек) возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его». И это – жизнь. И нет ей осуждения.

Еще одна «параллельная» мысль: заложена ли в Материи функция самоочищения, самовозрождения? Может, снося бесконечное насилие, Материя сама возмутится и переродится? Кто знает?

Пока я смотрю из окна на городскую реку, протекающую перед домом. Когда-то вытекала Она из болота шаловливой безобидной чистой речушкой с названием Муха. Тысячу лет назад присосались к ней люди, построили город, разросшийся ныне по обоим берегам. Речка стала городской сточной канавой. Зарастает камышом и осокой, покрывается ряской. Вода в ней сонная, стоячая, мутная. Возродится ли она в прежнюю Муху-егозу или станет грязным болотом?

Надо отметить, что есть в фильме и позитивный образ – соседка Мишель, жена маньяка. Правда, она подается несколько снисходительно, как не от мира сего. Да, она будто не участвует в бурлящем потоке жизни, но с ней уживается само Зло. Заметьте, не причиняя ей вреда. Зло рядом с ней теряет свою силу. А почему? Потому что она … светлая, чистая …, не плодит и не множит зла. А Мишель чем занимается? Да, про таких, как соседка, говорят: «Не создан ты для нашей доли, ты для себя лишь хочешь воли». Но если честно, какую соседку в реальной жизни хотелось бы иметь лично тебе? Мне – такую, а не проблемную Мишель. Потому что хочется легкого, светлого, чистого.… Потому что лучше жить рядом с возвышающим душу храмом, чем с полезным мусороперерабатывающим заводом.

И потом … прощальные слова соседки: «спасибо Вам за то, что хоть на мгновение дали ему то, чего он хотел». Не милосердие ли это? Не сострадание ли? А может, любовь? Всеобщая любовь или только для себя? Вот еще параллельная мысль.

Чем отличается искусство кино от кинобизнеса? Искусство обращено к людям. Оно освещает проблему так, что каждый становится участником происходящего и ищет свой способ решения проблемы. Искусство обогащает человека.
Кинобизнес ищет денег для создателей, использует зрителя в своих целях, привлекает зрителя, чтобы обобрать его. Чужой бизнес отнимает у вас деньги.

Что же сделал П. Верховен?

А что остается зрителю после просмотра фильма «Она»? – А зрителю «хочется легкого, светлого, нежного, раннего, хрупкого, пустопорожнего, и безрассудного, и безмятежного, НАПРОЧЬ ЗАБЫТОГО и НЕВОЗМОЖНОГО». Короче, зритель с надеждой ждет, когда же появится «ОН»?
21.10.2017

Все права на эту публикацую принадлежат автору и охраняются законом.